1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по истории России предназначена для 6 класса общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
2.Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт)
3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
4. Рабочей программы по истории России к учебнику для 6 класса авторов И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.
5.Учебного плана МБОУ Царёво-Займищенской ООШ
6. Календарного учебного графика МБОУ Царёво -_Займищенской ООШ на 2020-2021 уч.год.
Целью школьного исторического образования является формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование личностной позиции в отношении к основным этапам развития российского государства и общества, а также к современному образу России.
Задачи изучения истории в школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Базовые принципы школьного исторического образования:
идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
ценности гражданского общества — верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
познавательное значение российской истории;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
2. Планируемые предметные результаты обучения
6 класс
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ
К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
(УШ—ХУ вв.)
Выпускник научится:
локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях средневековой российской истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:
целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
3. Содержание программы
6 класс
Раздел 1
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ
К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (40часов)
Введение
Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.
Восточная Европа в середине I тыс. н.э.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Xозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Xазарский каганат. Волжская Булгария.
Образование государства Русь
Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.
Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Смоленщина в далёком прошлом. Древние балты.
Кривичи
Русь в конце X — начале XII века
Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: «Русская Правда», церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.
Смоленская земля в IX-XI веках
Культурное пространство
Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII — начале XIII века
Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Смоленщина в XII веке.
Княжество Смоленское в XIII веке.
Русские земли в середине XIII—XIV веке
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII—XV веках
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое Поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Политическая жизнь Смоленского края
Смоленская земля в XIV веке
Культурное пространство
Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Культура Смоленщины X-XIII веков
Формирование единого Русского государства в XV веке Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Включение смоленской земли в состав ВКЛР. Грюнвальдская битва. Гражданская война в ВКЛР
Культурное пространство
Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Региональный компонент
Наш регион в древности и Средневековье.
4. Тематическое планирование
Тема | Количество часов |
Введение | 1 |
Тема 1.Народы и государства на территории нашей страны в древности | 4 |
Тема 2. Русь в IX — первой половине XII века | 10 |
Тема 3. Русь в середине XII — начале XIII века | 6 |
Тема 4. Русские земли в середине XIII — XIV веке | 6 |
Тема 5. Русские земли в XIII — первой половине XV века | 4 |
Тема 6. Формирование единого Русского государства в XV веке | 7 |
Резерв | 2 |
Всего часов | 40 |
5. Календарно-тематическое планирование
по истории России ( к учебнику И.Л.Андреева, И.Н.Фёдорова "История России" с древнейших времён до XVI века)
Класс:_____6 класс___________________________________________________
Учитель:____Патюпа Оксана Владимировна__________________________
Кол-во часов за год:
Всего _____40__________________
В неделю ____2__( второе полугодие)______
Плановых контрольных работ:___7_______,
№ урока, темы | Содержание урока | Вид деятельности учащегося | Дата проведения | Дата по факту |
Введение. | Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. История России — история всех населяющих ее народов. Как работать с учебником | Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников Характеризовать источники по российской истории Использовать информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории | | |
Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 часа) |
2. Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины. | Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии | Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам Составлять рассказ об их жизни Давать определение понятия археологическая культура Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов Проводить первичный анализ находок со стоянки Сунгирь (по описанию и реконструкции) | | |
3. История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. — середине VI в. н. э. | Народы, проживавшие в Восточной Европе до середины I тыс. н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Великое переселение народов | Характеризовать особенности жизни отдельных народов Восточной Европы в древности Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой истории Определять признаки принадлежности людей к тому или иному народу Сравнивать образ жизни греков и народов Северного Причерноморья Характеризовать изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов Анализировать фрагменты рассказа Геродота о скифах | | |
4. Первые государства на территории Восточной Европы. | Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Страны и народы Восточной Европы. Хазарский каганат. Волжская Булгария | Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту) Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и русах | | |
5. Повторение и контроль. Контрольный тест. | Итоги уроков 2—4 | Систематизировать исторический материал о народах и государствах нашей страны в древности Выполнять контрольные тестовые задания по истории (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | | |
Русь в IX — первой половине XII века (10 часов) |
6—7. Образование Древнерусского государства. Смоленщина в далёком прошлом. | Первые древнерусские князья. Объединение земель восточных славян. Дань и полюдье. Первые законы Древнерусского государства. Отношения с Византийской империей, странами Европы, кочевниками. Русь в международной торговле. Язычество и князья. Смоленщина в далёком прошлом. Древние балты. Кривичи. | Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы) Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами Готовить сообщение / презентацию об одном из правителей Древней Руси (используя миниатюры из Радзивилловской летописи, помещенные на интернет-сайте: Ьттр://гас12т1оУ5кауа-1етор15.ги/ и другие изображения) | | |
8—9. Русь в конце Х — первой половине XI в. Становление Государства. | Принятие христианства и его значение. Новая система управления Русской землей. Волости. Князь и вече. Ярослав Мудрый. | Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах Объяснять причины отказа от язычества и выбора православия Давать оценку значения принятия христианства на Руси Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику | | |
10—11. Русь в середине XI — начале XII в. Смоленская земля в IX-XI веках. | Княжеские усобицы. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Русь при Яро-славичах. Народные восстания и половецкая угроза. Княжеские съезды. «Русская Правда». Владимир Мономах. Смоленская земля в IX-XI веках. | Характеризовать причины народных восстаний на Руси в XI — начале XII в. Составлять характеристику (исторический портрет) Владимира Мономаха Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории Описывать взаимоотношения русских княжеств с половцами и объяснять эволюцию этих отношений Анализировать информацию о народных выступлениях в «Повести временных лет» | | |
12. Общественный строй Древней Руси. | Древнерусские города. Городское население. Крестьянские общины. Княжеское хозяйство. Категории зависимого населения | Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси (используя информацию учебника и отрывки из «Русской Правды») Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, челядь, закуп, рядович, тиун, вервь, смерд Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по древнерусскому городу» (вариант: «Путешествие в древнерусское село») | | |
13—14. Древнерусская культура. Культура Смоленщины X-XIII веков | Двоеверие. Христианство и славянская письменность. Литература. Изобразительное искусство. Зодчество. Культура Смоленщины X-XIII веков | Рассказывать о развитии культуры Древней Руси Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) | | |
15. Повторение и контроль. Контрольный тест. | Итоги уроков 6—14 | Выполнять контрольные тестовые задания по истории Древней Руси (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности Систематизировать исторический материал о Древней Руси Характеризовать общие черты и особенности раннесредневекового периода истории Руси и Западной Европы | | |
Русь в середине XII — начале XIII века (6 часов) |
16. Начало удельного периода. Смоленщина в XII в.- XIII веках. | Княжества Южной Руси Причины распада Древней Руси. Три типа государственности в удельный период. Южнорусские княжества. Отношения с половцами. Смоленщина в XII веке. Княжество Смоленское в XIII веке | Давать определения понятий: удел, политическая раздробленность Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества Продолжать описание эволюции взаимоотношений русских земель с половцами | | |
17. Княжества СевероВосточной Руси. | Обособление Ростово-Суз-дальской земли. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и его политика. Всеволод Большое Гнездо | Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздаль-ского княжества Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества Составлять характеристику (исторический портрет) Андрея Боголюбского и объяснять причины его убийства Объяснять причины и последствия усиления княжеской власти во Владимиро-Суздальской земли. | | |
18. Боярские республики Северо-Западной Руси. | Возвышение Новгорода. Установление республиканских порядков в Новгороде. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли | Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала) Характеризовать православный храм как образ мира древнерусского человека Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XII — начала XIII в. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации) | | |
19—20. Культура Руси в домонгольский период. | Начало формирования общерусской культуры. Картина мира. Смысл древнерусских изображений и текстов. Православный храм | Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала) Характеризовать православный храм как образ мира древнерусского человека Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XII — начала XIII в. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации) | | |
21. Повторение и контроль. Контрольный тест. | Итоги уроков 16—20 | Систематизировать исторический материал о развитии русских земель в домонгольский период Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | | |
Русские земли в середине XIII — XIV веке (6 часов) |
22. Походы Батыя на Русь. | Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.); сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения Объяснять причины успеха монголов Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию | | |
23. Борьба Руси с западными завоевателями. | Завоевание крестоносцами Прибалтики. Русь и Орден крестоносцев. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Раковорская битва | Рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем) Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель Объяснять причины успеха русских в данных сражениях Начать составление характеристики (исторического портрета) Александра Невского (используя материалы интернет-сайта: Ьттр://\л/\л/\лла-пеУ5ку.ги/ и другие источники) | | |
24—25. Русь и Золотая Орда. Смоленская земля в XIV веке. | Последствия монгольского нашествия. Борьба за первенство на Руси. Зависимость русских земель от Золотой Орды. Борьба против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Политическая жизнь Смоленского края Смоленская земля в XIV веке | Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды Характеризовать повинности населения Завершить составление характеристики (исторического портрета) Александра Невского Объяснять смысл понятий: баскак, ярлык, «выход» | | |
26. Москва и Тверь. | Начало соперничества Москвы и Твери. Борьба за великое княжение. Начало правления Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы | Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества Раскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана Калиты | | |
27. Повторение и контроль. Контрольный тест. | Итоги уроков 22—26 | Систематизировать исторический материал о монгольском и других нашествиях и их последствиях Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | | |
Русские земли в XIII — первой половине XV века (4 часа) |
28.Начало объединения русских земель вокруг Москвы. | Деятельность Ивана Калиты. Удельно- вотчинная система. Наследники Ивана Калиты. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша. | Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы Готовить сообщение/презентацию о Куликовской битве (используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище», помещенные на интернет-сайте: ПМр://ргосИд1. Ы.ик/П1са+/гесога!.а5р?М$Ю=8122 &Со11Ю=58&Ы$+аг+=51) Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия | | |
29. Московское княжество в конце XIV — середине XV в. | Правление Василия I. Феодальная война второй четверти XV в., ее значение для процесса объединения русских земель. Поместная система и служилые люди. Юрьев день | Показывать на исторической карте расширение территории Московской Руси Характеризовать политику Василия I Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян Давать определения понятий: пожилое, поместье, Юрьев день | | |
30. Соперники Москвы. Включение смоленской земли в состав ВКЛР. Грюнвальдская битва. Гражданская война в ВКЛР. | Формирование Литовско-Русского государства. Гедимин. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Тверь и Великий Новгород в XV в. Включение смоленской земли в состав ВКЛР. Грюнвальдская битва. Гражданская война в ВКЛР. | Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского Характеризовать политику литовских князей Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счет русских земель Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы | | |
31. Повторение и контроль. Контрольный тест | Итоги уроков 28—30 | Систематизировать исторический материал об изученном периоде Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | | |
Формирование единого Русского государства в XV веке (6 часов) |
32. Объединение русских земель вокруг Москвы. | Иван III. Завершение политического объединения русских земель. Ликвидация ордынского владычества. Войны с Литвой. Историческое значение возникновения единого Русского государства | Объяснять причины победы Москвы над Великим Новгородом и Тверью Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана III Объяснять значение создания единого Русского государства | | |
33. Русское государство во второй половине XV — начале XVI в. | Усиление великокняжеской власти. Органы управления государством. Боярство и местничество. Государство и Церковь | Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана III Сравнивать боярство и дворянство Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, поместье Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской государственности Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью Объяснять суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами, причины победы иосифлян | | |
34—35. Культура Руси XIV — начала XVI в. | Летописание. Литература. Зодчество. Изобразительное искусство | Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XV вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений / презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, на интернет-сайтах, или непосредственных наблюдений, в том числе с использованием регионального материала) Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XIV—XV вв. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации) | | |
36. Повторение и контроль. Контрольный тест | Итоги уроков 32—35 | Систематизировать исторический материал об изученном периоде Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе Высказывать суждения о значении наследия периода объединения русских земель вокруг Москвы для современного общества Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | | |
37. Итоговое повторение и обобщение. Итоговый тест. | Заключение | Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времен до начала XVI в. Выполнять контрольные тестовые задания по истории Руси с древнейших времен до начала XVI в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) | | |
38.Смоленщина в древности и средневековье. | Заключение. | | | |
39-40 | Резерв. | | | |