СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому (родному) языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому (родному) языку»









Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа №14 х. Ильинов



«Утверждаю»

Директор МБОУ-ООШ № 14

Приказ от 31.08.2020 170

_________Т.В. Колесникова




Рабочая программа

по родному (русскому) языку

начального общего образования

для 4 класса



___34_____ часа

Учитель: Дводненко О.А.




Программа разработана на основе программы курса «Русский родной язык»

(авт.О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов,и др.) издательство «Просвещение» 2020 г


2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК:

  • Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ ";

  • Приказ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении ФГОС НОО» (с изменениями);

  • Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование;

  • Авторская программа О. М. Александровой, Л. А. Вербицкой, С. И. Богданова,и др «Русский родной язык»;

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов;

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - основной общеобразовательной школы №14 х.Ильинов Мартыновского района Ростовской области;

  • Учебный план МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2020-2021 учебный год.


Рабочая программа предмета рассчитана на 34часа в 4 классе


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


Программа обеспечивает достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе;

  • положительного отношения к урокам русского языка;

  • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

  • интереса к языковой и речевой деятельности;

  • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

  • представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

  • первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.



Метапредметные результаты

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

приобщение к литературному наследию русского народа;

обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;

понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковыхсредств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

совершенствование умений пользоваться словарями:

использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебныхэтимологических словарей для уточнения происхождения слова;

использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;

3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.), определение языковых особенностей текстов;

умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

соблюдение основных норм русского речевого этикета:

соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.



Предметные результаты

ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»

Обучающийся научится:

  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

  • использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;

  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.

При реализации содержательной линии «Язык в действии»

Обучающийся научится:

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

  • осознавать смыслоразличительную роль ударения;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

  • владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК».

На изучение Родного (русского) языка в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 часа)


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например,матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на местеи т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Раздел 2. Язык в действии (10 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).













Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

план

Факт

(обоснование)

Раздел 1.Русский язык: прошлое и настоящее -12 часов

1

Слова, связанные с качествами и чувствами людей

1

02.09



2

Слова, называющие родственные отношения

1

09.09


3

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей.

1

16.09



4

Сравнение с пословицами и поговорками других народов

1

23.09


5

Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

1

30.09


6

Русские традиционные эпитеты

1

07.10


7

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира

1

14.10



8

Русские слова в языках других народов.

1

21.10


9

Проектное задание: «Откуда это слово появилось в русском языке»

1

28.10



10

Проектное задание : «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»;

1

11.11



11

Проектное задание::«Русские слова в языках других народов».

1

18.11


12

Защита проектов.


1

25.11


Раздел 2. Язык в действии – 10 часов

13

Как правильно произносить слова

1

02.12



14

Как правильно произносить слова

1

09.12



15

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).

1

16.12




16


Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).


1


23.12


17

Как сочетаются слова

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений

1

13.01



18

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений

1

20.01


19

История возникновения и функции знаков препинания

1

27.01



20

История возникновения и функции знаков препинания

1

03.02



21

Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

1

10.02



22

Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

1

17.02


Раздел 3. Секреты речи и текста – 12 часов

23

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

1

24.02



24

Информативная функция заголовков.

1

03.03



25

Типы заголовков.

1

10.03


26

Составление плана текста, не разделенного на абзацы.

1

17.03


27

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

1

31.03



28

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.


1

07.04



29

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

1

14.04



30

Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

1

21.04


31

Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

1

28.04



32

Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

1

05.05


33

Синонимия речевых формул

1

12.05



34

Синонимия речевых формул

1

19.05



Итого – 34 часа







РАССМОТРЕНО

Протокол заседания методического объединения

МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов

от _________ 202___ года

№ _____





СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР О.В.Петрова

______________ 202___г.






19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!