ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» разработана на основе авторской программы «Математика. 1-4 классы» (Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. по УМК «Школа России»), в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.
Цели:
развитие логического и знакового мышления, пространственного воображения, математической речи (умение строить рассуждения, выбирать аргументацию); развитие умения различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи; — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Математика» с 2,3,4 класс отводится 408 ч. На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.
1.В связи с дистанционным обучением (COVID-19) повторить во 2 классе (в течение года) следующие темы: «Сложение и вычитание с переходом через десяток», «Решение составных задач на нахождение суммы».
2.В связи с дистанционным обучением (COVID-19) повторить и закрепить в 4 классе (в течение года) следующие темы:
«Внетабличное умножение и деление», «Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2»,
«Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22», Решение задач.
«Приёмы письменного деления на однозначное число», «Разряды счётных единиц».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс
Личностные |
Учащийся научится: -понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами; -проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы); -самостоятельно выполнять работу и осознавать личную ответственность за проделанную работу; -элементарным правилам общения (знание правил общения и их применение); -понимать основы гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений); - уважать семейные ценности, понимать необходимость бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей. | Учащийся получит возможность научиться: -отражать математическими способами отношения между различными объектами окружающего мира; -первичному (на практическом уровне) пониманию значения математических знаний в жизни человека и умению решать практические задачи с использованием математических знаний; -проводить самоконтроль и оценку результатов учебной деятельности. |
Метапредметные |
Регулятивные |
Учащийся научится: -понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; -составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач; -выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; -в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный. | Учащийся получит возможность научиться: -принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению; -оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления; -выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки; -контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений. |
Познавательные |
Учащийся научится: -строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах; -описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи; -понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами; -иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре; -применять полученные знания в изменённых условиях; -осваивать способы решения задач творческого и поискового характера; выполнять сравнение, обобщение, классификацию заданных объектов; -выделять из предложенного текста информацию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их; -осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видео-носители, а также Интернет с помощью взрослых); -представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы). | Учащийся получит возможность научиться: -фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях); -осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур; -анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблица). |
Коммуникативные |
Учащийся научится: -строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; -оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос; -уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения; -принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; -вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра, по обсуждаемому вопросу; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь. | Учащийся получит возможность научиться: -самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать; -контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения. |
Предметные |
Числа и величины |
Учащийся научится: -образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100; -сравнивать числа и записывать результат сравнения; -упорядочивать заданные числа; -заменять двузначное число суммой разрядных слагамых; -выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 – 5,35 – 30; -устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; -группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; -читать и записывать значения длины, используя изученные единицы измерения этой величины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см; 1 см = 10 мм; -читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; -определять по часам время с точностью до минуты; -записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к. | Учащийся получит возможность научиться: -группировать объекты по разным признакам; -самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор. |
Арифметические действия |
Учащийся научится: -воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания; -выполнять сложение и вычитание в пределах 100:в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком); -применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.- выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания; -называть и обозначать действия умножения и деления; -заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение суммой одинаковых слагаемых; -умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10; -читать и записывать числовые выражения в 2 действия; -находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок); -использовать термины уравнение, буквенное выражение. | Учащийся получит возможность научиться: -вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении; -решать одношаговые уравнения подбором неизвестного числа; -моделировать действия умножение и деление с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей; -раскрывать конкретный смысл действий умножение и деление; -применять переместительное свойство умножения при вычислениях; -называть компоненты и результаты действий умножения и деления; -устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения; -выполнять умножение и деление с числами 2 и 3. |
Работа с текстовыми задачами. |
Учащийся научится: -решать задачи в 1—2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление; -выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок; составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по числовому выражению, по решению задачи. | Учащийся получит возможность научиться: -решать задачи, используя общий план работы над задачей, проверять решение задач указанным способом |
Пространственные отношения. Геометрические величины. |
Учащийся научится: -распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой; -распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат); -выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки; -соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата). | Учащийся получит возможность научиться: -изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника. |
Геометрические величины |
Учащийся научится: -читать и записывать значения длины, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр); -вычислять длину ломаной, состоящей из 2—5 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника). | Учащийся получит возможность научиться: -выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации; -вычислять периметр прямоугольника (квадрата); -проводить логические рассуждения и делать выводы. |
Работа с информацией |
Учащийся научится: -читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания; -заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц; -понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания. | Учащийся получит возможность научиться: -самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. |
3 класс
Личностные |
У учащегося будут сформированы: -навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; - основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем; -положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе; -понимание значения математических знаний в собственной жизни; • понимание значения математики в жизни и деятельности человека; -восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание учительских оценок успешности учебной деятельности; -умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат. | Учащийся получит возможность для формирования: -начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира; -понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин; - интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач |
Метапредметные |
Регулятивные |
Учащийся научится: -находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки; - планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения; -проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно; - выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем. | Учащийся получит возможность научиться: -самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи; - адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе; -самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах; |
Познавательные |
Учащийся научится: - устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами; -проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы; - устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы; -выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям; -делать выводы по аналогии и проверять эти выводы; - проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения; -понимать базовые межпредметные понятия (число, величина, геометрическая фигура); - фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях); -смысловому чтению текстов математического содержания (общие умения) в соответствии с поставленными целями и задачами; • самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках. | Учащийся получит возможность научиться: - самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для её представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов; -осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий. |
Коммуникативные |
Учащийся научится: -строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; • понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения; -принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию. | Учащийся получит возможность научиться: -использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности; - согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию. |
Предметные |
Числа и величины |
Учащийся научится: -образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000; -сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот; -устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; -группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам; -читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие; -читать, записывать и сравнивать значениявеличины массы, используя изученные единицы этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе. | Учащийся получит возможность научиться: -классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия; - самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор. |
Учащийся научится: -выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a : a, 0 : a; - выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление (в том числе — деление с остатком); -выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1000; -вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок). | Учащийся получит возможность научиться: -использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; - вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв; решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. |
Работа с текстовыми задачами |
Учащийся научится: -анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже; -составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи; -преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос; -составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению; - решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз. | Учащийся получит возможность научиться: -сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах; -дополнять задачу с недостающими данными возможными числами; -находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный; -решать задачи на нахождение доли целого и целого по его доле; - решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты. |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры |
Учащийся научится: -обозначать геометрические фигуры буквами; - различать круг и окружность; - чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля. | Учащийся получит возможность научиться: • различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов; • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе; • читать план участка (комнаты, сада и др.). |
Геометрические величины |
Учащийся научится: - вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон; -выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними. | Учащийся получит возможность научиться: -выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации; -вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника. |
Работа с информацией |
Учащийся научится: -анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода; - устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами; -самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами; -выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы. | Учащийся получит возможность научиться -читать несложные готовые таблицы; -понимать высказывания, содержащие логические связки (… и …; если…, то…; каждый; все и др.), определять, верно или неверно приведённое высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах. |
4 класс
Личностные |
У выпускника будут сформированы: -основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания; уважительное отношение к иному мнению и культуре; -навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности; -навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе; мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; -интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики; -умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат; -навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, через систему определённых заданий и упражнений). | Выпускник получит возможность для формирования: -понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, -умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений; адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности; -устойчивого интереса к продолжению математического образования, -к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач. |
Метапредметные |
Регулятивные |
Выпускник научится: -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения; -определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Выпускник получит возможность научиться: -ставить новые учебные задачи под руководством учителя; -находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный |
Познавательные |
Выпускник научится: -учащийся научится: использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики; -владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; -владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; -работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики; -использовать способы решения проблем творческого и поискового характера; владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; -осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; -читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение. | Выпускник получит возможность научиться: -понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и -преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений; выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы; -устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения; -осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках; составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации; -распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы); -интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). |
Коммуникативные |
Выпускник научится: -строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; -признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию; -принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности; принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Выпускник получит возможность научиться: -обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе; -обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе. |
Предметные |
Числа и величины |
Выпускник научится: -образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000; -заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот; -устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; -группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам; -читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними. | - Выпускник получит возможность научиться: -классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия; -самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор. |
Арифметические действия |
Выпускник научится: -выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000), с использованием сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); -выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1); -выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; -вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок). | Выпускник получит возможность научиться: -выполнять действия с величинами; -выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия); -использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; -решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления; -находить значение буквенного выражения при заданных значениях, входящих в него букв. |
Работа с текстовыми задачами |
Выпускник научится: -устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью; -оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи. | Выпускник получит возможность научиться: -составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению; -решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); -начала, продолжительности и конца события; -задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; -задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.; -решать задачи в 3—4 действия; находить разные способы решения задачи. |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры |
Выпускник научится: -обозначать геометрические фигуры буквами; -различать круг и окружность; -чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля; | Выпускник получит возможность научиться: -различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов; -изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе; -читать план участка (комнаты, сада и др.). |
Геометрические величины |
- Выпускник научится: -вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон; выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз | Выпускник получит возможность научиться: -распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус; -вычислять периметр многоугольника; -находить площадь прямоугольного треугольника; -находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники. |
Работа с информацией |
Выпускник научится: -анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода; -устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами; -самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами; -выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы. | Выпускник получит возможность научиться: -читать несложные готовые таблицы; -понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Наименование разделов | Количество часов |
2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация. | 16 | - | - |
2 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 71 | - | - |
3 | Числа от 1 до 100. Умножение и деление. | 39 | - | - |
4 | Итоговое повторение. | 10 | 8 | 8 |
5 | Сложение и вычитание. Числа от 1 до 100. | - | 9 | - |
6 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. | - | 56 | - |
7 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. | - | 26 | - |
8 | Нумерация. Числа от 1 до 1000. | - | 12 | - |
9 | Сложение и вычитание. Числа от 1 до 1000. | - | 11 | - |
10 | Умножение и деление. Числа от 1 до 1000. | - | 14 | - |
11 | Числа от 1 до 1000. Повторение. | - | | 16 |
12 | Числа, которые больше 1000. Нумерация. | - | | 11 |
13 | Числа, которые больше 1000. Величины. | - | | 15 |
14 | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. | - | | 13 |
15 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. | - | - | 73 |
| Резерв | | | 1 |
| Итого: | 136 | 136 | 136 |
| | Всего:408 |
Контрольные работы
Классы | Количество | Проекты |
1 | 1 | 2 |
2 | 10 | 2 |
3 | 10 | 2 |
4 | 10 | 2 |
2 КЛАСС (136 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация (16 ч)
Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен). Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (71 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Числовое выражение и его значение. Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6. Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 - х = 20, х - 2 = 8 способом подбора. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Решение задач в 1 - 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.
Проект. «Узоры и орнаменты на посуде» ,«Оригами».
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (39 ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение (10 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задач изученных видов.
3 КЛАСС (136 ч)
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч)
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Новый способ решения. Закрепление. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление пройденного материала. Решение задач.
Табличное умножение и деление (56 ч)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки. Проект «Математическая сказка».
Внетабличное умножение и деление (26 ч)
Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев вида
78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a * b, c : d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком. Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. Проект «Задачи-расчёты».
Числа от 1 до 1000. Нумерация (12 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11 ч)
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (14 ч)
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (8 ч)
4 КЛАСС (136 ч)
Числа от 1 до 1000. Повторение (16 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)»
Числа, которые больше 1000. Величины (15ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (13 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (73 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).Проект: «Математика вокруг нас»
Итоговое повторение (7 ч)
Резерв (1 ч)
УМК
Моро и др. Математика: Рабочие программы. Москва: Просвещение
Учебники:
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 2 класс. Часть 1,2.2019
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 3 класс. Часть 1,2.2020
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 4 класс. Часть 1,2.2016
Рабочие тетради:
Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 2 класс. Часть 1,2 – М: Просвещение,2020
Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 3 класс. Часть 1,2 – М: Просвещение,2020
Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 4 класс. Часть 1,2 – М: Просвещение,2020
В.Н.Рудницкая Устный счёт. Рабочая тетрадь. 2 класс-М.: Экзамен, 2018
Тематическое планирование
по предмету «Математика», 2 класс
(4 часа в неделю, 136 часов)
№ | Тема урока |
Числа от 1 до 100. Нумерация (16 часов) |
1 | Числа от 1 до 20. |
2 | Числа от 1 до 20. Решение задач |
3 | Десяток. Счёт десятками до 100. |
4 | Устная нумерация чисел от 11 до 100. |
5 | Письменная нумерация чисел до 100. |
6 | Однозначные и двузначные числа. |
7 | Единицы измерения длины: миллиметр. Пр. работа №1«Единицы длины. Построение отрезков заданной длины» |
8 | Наименьшее трёхзначное число. Сотня. |
9 | Входная контрольная работа. |
10 | Работа над ошибками. |
11 | Метр. Таблица единиц длины. |
12 | Случаи сложения и вычитания, основанные на разрядном составе слагаемых. |
13 | Единицы стоимости: рубль, копейка. |
14 | Единицы стоимости: рубль, копейка. Пр. работа №2«Монеты (набор и размен)». |
15 | Контрольная работа № 1 по теме «Нумерация чисел от 1 до 100». |
16 | Закрепление изученного |
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (71 час) |
17 | Обратные задачи. |
18 | Обратные задачи. Сумма и разность отрезков. Пр. работа №3 « Сумма и разность отрезков». |
19 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. |
20 | Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого. |
21 | Решение задач. Закрепление изученного. |
22 | Час. Минута. Определение времени по часам. Пр. работа №4 «Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты». |
23 | Длина ломаной. Закрепление изученного. |
24 25 | Закрепление изученного материала. Проверка знаний. |
26 | Порядок действий в выражениях со скобками. |
27 | Числовые выражения. |
28 | Сравнение числовых выражений. |
29 | Периметр многоугольника. |
30 | Свойства сложения. |
31 | Свойства сложения |
32 | Контрольная работа № 2 за 1 четверть. |
33 | Работа над ошибками. |
34 | Закрепление изученного |
35 | Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания. |
36 37 | Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18. |
38 | Приёмы вычислений для случаев вида 26+4. |
39 40 | Приёмы вычислений для случаев 30-7. |
41 | Приёмы вычислений для случаев вида 60-24. |
42 | Наши проекты. Узоры и орнаменты на посуде. |
43 44 | Решение задач. |
45 | Приём сложения вида 26+7. |
46 | Приёмы вычитания вида 35-7. |
47 | Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания. |
48 | Закрепление изученного. |
49 | Буквенные выражения |
50 | Контрольная работа № 3 по теме «Устное сложение и вычитание в пределах 100». |
51 | Работа над ошибками |
52 | Закрепление изученного. |
53 54 | Уравнение. |
55 | Контрольная работа № 4 за 1 полугодие. |
56 | Работа над ошибками. Закрепление изученного |
57 | Проверка сложения. |
58 | Проверка вычитания. |
59 | Закрепление изученного. |
60 | Письменный приём сложения вида 45+23. |
61 | Письменный приём вычитания вида 57-26. |
62 | Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. |
63 | Решение задач. |
64 | Прямой угол. Пр. работа №5« Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге». |
65 | Наши проекты. «Оригами». |
66 | Письменный приём сложения вида 37+48. |
67 | Письменный приём сложения вида 37+53. |
68 69 | Прямоугольник. |
70 | Письменный приём сложения вида 87+13. |
71 | Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. |
72 | Письменный приём вычитания вида 40-8. |
73 | Письменный приём вычитания вида 50-24. |
74 | Повторение и закрепление приёмов вычитания и сложения |
75 | Контрольная работа №5 по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания». |
76 | Работа над ошибками. |
77 | Письменный приём вычитания вида 52-24. |
78 79 | Повторение и закрепление письменных приёмов сложения и вычита ния. |
80 81 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. |
82 83 | Квадрат. |
84 85 | Закрепление пройденного материала. |
86 | Контрольная работа №6 по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100». |
87 | Работа над ошибками. |
Умножение и деление чисел от 1 до 100 (39 часов) |
88 89 90 | Конкретный смысл действия умножения. |
91 | Решение задач. |
92 | Периметр прямоугольника. |
93 | Умножение на 1 и на 0. |
94 95 | Название компонентов умножения. |
96 97 | Переместительное свойство умножения. |
98 | Закрепление изученного материала. |
99 | Контрольная работа №7 за 3 четверть. |
100 | Работа над ошибками |
101 | Закрепление изученного |
102 103 | Решение задач на деление. |
104 | Названия компонентов деления. |
105 106 | Взаимосвязь между компонентами умножения. |
107 | Приёмы умножения и деления на 10. |
108 109 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. |
110 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. |
111 | Контрольная работа №8 по теме «Умножение и деление». |
112 | Работа над ошибками. |
113 114 | Умножение числа 2. Умножение на 2. |
115 | Приёмы умножения числа 2. |
116 117 | Деление на 2. |
118 119 | Закрепление таблицы умножения и деления на 2. |
120 121 | Умножение числа 3. Умножение на 3. |
122 123 | Деление на 3. |
124 | Контрольная работа №9 по теме «Умножение и деление на 2 и 3». |
125 126 | Работа над ошибками. Закрепление таблицы умножения и деления на 2 и 3 |
Повторение (10 часов) |
128 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа (№10) |
129 | Нумерация чисел от 1 до 100. |
130 | Решение задач. Работа над ошибками |
131,132 | Сложение и вычитание в пределах 100.. |
133 | Числовые и буквенные выражения. Неравенства. |
134 | Единицы времени, массы, длины. |
135 | Решение задач |
136 | Табличное умножение и деление. Повторение и обобщение. |
| Итого: 136 |
| К/р-10: Проекты-2; Практ. раб-5 |
Тематическое планирование
по предмету «Математика», 3 класс.
(4 ч в неделю, 136 ч)
№ | Тема урока |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 часов) |
1 | Сложение и вычитание. |
2 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. |
3 | Выражение с переменной. Решение уравнений с неизвестным слагаемым. |
4 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. |
5 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. |
6 | Обозначение геометрических фигур буквами. |
7 | «Странички для любознательных». |
8 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
9 | Входная диагностическая работа. |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (56 часов) |
10 | Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения. |
11 | Закрепление. Повторение пройденного |
12 | Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления на 3. |
13 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. |
14 | Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса. |
15 | Порядок выполнения действий |
16 | Порядок выполнения действий. |
17 | Закрепление. Решение задач. |
18 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
19 | Контрольная работа № 1 по теме «Табличное умножение и деление». |
20 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного. Таблица умножения. |
21 | Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления. |
22 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
24 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. |
25 | Умножение пят и, на 5 и соответствующие случаи деления. |
26 | Задачи на кратное сравнение. |
27 | Решение задач на кратное сравнение. |
28 | Решение задач. Проверочная работа |
29 | Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления. |
30 | Решение задач. |
31 | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. |
32 | Решение задач. |
33 | Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления. |
34 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
35 | Контрольная работа № 2 за 1 четверть. |
36 | Работа над ошибками. «Странички для любознательных». |
37 | Проект «Математическая сказка». |
38 | Площадь. Единицы площади. |
39 | Квадратный сантиметр. |
40 | Площадь прямоугольника. |
41 | Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. |
42 | Решение задач. |
43 | Решение задач. |
44 | Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. |
45 | Квадратный дециметр. |
46 | Таблица умножения. |
47 | Решение задач. |
48 | Квадратный метр. |
49 | Решение задач. |
50 | «Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
51 | Умножение на 1. |
52 | Умножение на 0. |
53 | Случаи деления вида: а : а; а : 1 при а ≠ 0. |
54 | Деление нуля на число. |
55 | Решение задач. |
56 | Контрольная работа № 3 по теме «Табличное умножение и деление». |
57 | Работа над ошибками. Доли. |
58 | Окружность. Круг. |
59 | Окружность. Круг. |
60 | Диаметр окружности (круга). |
61 | Решение задач. |
62 | Единицы времени. |
63 | Единицы времени |
64 | Контрольная работа № 4 за 2 четверть. |
65 | Работа над ошибками. «Странички для любознательных». |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (26 часов) |
66 | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3. |
67 | Случаи деления вида 80 : 20. |
68 | Умножение суммы на число. |
69 | Умножение суммы на число. |
70 | Умножение двузначного числа на однозначное. |
71 | Умножение двузначного числа на однозначное. |
72 | Решение задач. |
73 | Выражения с двумя переменными. «Странички для любознательных». |
74 | Деление суммы на число. |
75 | Деление суммы на число. |
76 | Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2. |
77 | Связь между числами при делении. |
78 | Проверка деления. |
79 | Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. |
80 | Проверка умножения делением. |
81 | Решение уравнений. Закрепление пройденного по теме «Внетабличное умножение и деление». |
82 | «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. |
83 | Контрольная работа № 5 по теме «Внетабличное умножение и деление». |
84 | Работа над ошибками. Деление с остатком. |
85 | Деление с остатком. |
86 | Деление с остатком. Деление с остатком методом подбора. |
87 | Задачи на деление с остатком. |
88 | Случаи деления, когда делитель больше остатка |
89 | Проверка деления с остатком. |
90 | Наш проект «Задачи-расчёты». |
91 | «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. |
Числа от 1 до 1000. Нумерация (12часов ) |
92 | Устная нумерация чисел в пределах 1000. |
93 | Разряды счётных единиц. |
94 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. |
95 | Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. |
96 | Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. |
97 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. |
98 | Контрольная работа № 6 по темам «Решение задач и уравнений. Деление с остатком». |
99 | Работа над ошибками. Сравнение трёхзначных чисел. |
100 | Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000. |
101 | Единицы массы. |
102 | Контрольная работа № 7 за 3 четверть. |
103 | Работа над ошибками. «Странички для любознательных». «Проверим себя и оценим свои достижения». |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11 часов) |
104 | Приёмы устных вычислений. |
105 | Приёмы устных вычислений вида: 450 + 30, 620–200. |
106 | Приёмы устных вычислений вида: 470 + 80, 560–90. |
107 | Приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670–140. |
108 | Приёмы письменных вычислений. |
109 | Письменное сложение трёхзначных чисел. |
110 | Приёмы письменного вычитания в пределах 1000. «Что узнали. Чему научились». |
111 | Виды треугольников. |
112 | Закрепление. Решение задач по теме «Сложение и вычитание многозн. чисел». «Странички для любознательных». |
113 | Контрольная работа № 8 «Приемы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел». |
114 | Работа над ошибками |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (14 часов) |
115 | Приёмы устных вычислений вида: 180 · 4, 900 : 3. |
116 | Приёмы устных вычислений вида: 240 · 4, 203 · 4, 960 : 3. |
117 | Приёмы устных вычислений вида: 100 : 50, 800 : 400. |
118 | Виды треугольников. Приёмы устных вычислений в пределах 1000. «Странички для любознательных». |
119 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. |
120 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление. |
121 | Закрепление по теме «Умножение многозначного числа на однозначное». |
122 | Приём письменного деления на однозначное число. |
123 | Приём письменного деления на однозначное число. |
124 | Проверка деления. |
125 | Приём письменного деления на однозначное число. |
126 | Знакомство с калькулятором. |
127 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
128 | Контрольная работа № 9 «Приёмы письменного умножения и деления в пределах 1000». |
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (8 часов) |
129 | Нумерация. Сложение и вычитание. Геометрические фигуры и величины. |
130 | Умножение и деление. Задачи. |
131 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа( № 10) |
132 | Работа над ошибками. Решение задач |
133 | Геометрические фигуры и величины. |
134 | Правила о порядке выполнения действий. |
135,136 | Решение задач |
| Итого: 136 часов |
| к/р-10 |
Тематическое планирование
по предмету «Математика», 4 класс
(4 часа в неделю, 136 часов)
№ | Тема урока |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Повторение (16 часов) |
1 | Нумерация. Счёт предметов. Разряды |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых |
4 | Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2,87:29, 66:22. Решение задач. |
5 | Вычитание трёхзначных чисел |
6 | Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные |
7 | Письменное умножение однозначных чисел на многозначные |
8 | Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные |
9 | Деление трёхзначного числа на однозначное. |
10 | Входная контрольная работа |
11-12 | Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число |
13 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль |
14 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм |
15 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».Решение задач |
16 | Контрольная работа №1по теме «Сложение и вычитание Повторение.» |
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 часов) |
17 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч |
18 | Чтение многозначных чисел |
19 | Запись многозначных чисел |
20 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых |
21 | Сравнение многозначных чисел |
22 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз |
23 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда |
24 | Класс миллионов и класс миллиардов |
25 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
26 | Контрольная работа №2 по теме «Нумерация» |
27 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)» |
Величины (15часов) |
28 | Единица длины – километр. Таблица единиц длины |
29 | Соотношение между единицами длины |
30 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр |
31 | Таблица единиц площади |
32 | Определение площади с помощью палетки |
33 | Масса. Единицы массы: центнер, тонна |
34 | Таблица единиц массы |
35 | Контрольная работа №3 за 1 четверть |
36 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками |
37 | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя |
38 | Единица времени – сутки |
39 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события |
40 | Единица времени – секунда |
41 | Единица времени – век |
42 | Таблица единиц времени. |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (13 часов) |
43 | Устные и письменные приёмы вычислений |
44 | Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032 |
45 | Нахождение неизвестного слагаемого |
46 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого |
47 | Нахождение нескольких долей целого |
48 | Нахождение нескольких долей целого |
49 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий |
50 51 | Сложение и вычитание значений величин |
52 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме |
53 | Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание» |
54 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Решение задач. |
55 | «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера .Повторение пройденного. |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (73часа) |
56 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 |
57 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное |
58 | Умножение на 0 и 1 |
59 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. |
60 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя |
61 | Деление многозначного числа на однозначное. |
62 | Письменное деление многозначного числа на однозначное |
63 | Контрольная работа № 5 за 2 четверть |
64 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на однозначное |
65 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. |
66 | Письменное деление многозначного числа на однозначное |
67 | Решение задач на пропорциональное деление. |
68 | Письменное деление многозначного числа на однозначное |
69 | Решение задач на пропорциональное деление |
70 | Деление многозначного числа на однозначное |
71 | Деление многозначного числа на однозначное. |
72 | «Проверим себя и оценим свои достижения». Анализ результатов. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
73 | Контрольная работа № 6 по теме «Умножение и деление на однозначное число» |
74 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Решение текстовых задач |
75 | Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости |
76 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
77 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние |
78 | Решение задач на движение. |
79 | Умножение числа на произведение |
80 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
81 | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
82 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями |
83 | Решение задач на одновременное встречное движение |
84 | Перестановка и группировка множителей |
85 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» |
86 87 | Деление числа на произведение |
88 | Деление с остатком на 10, 100, 1 000 |
89 | Составление и решение задач, обратных данной |
90 91 92 93 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
94 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях |
95 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
96 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
97 | Проект: «Математика вокруг нас» |
98 | Контрольная работа № 7 за 3 четверть |
99 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Умножение числа на сумму |
100 | Умножение числа на сумму |
101 102 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное |
103 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям |
104 | Решение текстовых задач |
105 106 107 108 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
109 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
110 | Письменное деление многозначного числа на двузначное |
111 | Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком |
112 | Письменное деление многозначного числа на двузначное |
113 | Деление многозначного числа на двузначное по плану |
114 | Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры |
115 | Деление многозначного числа на двузначное |
116 | Решение задач |
117 | Письменное деление на двузначное число (закрепление) |
118 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули |
119 | Письменное деление на двузначное число (закрепление). |
120 | Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление» |
121 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
122 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на трёхзначное |
123 | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. |
124 | Деление на трёхзначное число |
125 | Проверка умножения делением и деления умножением |
126 | Проверка деления с остатком |
127 | Проверка деления |
128 | Контрольная работа № 9 за 4четверть |
Итоговое повторение (8 часов) |
129 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». |
130 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа(№10) |
131 | Нумерация. Выражения и уравнения |
132 | Арифметические действия. Порядок выполнения действий. |
133 | Величины |
134 | Геометрические фигуры. |
135 | Умножение и деление |
136 | Резерв |
| К.р.-10 пр.р.-7 Проект-2 Итого: 136 ч |