СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы «Окружающий мир. 1-4» (Плешакова А. А. по УМК «Школа России») в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы «Окружающий мир. 1-4» (Плешакова А. А. по УМК «Школа России») в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.

Цели:

-формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Задачи:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчита­на на 204 ч: 2, 3 и 4 клас­сы — по 68ч (34 учебные недели).

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2 класс

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успеха в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.


Метапредметные

Регулятивные 

Обучающийся научится:

-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

-Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

- Использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты) , работая по предложенному плану, .


.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Обучающийся научится:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг.

-Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.



Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

-донести свою позицию до других:

-оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

-Вступать в беседу на уроке и в жизни.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- навыкам взаимоконтроля.



Предметные

Раздел «Человек и природа»

Обучающийся научится:

- различать изученные группы растений и животных;

-оценивать правильность поведения людей в природе;

– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-выделять общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств.

– узнавать, называть и описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления неживой природы;

– приводить примеры явлений природы своей местности;

– знать особенности сезонов года своего края

-различать объекты природы и рукотворного мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

-ориентироваться на местности с помощью компаса;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, уметь определять температуру воздуха. воды и тела человека с помощью термометра;

-устанавливать связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

-осуществлять уход за растениями и животными;

– следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

-определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);-

-различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

-приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Раздел: «Правила безопасной жизни»

Обучающийся научится:

– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

Раздел: «Человек и общество»

Обучающийся научится:

– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

– описывать достопримечательности столицы и родного края

– различать прошлое, настоящее, будущее;

– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников) том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

-уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

-называть нашу планету, родную страну и ее столицу, регион, где живут учащиеся; родной город;

-различать государственную символику России;

-называть государственные праздники.

Обучающийся получит возможность научиться:

-описывать отдельные изученные события из истории Отечества;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.


3 класс


Личностные

У обучающихся будут сформированы -оценивать свое отношение к учебе;

-уважительно относиться к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

-бережно относиться к материальным и духовным ценностям;

-ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

- относиться к культуре разных народов.


Обучающийся получит возможность для формирования:

-интересоваться и мотивировать творческий труд;

-интересоваться изучаемым предметом;

осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.

анализировать свои переживания и поступки;

-развивать способности к самооценке;

-развивать симпатии, способности к сопереживанию другим людям;

-Бережно относиться к живой природе

Метапредметными

Регулятивные

Обучающийся научится:

-Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем .

-Сверять свои действия с целью, работая по плану, и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев в диалоге с учителем.

-Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

- Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

-Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные:

Обучающийся научится:

-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности;

-подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствие с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

-делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

-осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

-представлять информацию в форме небольшого текста, ответа на вопросы, результата выполнения заданий (устно и письменно), простого плана повествовательного текста;

-участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.


Коммуникативные

Обучающийся научится:

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

-строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности).

Обучающийся получит возможность научиться:

-аргументировать свою точку зрения;

употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;

находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет;

-контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других учеников, работающих в группе, паре;

-использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий при работе в паре, в группе, во время участия в проектной деятельности;

согласовывать свою позицию с позицией других участников по работе.



Предметные

Раздел: «Человек и природа»

Обучающиеся научатся:

-узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

-проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

-использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

-использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; - понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

-пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

-выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Раздел: «Правила безопасной жизни»

Обучающиеся научатся:

- осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

- соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; -объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

-составлять и выполнять режим дня.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

- следовать правилам здорового образа жизни;

-соблюдать правила противопожарной безопасности;

-оказывать первую помощь при лѐгких травмах (порез, ушиб, ожог).

Раздел: «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

- различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы, родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

-различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

– находить на карте России Архангельскую область и г. Архангельск.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

-ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



4 класс


Личностные

У выпускника будут сформированы:

-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

-умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

-чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

-осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

-понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

-уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

-эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

-этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

-мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Выпускник получит возможность для формирования:

-навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;

-установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

-мотивации к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.


Метапредметные

Регулятивные

Выпускник научится:

-понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

-сохранять учебную задачу в течение всего урока;

-ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

планировать свои действия;

-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

-контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.


Познавательные

Выпускник научится:

-понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

-осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

-строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

-проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

-моделировать экологические связи в природных сообществах.

Выпускник получит возможность научиться:

-строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

- строить доказательство своей точки зрении по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

-проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

-моделировать экологические связи в природных сообществах.


Коммуникативные

Выпускник научится:

-включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

-формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

аргументировать свою позицию;

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

-составлять рассказ на заданную тему;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Выпускник получит возможность научиться:

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.





Предметные

Раздел: «Человек и природа»

Выпускник научится:

-описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

-узнавать и сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

-проводить наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

-использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

-использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

-использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

-определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа.

Выпускник получит возможность научиться:

-использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

-моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

-пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

-выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


Раздел: « Человек и общество»

Выпускник научится:

-узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

-различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

-использовать различные справочные издания о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

-ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

-определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


п/п


Разделы, темы

Количество часов

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Где мы живём?

3

-

-

2

Природа.

21

-

-

3

Жизнь города и села.

9

-

-

4

Здоровье и безопасность.

10

-

-

5

Общение.

6

-

-

6

Путешествия.

19

-

-

7

Как устроен мир.

-

8

-

8

Эта удивительная природа.

-

20

-

9

Мы и наше здоровье.

-

10

-

10

Наша безопасность.

-

8

-

11

Чему учит экономика?

-

12

-

12

Путешествия по городам и странам.

-

10

-

13

Земля и человечество.

-

-

9

14

Природа России.

-

-

10

15

Родной край-часть большой страны.

-

-

14

16

Страницы всемирной истории.

-

-

5

17

Страницы истории России.

-

-

20

18

Современная Россия.

-

-

9


Резерв


-

1


Итого:

68

68

68


Всего:204


2 класс — 68 ч

Где мы живем (3 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна   — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и   т.   д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные   — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома   — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Проект «Родной город».

Природа (21 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце   — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы:

  • знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;

  • знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений;

отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту».

Жизнь города и села (9 ч)

 Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.

Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
      Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).Проект «Профессии».

Здоровье и безопасность (10 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение (6 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.

Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета. Проект «Родословная»

Путешествия (19 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты. Проект «Города России», «Страны мира».


3 класс — 68 ч

Как устроен мир (8 часов)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра­жение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия – наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает? Проект «Богатства, отданные людям»

Эта удивительная природа (20 часов)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Проект «Разнообразие природы родного края»

Мы и наше здоровье (10 часов)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь­ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан­ка. Значение физического труда и физкультуры для разви­тия скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса. Проект «Школа кулинаров»

Наша безопасность (8 часов)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.Проект «Кто нас защищает»

Чему учит экономика (12 часов)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами. Проект «Экономика родного края»

Путешествие по городам и странам (10 часов)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человече­ства – долг всего общества и каждого человека. Проект «Музей путешествий»

4 класс — 68 ч


Земля и человечество (9 часов).

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла­нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного не­ба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра­фической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 часов).

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической кар­те изучаемых географических объектов; поиск и показ изу­чаемых объектов на карте природных зон России; рассмат­ривание гербарных экземпляров растений различных при­родных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край-часть большой страны (14 часов).

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными прес­ного водоема, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассмат­ривание образцов полезных ископаемых своего края, определе­ние их свойств; рассматривание гербарных экземпляров расте­ний различных сообществ, их распознавание с помощью атла­са-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 часов).

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 часов).

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна горо­дов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй — последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура 1'ш сии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримеча­тельностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объ­екты на исторических картах.

Современная Россия (9 часов).

Мы — граждане России. Конституция России — наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.

Резерв (1час)

Темы проектов в 4 классе предлагаются на выбор.


УМК

Плешаков А.А. Рабочие программы по окружающему миру . 1-4 классы.–М: Просвещение

Учебники:

Плешаков А. А. Окружающий мир.. 2 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч.- М.: Просвещение , 2019.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение , 2020.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч.– М.: Просвещение , 2016.

Рабочие тетради:

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2020.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2020.

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2020.






1

Тематическое планирование

по предмету «Окружающий мир», 2 класс

(2 часа в неделю, 68 часов)

Тема урока

Где мы живём? (3 часа)

1

Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём.

2

Россия – священная наша держава.

3

Что нас окружает? Наше отношение к окружающему.

Природа (21 час)

4

Живая и неживая природа.

5

Явления природы.

6

Как измеряют температуру?

Пр. работа № 1 «Измерение температуры».

7

Что такое погода?

8

В гости к осени. Экскурсия № 1.

9

Неживая природа осенью.

10

Живая природа осенью. Перелётные птицы.

11

Звёздное небо.

12

Заглянем в кладовые Земли. Пр. работа № 2

«Знакомство с горными породами и минералами».

13

Про воздух.

14

Вода в жизни человека.

15

Какие бывают растения? Пр. работа №3

«Распознавание деревьев, кустарников и трав».

16

Какие бывают животные?

17

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

18

Дикорастущие и культурные растения.

Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

19

Дикие и домашние животные.

20

Комнатные растения. Пр. работа №5

«Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

21

Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа №6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка».

22

Красная книга.

23

Будь природе другом.

24

Обобщающий урок по теме «Природа».

Жизнь города и села ( 9 часов)

25

Город и село. Наш дом. Проект «Родной город».

26

Что такое экономика?

27

Что из чего сделано? За покупками.

28

Строительство и транспорт. Виды транспорта.

29

Культура и образование. Все профессии важны.

30

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 2.

31

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.

32

Невидимые нити в лесу.

33

Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села».

Здоровье и безопасность (10 часов)

34

Строение тела человека.

35

Если хочешь быть здоров.

36

Поговорим о болезнях.

37

Правила дорожного движения. Берегись автомобиля!

Пр. работа № 7 «Отработка правил перехода улиц».

38

Домашние опасности.

39

Пожар.

40

Лесные опасности.

41

Как нужно купаться?

42

Очень подозрительный тип.

43

Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность».

Общение (6 часов)

44

Наша дружная семья.

45

В школе.

46

Правила вежливости.

47

День рождения.

Пр. работа № 8 «Отработка основных правил этикета».

48

Мы – зрители и пассажиры.

49

Обобщающий урок по теме «Общение».

Путешествия (19 часов)

50

Посмотрите вокруг.

51

Для чего нужен компас? Пр. работа № 9

«Определение сторон горизонта по компасу».

52

Формы земной поверхности.

53

Водоёмы.

54

В гости к весне. Экскурсия №3.

55

Путешествие по родной стране.

56

Что такое карта и как её читать Пр. работа № 10

«Освоение основных приёмов чтения карты».

57

Путешествие по Москве. Московский Кремль.

58

Город на Неве.

59

Промежуточная аттестация. Контрольный тест

60

Путешествие по Оке.

61

Путешествие по планете.

62

Страны мира.

63

Путешествие в космос.

64

Обобщающий урок по теме «Путешествие».

65

Впереди лето. Экскурсия № 4

66

Природы дивная краса

67

Красота животных.

68

Я-путешественник.


Итого 68


Пр. раб.-10; Экскурсия- 4;РКМ-6











ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

3 класс (2 ч в неделю, 68 ч)

Тема урока

Как устроен мир (8 часов)

1

Природа. Ценность природы для людей.

2

Человек.

3

Общество

4

Российская федерация

5

О чём расскажет план?

6

Что такое экология

7

Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

8

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.

Эта удивительная природа (20 часов)

9

Звёздное небо- Великая книга Природы

10

Тела, вещества, частницы

11

Разнообразие веществ.

Пр. работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

12

Воздух и его охрана. Пр. работа № 3 «Свойства воздуха».

13

Вода. Пр. работа № 4 «Свойства воды».

14

Превращения и круговорот воды.

Пр. работа № 5 «Круговорот воды в природе».

15

Берегите воду.

16

Что такое почва? Пр. работа № 6 «Состав почвы».

17

Разнообразие растений. Экскурсия в природу №1

18

Солнце, растения и мы с вами.

19

Размножение и развитие растений.

Пр. работа № 7 «Размножение и развитие растений».

20

Охрана растений.

21

Разнообразие животных.

22

Кто есть кто?

23

Размножение и развитие животных.

24

Охрана животных.

25

В царстве грибов.

26

Наши проекты «Разнообразие природы родного края».

27

Великий круговорот жизни

28

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

Мы и наше здоровье (10 часов)

29

Организм человека.

30

Органы чувств.

31

Надежная защита организма.

Пр. работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи».

32

Опора тела и движение.

33

Наше питание.

34

Дыхание и кровообращение.

Пр. работа № 9 «Подсчет ударов пульса».

35

Умей предупреждать болезни.

36

Здоровый образ жизни.

37

Наши проекты «Школа кулинаров»

38

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа.

Наша безопасность (8 часов)

39

Огонь, вода и газ.

40

Чтобы путь был счастливым.

41

Дорожные знаки.

42

Опасные места.

43

Природа и наша безопасность.

44

Экологическая безопасность. Пр. работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды».

45

Наши проекты: «Кто нас защищает»

46

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.

Чему учит экономика (12 часов)

47

Для чего нужна экономика.

48

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

49

Полезные ископаемые. Пр. работа № 11 «Полезные ископаемые».

50

Растениеводство.

Пр. работа № 12 «Знакомство с культурными растениями».

51

Животноводство.

52

Какая бывает промышленность.

53

Что такое деньги?

Пр. работа № 13 «Знакомство с различными монетами».

54

Государственный бюджет.

55

Семейный бюджет.

56

Экономика и экология.

57

Наши проекты «Экономика родного края»

58

Промежуточная аттестация. Контрольный тест

Путешествие по городам и странам (10 часов)

59

Золотое кольцо России.

60

Наши ближайшие соседи.

61

На севере Европы.

62

Что такое Бенилюкс?

63

В центре Европы

64

По Франции и Великобритании.

65

На юге Европы.

66

Наши проекты «Музей путешествий»

67

Путешествие по городам и сёлам. Экскурсия в природу №2.

68

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».


Итого 68 ч.


экс.-2, прак.р.-13














Тематическое планирование

по предмету «Окружающий мир», 4 класс

(2 часа в неделю, 68 часов)


    1. Тема урока


Раздел «Земля и человечество» (9 часов)

1

Мир глазами астронома.

2

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1

«Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

3

Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира

4

Мир глазами географа. Практическая работа №3

«Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

5

Мир глазами историка

6

Когда и где? Практическая работа №4

«Знакомство с историческими картами

7

Мир глазами эколога

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Всемирное наследие

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Международная Красная книга.

Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1


Раздел «Природа России» (10 часов)

10

Равнины и горы России.

Практическая работа №5

«Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

11

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 6

«Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

12

Природные зоны России.

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

13

Зона арктических пустынь.

Практическая работа №8

«Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

14

Тундра.

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Тундре»

15

Леса России.

Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тайге»

16

Растения и животные леса. Экскурсия №2

17

Зона степей.

Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»

18

Пустыни.

Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

19

У Чёрного моря.

Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».


Раздел «Родной край – часть большой страны» (14 часов)

20

Родной край – часть большой страны.

21

Наш край.

Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»

22

Поверхность нашего края

23

Водные богатства нашего края Экскурсия на водоём№3

24

Наши подземные богатства.

Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

25

Земля - кормилица

26

Жизнь леса.

Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

27

Лес и человек.

28

Жизнь луга.

Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

29

Жизнь в пресных водах.

Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

30

Растениеводство в нашем крае.

Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

31

Проверим себя и оценим свои достижения.

32

Животноводство в нашем крае

33

Презентация проектов.


Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов)

34

Начало истории человечества

35

Мир древности: далёкий и близкий

36

Средние века: время рыцарей и замков

37

Новое время: встреча Европы и Америки

38

Новейшее время: история продолжается сегодня. Границы России.


Раздел «Страницы истории России» (20 часов)

39

Жизнь древних славян

40

Во времена Древней Руси

41

Страна городов

42

Из книжной сокровищницы Древней Руси

43

Трудные времена на Русской земле

44

Русь расправляет крылья

45

Куликовская битва

46

Иван Третий

47

Мастера печатных дел

48

Патриоты России

49

Пётр Великий

50

Михаил Васильевич Ломоносов

51

Екатерина Великая.

52

Отечественная война 1812 года

53

Страницы истории XIX века

54

Россия вступает в XX век

55

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

56

Великая война и великая Победа

57

Великая война и великая Победа

58

Страна, открывшая путь в космос.


Раздел «Современная Россия» (9 часов)

59

Промежуточная аттестация. Контрольный тест

60

Основной закон России и права человека

61

Мы – граждане России.

62

Славные символы России

63

Такие разные праздники

64

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

65

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России)

66

Путешествие по России

(по Волге, по югу России)

67

Путешествие по Северу России .Презентация проектов

68

Резерв


Итого 68 ч


Пр раб – 19; Экск-3







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!