1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по истории России предназначена для 7 класса общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
2.Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт)
3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
4. Рабочей программы по истории России к учебнику для 7 класса авторов И. Л. Андреева, И.Н.Федорова и др.
Целью школьного исторического образования является формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование личностной позиции в отношении к основным этапам развития российского государства и общества, а также к современному образу России.
Задачи изучения истории в школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Базовые принципы школьного исторического образования:
идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
ценности гражданского общества — верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
познавательное значение российской истории;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:
целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
2. Планируемые предметные результаты обучения
7 класс
РОССИЯ В XVI — НАЧАЛЕ ХVII ВЕКА
Выпускник научится:
• локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных
событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиции автора и др.);
9• сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
3. Содержание программы
7 класс
РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ:
ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
(42 часа)
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Социально-государственное устройство ВКЛР в XV- начале XVI веков. Присоединение Смоленщины к Московскому княжеству.
Органы государственной власти. Приказная система, формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений.
Государство и Церковь. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XV в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет- Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. Многонациональный состав населения Русского государства. Финно- угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.
19
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины.
Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Культура Смоленского края в XIV-XVвеках. В составе Московского государства.«Ожерелье земли Русской». Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между
Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г. Смоленщина в начале XVII века.Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти.Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Смоленское воеводство в Речи Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности.
Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в.Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Со-борное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная
реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина. Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Борьба за Смоленск. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным
населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Смоленский край во второй половине XVII века. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Конфликты Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринкая война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения маньчжурами и империей Цин.
21
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.
Наш регион в XVI—XVII вв.
4.Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
| Введение | 1 |
1 | Создание Московского царства | 11 |
2 | Смута в России | 5 |
3 | Россия в XVII веке | 5 |
4 | «Бунташный век» | 6 |
5 | Россия на новых рубежах | 4 |
6 | Закат Московского царства | 6 |
7 | Резерв | 4 |
| ИТОГО | 42 |
4. Календарно-тематическое планирование
по истории России ( к учебнику И.Л.Андреева, И.Н.Федорова "История России"
конец ХVI- XVII век) ( 42 часа )
№ урока, темы | Содержание урока | Вид деятельности учащегося | Дата проведения | Дата по факту |
Введение. | Хронология и сущность ново- го этапа российской истории. Источники по российской истории XVI—XVII столетий | Актуализировать знания по курсу истории России с древнейших времен до начала XVI в. Планировать деятельность по изучению истории России XVI—XVII вв. Характеризовать источники по российской истории XVI— XVII столетий | | |
Создание Московского царства (11 часов) |
2-3. Васи- лий III и его время | Личность Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отношения с Крымом и Казанью. Отмирание удельной системы. Социально-государственное устройство ВКЛР в XV- начале XVI веков. Присоединение Смоленщины к Московскому княжеству. | Характеризовать особенности развития России во время правления Василия III Показывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети XVI в. Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим» Составлять характеристику (исторический портрет) Василия III Уметь обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос урока1 | | |
4. Русское государство и общество в середине XVI в. | Территория и население. Особенности Социально экономического развития. Организация власти. Правление Елены Глинской. Боярское правление | Показывать на карте территорию и главные города Московского государства в середине XVI в. Характеризовать социально- экономическое и политическое развитие Русского государства в середине XVI в. Подводить итоги правления Елены Глинской и боярского правления, сравнивать их между собой Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV | | |
5. Начало реформ. «Избранная рада» | Венчание Ивана IV на царство. Восстание в Москве. «Избранная рада». Земский собор | Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула Анализировать события 1547 г., указывать их причины и последствия Характеризовать «Избранную раду» и Земский собор как правительственные учреждения Продолжать составление характеристики | | |
6-7. Стро- ительство царства | Судебник Ивана Грозного. Реформы центрального и местного управления. Военная реформа. Стоглавый собор | Характеризовать основные ме роприятия и значение реформ 1550-х годов Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IVс Андреем Курбским, записок иностранцев о России) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси,о политике власти Объяснять значение понятий: централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско | | |
8.Внешняя политика Ивана IV | Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения Поволжья к Рос- сии и его послед- ствия. Покорение Западной Сибири. Причины и начало Ливонской войны | Использовать историческую карту для характеристики роста терри- тории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудач в Ливонской войне | | |
9-10. Опрични на и итоги царствования Ивана Грозного | Смена внутрипо- литического кур- са. Опричнина, ее возможные причины и последствия. Завершение Ливонской войны. Итоги царствования Ивана Грозного | Объяснять причины, сущность и последствия опричнины Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о них Обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного | | |
11. Русская культура XVI в. | Публицистика. Начало книгопечатания. Развитие архитектуры. Иконопись. Произведения декоративно- прикладного искусства. Народная культура Культура Смоленского края в XIV-XVвеках. | Составлять описание памятников материальной и художествен- ной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства Характеризовать основные жанры литературы, существовавшие в России XVI в. Осуществлять поиск информации для подготовки сообщений / презентаций о памятниках культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона) Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XVI в. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации) Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в. (используя отрывки из «Домостроя» и записок иностранцев, изобразительные материалы и др.) | | |
12. Повторение и контроль | Итоги уроков 2—11 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду Характеризовать общие черты и особенности развития в XVI в. России и государств Западной Европы Высказывать суждения о значении наследия XVI в. для современного общества Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVI в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | | |
Смута в России (5 часов) |
13. Кризис власти на рубеже XVI—XVII вв. | Федор Иоаннович и Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Династический кризис. Царствование Бориса Годунова Смоленщина составе Московского государства. «Ожерелье земли Русской». | Объяснять причины кризиса власти Объяснять смысл понятий: заповедные лета, урочные лета, крепостное право Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку Объяснять значение учреждения в России патриаршества | | |
14. Начало Смуты. Правление Лжедмитрия I | Причины и суть Смутного времени. Обострение социальных противоречий. Царствование Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского | Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в. Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец Раскрывать, в чем заключались причины Смуты | | |
15. Разгар Смуты. Власть и народ | Восстание под предводитель- ством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Начало патриоти- ческого подъема. Вторжение войск Польши и Швеции. «Се- мибоярщина». Первое ополчение и его не удача. Смоленщина в начале XVII века. | Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения Систематизировать исторический материал в форме хронологической таблицы «Смутное время в России» Давать определение понятия интервенция Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты Объяснять причины начала осво- бодительного движения, неудачи Первого ополчения | | |
16.Окончание Смутного времени. Утверждение новой дина- стии | Второе ополчение. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Столбовской мир и Деулинское Перемирие. Смоленское воеводство в Речи Посполитой. | Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения Завершить систематизацию исторического материала в хронологической таблице «Смутное время в России» Аргументировать оценку действий участников ополчений Характеризовать последствия Смуты для Российского государства | | |
17. Повто- рение и контроль | Итоги уроков 13—16 | Систематизировать исторический материал о Смутном времени Высказывать суждения о деятелях Смутного времени Выполнять контрольные тестовые задания по истории Смутного времени (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | | |
Россия в XVII веке (5 часов) |
18. Социаль-но-экономи- ческое раз- витие России в XVII в. | Территория и население. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сель- ского хозяйства и ремесел. Возникновение мануфактур. Торговля. Рост городов | Использовать исторические карты при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять значение понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок Характеризовать прогресс в сельском хозяйстве в XVII в. Объяснять причины и последствия новых явлений в экономике России | | |
19. Сословия в XVII в.: вер- хи общества | Бояре и дворяне. Требования дворянства. Служилые люди «по прибору». Духовенство | Начать составлять таблицу «Ос- новные сословия в России XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества Объяснять смысл понятий: сосло- вие, дворянство, Государев двор Характеризовать требования дворянства и причины его недовольства Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие в дворянское поместье XVII в.» | | |
20. Сословия в XVII в.: низы общества | Владельческие и черносошные крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Экономическая политика | Завершить составление таблицы «Основные сословия в России XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества Анализировать отрывки из Собор- ного уложения 1649 г. при рассмо- трении вопроса об окончательном закрепощении крестьян Объяснять смысл понятий: посадские люди, черносошные крестьяне Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу XVII в.» | | |
21. Государ- ственное устройство России в XVII в. | Образ власти. Боярская дума. Приказная система. Местное управление. Военная реформа | Анализировать отрывки из записок Г. К. Котошихина и использовать их для характеристики государствен- ного устройства России Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управле- ния государством Характеризовать власть первых Романовых, сравнивать ее с властью Ивана Грозного Описывать заседания Боярской ду- мы и работу приказов; характери- зовать сильные и слабые стороны приказной системы Объяснять причины реорганизации вооруженных сил | | |
22.Повторение и контроль | Итоги уроков 86—21 | Систематизировать исторический материал о России XVII в. Выполнять контрольные тестовые задания по истории XVII в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | | |
«Бунташный век» (6 часов) |
23. Внутрен- няя политика Алексея Михайловича | Начало правления Алексея Михайловича. Соляной бунт и его последствия. Псковское восстание | Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича; начать составление его исторического портрета Объяснять причины и последствия Соляного бунта, Псковского восстания | | |
24. Формиро- вание абсо- лютизма | Падение роли Земских собо- ров. Соборное уложение 1649 г. и его значение. Абсолютизм. Окружение царя Алексея Михайловича | Объяснять смысл понятия абсо- лютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории); соотносить понятия: монархия, абсолютная монархия, сослов- но-представительная монархия, самодержавие Объяснять, как изменялись функ- ции отдельных органов власти в системе управления государством на протяжении XVII в. Продолжать составление характе- ристики (исторического портрета) Алексея Михайловича | | |
25—26. Церковный раскол | Церковь в пер- вой половине XVII в. Патриарх Никон. Никониане и старообрядцы. Конфликт Никона с царем. Церковный собор 1666— 1667 гг. Гонения на старообрядцев | Давать определения понятий: цер- ковный раскол, старообрядцы. Объяснять причины поддержки светской властью церковных реформ Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола Характеризовать позиции патри-арха Никона и протопопа Авваку- ма, используя для подтверждения своего мнения отрывки из истори- ческих источников | | |
27. Народные движения | Причины и особенности народных волнений. Городские восстания, Медный бунт. Восстание под предводительством Степана Разина. Значение выступления Разина | Сравнивать Соляной и Медный бунты, выявляя сходство и отличия Характеризовать личность и по- ступки Степана Разина, значение народной войны под его предводи- тельством Давать определение понятия крестьянская война | | |
28. Повто- рение и контроль | Итоги уроков 23—27 | Систематизировать исторический материал в форме таблицы «На- родные движения в России XVII в.» Выполнять контрольные тестовые задания по истории народных движений (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | | |
Россия на новых рубежах (4 часа) |
29—30. Внеш- няя полити- ка России в XVII в. | Международное положение Русского государства. Русская дипломатия в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Борьба заСмоленск. Присоединение Левобе- режной Украины и Киева к России. Войны с Османской империей и Крымским ханством. Отношения с Калмыцким ханством. | Показывать на карте территорию России и области, присоединен- ные к ней в XVII в. на западе и юге; ход войн и направления военных походов Объяснять, в чем заключались задачи и результаты внешней политики России в XVII в. Систематизировать информа- цию о внешней политике в форме таблицы «Внешняя политика России в XVII в.» Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, аргументировать оценку этого события | | |
31. Освоение Сибири и Дальнего Востока | Причины и характер продвижения русских на восток. Народы Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Взаимоотношения с Китаем | Раскрывать причины и последствия продвижения русских в Сибирь и на Дальний Восток в XVII в. Характеризовать взаимоотно- шения русских людей с местным населением Объяснять причины заключения Нерчинского договора и уступок России | | |
31. Повторение и контроль. | Итоги уроков 29—31 | Систематизировать исторический материал по внешней политике России Выполнять контрольные тестовые задания по внешней политике и ос- воению Сибири (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | | |
Закат Московского царства (6 часов) |
33. Политика Федора Алексеевича | Царь Федор Алексеевич. Реформы органов управления. Военные и социально-экономические изменния. Духовная и культурная жизнь. Смоленский край во второй половине XVII века. | Составлять характеристику (исторический портрет) Федора Алексеевича Характеризовать причины и последствия реформ органов управления, отмены местничества Указать особенности духовной и культурной жизни в период правления Федора Алексеевича | | |
34. Борьба за власть в конце XVII в. | Стрелецкое восстание 1682 г. Правление царевны Софьи. Приход к власти Петра I. Россия накануне петровского времени | Объяснять причины борьбы за власть между различными группировками при дворе, временной победы царевны Софьи, утверждения на престоле Петра I Оценивать политику царевны Софьи Высказывать предположения о влиянии детских впечатлений на характер Петра I | | |
35. Культура России XVII в. | Усиление светского характера культуры. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Просвещение и образование, основание Славя- но-греко-латинской академии | Составлять описание памятни- ков культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города), характеризуя их назначе- ние, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в. Проводить поиск информации для подготовки сообщений о дости- жениях и деятелях отечественной культуры XVII в | | |
36. Мир человека XVII в. | Особенности мировоззрения русских людей XVII в. А. Л. Ор- дин-Нащокин. Перемены в быте. Интерес к западной культуре, начало распространения западных обычаев | Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVII в. Готовить сообщение / презента- цию о жизни, быте и картине мира отдельных сословий (используя учебник, рассказы иностранцев о России, опубликованные на интернет-сайте «Восточная литература»: http://www.vostlit. info/ и другую информацию, в том числе по истории края) Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVII в. Составлять характеристику (исторический портрет) А. Л. Ордин-Нащокина | | |
37. Повторение и контроль | Итоги уроков 33—36 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду Характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в XVII в. Высказывать суждения о значении наследия XVII в. для современного общества. Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | | |
38. Итоговое повторение и обобщение | Заключение | Систематизировать исторический материал по истории России XVI—XVII вв. Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVI—XVII вв. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) | | |
39-42 | Резерв. | Рекомендуется для проведения экскурсий (посещение мест исторических событий, памятников истории и культуры XVI—XVII вв.). | | |