СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка рабочей программы по истории России к учебнику И. Л. Андреева  для 7 клас­са.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа по истории России предназначена для 7 клас­са общеобразовательных учреждений. Она составлена на осно­ве:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

2.Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (вклю­чающей Историко-культурный стандарт)

3. Примерной основ­ной образовательной программы основного общего образова­ния.

4. Рабочей программы по истории России к учебнику для 7 клас­са авторов И. Л. Андреева, И.Н.Федорова и др.

Целью школьного исторического образования является формирование у учащихся целостной картины российской и ми­ровой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их зна­чимость для понимания места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование личностной позиции в отношении к основным этапам развития российского государства и общества, а также к современному образу России.

Задачи изучения истории в школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для граж­данской, этнонациональной, социальной, культурной самоиден­тификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах разви­тия человеческого общества с древности до наших дней, при осо­бом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к свое­му Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способностей учащихся анализировать содержа­щуюся в различных источниках информацию о событиях и явле­ниях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответ­ствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и вза­имообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять историче­ские знания в учебной и внешкольной деятельности, в современ­ном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Базовые принципы школьного исторического образова­ния:

  • идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

  • ценности гражданского общества — верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответствен­ность;

  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

  • общественное согласие и уважение как необходимое усло­вие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;

  • познавательное значение российской истории;

  • формирование требований к каждой ступени непрерывно­го исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечиваю­щий достижение личностных, метапредметных и предметных об­разовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитатель­ных приоритетах:

  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

  • многоуровневое представление истории в единстве локаль­ной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмо­трение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

  • исторический подход как основа формирования содержа­ния курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

  • антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

  • историко-культурологический подход, формирующий спо­собности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, лю­бовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание куль­туры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшеству­ющих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осо­знанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, цен­ностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

• способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результа­ту и способу действия на уровне произвольного внимания, вно­сить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограни­чение понятий, установление причинно-следственных и родо­видовых связей и др.);

  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

  • способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с со­учениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

  • умение работать в группе, слушать партнера, формулиро­вать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разре­шать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разреше­ния конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые исторические знания об основных этапах и законо­мерностях развития России с древности до настоящего времени;

  • способность применять понятийный аппарат историческо­го знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущ­ности и значения событий российской истории;

  • способность применять исторические знания для осмысле­ния общественных событий и явлений прошлого России;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оцени­вать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принад­лежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и ве­щественными историческими источниками, понимать и интер­претировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к отечественному историческому наследию, куль­туре своего и других народов России; готовность применять исто­рические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.



2. Планируемые предметные результаты обучения

7 класс

РОССИЯ В XVI — НАЧАЛЕ ХVII ВЕКА

Выпускник научится:

• локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных

событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиции автора и др.);

9• сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.



3. Содержание программы


7 класс


РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ:

ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

(42 часа)

  • Россия в XVI веке

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Социально-государственное устройство ВКЛР в XV- начале XVI веков. Присоединение Смоленщины к Московскому княжеству.

Органы государственной власти. Приказная система, формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений.

Государство и Церковь. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления.

Внешняя политика России в XV в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет- Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. Многонациональный состав населения Русского государства. Финно- угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.

19

Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины.

Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Культура Смоленского края в XIV-XVвеках. В составе Московского государства.«Ожерелье земли Русской». Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

  • Смута в России

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между

Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г. Смоленщина в начале XVII века.Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти.Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Смоленское воеводство в Речи Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

  • 0Россия в XVII веке

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности.

Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в.Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Со-борное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная

реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина. Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Борьба за Смоленск. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным

населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Смоленский край во второй половине XVII века. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Конфликты Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринкая война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения маньчжурами и империей Цин.

21

  • Культурное пространство

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.

  • Региональный компонент

Наш регион в XVI—XVII вв.








4.Тематическое планирование

п/п

Название разделов

Количество часов


Введение

1

1

Создание Московского царства

11

2

Смута в России

5

3

Россия в XVII веке

5

4

«Бунташный век»

6

5

Россия на новых рубежах

4

6

Закат Московского царства

6

7

Резерв

4


ИТОГО

42



4. Календарно-тематическое планирование


по истории России ( к учебнику И.Л.Андреева, И.Н.Федорова "История России"

конец ХVI- XVII век) ( 42 часа )


урока, темы

Содержание урока

Вид деятельности учащегося

Дата проведения

Дата по факту

Введение.

Хронология

и сущность ново-

го этапа российской истории.

Источники по российской истории XVI—XVII столетий

Актуализировать знания по курсу истории России с древнейших

времен до начала XVI в.

Планировать деятельность по изучению истории России XVI—XVII вв.

Характеризовать источники

по российской истории XVI—

XVII столетий



Создание Московского царства

(11 часов)

2-3. Васи-

лий III и его время

Личность Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

Отношения с Крымом и

Казанью. Отмирание удельной системы.

Социально-государственное устройство ВКЛР в XV- начале XVI веков.

Присоединение Смоленщины к Московскому княжеству.


Характеризовать особенности

развития России во время

правления Василия III

Показывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети XVI в.

Объяснять значение выражения

«Москва — Третий Рим»

Составлять характеристику

(исторический портрет) Василия III

Уметь обосновать выбор варианта

ответа на главный вопрос урока1



4. Русское

государство

и общество

в середине

XVI в.

Территория и население.

Особенности Социально экономического

развития. Организация власти. Правление Елены Глинской. Боярское правление

Показывать на карте территорию

и главные города Московского

государства в середине XVI в.

Характеризовать социально-

экономическое и политическое

развитие Русского государства

в середине XVI в.

Подводить итоги правления Елены

Глинской и боярского правления,

сравнивать их между собой

Начать составление характеристики (исторического портрета)

Ивана IV



5. Начало

реформ.

«Избранная

рада»

Венчание Ивана IV на царство. Восстание в Москве. «Избранная рада».

Земский собор

Объяснять причины и значение

принятия Иваном IV царского

титула

Анализировать события 1547 г.,

указывать их причины и последствия

Характеризовать «Избранную

раду» и Земский собор как

правительственные учреждения

Продолжать составление характеристики



6-7. Стро-

ительство

царства

Судебник Ивана Грозного.

Реформы центрального

и местного управления.

Военная реформа. Стоглавый собор

Характеризовать основные

ме роприятия и значение реформ 1550-х годов

Изучать исторические документы

(отрывки из переписки Ивана IVс Андреем Курбским, записок

иностранцев о России) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси,о политике власти

Объяснять значение понятий:

централизованное государство,

приказ, Земский собор,

стрелецкое войско



8.Внешняя

политика

Ивана IV


Присоединение Казанского

и Астраханского

ханств. Значение

присоединения

Поволжья к Рос-

сии и его послед-

ствия. Покорение Западной

Сибири. Причины

и начало Ливонской войны

Использовать историческую карту

для характеристики роста терри-

тории Московского государства,

хода Ливонской войны, похода

Ермака

Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы

и военные действия на южных,

западных и восточных рубежах

Московской Руси

Характеризовать причины успехов

Руси в Поволжье и Сибири и неудач

в Ливонской войне



9-10. Опрични на и итоги

царствования Ивана

Грозного


Смена внутрипо-

литического кур-

са. Опричнина,

ее возможные

причины и последствия.

Завершение Ливонской

войны. Итоги царствования

Ивана Грозного

Объяснять причины, сущность

и последствия опричнины

Определять свое отношение

к опричному террору на основе

анализа документов, отрывков

из работ историков

Завершить составление характеристики (исторического портрета)

Ивана IV

Участвовать в обсуждении видео-

и киноматериалов, воссоздающих

образ Ивана Грозного, а также

в обмене мнениями о них

Обосновывать оценку итогов

правления Ивана Грозного



11. Русская

культура

XVI в.


Публицистика.

Начало книгопечатания. Развитие архитектуры.

Иконопись.

Произведения

декоративно-

прикладного искусства.

Народная культура

Культура Смоленского края в XIV-XVвеках.


Составлять описание памятников

материальной и художествен-

ной культуры, объяснять, в чем

состояло их назначение, оценивать

их достоинства

Характеризовать основные жанры

литературы, существовавшие

в России XVI в.

Осуществлять поиск информации

для подготовки сообщений /

презентаций о памятниках

культуры XVI в. и их создателях

(в том числе связанных с историей

своего региона)

Собирать информацию и готовить

сообщения / презентации об

иконах и храмах XVI в. (используя

интернет-ресурсы и другие

источники информации)

Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в. (используя

отрывки из «Домостроя» и записок

иностранцев, изобразительные

материалы и др.)



12.

Повторение

и контроль

Итоги уроков

2—11

Систематизировать исторический

материал по изученному периоду

Характеризовать общие черты

и особенности развития в XVI в.

России и государств Западной

Европы

Высказывать суждения о значении

наследия XVI в. для современного

общества

Выполнять контрольные тестовые

задания по истории России XVI в.

(по образцу ОГЭ, в упрощенном

варианте)

Подводить итоги проектной

деятельности



Смута в России (5 часов)

13. Кризис

власти на

рубеже

XVI—XVII вв.

Федор Иоаннович и Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика

Бориса Годунова. Династический кризис. Царствование

Бориса Годунова

Смоленщина составе Московского государства.

«Ожерелье земли Русской».


Объяснять причины кризиса власти

Объяснять смысл понятий:

заповедные лета, урочные лета,

крепостное право

Характеризовать личность

и деятельность Бориса Годунова

и давать им оценку

Объяснять значение учреждения

в России патриаршества



14. Начало

Смуты.

Правление

Лжедмитрия I

Причины и суть

Смутного времени. Обострение социальных

противоречий.

Царствование

Лжедмитрия I.

Боярский заговор. Воцарение

Василия Шуйского

Раскрывать, какие противоречия

существовали в русском обществе

в конце XVI в.

Объяснять смысл понятий: Смута,

самозванец

Раскрывать, в чем заключались

причины Смуты



15. Разгар

Смуты.

Власть

и народ

Восстание под

предводитель-

ством Ивана

Болотникова.

Лжедмитрий II.

Начало патриоти-

ческого подъема. Вторжение

войск Польши

и Швеции. «Се-

мибоярщина».

Первое

ополчение

и его не удача.

Смоленщина в начале XVII века.


Показывать на исторической карте

направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под

предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения

Систематизировать исторический

материал в форме хронологической таблицы «Смутное время

в России»

Давать определение понятия

интервенция

Рассказывать о положении людей

разных сословий в годы Смуты

Объяснять причины начала осво-

бодительного движения, неудачи

Первого ополчения



16.Окончание Смутного

времени.

Утверждение

новой дина-

стии

Второе ополчение. Освобождение Москвы. Земский собор

1613 г. Столбовской мир и Деулинское

Перемирие.

Смоленское воеводство в Речи Посполитой.

Показывать на исторической карте

направление движения Второго

ополчения

Завершить систематизацию исторического материала в хронологической таблице «Смутное время

в России»

Аргументировать оценку действий

участников ополчений

Характеризовать последствия

Смуты для Российского

государства



17. Повто-

рение

и контроль

Итоги уроков

13—16

Систематизировать исторический

материал о Смутном времени

Высказывать суждения о деятелях

Смутного времени

Выполнять контрольные тестовые

задания по истории Смутного

времени (по образцу ОГЭ,

в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной

деятельности



Россия в XVII веке (5 часов)

18. Социаль-но-экономи-

ческое раз-

витие России

в XVII в.

Территория

и население.

Экономические

последствия

Смуты и их

преодоление.

Развитие сель-

ского хозяйства

и ремесел.

Возникновение

мануфактур.

Торговля. Рост

городов

Использовать исторические карты

при рассмотрении экономического

развития России в XVII в.

Объяснять значение понятий:

мануфактура, ярмарка,

всероссийский рынок

Характеризовать прогресс

в сельском хозяйстве в XVII в.

Объяснять причины и последствия

новых явлений в экономике России



19. Сословия

в XVII в.: вер-

хи общества

Бояре и дворяне. Требования

дворянства.

Служилые люди

«по прибору».

Духовенство

Начать составлять таблицу «Ос-

новные сословия в России XVII в.»

и использовать ее данные для

характеристики изменений в

социальной структуре общества

Объяснять смысл понятий: сосло-

вие, дворянство, Государев двор

Характеризовать требования

дворянства и причины его

недовольства

Проводить поиск информации

для участия в ролевой игре

«Путешествие в дворянское

поместье XVII в.»



20. Сословия

в XVII в.: низы

общества

Владельческие

и черносошные крестьяне.

Окончательное закрепощение

крестьян. Основные категории

городского населения. Экономическая политика

Завершить составление таблицы

«Основные сословия в России

XVII в.» и использовать ее данные

для характеристики изменений

в социальной структуре общества

Анализировать отрывки из Собор-

ного уложения 1649 г. при рассмо-

трении вопроса об окончательном

закрепощении крестьян

Объяснять смысл понятий:

посадские люди, черносошные

крестьяне

Проводить поиск информации для

участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу XVII в.»



21. Государ-

ственное

устройство

России

в XVII в.

Образ власти.

Боярская дума.

Приказная система. Местное управление. Военная реформа

Анализировать отрывки из записок

Г. К. Котошихина и использовать их

для характеристики государствен-

ного устройства России

Разъяснять, в чем заключались

функции отдельных органов власти

(Земский собор, Боярская дума,

приказы и др.) в системе управле-

ния государством

Характеризовать власть первых

Романовых, сравнивать ее

с властью Ивана Грозного

Описывать заседания Боярской ду-

мы и работу приказов; характери-

зовать сильные и слабые стороны

приказной системы

Объяснять причины реорганизации

вооруженных сил



22.Повторение

и контроль

Итоги уроков 86—21

Систематизировать исторический

материал о России XVII в.

Выполнять контрольные

тестовые задания по истории

XVII в. (по образцу ОГЭ,

в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной

деятельности



«Бунташный век» (6 часов)

23. Внутрен-

няя политика

Алексея

Михайловича

Начало правления Алексея Михайловича.

Соляной бунт

и его последствия. Псковское восстание

Характеризовать личность

и деятельность царя Алексея

Михайловича; начать составление

его исторического портрета

Объяснять причины и последствия

Соляного бунта, Псковского

восстания



24. Формиро-

вание абсо-

лютизма

Падение роли

Земских собо-

ров. Соборное

уложение 1649 г.

и его значение.

Абсолютизм.

Окружение царя

Алексея Михайловича

Объяснять смысл понятия абсо-

лютизм (с привлечением знаний

из курса всеобщей истории);

соотносить понятия: монархия,

абсолютная монархия, сослов-

но-представительная монархия,

самодержавие

Объяснять, как изменялись функ-

ции отдельных органов власти в

системе управления государством

на протяжении XVII в.

Продолжать составление характе-

ристики (исторического портрета)

Алексея Михайловича



25—26. Церковный

раскол

Церковь в пер-

вой половине

XVII в. Патриарх

Никон. Никониане и старообрядцы. Конфликт

Никона с царем.

Церковный

собор 1666—

1667 гг. Гонения

на старообрядцев

Давать определения понятий: цер-

ковный раскол, старообрядцы.

Объяснять причины поддержки

светской властью церковных

реформ

Раскрывать сущность конфликта

«священства» и «царства»,

причины и последствия раскола

Характеризовать позиции патри-арха Никона и протопопа Авваку-

ма, используя для подтверждения

своего мнения отрывки из истори-

ческих источников



27. Народные

движения

Причины и особенности народных волнений.

Городские восстания, Медный

бунт. Восстание

под предводительством

Степана Разина.

Значение выступления Разина

Сравнивать Соляной и Медный

бунты, выявляя сходство и отличия

Характеризовать личность и по-

ступки Степана Разина, значение

народной войны под его предводи-

тельством

Давать определение понятия

крестьянская война



28. Повто-

рение

и контроль

Итоги уроков 23—27

Систематизировать исторический

материал в форме таблицы «На-

родные движения в России XVII в.»

Выполнять контрольные тестовые

задания по истории народных

движений (по образцу ОГЭ,

в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной

деятельности



Россия на новых рубежах (4 часа)

29—30. Внеш-

няя полити-

ка России

в XVII в.

Международное положение

Русского государства. Русская дипломатия

в XVII в. Россия

и Речь Посполитая. Борьба заСмоленск.

Присоединение Левобе-

режной Украины

и Киева к России.

Войны с Османской империей

и Крымским ханством. Отношения с Калмыцким

ханством.


Показывать на карте территорию

России и области, присоединен-

ные к ней в XVII в. на западе и юге;

ход войн и направления военных

походов

Объяснять, в чем заключались

задачи и результаты внешней

политики России в XVII в.

Систематизировать информа-

цию о внешней политике в форме

таблицы «Внешняя политика России

в XVII в.»

Раскрывать причины и последствия

присоединения Украины к России,

аргументировать оценку этого

события



31. Освоение Сибири

и Дальнего

Востока

Причины и характер продвижения

русских на восток. Народы Сибири и Дальнего

Востока. Русские

первопроходцы.

Взаимоотношения с Китаем

Раскрывать причины и последствия

продвижения русских в Сибирь

и на Дальний Восток в XVII в.

Характеризовать взаимоотно-

шения русских людей с местным

населением

Объяснять причины заключения

Нерчинского договора и уступок

России



31. Повто­рение и контроль.

Итоги уроков 29—31

Систематизировать исторический

материал по внешней политике

России

Выполнять контрольные тестовые

задания по внешней политике и ос-

воению Сибири (по образцу ОГЭ,

в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной

деятельности



Закат Московского царства (6 часов)

33. Политика Федора

Алексеевича

Царь Федор

Алексеевич.

Реформы органов управления.

Военные и социально-экономические изменния. Духовная и культурная жизнь.

Смоленский край во второй половине XVII века.

Составлять характеристику

(исторический портрет) Федора

Алексеевича

Характеризовать причины и

последствия реформ органов

управления, отмены местничества

Указать особенности духовной

и культурной жизни в период

правления Федора Алексеевича



34. Борьба

за власть

в конце

XVII в.

Стрелецкое

восстание 1682 г.

Правление

царевны Софьи.

Приход к власти

Петра I. Россия

накануне петровского времени

Объяснять причины борьбы за

власть между различными группировками при дворе, временной

победы царевны Софьи, утверждения на престоле Петра I

Оценивать политику царевны

Софьи

Высказывать предположения

о влиянии детских впечатлений

на характер Петра I



35. Культура

России XVII в.

Усиление светского характера культуры.

Литература.

Архитектура.

Изобразительное искусство.

Просвещение

и образование,

основание Славя-

но-греко-латинской академии

Составлять описание памятни-

ков культуры XVII в. (в том числе

находящихся на территории края,

города), характеризуя их назначе-

ние, художественные достоинства

и др.

Объяснять, в чем заключались

новые веяния в отечественной

культуре XVII в.

Проводить поиск информации для

подготовки сообщений о дости-

жениях и деятелях отечественной

культуры XVII в



36. Мир

человека

XVII в.

Особенности

мировоззрения

русских людей

XVII в. А. Л. Ор-

дин-Нащокин.

Перемены

в быте. Интерес к западной культуре, начало

распространения западных

обычаев

Характеризовать особенности

жизни и быта отдельных слоев

русского общества, традиции

и новации XVII в.

Готовить сообщение / презента-

цию о жизни, быте и картине мира

отдельных сословий (используя

учебник, рассказы иностранцев

о России, опубликованные на

интернет-сайте «Восточная

литература»: http://www.vostlit.

info/ и другую информацию,

в том числе по истории края)

Приводить примеры западного

и восточного влияния на быт

и нравы населения России в XVII в.

Составлять характеристику

(исторический портрет)

А. Л. Ордин-Нащокина



37. Повторение

и контроль

Итоги уроков

33—36

Систематизировать исторический

материал по изученному периоду

Характеризовать общие черты

и особенности развития России

и ведущих стран Западной Европы

в XVII в.

Высказывать суждения о значении

наследия XVII в. для современного

общества.

Выполнять контрольные тестовые

задания (по образцу ОГЭ,

в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной

деятельности



38. Итоговое

повторение

и обобщение

Заключение

Систематизировать исторический

материал по истории России

XVI—XVII вв.

Выполнять контрольные тестовые

задания по истории России

XVI—XVII вв. (по образцу ОГЭ,

в упрощенном варианте)




39-42

Резерв.

Рекомендуется для проведения экскурсий

(посещение мест исторических событий, памятников истории

и культуры XVI—XVII вв.).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!