СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Биология, 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Биология, 9 класс»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» г.Улан- Удэ

Рассмотрено на Согласовано__________ Утверждаю________________
заседании методического Зам. директора по УВР Директор_________________
объединения учителей
_____________________ _______________________ ___________________ _____________________

Протокол МО №_______ Протокол НМС №______ Протокол ПС

«_____»_________20___г «_____»________20____г «_____»________20____г

Рук МО_________________

Приказ №___от__ ___20__г













Рабочая программа

учебного курса

по биологии

для 9 класса



Составитель:

учитель: Басхаева М.И



2020 г.






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

ПО БИОЛОГИИ, 9 КЛАСС

Учебник: «Биология. Введение в общую биологию и экологию».

Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.


Рабочая программа для 9-х классов составлена на основе программы основного общего образования по биологии 6 - 9 класс. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова 2014 год и учебника «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2014 г.

Рабочая программа для 9-х классов соответствует требованиям базисного учебного плана образовательного учреждения Российской Федерации, Федеральному компоненту Государственных Образовательных Стандартов №1089 от 05.03.04г, программе основного общего образования (авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.-Дрофа, 2010 г.).

Учебники включены в перечень учебных изданий рекомендуемых Министерством Образования РФ

В программе на изучение данного курса отводится 68 часов по 2 часа в неделю.

Цели: развитие у обучающихся высокой биологической, экологической, природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, знакомство с теориями и законами биологии и их применение в различных областях.

Задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,

жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний выделяются часы на лабораторные работы, экскурсии.

В данном курсе рассматривается 8 часов с региональным компонентом:

1. «Эукариоты и прокариоты» (при выполнении Л/р «Рассматривание клеток растений и животных местной флоры и фауны под микроскопом»)

2. «Генетика пола»

3. «Закономерности изменчивости. Норма реакции» (при выполнении Л/р «выявление изменчивости организмов на примере местных растений и животных»)

4. «Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. Селекция местных сортов растений и животных»

5. Л/р №3 «Изучение морфологического критерия на примере растений местной флоры»

6. «Экологические кризисы. Экология г. Улан-Удэ»

7. Экскурсия «Причины многообразия местных видов флоры и фауны

8. Семинар «Биосфера и человек. Экологические проблемы Бурятии ».


Формы промежуточной и итоговой аттестации: тесты.

Результаты изучения курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Тематика и количество часов соответствует программным требованиям. В тематическом планировании указан и материал регионального компонента, но не отдельными часами, а дополнительно к основным темам.




ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты обучения:

- понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- знать и соблюдать учащимися правила поведения на природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические знания на практике;

- осознавать значения обучения для повседневной жизни.


Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

-осуществлять описание изучаемого объекта;

- определять отношения объекта с другими объектами;

-определять существенные признаки объекта;

- классифицировать объекты;

- проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов и выводов;

- различать родовое и видовое понятия;


Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- эволюционный путь развития животного мира;

- историю изучения животных

- структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;

Учащиеся должны уметь:

- определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

- объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете,






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Наименование раздела

Всего часов

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики


Введение

2

2


1

Уровни организации живой природы

63




Тема 1.1 Молекулярный уровень

10




Тема 1.2 Клеточный уровень

15

14

1


Тема 1.3 Организменный уровень

11

13

1


Тема 1. 4 Популяционно-видовой уровень

8

2

1


Тема 1.5 Экосистемный уровень

8

7

1


Тема 1.6 Биосферный уровень

10

4



Итого

64

56

6


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ) УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ I. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (63 ч)

ТЕМА 1.1. Молекулярный уровень (10 ч)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

ТЕМА 1.2. Клеточный уровень (15 ч)

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятель­ности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и ана­эробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука, хромосом, интерактивных таблиц и презентаций, иллюстрирующих деление клеток.

  • Лабораторная работа №1. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

ТЕМА 1.3. Организменный уровень (11 ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетиче­ская непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонст­рация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

  • Лабораторная работа №2. Выявление изменчивости организмов

ТЕМА 1.4. Популяционно-видовой уровень (8 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма сущест­вования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

  • Лабораторная работа №3. Изучение морфологического критерия вида.

ТЕМА 1.5. Экосистемный уровень (8 ч)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах, моделей экосистем.

  • Экскурсия в биогеоценоз.

ТЕМА 1.6. Биосферный уровень ( 10ч)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей или таблиц «Биосфера и человек».



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом: клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧесКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название темы

Кол.-во уроков

Темы уроков

Экскурсии, л./р, контроль знаний.

Д./з. §

Прим. даты

Примечание

1. Введение

2

1. Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии.


1, 2



2.Сущность жизни и свойства живого.

тест

3



2.Уровни организации живой природы.

54






1. Молекулярный уровень

10

1. Молекулярный уровень: общая характеристика.


4



2. Углеводы.


5



3. Липиды.

тест

6



4. Состав и строение белков.


7



5. Функции белков.

С/р: Составление конспекта темы

8



6. Нуклеиновые кислоты.

слов.работа

9



7. АТФ и другие органические соединения клетки.


10



8. Биологические катализаторы.

тест

11



9. Вирусы.


12, подгот к тесту



10. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»

тестирование

повт



2.Клеточный уровень

15

1. Клеточная теория


13



2. Клетка – структурная и функциональная единица жизни.


13,14



3. Ядро


15



4. ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

слов.раб

16,17



5. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

тест

17



6.Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.


17



7. Эукариоты и прокариоты

(Р.К. ) Л/р. №1

. Л/р. №1 «Рассматривание клеток растений и животных м естной флоры и фауны под микроскопом»

18





8. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.


19



9.Энергетический обмен в клетке.

таблица

20



10.Питание клетки, его типы.


20



11. Фотосинтез и хемосинтез.

таблица

21



12.Гетеротрофы.


22



13. Синтез белков в клетке.

тест

23



14. Деление клетки. Митоз


24, подгот к тесту



15. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы»

тестирование

повт



3. Организменный уровень

11

1. Бесполое размножение организмов.

с/р

25




2. Половое размножение организмов. Оплодотворение.


26



3. Онтогенез. Биогенетический закон.


27



4. Законы Г.Менделя. Моногибридное скрещивание.

С/р «Решение генетических задач»

28



5. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание


29



6. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

С/р «Решение генетических задач»

30



7. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Генетика пола


31



8. Закономерности изменчивости. Норма реакции.

( Р.К.) Л/р № 2

Л/р № 2 «Выявление изменчивости организмов на примере местных растений и животных»

32



9. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.


33



10. Основы селекции. Работы Н.И.Вавилов.

(Р.К.) Селекция местных сортов подготовиться ктестурастений и пород животных. Основные методы селекции


34



11. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живого»

тестирование

повт



4. Популяционно – видовой уровень

8

1. Популяционно-видовой уровень: общая характеристика


35




2.Экологические факторы и условия среды


Выписать новые термины ,36



3.Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений

37





4.Популяция как элементарная единица эволюции


38





5.Б-ба за существование и естеств.отбор


39





6.Видообразование


40





7.Макроэволюция


41, подгот к тесту





8.Контрольно-обобщающий урок


повт



5. Экосистемный уровень













6.Биосферный уровень, 10








8

1. Сообщество, экосистема, биогеоценоз


42




2. Состав и структура сообщества.


43



3. Межвидовые отношения организмов


44



4. Цепи питания. Потоки вещества и энергии в экосистеме.

С/р «Составление цепей питания в естественном и искусственном биогеоценозах»

45



5.Продуктивность сообщества.


45



6. Искусственные биогеоценозы.


45, лекция



7. Саморазвитие экосистемы


46 повторить



(Р.К.) Экскурсия в биогеоценоз: «Среда обитания, связь организма со средой».

Р.К. Экскурсия №1 в биогеоценозы окрестностей

подгот к обощ



8. Обобщение по теме «Экосистемный уровень»


5.1 5.5




1. Средообразующая деятельность организмов


47



2. Круговорот веществ и энергии в биосфере.


48



3.Эволюция биосферы


49



4-5Возникновение жизни на Земле


50-51



6.Развитие жизни на Земле.Древнейшая и древняя эры


52



7.Мезозой и кайнозой


53, сообщения о загрязнениях



8.Антропогенное воздействие на биосферу.Основы рационального природопользования


54,55. сообщения



9 Экологические кризисы

(Р.К) Экология республики


подготовиться к обобщению





10.Обобщение.














Итого:64ч

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы


1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».

2. Программа основного общего образования по биологии 6 -9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. - М.: Дрофа, 2010г.


Список литературы для учителя


  1. «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2010 г..

  2. Биология. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/авт.-сост.С.Б.Циклов. - Ярославль: Академия развития, 2010.

  3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. М.: ВАКО, 2009. – 464с. – (В помощь школьному учителю)

  4. Программа основного общего образования по биологии 6 -9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. - М.: Дрофа, 2010г.

  5. Рабочая тетрадь к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» – М.: Дрофа, 2009.

  6. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых/ авт.-сост. Н.А.Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2009

  7. СD «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 9 класс» - М.: Просвещение


Список литературы для обучающегося


  1. «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2009 г

  2. СD «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 9 класс» - М.: Просвещение

  3. Энциклопедии по биологии

  4. Интернет ресурсы: allend.ru и др.






7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!