Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» г.Улан- Удэ
Рассмотрено на Согласовано__________ Утверждаю________________
заседании методического Зам. директора по УВР Директор_________________
объединения учителей
_____________________ _______________________ ___________________ _____________________
Протокол МО №_______ Протокол НМС №______ Протокол ПС
«_____»_________20___г «_____»________20____г «_____»________20____г
Рук МО_________________
Приказ №___от__ ___20__г
Рабочая программа
учебного курса
по биологии
для 9 класса
Составитель:
учитель: Басхаева М.И
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
ПО БИОЛОГИИ, 9 КЛАСС
Учебник: «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Рабочая программа для 9-х классов составлена на основе программы основного общего образования по биологии 6 - 9 класс. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова 2014 год и учебника «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2014 г.
Рабочая программа для 9-х классов соответствует требованиям базисного учебного плана образовательного учреждения Российской Федерации, Федеральному компоненту Государственных Образовательных Стандартов №1089 от 05.03.04г, программе основного общего образования (авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.-Дрофа, 2010 г.).
Учебники включены в перечень учебных изданий рекомендуемых Министерством Образования РФ
В программе на изучение данного курса отводится 68 часов по 2 часа в неделю.
Цели: развитие у обучающихся высокой биологической, экологической, природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, знакомство с теориями и законами биологии и их применение в различных областях.
Задачи:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний выделяются часы на лабораторные работы, экскурсии.
В данном курсе рассматривается 8 часов с региональным компонентом:
1. «Эукариоты и прокариоты» (при выполнении Л/р «Рассматривание клеток растений и животных местной флоры и фауны под микроскопом»)
2. «Генетика пола»
3. «Закономерности изменчивости. Норма реакции» (при выполнении Л/р «выявление изменчивости организмов на примере местных растений и животных»)
4. «Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. Селекция местных сортов растений и животных»
5. Л/р №3 «Изучение морфологического критерия на примере растений местной флоры»
6. «Экологические кризисы. Экология г. Улан-Удэ»
7. Экскурсия «Причины многообразия местных видов флоры и фауны
8. Семинар «Биосфера и человек. Экологические проблемы Бурятии ».
Формы промежуточной и итоговой аттестации: тесты.
Результаты изучения курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Тематика и количество часов соответствует программным требованиям. В тематическом планировании указан и материал регионального компонента, но не отдельными часами, а дополнительно к основным темам.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты обучения:
- понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- знать и соблюдать учащимися правила поведения на природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические знания на практике;
- осознавать значения обучения для повседневной жизни.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
-осуществлять описание изучаемого объекта;
- определять отношения объекта с другими объектами;
-определять существенные признаки объекта;
- классифицировать объекты;
- проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов и выводов;
- различать родовое и видовое понятия;
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- эволюционный путь развития животного мира;
- историю изучения животных
- структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;
Учащиеся должны уметь:
- определять сходства и различия между растительным и животным организмом;
- объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете,
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Наименование раздела | Всего часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
| Введение | 2 | 2 | |
1 | Уровни организации живой природы | 63 | | |
| Тема 1.1 Молекулярный уровень | 10 | | |
| Тема 1.2 Клеточный уровень | 15 | 14 | 1 |
| Тема 1.3 Организменный уровень | 11 | 13 | 1 |
| Тема 1. 4 Популяционно-видовой уровень | 8 | 2 | 1 |
| Тема 1.5 Экосистемный уровень | 8 | 7 | 1 |
| Тема 1.6 Биосферный уровень | 10 | 4 | |
| Итого | 64 | 56 | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ) УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ I. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (63 ч)
ТЕМА 1.1. Молекулярный уровень (10 ч)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
ТЕМА 1.2. Клеточный уровень (15 ч)
Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука, хромосом, интерактивных таблиц и презентаций, иллюстрирующих деление клеток.
ТЕМА 1.3. Организменный уровень (11 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
ТЕМА 1.4. Популяционно-видовой уровень (8 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
ТЕМА 1.5. Экосистемный уровень (8 ч)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах, моделей экосистем.
ТЕМА 1.6. Биосферный уровень ( 10ч)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей или таблиц «Биосфера и человек».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом: клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧесКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы | Кол.-во уроков | Темы уроков | Экскурсии, л./р, контроль знаний. | Д./з. § | Прим. даты | Примечание |
1. Введение | 2 | 1. Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии. | | 1, 2 | | |
2.Сущность жизни и свойства живого. | тест | 3 | | |
2.Уровни организации живой природы. | 54 | | | | | |
1. Молекулярный уровень | 10 | 1. Молекулярный уровень: общая характеристика. | | 4 | | |
2. Углеводы. | | 5 | | |
3. Липиды. | тест | 6 | | |
4. Состав и строение белков. | | 7 | | |
5. Функции белков. | С/р: Составление конспекта темы | 8 | | |
6. Нуклеиновые кислоты. | слов.работа | 9 | | |
7. АТФ и другие органические соединения клетки. | | 10 | | |
8. Биологические катализаторы. | тест | 11 | | |
9. Вирусы. | | 12, подгот к тесту | | |
10. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы» | тестирование | повт | | |
2.Клеточный уровень | 15 | 1. Клеточная теория | | 13 | | |
2. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. | | 13,14 | | |
3. Ядро | | 15 | | |
4. ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | слов.раб | 16,17 | | |
5. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | тест | 17 | | |
6.Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | | 17 | | |
7. Эукариоты и прокариоты (Р.К. ) Л/р. №1 | . Л/р. №1 «Рассматривание клеток растений и животных м естной флоры и фауны под микроскопом» | 18 | | |
| | 8. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | | 19 | | |
9.Энергетический обмен в клетке. | таблица | 20 | | |
10.Питание клетки, его типы. | | 20 | | |
11. Фотосинтез и хемосинтез. | таблица | 21 | | |
12.Гетеротрофы. | | 22 | | |
13. Синтез белков в клетке. | тест | 23 | | |
14. Деление клетки. Митоз | | 24, подгот к тесту | | |
15. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы» | тестирование | повт | | |
3. Организменный уровень | 11 | 1. Бесполое размножение организмов. | с/р | 25 | | |
| 2. Половое размножение организмов. Оплодотворение. | | 26 | | |
3. Онтогенез. Биогенетический закон. | | 27 | | |
4. Законы Г.Менделя. Моногибридное скрещивание. | С/р «Решение генетических задач» | 28 | | |
5. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание | | 29 | | |
6. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | С/р «Решение генетических задач» | 30 | | |
7. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Генетика пола | | 31 | | |
8. Закономерности изменчивости. Норма реакции. ( Р.К.) Л/р № 2 | Л/р № 2 «Выявление изменчивости организмов на примере местных растений и животных» | 32 | | |
9. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. | | 33 | | |
10. Основы селекции. Работы Н.И.Вавилов. (Р.К.) Селекция местных сортов подготовиться ктестурастений и пород животных. Основные методы селекции | | 34 | | |
11. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живого» | тестирование | повт | | |
4. Популяционно – видовой уровень | 8 | 1. Популяционно-видовой уровень: общая характеристика | | 35 | | |
| 2.Экологические факторы и условия среды | | Выписать новые термины ,36 | | |
3.Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений | | 37 | | |
| | 4.Популяция как элементарная единица эволюции | | 38 | | |
| | 5.Б-ба за существование и естеств.отбор | | 39 | | |
| | 6.Видообразование | | 40 | | |
| | 7.Макроэволюция | | 41, подгот к тесту | | |
| | 8.Контрольно-обобщающий урок | | повт | | |
5. Экосистемный уровень 6.Биосферный уровень, 10 | 8 | 1. Сообщество, экосистема, биогеоценоз | | 42 | | |
| 2. Состав и структура сообщества. | | 43 | | |
3. Межвидовые отношения организмов | | 44 | | |
4. Цепи питания. Потоки вещества и энергии в экосистеме. | С/р «Составление цепей питания в естественном и искусственном биогеоценозах» | 45 | | |
5.Продуктивность сообщества. | | 45 | | |
6. Искусственные биогеоценозы. | | 45, лекция | | |
7. Саморазвитие экосистемы | | 46 повторить | | |
(Р.К.) Экскурсия в биогеоценоз: «Среда обитания, связь организма со средой». | Р.К. Экскурсия №1 в биогеоценозы окрестностей | подгот к обощ | | |
8. Обобщение по теме «Экосистемный уровень» | | 5.1 5.5 | | |
| 1. Средообразующая деятельность организмов | | 47 | | |
2. Круговорот веществ и энергии в биосфере. | | 48 | | |
3.Эволюция биосферы | | 49 | | |
4-5Возникновение жизни на Земле | | 50-51 | | |
6.Развитие жизни на Земле.Древнейшая и древняя эры | | 52 | | |
7.Мезозой и кайнозой | | 53, сообщения о загрязнениях | | |
8.Антропогенное воздействие на биосферу.Основы рационального природопользования | | 54,55. сообщения | | |
9 Экологические кризисы (Р.К) Экология республики | | подготовиться к обобщению | | |
| | 10.Обобщение. | | | | |
| | | | | | |
Итого:64ч
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативные документы
1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».
2. Программа основного общего образования по биологии 6 -9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. - М.: Дрофа, 2010г.
Список литературы для учителя
«Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2010 г..
Биология. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/авт.-сост.С.Б.Циклов. - Ярославль: Академия развития, 2010.
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. М.: ВАКО, 2009. – 464с. – (В помощь школьному учителю)
Программа основного общего образования по биологии 6 -9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. - М.: Дрофа, 2010г.
Рабочая тетрадь к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» – М.: Дрофа, 2009.
Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых/ авт.-сост. Н.А.Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2009
СD «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 9 класс» - М.: Просвещение
Список литературы для обучающегося
«Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2009 г
СD «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 9 класс» - М.: Просвещение
Энциклопедии по биологии
Интернет ресурсы: allend.ru и др.
7