№ п/п | | Тема урока | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС |
предметные | метапредметные | личностные |
Регулятив. | Коммуник. | Познавательн. |
1/1 | Введение | Введение | Понятие «средние века», Хронологические рамки средневековья. Источники по истории средних веков | Обучающиеся учатся ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса «Что такое средние века»? | Обучающиеся учатся работать в коллективе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников | Обучающиеся научатся давать определение понятиям средние века, медиевистика, структурировать знания , полученные раннее и вновь приобретенные по вопросу исторических источников. | Формирование устойчивого познавательного интереса |
2/1 | Новый Рим | Новый Рим | Обучающиеся смогут показывать на карте территорию Византийской империи, характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями. Объяснять, кто и как управлял Византийской империей | Обучающиеся смогут самостоятельно планировать свою деятельность на уроке при решении проблемных вопросов «Какую роль играла Византийская империя в средневековом мире»? «Чем объяснялся выбор Константином места для своей новой столицы»? | Обучающиеся смогут ставить проблемные вопросы, и в ходе урока, в результате групповой работы с текстами учебника овладевать приемами диалогической формы речи. | Обучающиеся учатся сравнивать и находить отличия между жизнью в Западной и Восточной части Римской империи. Объяснять причины могущества христианской церкви в Византии | Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям Византийской империи. |
3/2 | Расцвет Византии | Расцвет Византии | составлять исторический портрет императора Юстиниана. Раскрывать значение понятий василевс, кодекс, фреска, мозаика. Рассказывать о культуре Византии, представлять описание Выдающихся памятников | Обучающиеся научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров (император Юстиниан I его заслуги в возвышении Византии) | При работе в парах по учебнику (п. Византия после Юстиниана) обучающиеся научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь при показе на карте территорий, потерянных Византией после смерти Юстиниана. | Обучающиеся работая в парах с текстами учебника, смогут анализировать описание византийских церквей и выделять их главные отличительные особенности. | Выразить свое отношение к деятельности императора Юстиниана. Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям Византийской империи |
4/1 | Варвары-завоеватели | Варвары-завоеватели | На пороге средневековья. Великое переселение народов, падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств. | Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов на проблемные вопросы учителя | Обучающиеся учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения при ответе на вопрос, «Какие важные процессы происходили в Западной Европе во время подъема и расцвета Византии?» Сравнивать уровень развития разных варварских племен, а также учатся координировать свою позицию с позициями одноклассников. | Обучающиеся научатся показывать на карте направление перемещения германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее средневековье (объясняя какие источники об этом свидетельствуют) | Обучающиеся смогут оценить уровень развития варваров-завоевателей |
5/2 | Возникновение и распространение ислама | Возникновение и распространение ислама | Арабы в VI-XI веках. Расселение, занятия арабских племен. Возникновение и распространение ислама. | Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщая товарищу о его ошибках | Обучающиеся научатся показывать на карте территории, населенные арабами в период раннего Средневековья. Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен. Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат | Обучающиеся учатся толерантно относится к религиозным чувствам представителей разных конфессий. |
6/3 | Мир ислама | Мир ислама | Завоевание арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура. | Обучающиеся учатся осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания при планировании работы на уроке. | Формирование умений давать устный отзыв на ответ одноклассников при работе с историческими текстами. | Обучающиеся научатся показывать на карте территории, завоеванные арабами. Характеризовать положение и особенности развития различных народов, входивших в Арабский халифат. Объяснять причины и следствия арабских завоеваний. Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры. | Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям мусульманского мира. Освоение общекультурного наследия при формулировании вывода о том, какую роль внес мусульманский мир в историю других народов. |
7/1 | Рождение королевства франков | Рождение королевства франков | Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда» | Обучающиеся учатся самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, связанные с поиском недостающей информации при решении проблемных вопросов: «Каким образом Хлодвигу удалось укрепить свою власть»? «Почему ослабла власть последних Меровингов»? | Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в процессе поиска и сбора информации по заданным вопросам. Учатся умению строить диалог. | Обучающиеся научатся объяснять причины принятия христианства Хлодвигом. Оценивать значение военной реформы Карла Мартелла. Делать выводы о том, какую пользу франкам и папам приносил союз между ними. | Формирование представлений о важности законов в жизни каждого человека и государства. О том, как законы могут влиять на качество жизни человека. Формирование представлений об объединяющей силе религии как части института власти. |
8/2 | Император Карл | Император Карл | Держава Каролингов: этапы формирования; короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. | Обучающиеся научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров (отличительные особенности деятельности Карла Великого) действия в новом учебном материале | При работе в парах по учебнику (Сильные и слабые стороны организации власти в империи Карла Великого) обучающиеся научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Обучающиеся учатся составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы; высказывать суждения о том, почему его назвали Великим. Раскрывать причины распада империи Карла Великого. Сравнивать роль Церкви в Византийской империи и империи Карла Великого. | Обучающиеся смогут выразить свое отношение к деятельности Карла Великого, высказывать аргументированное суждение о значении его правления. |
9/1 | «Люди севера»- норманны. | «Люди севера»- норманны. | Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. | Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов на проблемный вопрос учителя: «Роль норманнов в европейской и всемирной истории»? | Обучающиеся учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения при ответе на вопрос «Почему набеги норманнов почти не встречали в Европе достойного отпора?» | Обучающиеся научатся показывать на карте Скандинавию, описывать ее географическое положение, каким занятиям оно способствовало, а каким - препятствовало. Анализировать причины разного отношения викингов к народам, живущим в разных областях Европы | Выразить свое отношение к набегам викингов. |
10/2 | Сколько раз завоевывали Англию | Сколько раз завоевывали Англию | Завоевания, перепись населения | Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов на проблемный вопрос, вынесенный в название темы | Обучающиеся учатся критически осмысливать информацию. Получают представление о приемах информационного воздействия на примере легенд о короле Артуре | Обучающиеся научатся показывать на карте и описывать географическое положение Великобритании. Отслеживают по карте области завоеваний | Обучающиеся учатся с уважением относится к культурным ценностям англо-саксов |
11/1 | Земля и власть. | Земля и власть. | Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальные землевладения. | Обучающиеся смогут самостоятельно принимать решения при обсуждении проблемного вопроса «почему средневековая знать считала военное дело более почетным чем хлебопашество», смогут осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания при просмотре презентации « средневековый феод» | Обучающиеся научатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при обсуждении вопроса «Почему король не мог забрать все земли в свое единоличное владение»? | Обучающиеся научатся раскрывать значение понятий: феодал, сеньор. вассал, сословия. | Обучающиеся в ходе работы на уроке смогут оценить насколько ценна была земля в средневековом обществе |
12/2 | Вечные труженики | Вечные труженики | Крестьянство, феодальная зависимость, повинности. Условия жизни. Крестьянская община | Обучающиеся смогут с помощью иллюстраций сделать вывод о труде и отдыхе крестьян, и их основных занятиях, выдвигать предположение о том, какие вопросы могла решать община | Обучающиеся смогут ставить проблемные вопросы и в ходе урока , в результате групповой работы с текстами учебника овладевать приемами диалогической формы речи. | Обучающиеся научатся раскрывать значение понятий: Сословия, барщина, оброк, десятина, община, натуральное хозяйство. Рассказывать о жизни крестьян | Обучающиеся в ходе работы на уроке смогут оценить насколько бесправным было положение крестьянства в средние века. |
13/3 | За стенами замков | За стенами замков | Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни | Обучающиеся научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (права и обязанности рыцарского сословия) | При работе в парах по учебнику (жизнь средневекового рыцаря) обучающиеся научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Обучающиеся научатся раскрывать значение понятий: рыцарь, замок. Представлять описание внешнего и внутреннего устройства замка. Характеризовать основные правила поведения рыцаря: кодекс рыцарской чести | Обучающиеся после изучения темы смогут придумать рассказ «В рыцарском замке и проиллюстрировать его» |
14/1 | Империя и церковь | Империя и церковь | История образования Французского и Германского королевств. Причины возвышения церкви и духовенства. Отношение светских правителей и церкви. | Обучающиеся учатся ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса «Почему в конечном итоге папы оказались сильнее императоров»? | Обучающиеся учатся работать в группе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников | Обучающиеся учатся строить логическую цепь рассуждений по вопросу « что способствовало возвышению церкви и духовенства». Учатся сравнивать историю образования Французского и Германского королевств. Находить общее и различное. | Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы |
15/2 | Крестовые походы | Крестовые походы | Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордена. | Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов для заполнения таблицы «Важнейшие крестовые походы» Контролируют свои результаты работы с эталоном представленным учителем. | Обучающиеся учатся работать в группе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников | Обучающиеся учатся характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе. Объяснять причины и последствия крестовых походов. Показывать на карте направление крестовых походов. Сравнивать поведение крестоносцев и мусульман в ходе 4 крестового похода и объяснять причины подобного. | Обучающиеся научатся высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях крестовых походов для жителей Европы и мусульманского мира. |
16/1 17/2 | «Средневековый город» В сердце средневекового города | «Средневековый город» | Города- центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия, цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города республики. Облик средневековых городов. Жизнь и быт горожан. | Обучающиеся учатся самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, связанные с поиском недостающей информации при решении проблемного вопроса: «почему возрождения городов в Западной Европе началось с XI века»? | Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в процессе поиска и сбора информации по заданным вопросам. Учатся умению строить диалог. | Обучающиеся научатся сравнивать и характеризовать романский и готический храмы. Описывать внешний облик города, характеризовать основные занятия горожан, образ жизни. Раскрывать значение цеховой организации ремесленников. Объяснять причины «возрождения» городов в Западной Европе | Освоение общекультурного наследия |
18/3 | В поисках знаний | | Представление средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты | Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделение учителем ориентиры действия | Вступают в коллективное сотрудничество, участвуют в совместном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласуют действия с партнером | Обучающиеся научатся характеризовать представление средневековых европейцев о мире, объяснять какое место в их жизни занимала религия. Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах. Объяснять значение терминов и понятий: школа, университет, схоластика. | Обучающиеся научатся высказывать оценочные суждения об особенностях обучения в средневековых школах и университетах. Освоение общекультурного наследия. |
19/1 | Во главе христианского мира | | Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. | Прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют последовательность действий для поиска ответа на проблемный вопрос: почему борьба против ересей стала важной задачей Церкви в XII-XIV вв. | Планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером | Обучающиеся научатся давать характеристику различным еретическим учениям, сравнивать их основные постулаты. Объяснять причины возникновения ересей. | Обучающиеся научатся высказывать оценочные суждения о ересях и преследовании еретиков. |
20/2 | Папы, императоры и короли в Европе XII-XV вв. | | Государства Европы в XII-XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции | Постановка учебной задачи на основе соотнесения ранее изученной информации (по вопросу возникновения и развития государств Западной Европы) и того, что еще не известно (централизация государств) | Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации при работе с учебной литературой | Обучающиеся учатся анализировать учебный материал с целью составления сравнительной характеристики развития Священной Римской Империи, Франции, Англии. Обучающиеся научатся объяснять какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие-против. | Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; |
21/3 | Тяжкие времена | | Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV веке. Жакерия, восстание Уота Тайлера. Гуситские движения в Чехии. Столетняя война; Жанна д Арк. | Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. | Вступают в коллективное сотрудничество, участвуют в совместном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласуют действия с партнером | Обучающиеся научатся представлять характеристики известных исторических личностей (Жанна д Арк. Ян Гус и др.) Объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений. Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе. | Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию учебной деятельности. |
22/4 | На востоке Европы | | Народы Восточной Европы. Славяне и Византия. Создание славянской азбуки. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения ранее изученной информации | Обучающиеся учатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации при работе с учебной литературой | Обучающиеся научатся представлять характеристики известных исторических личностей | Осознают социально- нравственный опыт предшествующих поколений |
23/1 | Во владениях Великого хана | | Монгольская Держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями | Удерживают цель до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности | Планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. | Обучающиеся научатся показывать на карте направления завоевания монголов. Объяснять понятия хан, орда. Характеризовать общественное устройство государств Востока в Средние века, отношение власти и подданных, систему управления. Сравнивать державы Чингисхана и Тамерлана, находить общее и различное. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса |
24/2 | Индия: раджи и султаны. | В сердце средневекового города | Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман. Делийский султанат | Прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу | Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Обучающиеся научатся представлять описание характеристику памятников культуры народов Индии. Характеризовать общественное устройство, отношение власти и подданных, систему управления. Особенности религии. | Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности |
25/3 | Поднебесная империя и страна Сипанго | В поисках знаний | Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в средние века | Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. | Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Обучающиеся учатся представлять описание , характеристику памятников культуры Китая и Японии. Рассказывать о положении различных групп населения. Объяснять понятия Сёгун, самурай. Характеризовать общественное устройство Китая и Японии. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
26/4 | Народы Америки в средние века | Во главе христианского мира | Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. | Прогнозируют результаты усвоения учебного материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнения и позицию, допускают существование различных точек зрения | Обучающиеся научатся показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи |
27/1 | Европа XIV-XV вв. | Папы, императоры и короли в Европе XII-XV вв. | Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Византийская империя. Падение Византии | Принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий | Участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера | Обучающиеся учатся представлять памятники культуры эпохи раннего Возрождения. Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития Европейского общества. Объяснять причины ослабления и падения Византии | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. |
28/2 | Итоговое повторение | Тяжкие времена | Средние века в истории | Прогнозируют результаты усвоения учебного материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнения и позицию, допускают существование различных точек зрения | Обучающиеся систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Средних веков для современного мира. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса |
29/3 | Итоговая контрольная работа за курс «История Средних веков» | На востоке Европы | | | | | |
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Предметные |
1 | | | Введение. Что такое новое время. | рассказывать о представлениях людей эпохи Средневековья | Научатся определятьтермины:кризис феодального уклада, колонии, метрополии Получат возможность научиться: работать с учебником и картой | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества |
2 | | | В поисках индии | работать с картой; рассказывать о представлениях людей эпохи Средневековья | Научатся определятьтермины:кризис феодального уклада, колонии, метрополии Получат возможность научиться: работать с учебником и картой | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества |
3 | | | Мир , поделенный пополам | Уметь: работать с картой; рассказывать о представлениях людей эпохи Средневековья | Научатся определятьтермины:кризис феодального уклада, колонии, метрополии Получат возможность научиться:работать с учебником и картой | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им |
4 | | | Новые миры , новые горизонты | Уметь: работать с картой; рассказывать о представлениях людей эпохи Средневековья | Научатся определятьтермины:кризис феодального уклада, колонии, метрополии Получат возможность научиться:работать с учебником и картой | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им |
5 | | | Развитие техники. | Знать: основные понятия темы; Уметь: сравнивать ремесленную мастерскую и мануфактуру, крестьянский труд с трудом наемного рабочего; объяснять причины перехода от одного способа производства к другому. | Научатся определятьтермины:мануфактура, банки, биржи Получат возможность научиться: работать с учебником | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, состав-ляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
6 | | | Рождение капитализма. | Знать: основные понятия темы; Уметь: сравнивать ремесленную мастерскую и мануфактуру, крестьянский труд с трудом наемного рабочего; объяснять причины перехода от одного способа производства к другому. | Научатся определятьтермины:мануфактура, банки, биржи Получат возможность научиться: работать с учебником | Регулятивные: ставят учебные за-дачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Осмысливают гуманистические традиции и цен-ности современного общества |
7 | | | Повседневная жизнь европейцев в XVI – XVII веках. | Знать: основные понятия темы; Уметь: сравнивать ремесленную мастерскую и мануфактуру, крестьянский труд с трудом наемного рабочего; объяснять причины перехода от одного способа производства к другому. | Научатся определятьтермины:мануфактура, банки, биржи Получат возможность научиться: работать с учебником | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества |
8 | | | Входной контроль. | Знать: хронологические рамки, основные даты, определения и понятия истории Средних веков. Уметь: работать с тестами. | Научатся определять термины: история, Всеобщая история, история Средних веков Получат возможность научиться: работать с тестами по форме ОГЭ | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные высказывания | Осмысливают гуманистические традиции и ценности средневекового общества |
9 | | | Эпоха титанов.Культура высокого Возрождения в Италии | Знать: основные понятия темы, даты; имена деятелей искусства и литературы; предпосылки Возрождения, ее сущность.Уметь: работать с таблицами; выделять основные положения гуманистической этики; работать с учебником; выполнять тестовые задания. | Научатся определятьтермины: Возрождение, гуманизм, естественные права человека Получат возможность научиться: работать с учебником | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференциро-ванную самооценку своих успехов в учебе |
10 | | | Гуманизм за Альпами. | Знать: основные понятия темы, даты; имена деятелей искусства и литературы; предпосылки Возрождения, ее сущность. Уметь: работать с таблицами; выделять основные положения гуманистической этики; работать с учебником; выполнять тестовые задания. | Научатся определять термины: Возрождение, гуманизм, естественные права человека Получат возможность научиться: работать с учебником | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве разнообразии народов, культур и религий |
11 | | | Обобщающее повторение главы 3 | | | | |
12 | | | Глава 4. Реформация и Контрреформация в Европе. Реформация и Крестьянская война в Германии. | Знать: основные понятия темы, имена деятелей Реформации; причины Реформации, ее последствия; причины крестьянской войны. Уметь: рассказывать об учениях М. Лютера, Ж. Кальвина; устанавливать хронологическую последовательность событий; высказывать свою точку зрения. | Научатся определятьтермины:Реформация, революция, протестант Получат возможность научиться: работать с учебником и картой | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов |
13 | | | Борьба за души и умы. Реформация и Контрреформация в XVI веке. | Знать: основные понятия темы, имена деятелей Реформации; причины Реформации, ее последствия; устанавливать хронологическую последовательность событий; высказывать свою точку зрения. | Научатся определятьтермины: Реформация, революция, протестант Получат возможность научиться: работать с учебником и картой | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
14 | | | Империя в которой «никогда не заходило солнце». | Знать: основные понятия темы; социально- экономическое развитие Испании, Англии, Франции; причины религиозных конфликтов; о движении гезов; о причинах национально- освободительных движений в Нидерландах; о зарождении абсолютизма в странах Европы; особенности внутренней и внешней политики в странах Европы. Уметь: работать с картой; анализировать прочитанное; работать с текстом; находить причинно-следственные связи. | Научатся определятьтермины:монарх, абсолютизм, регент, меркантилизм, этикет Получат возможность научиться: работать с учебником | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности |
15 | | | Нидерланды против Испании. | Знать: основные понятия темы; о причинах национально- освободительных движений в Нидерландах. Уметь: работать с картой; анализировать прочитанное; работать с текстом; находить причинно-следственные связи. | Научатся определятьтермины:революция, иконоборчество, гезы, уния, республика Получат возможность научиться: работать с учебником и картой, анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
16 | | | Под знаком двойной розы. Англия в первой половине 16 в. | Знать: основные понятия темы. Уметь: работать с картой; анализировать прочитанное; работать с текстом; находить причинно-следственные связи. | Научатся определять термины: революция, модернизация, пуритане, кавалеры, круглоголовые, парламентская монархия, компромисс Получат возможность научиться: работать с учебником и картой, анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им |
17 | | | Британия – владычица морей. Англия при Елизавете Тюдор. | Знать: основные понятия темы. Уметь: работать с картой; анализировать прочитанное; работать с текстом; находить причинно-следственные связи. | Научатся определять термины: революция, модернизация, пуритане, кавалеры, круглоголовые, парламентская монархия, компромисс Получат возможность научиться: работать с учебником и картой, анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им |
18 | | | Франция на пути к абсолютизму. | Знать: основные понятия темы. Уметь: работать с картой; анализировать прочитанное; работать с текстом; находить причинно-следственные связи. | Научатся определять термины: эдикт, месса, гарант Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им |
19 | | | Международные отношения в XVI-XVII в. | Знать: основные понятия темы. Уметь: работать с картой; анализировать прочитанное; работать с текстом; находить причинно-следственные связи | Научатся определятьтермины:«новые державы» Получат возможность научиться: работать с учебником | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий |
20 | | | Начало революции в естествознании. Литература и искусство на рубеже XVI – XVIIвеков. | Знать: как изменились представления людей на природу и общество; об открытиях и технических новшествах; имена деятелей науки, литературы. Уметь: называть характерные черты барокко; работать с различными источниками. | Научатся определятьтермины:индивидуализм, северное Возрождение Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни |
21 | | | Литература и искусство на рубеже XVI – XVIIвеков. | Знать: как изменились представления людей на природу и общество; об открытиях и технических новшествах; имена деятелей науки, литературы. Уметь: называть характерные черты барокко; работать с различными источниками. | Научатся определятьтермины:индивидуализм, северное Возрождение Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни |
22 | | | Французская монархия в зените: Людовик XIV- «король – солнце. | Знать: основные этапы в развитии французского абсолютизм, его подъем и спады; причины буржуазной революции в Англии. Уметь: составлять сообщения с опорой на текст учебника; называть основные черты классицизма; оценивать историческое значение Английской революции. | Научатся определять термины: сословие, санкюлоты, декрет, террор Получат возможность научиться: работать с учебником и картой, анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
23 | | | Английская революция 1640-1660 гг. | Знать: основные понятия, даты темы. | Научатся определятьтермины:сословие, санкюлоты, декрет, террор Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
24 | | | Становление английской парламентской монархии. | Знать: основные понятия, даты темы. | Научатся определятьтермины:сословие, санкюлоты, декрет, террор Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
25 | | | Великие державы Азии в XVI – XVIII веках. | Знать: причины ослабления крупных мусульманских держав; об экономическом развитии Китая и Японии; о религиозных верованиях в странах Востока. Уметь: рассказывать о роли английской Ост-Индской компании; сравнивать пути развития китайской и японской живописи с европейским искусством; выполнять тестовые задания. | Научатся определять термины: традиционное общество Получат возможность научиться: работать с учебником | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий |
26 | | | «Запретные страны»: Китай и Япония в XVI-XVIII в. | Знать: причины ослабления крупных мусульманских держав; об экономическом развитии Китая и Японии; о религиозных верованиях в странах Востока. Уметь: рассказывать о роли английской Ост-Индской компании; сравнивать пути развития китайской и японской живописи с европейским искусством; выполнять тестовые задания. | Научатся определять термины: традиционное общество Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий |
27 | | | Промежуточный контроль. | Уметь: работать с тестами. | Научатся определять термины, изученные в курсе Получат возможность научиться: называть главные события истории Нового времени, основные достижения культуры и значение | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
28 | | | Завершение объединения русских земель | Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Завершить составление характеристики Ивана III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. | Научаться: показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству. Получат возможность научиться: делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
29-30 | | | Иван Грозный – первый русский царь. | Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в. Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. | Научатся определять термины: венчание, Избранная рада, приказы, стрельцы, дворяне, уложение. Получат возможность научится: давать характеристику первому этапу царствования Ивана Грозного, называть положительные стороны реформ и находить недостатки государственного управления | Регулятивные: ставят учебную за-дачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
31 | | | Внешняя политика России при Иване Грозном | Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака. Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне. | Научатся определять термины: ясак, Ливонский орден. Получат возможность научиться: анализировать причины побед и поражений Ивана Грозного во внешней политике | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности |
32 | | | Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей. | Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять своё отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана IV Грозного. Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нём. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного. Объяснять значение понятий заповедные лета, крепостное право | Научатся определять термины: опричнина, земщина, заповедные лета. Получат возможность научиться: анализировать причины поворота к опричной политике, давать собственную оценку опричнине, подводить общие итоги царствования Ивана Грозного | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий |
33 | | | Русская православная церковь в XVI веке. | Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим». Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сороский) в истории Московской Руси | Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой. Получат возможность научиться: называть наиболее значительные произведения художественной и публицистичесой литературы XIV-XVI вв., проводить параллели между развитием русской литературы и предшествующи¬ми историческим событиями | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к об-разовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава-тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
34 | | | Русская культура в XVI веке. | Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIII—XVI вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIII—XVI вв. | Научатся определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой. Получат возможность научиться: называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XIV-XVI вв., проводить параллели между развитием русской литературы и предшествующи¬ми историческим событиями | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реа-лизации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и форму-лируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю по-зицию обучающегося на уровне положительного отношения к об-разовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава-тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
35 | | | Повторение: «Создание Московского царства» | | | | |
36 | | | В преддверии Смуты. | Знать: экономические и политические причины Смуты; основные понятия, даты темы; о проблеме престолонаследия; политику Б. Годунова; причины самозванства; Лжедмитрия I, В. Шуйского; причины восстания И. Болотникова, его цели и итоги; о роли РПЦ в отпоре врагу; о формировании Первого ополчения, его деятельности и его развале; о возникновении Второго ополчения и освобождении Москвы; об избрании М. Романова на царство. Уметь: работать с картой; находить причинно- следственные связи; работать с историческими документами. | Научатся определять термины: смута, монархия, ограниченная монархия Получат возможность научиться:работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: определяют после-довательность промежуточных це-лей с учётом конечного результата; составляют план и определяют по-следовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференциро-ванную оценку своих успехов в учебе |
37 | | | Лжедмитрий I. | Знать: основные понятия, даты темы. | Научатся определять термины: смута, монархия, ограниченная монархия Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: определяют после-довательность промежуточных це-лей с учётом конечного результата; составляют план и определяют по-следовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
38 | | | Правление Василия Шуйского. | Знать: основные понятия, даты темы | Научатся определять термины: смута, монархия, ограниченная монархия Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: определяют после-довательность промежуточных це-лей с учётом конечного результата; составляют план и определяют по-следовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
39 | | | Лжедмитрий II. Вторжение. | Знать: основные понятия, даты темы. | Научатся определять термины: смута, монархия, ограниченная монархия Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: определяют после-довательность промежуточных це-лей с учётом конечного результата; составляют план и определяют по-следовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Выражают адек-ватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности |
40 | | | Междуцарствие (1610-1613). | Знать: основные понятия, даты темы. | Научатся определять термины: смута, монархия, ограниченная монархия Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: определяют после-довательность промежуточных це-лей с учётом конечного результата; составляют план и определяют по-следовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Выражают адек-ватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности |
41 | | | Второе ополчение и освобождение Москвы. | Знать: основные понятия, даты темы | Научатся определять термины: смута, монархия, ограниченная монархия Получат возможность научиться: работать с учебником и картой, анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по-ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен-нем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
42 | | | Повторение: «Смутное время» | | | | |
43 | | | Правление Михаила Федоровича (1613-1645). | Знать: путях преодоления Смуты и возрождении российского государства; основные направления и задачи внешней политики России и пути их реализации; внутриполитическую ситуацию, законодательство; о причинах народных движений; основные понятия, даты темы; о причинах раскола в РПЦ. Уметь: рассказывать об экономической ситуации в стране; описывать новые тенденции в русской культуре. | Научатся определять термины:монархия, ограниченная монархия Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в кол-лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им |
44 | | | Правление Алексея Михайловича (1645-1676). | Знать: основные понятия, даты темы. | Научатся определять термины: монархия, ограниченная монархия Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: адекватно воспри-нимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения.задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им |
45 | | | Россия в XVII в. | Знать: основные понятия, даты темы. Уметь: работать с исторической картой. | Научатся определять термины:волость, крепостничество, самодержавие, стан Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: ставят учебные за-дачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе |
46 | | | Россия в XVII в. | Знать: основные понятия, даты темы. Уметь: работать с исторической картой. | Научатся определять термины:волость, крепостничество, самодержавие, стан Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: ставят учебные за-дачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе |
47 | | | Русская деревня в XVII веке. | Знать: основные понятия, даты темы, причины и итоги. Уметь: работать с исторической картой | Научатся определять термины: волость, крепостничество, самодержавие, стан Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: ставят учебные за-дачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе |
48-49 | | | Присоединение Украины к России. | Знать: основные понятия, даты темы, причины и итоги. Уметь: работать с исторической картой. | Научатся определять термины:гетман, голытьба, реестровые казаки Получат возможность научиться: работать с учебником и картой, анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: ставят учебную за-дачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, состав-ляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные:допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Выражают аде-ватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности общим способам решения задач |
50 | | | Раскол в Русской Православной Церкви | Знать: основные понятия, даты темы. | Научатся определять термины:протопоп, раскол Получат возможность научиться: работать с учебником и анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: ставят учебную за-дачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, состав-ляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные:допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни |
51-52 | | | Народные волнения в 1660- 1670 -е годы. | Знать: основные понятия, даты темы; персоналии, причины и итоги волнений. Уметь: работать с исторической картой. | Научатся определять термины: бунт, старообрядцы, «бунташный век» Получат возможность научиться: работать с учебником и картой, анализировать фрагмент исторического источника | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют ак-тивность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им |
53-54 | | | Наследники Алексея Михайловича. | Знать: причины и предпосылки петровских преобразований; основные понятия, даты темы; о направлениях внешней политики, проводимой Петром I. Уметь: рассказывать об экономической ситуации в стране, значениях и методах проведения реформ; делать выводы; работать с исторической картой. | Научатся определять термины: волость, крепостничество, самодержавие, стан Получат возможность научиться: работать с учебником | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в кол-лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им |
55-56 | | | Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке. | Знать: основные понятия, даты темы; персоналии. | Научатся определять термины:волость, крепостничество, самодержавие, стан Получат возможность научиться: работать с учебником и картой | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуще-ствляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
57-58 | | | Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке. | Знать: основные понятия, даты темы; персоналии. | Научатся определять термины:волость, крепостничество, самодержавие, стан Получат возможность научиться: работать с учебником и картой | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуще-ствляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
59 | | | Просвещение, литература и театр в XVII веке. | Знать: основные понятия, даты темы; персоналии | Научатся определять термины: изразцы, тафта, парча, секуляризация культуры, терем Получат возможность научиться: работать с учебником | Регулятивные: определяют после-довательность промежуточных це-лей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни |
60 | | | Итоговый контроль. | Уметь: работать с тестами | Получат возможность научиться: работать с тестами | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль, Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию к учению |
61 | | | Искусство в XVII в. | Знать: основные понятия, даты темы; персоналии. | Научатся определять термины: изразцы, тафта, парча, секуляризация культуры, терем Получат возможность научиться: работать с учебником | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни |
62 | | | Жизнь и быт различных сословий. | Знать: причины и предпосылки петровских преобразований; основные понятия, даты темы; о направлениях внешней политики, проводимой Петром I. Уметь: рассказывать об экономической ситуации в стране, значениях и методах проведения реформ; делать выводы;работать с исторической картой | Научатся определять термины: волость, крепостничество, самодержавие, стан Получат возможность научиться: работать с учебником | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в кол-лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им |
63 | | | Итоговое повторение. | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития с XVI - XVII века. Высказывать суждения о значении наследия с XVI - XVII века для современного общества. | Научатся определять термины, изученные по курсу история России с XVI - XVII века. Получат возможность научиться: называть основные события, достижения истории и культуры | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль, Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава-тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |