СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Министерство образования и науки РФ










Рабочая программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ)»

для 9 класса основного общего образования и 11 класса среднего (полного) общего образования












































Пояснительная записка.

Направленность программы:

Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, егосферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования. Экзаменационные работы по обществознанию как в 9, так и в 11 классе состоят из трёх частей, которые различаются по проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий.

В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ОГЭ и ЕГЭ. Данная программа призвана сформировать представ-ления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ОГЭ и ЕГЭ.


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».

Успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения.

Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.


Цели и задачи программы:

Главная цель программы – подготовка учащихся 9 и 11 классов к сдаче государственного экзамена по обществознанию в формате ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

- подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий разного типа.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Программа данного курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ» предлагается для учащихся 9 и 11 классов, где ставится главная задача подготовить выпускников школы к сдаче выпускных экзаменов по обществознанию в формате ОГЭ и ЕГЭ.


Общая характеристика рабочей программы:

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач, указанных выше, времени, выделенного учебным планом на данный кружок, а также в соответствии с достаточно низким уровнем готовности обучающихся 9 класса к сдаче государственного экзамена по обществознанию.

В основу программы положены следующие принципы:

- системный подход, позволяющий характеризовать современное общество во всех взаимосвязях и взаимозависимостях его основных сфер: экономической, политической, социальной и культурной;

- практическая направленность, позволяющая применять теоретические знания в решении конкретных ситуационных задач, что для подростка особенно значимо;

- деятельностный подход, который проявляется в анализе документов, выработке собственной позиции на основе этого анализа.

Главная содержательная линия курса — человек в обществе. В связи с этим основное внимание уделяется личностному восприятию окружающей действительности, потребностям, интересам, мотивам деятельности, ценностям человека.

В программе определены в целостном и систематизированном виде следующие ключевые аспекты содержания курса обществознания основной школы:

- общество как система: структура общества, этапы его развития, исторические типы обществ, взаимосвязь сфер общественной жизни;

- экономическая сфера общества: система общественного производства, типы экономических систем, собственность и её виды, рыночная экономика;

- политическая сфера общества: государство и его признаки, политические режимы, формы правления и территориального устройства, политические партии, политическая система современной России;

- социальная сфера общества: социальная структура, социальная роль и социальный статус, социальная мобильность, социальное неравенство;

- духовная сфера общества: религия, наука, образование, искусство, право, мораль.


Сроки реализации программы:

Курс рассчитан на 68 часаов при проведении 2 аудиторных занятий (по 1 часу в 9 и 11 классах, т.е. 34 часа на класс) в неделю в период с октября 2014 года по май 2015 года.


Особенностью программы является:

Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для основной общей и средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.

Рабочая дополнительная образовательная программа составлена на основе «Программы подготовки к поступлению в высшие учебные заведения по обществознанию (подготовка к ЕГЭ)» и тематического планирования курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ» для учащихся 9 класса. Формы занятий:Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.

В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.

Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.

Ведущими методами изучения являются:

● речевая деятельность;

● практические умения для выполнения заданий различных видов ОГЭ и ЕГЭ.

Приёмы организации деятельности:

Интерактивные-

● лекция

● дискуссии

● мини-сочинение

Активные-

● семинар

● практическая работа

Возможны следующие виды деятельности учащихся:

-анализ источников;

-написание эссе;

-решение тренировочных заданий по обществознанию ( КИМы ОГЭ и ЕГЭ).


Форма подведения итогов:

-пробный экзамен по обществознанию в 9 классе (по КИМ ОГЭ) и в 11 классе (по КИМ ЕГЭ).


Содержание изучаемого курса в 9 и 11 классах:


Содержание изучаемого курса в 9 классе:

Содержание изучаемого курса в 11 классе:

Название темы

Часы

Название темы

Часы

Введение.

Тема 1. Современное общество.

Тема 2. Человек среди людей. Тема

3. Экономическая сфера жизни. 

Тема 4. Политика и право.

Тема 5. Духовная жизнь общества.

Тема 6. Социальная жизнь общества.

 Практикум.

Структура экзаменационной работы.

Особенности выполнения заданий различных типов.

Пробный экзамен по обществознанию.

Итоговое занятие.



Учебно-тематический план 9 класса

п/п


Название темы занятия.

Кол-во часов

Дата прове--дения

Приме-чания

Введение. 1 час.

1

ОГЭ как форма итоговой аттестации.

1



Тема 1. Современное общество. 4 часа.

2

Общество – динамичная саморазвивающаяся система.

1



3

На пути к современной цивилизации.

1



4

Глобальные проблемы современности.

1



5

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 2. Человек среди людей. 4 часа.

6

Человек. Индивид. Личность.

1



7

Личность и мораль. Потребности человека.

1



8

Многообразие малых групп.

1



9

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. 4 часа.

10

Экономика. Товар и деньги. Спрос и предложение.

1



11

Право собственности. Потребитель и его права.

1



12

Роль государства в экономике. Предпринимательство. Труд.

1



13

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 4. Политика и право. 5 часов.

14

Основы Конституционного строя РФ.

1



15

Участие граждан в политике и управлении.

1



16

Трудовое и семейное законодательство.

1



17

Административное и уголовное законодательство.

1



18

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 5. Духовная жизнь общества. 4 часа

19

Формы и разновидности культуры.

1



20

Искусство. Культурные нормы.

1



21

Образование. Наука. Религия.

1



22

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 6. Социальная жизнь общества. 4 часа

23

Социальная структура. Социальная стратификация.

1



24

Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения.

1



25

Конфликты в обществе. Семья.

1



26

Решение тренировочных заданий.

1



Практикум. Структура экзаменационной работы.

Особенности выполнения заданий различных типов. - 6 час.

27-28

Решение заданий части А.

2



29-30

Решение заданий части В.

2



31-32

Решение заданий части С.

2



33

Пробный экзамен по обществознанию.

1



34

Итоговое занятие.

1



п/п


Название темы занятия.

Кол-во часов

Дата прове--дения

Приме-чания


Тема 1. Основы философии. 3 часа.

1

Философия, её разделы и роль в обществе.

1



2

История философии, её основные проблемы.

1



3

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 2. Основы теории цивилизаций. 5 часов.

4

Формационный и цивилизационный подходы к истории.

1



5

Цивилизации.древности, средневековья и нового времени.

1



6

Современные цивилизации.

1



7

Глобальные проблемы современности.

1



8

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 3. Основы культурологии. 3 часа.

9

Основы теории культуры. Компоненты культуры.

1



10

Компоненты духовной жизни общества.

1



11

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 4. Основы социологии. 5 часов.

12

Предмет и методы социологии.

1



13

Социальная структура. Стратификация общества.

1



14

Понятие и теории личности. Социальный конфликт.

1



15

Нации и межнациональные отношения.

1



16

Решение тренировочных заданий.

1




Тема 5. Экономическая сфера жизни. 6 часов.

17

Экономика. Основные экономические системы.

1



18

Факторы современного производства.

1



19

Переходная экономика. Деньги. Инфляция.

1



20

Государство и экономика. Налоги и налогообложение.

1



21

Рынок труда. Доходы населения.

1



22

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 6. Основы политологии. Государство. 6 часов.

23

Политика. Государство, его признаки и функции.

1



24

Форма государства. Механизм (аппарат) государства.

1



25

Система разделения властей. Демократия, её формы и признаки.

1



26

Власть и политика. Политические партии.

1



27

Политика и общественное сознание.

1



28

Решение тренировочных заданий.

1



Тема 7. Право. 5 часов.

29

Теория права. Основы конституционного права.

1



30

Основы правового положения человека и гражданина.

1



31

Основы гражданского, семейного и трудового права.

1



32

Основы уголовного, административного и муниципального права.

1



33

Решение тренировочных заданий.

1



34

Итоговое занятие.

1



Учебно-тематический план 11 класса

Уровень подготовки учащихся:


Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

● определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

● использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

● исследование реальных связей и зависимостей;

● умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);

● объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

● поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

● отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

● передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

● перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

● выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

● уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

● владение навыками редактирования текста;

● самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

● участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);

● формулирование полученных результатов;

● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

● пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

● владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

Предполагаемые результаты:

Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся:

- В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:

работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

анализ современных общественных явлений и событий;

аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах; - успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию.

Список литературы для 9 класса:


1. Обществознание 8-9 кл./ Под ред. А. Ф. Никитина. - М.,2008

2. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права. – М.., 2008

3. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2008

4. Введение в обществознание: 8-9 кл./Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2007

5. Основы экономической теории: Учебник для 9-10 кл./Гос. Унив. – Высшая школа экономики; Под ред. С. И. Иванова – В 2-х книгах. М.:Вита – Пресс,2007

6. ГИА 2009 (в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2009.

7. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2009.

8. Конституция РФ.- М.,2007

9. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2007.

10. Автономов Введение в экономику. – М.: Вита – Пресс, 2008

11. Сборник кодексов РФ. – М.,2009

12. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009

13. Мухаев Р. Т. Политология. И – М.,2008

14. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., 2009


Список литературы для 11 класса:


Основная литература:

  1. А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др..Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

  2. А. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию., М.: Айрис-пресс, 2008.

  3. И.И. Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо, 2007.

  4. Обществознание. Варианты ЕГЭ. (Федеральный институт педагогических измерений). М.: «Издательство Астрель», 2008, 2009.


Дополнительная литература:

  1. П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель. 2010 г.

  2. П.А. Баранов. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ /П.А. Баранов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова/. Москва. АСТ. Астрель, 2010 г.







 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!