СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1.Планируемые результаты
Результаты освоения учебного предмета «Технология»
класс
Личностные результаты:
развитие трудолюбия, и ответственности за качество своей деятельности;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира;
проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
Метапредметные результаты
-планировка процесса познавательно-трудовой деятельности с опорой на алгоритмы;
-организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и
сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой
деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей
познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
-осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей
деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-
технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной
форме результатов своей деятельности;
-соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
-оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
-выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
-расчет себестоимости продукта труда;
-практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
В трудовой сфере:
-планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,;
-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
-соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии
и гигиены;
-документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда;
В мотивационной сфере:
-оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной
деятельности;
-согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других
участников познавательно-трудовой деятельности;
-осознание ответственности за качество результатов труда;
-наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
-стремление к экономии и бережливости в расходовании времени» материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
-овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности
продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
-разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
-рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
-рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
-участие в оформление класса, школы, озеленении пришкольного участка
В коммуникативной сфере:
-установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или
проекта,
-формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и
возможностей будущих членов трудового коллектив
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора
-практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с позиции других и уметь согласовывать свои действия; -овладение устной и письменной речью;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;
-В физиолого – психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов
6класс:
Личностные результаты:
-проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
-выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для
удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
-развитие трудолюбия, и ответственности за качество своей деятельности;
-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Метапредметные результаты:
-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с
другими ее участниками;
-объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение
общих задач коллектива;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе
требованиям и принципал!;
-диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям
и показателям;
-обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в
выполняемых технологических процессах;
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства;
-соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты
В познавательной сфере:
-осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
-практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя;
-формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам
для решения прикладных учебных задач;
В трудовой сфере:
-овладение методами проектно-исследовательской деятельности , решение творческих
задач;
-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
-выбор средств и видов представления технической и технологической информации в
соответствии с коммуникативной задачей;
-подбор материалов с учетом характера и объекта труда;
В мотивационной сфере:
-согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности; -формирование представлений о мире профессий
-оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; -осознание ответственности за качество результатов труда;
В эстетической сфере:
-овладение методами эстетического оформления изделий;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда; -умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;
художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
В коммуникативной сфере:
-практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои
действия;
-установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или
проекта,
-сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; -презентация и защита проекта изделия
В физиолого-психологической сфере:
-развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и
выполнении операций с помощью машин и механизмов;
-сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности
-соблюдение необходимой точности движений при выполнении различных операций
класс:
Личностные результаты:
-умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности
интересов и возможностей членов трудового коллектива;
-формирование основ экологической культуры, бережное отношение к природным и
хозяйственным ресурсам;
-осознание необходимости общественно полезного труда;
-проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
Метапредметные результаты:
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике
-поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию
технических изделий;
-виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических
процессов;
-приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию
технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности;
Предметные результаты
В познавательной сфере:
-рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической
информации для проектирования и создания объектов труда;
-ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда
по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и
измерительных инструментов;
-документирование результатов труда и проектной деятельности;
-расчет себестоимости продукта труда;
художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
В коммуникативной сфере:
-практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои
действия;
-установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или
проекта,
-сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; -презентация и защита проекта изделия
В физиолого-психологической сфере:
-развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и
выполнении операций с помощью машин и механизмов;
-сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности
-соблюдение необходимой точностидвижений при выполнении различных операций
класс:
Личностные результаты:
-умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности
интересов и возможностей членов трудового коллектива;
-формирование основ экологической культуры, бережное отношение к природным и
хозяйственным ресурсам;
-осознание необходимости общественно полезного труда;
-проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
Метапредметные результаты:
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике
-поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию
технических изделий;
-виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических
процессов;
-приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию
технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности;
Предметные результаты
В познавательной сфере:
-рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической
информации для проектирования и создания объектов труда;
-ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда
по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и
измерительных инструментов;
-документирование результатов труда и проектной деятельности;
-расчет себестоимости продукта труда;
В трудовой сфере:
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
-соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил
санитарии и гигиены;
-выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их
исправления;
-документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости
продукта труда;
-проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда;
В мотивационной сфере
-формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями;
-согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других
участников познавательно-трудовой деятельности;
-стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных
средств и труда.
В эстетической сфере:
-умение выражать себя в доступных видах и формах художественно- прикладного
творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование
работ;
-овладение методами эстетического оформления изделия
В коммуникативной сфере:
-устанавливать и поддерживать коммуникативные контакты с другими людьми;
удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
-определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения партнера, выбирая адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе;
-отстаивание в споре своей позиции, приводя существенные аргументы
В физиолого – психологической сфере:
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности
класс
Личностные результаты:
-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание
необходимости общественно полезного труда;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками;
-проявление технико-технологического и экономического мышления при организации
своей деятельности;
-самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к
рациональному ведению домашнего хозяйства;
-планирование образовательной и профессиональной карьеры;
-диагностика результатов познавательно – трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям;
Метапредметные результаты:
-самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для
себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
-комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в
ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых
решений возникшей технической или организационной проблемы;
-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных
творческих работ по созданию изделий и продуктов;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и комму-
никативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари,
интернет-ресурсы и другие базы данных;
-использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов,
имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
-осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере,
-практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений,
процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
-овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения техни-
ческой, технологической и инструктивной информации;
-примерная экономическая опенка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации
на рынке товаров и услуг.
-применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
В трудовой сфере:
-планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом
характера объекта труда и технологии;
-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности
операций и составление операционной карты работ;
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
В мотивационной сфере:
-согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других
участников познавательно-трудовой деятельности;
-формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального
образования;
-выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
В эстетической сфере:
-овладение методами дизайнерского проектирования изделий;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
-рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики иэлементов научной организации труда;
-умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного
творчества;
-художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
В коммуникативной сфере:
-установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или
проекта,
-сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным
для оппонентов образом;
-публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
В физиолого-психологической сфере:
-развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и
выполнении операций с помощью машин и механизмов;
-соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом
технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты:
Обучающийся научится в 5 классе
Обучающийся получит возможность научиться в 5 классе
Обучающийся научится в 6 классе
2. 2.Содержание учебного предмета
2.Содержание учебного предмета
5класс
Раздел «Кулинария» 14 ч.
Тема. Санитария и гигиена на кухне
Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.
Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.
Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Лабораторно-практические и практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
Тема. Физиология питания
Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.
Лабораторно-практические и практические работы. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.
Тема. Бутерброды и горячие напитки
Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества. Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.
Тема. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема. Блюда из овощей и фруктов
Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.
Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.
Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.
Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.
Определение содержания нитратов в овощах.
Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема. Блюда из яиц
Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку
Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака.
Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» 2 ч.
Тема. Интерьер кухни, столовой
Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.
Проектирование кухни с помощью ПК.
Раздел «Электротехника» 1 ч.
Тема 1. Бытовые электроприборы
Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» 22 ч.
Тема. Свойства текстильных материалов
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение направления долевой нити в ткани.
Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.
Сравнительный анализ прочности окраски тканей.
Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Тема. Конструирование швейных изделий
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема. Швейная машина
Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Лабораторно-практические и практические работы. Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками.
Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками.
Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.
Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка.
Упражнение в выполнении закрепок.
Тема. Технология изготовления швейных изделий
Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.
Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).
Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.
Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.
Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).
Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.
Лабораторно-практические и практические работы. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Проведение влажно-тепловых работ.
Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
Раздел «Художественные ремёсла» 8 ч.
Тема. Декоративно-прикладное искусство
Теоретические сведения. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.
Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Лабораторно-практические и практические работы. Экскурсия в краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей).
Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.
Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.
Тема. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства
Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.
Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.
Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.
Лабораторно-практические и практические работы. Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация.
Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку.
Тема. Лоскутное шитьё
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.
Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» 21 ч.
Тема. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности
в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта.
Практические работы. Творческий проект по разделу: «Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу: «Кулинария».
Творческий проект по разделу: «Создание изделий из текстильных материалов». Творческий проект по разделу: «Художественные ремесла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Планирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое белье», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой», «Лоскутная мозаика» и др.
6класс
Раздел «Кулинария» 14 ч.
Тема. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря
Теоретические сведения. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов.
Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы.
Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести рыбы. Приготовление блюда из рыбы. Определение качества термической обработки рыбных блюд. Приготовление блюд из морепродуктов.
Тема. Блюда из мяса
Теоретические сведения. Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса.
Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов.
Приготовление блюда из мяса.
Тема. Блюда из птицы
Теоретические сведения. Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке птицы.
Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление блюда из птицы.
Тема. Заправочные супы
Теоретические сведения. Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов.
Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление заправочного супа.
Тема. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду
Теоретические сведения. Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда.
Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Лабораторно-практические и практические работы. Составление меню обеда. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду. Определение калорийности блюд.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» 3 ч.
Тема. Интерьер жилого дома
Теоретические сведения. Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка.
Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Подбор современных материалов для отделки потолка, стен, пола. Изготовление макета оформления окон.
Тема. Комнатные растения в интерьере
Теоретические сведения. Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере. Приёмы размещения комнатных растений в интерьере: одиночные растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум.
Требования растений к окружающим условиям. Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения. Разновидности комнатных растений: декоративнолистные, декоративноцветущие комнатные, декоративноцветущие горшечные, кактусы и суккуленты. Виды растений по внешним данным: злаковидные, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные, шарообразные и кустистые растения.
Технологии выращивания комнатных растений. Влияние растений на микроклимат помещения. Правила ухода за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатного растения. Технологии выращивания цветов без почвы: гидропоника, на субстратах, аэропоника. Профессия садовник.
Лабораторно-практические и практические работы. Перевалка (пересадка) комнатных растений.
Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» 22 ч.
Тема. Свойства текстильных материалов
Теоретические сведения. Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон. Профессия оператор в производстве химических волокон.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон.
Тема. Конструирование швейных изделий
Теоретические сведения. Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом в натуральную величину (проектное изделие).
Тема. Моделирование швейных изделий
Теоретические сведения. Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму.
Лабораторно-практические и практические работы. Моделирование выкройки проектного изделия.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема. Швейная машина
Теоретические сведения. Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильным натяжением ниток. Дефекты машинной строчки: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Приспособления к швейным машинам. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины.
Подготовка выкройки к раскрою.
Лабораторно-практические и практические работы. Устранение дефектов машинной строчки.
Применение приспособлений к швейной машине. Выполнение прорезных петель. Пришивание пуговицы.
Тема. Технология изготовления швейных изделий
Теоретические сведения. Технология изготовления плечевого швейного изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с иголками и булавками.
Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Правила безопасной работы утюгом.
Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков.
Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной — примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв — вымётывание.
Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной — притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием — обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием.
Классификация машинных швов: соединительные (стачной взаутюжку и стачной вразутюжку). Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом — мягкого пояса, бретелей.
Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки.
Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки среднего шва с застежкой и разрезом, плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка застёжки подбортом. Обработка боковых швов. Соединение лифа с юбкой. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия. Профессия технолог-конструктор.
Лабораторно-практические и практические работы. Раскрой швейного изделия.
Дублирование деталей клеевой прокладкой.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Обработка мелких деталей проектного изделия.
Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки проектного изделия.
Обработка среднего шва спинки, плечевых и нижних срезов рукавов; горловины и застёжки проектного изделия; боковых срезов и отрезного изделия; нижнего среза изделия.
Окончательная обработка изделия.
Раздел «Художественные ремёсла» 8 ч.
Тема. Вязание крючком
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия.
Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу.
Лабораторно-практические и практические работы. Вывязывание полотна из столбиков с накидом несколькими способами.
Выполнение плотного вязания по кругу.
Тема. Вязание спицами
Теоретические сведения. Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями.
Разработка схемы жаккардового узора на ПК.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»21 ч.
Тема. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта.
Практические работы. Творческий проект по разделу: «Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу: «Кулинария».
Творческий проект по разделу: «Создание изделий из текстильных материалов». Творческий проект по разделу: «Художественные ремесла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Растение в интерьере жилого дома», «Планирование в комнате подростка», «Приготовление воскресного семейного обеда», «Наряд для семейного обеда», «Вяжем аксессуары крючком или спицами», «Любимая вязаная игрушка» и др.
7класс
Раздел «Кулинария» 5 ч.
Тема. Блюда из молока и кисломолочных продуктов
Теоретические сведения. Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Молочные супы и каши: технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология приготовления творога в домашних условиях. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов. Профессия мастер производства молочной продукции.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение качества молока и молочных продуктов.
Приготовление молочного супа, молочной каши или блюда из творога.
Тема. Изделия из жидкого теста
Теоретические сведения. Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления теста и изделий из него:блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога. Подача их к столу.
Определение качества мёда органолептическими и лабораторными методами.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение качества мёда.
Приготовление изделий из жидкого теста.
Тема. Виды теста и выпечки
Теоретические сведения. Продукты для приготовления выпечки. Разрыхлители теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста и формования мучных изделий. Электрические приборы для приготовления выпечки.
Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и тесто для пряничных изделий. Виды изделий из них. Рецептура и технология приготовления пресного слоёного и песочного теста. Особенности выпечки изделий из них. Профессия кондитер.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление изделий из пресного слоёного теста.
Приготовление изделий из песочного теста.
Тема. Сладости, десерты, напитки
Теоретические сведения. Виды сладостей: цукаты, конфеты, печенье, безе (меренги). Их значение в питании человека. Виды десертов. Безалкогольные напитки: молочный коктейль, морс. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Профессия кондитер сахаристых изделий.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление сладких блюд и напитков.
Тема. Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет
Теоретические сведения. Меню сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Правила поведения за столом и пользования десертными приборами. Сладкий стол фуршет. Правила приглашения гостей. Разработка пригласительных билетов с помощью ПК.
Лабораторно-практические и практические работа. Разработка меню.
Приготовление блюд для праздничного сладкого стола.
Сервировка сладкого стола.
Разработка приглашения на праздник с помощью ПК.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» 3 ч.
Тема. Гигиена жилища
Теоретические сведения. Значение в жизни человека соблюдения и поддержания чистоты и порядка. Виды уборки: ежедневная (сухая), еженедельная (влажная), генеральная. Их особенности и правила проведения. Современные натуральные и синтетические средства, применяемые при уходе за посудой, уборке помещения.
Лабораторно-практические и практические работы. Генеральная уборка кабинета технологии. Подбор моющих средств для уборки помещения
Раздел «Электротехника.
Тема. Бытовые электроприборы
Теоретические сведения. Зависимость здоровья и самочувствия людей от поддержания чистоты в доме. Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Современный пылесос, его функции. Робот-пылесос. Понятие о микроклимате. Приборы для создания микроклимата (климатические приборы): кондиционер, ионизатор-очиститель воздуха, озонатор. Функции климатических приборов.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении.
Подбор современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» 8 ч.
Тема. Свойства текстильных материалов
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств.
Тема. Конструирование швейных изделий
Теоретические сведения. Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки в натуральную величину.
Тема. Моделирование швейных изделий
Теоретические сведения. Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с CD и из Интернета.
Лабораторно-практические и практические работы. Моделирование юбки.
Получение выкройки швейного изделия из журнала мод.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема. Швейная машина
Теоретические сведения. Уход за швейной машиной: чистка и смазка движущихся и вращающихся частей. Приспособления к швейной машине для потайного подшивания и окантовывания среза.
Лабораторно-практические и практические работы. Уход за швейной машиной: чистка и смазка.
Выполнение потайного подшивания и окантовывания среза с помощью приспособлений к швейной машине.
Тема. Технология изготовления швейных изделий
Теоретические сведения. Технология изготовления поясного швейного изделия. Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой-корсажем.
Основные операции при ручных работах: прикрепление подогнутого края потайными стежками — подшивание.
Основные машинные операции: подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания; стачивание косых беек; окантовывание среза бейкой. Классификация машинных швов: краевой окантовочный с закрытым срезом и с открытым срезом.
Технология обработки среднего шва юбки с застёжкой-молнией и разрезом. Притачивание застёжки-молнии вручную и на швейной машине. Технология обработки односторонней, встречной и байтовой складок. Подготовка и проведение примерки поясной одежды. Устранение дефектов после примерки.
Последовательность обработки поясного изделия после примерки. Технология обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия прямым притачным поясом. Вымётывание петли и пришивание пуговицы на поясе. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная чистка и влажно-тепловая обработка изделия.
Лабораторно-практические и практические работа. Раскрой проектного изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Обработка среднего шва юбки с застёжкой-молнией.
Обработка складок.
Подготовка и проведение примерки поясного изделия.
Обработка юбки после примерки: вытачек и боковых срезов, верхнего среза прямым притачным поясом, нижнего среза.
Выполнение прорезной петли и пришивание пуговицы.
Чистка изделия и окончательная влажно-тепловая обработка.
Раздел «Художественные ремёсла» 8 ч.
Тема. Ручная роспись тканей
Теоретические сведения. Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике. Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия художник росписи по ткани.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика.
Тема. Вышивание
Теоретические сведения. Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков.
Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование ПК в вышивке крестом.
Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Материалы и оборудование для вышивки гладью. Атласная и штриховая гладь. Швы французский узелок и рококо.
Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Стирка и оформление готовой работы. Профессия вышивальщица.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми стежками.
Выполнение образца вышивки в технике крест.
Выполнение образцов вышивки гладью, французским узелком и рококо.
Выполнение образца вышивки атласными лентами.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» 10 ч.
Тема. Исследовательская и созидательная деятельности
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 7 классе. Составные части годового творческого проекта семиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта.
Практические работы. Творческий проект по разделу: «Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу: «Кулинария».
Творческий проект по разделу: «Создание изделий из текстильных материалов». Творческий проект по разделу: «Художественные ремесла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Умный дом», «Комплект светильников для моей комнаты», «Праздничный сладкий стол», «Сладкоежки», «Праздничный наряд», «Юбка-килт», «Подарок своими руками», «Атласные ленточки» и др.
8класс
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» 4 ч.
Тема. Экология жилища
Теоретические сведения. Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении.
Ознакомление с системой фильтрации воды (на лабораторном стенде).
Изучение конструкции водопроводных смесителей.
Тема . Водоснабжение и канализация в доме
Теоретические сведения. Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.
Работа счётчика расхода воды. Способы определения расхода и стоимости расхода воды.
Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.
Лаборно-практические и практические работы. Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Определение расхода и стоимости горячей и холодной воды за месяц.
Раздел «Электротехника» 12 ч.
Тема. Бытовые электроприборы
Теоретические сведения. Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту.
Электронагревательные приборы, их характеристики по мощности и рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Электрическая и индукционная плиты на кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.
Отопительные электроприборы. Назначение, устройство, правила эксплуатации рефлектора, воздухонагревателя, масляного обогревателя (радиатора). Экономия электроэнергии при пользовании отопительными приборами. Устройство и принцип действия электрического фена для сушки волос.
Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации стиральных машин-автоматов, электрических вытяжных устройств.
Электронные приборы: телевизоры, DVD-плееры, музыкальные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение их срока службы и поломка при скачках напряжения. Способы защиты приборов от скачков напряжения.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. Изучение устройства и принципа действия стиральной машины-автомата, электрического фена для сушки волос. Изучение способов защиты электронных приборов от скачков напряжения.
Тема. Электромонтажные и сборочные технологии
Теоретические сведения. Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах.
Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приёмы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий.
Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Лабораторно-практические и практические работы. Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследование работы цепи при различных вариантах её сборки.
Электромонтажные работы: ознакомление с видами электромонтажных инструментов и приёмами их использования; выполнение упражнений по механическому оконцеванию, соединению и ответвлению проводов.
Изготовление удлинителя. Использование пробника для поиска обрыва в простых электрических цепях.
Тема. Электротехнические устройства с элементами автоматики
Теоретические сведения. Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приёмников электрической энергии.
Работа счётчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учётом их мощности. Пути экономии электрической энергии.
Устройство и принцип работы бытового электрического утюга с элементами автоматики.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение схем квартирной электропроводки. Определение расхода и стоимости электроэнергии за месяц. Изучение устройства и принципа работы бытового электрического утюга с элементами автоматики.
Раздел «Семейная экономика» 6 ч.
Тема 1. Бюджет семьи
Теоретические сведения. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка источников семейных доходов семьи. Анализ потребностей членов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг в целях минимизации расходов в бюджете семьи.
Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Изучение отдельных положений законодательства по правам потребителей.
Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов и услуг, примерная оценка доходности предприятия.
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» 6 ч.
Тема 1. Сферы производства и разделение труда»
Теоретические сведения. Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия.
Анализ структуры предприятия и профессионального разделения труда.
Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера
Теоретические сведения. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Здоровье и выбор профессии.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда.
Поиск информации в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства. Составление плана физической подготовки к предполагаемой профессии.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» 7ч.
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Оценка проекта.
Практические работы. Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных.
Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с помощью ПК.
Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации проекта.
Варианты творческих проектов: «Семейный бюджет», «Бизнес-план семейного предприятия», «Дом будущего», «Мой профессиональный выбор» и др.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс 70 часов (2 часа в неделю)
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов |
1 2 | Вводное занятие. Техника безопасности. Понятие творческого проекта. Этапы выполнения проекта. | 1 1 |
РАЗДЕЛ «ТЕХНОЛОГИИ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА» (2 Ч) | ||
3 4 | Тема «Интерьер кухни, столовой» (2 ч) Интерьер, планировка кухни-столовой. Проектирование кухни с помощью шаблонов |
1 1 |
РАЗДЕЛ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» (1 Ч) | ||
5 | Тема «Бытовые электроприборы» Общие сведения о бытовых электроприборах на кухне, ТБ |
1 |
РАЗДЕЛ «ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»(3 Ч) | ||
6 7
8 | Проект «Планирование кухни-столовой». Поисковый этап. Проект «Планирование кухни-столовой». Оформление графической документации. Проект «Планирование кухни-столовой». Защита проекта. | 1 1 1 |
РАЗДЕЛ КУЛИНАРИЯ (14 Ч) | ||
9 10 | Тема «Санитария и гигиена на кухне» (1 ч) Тема «Физиология питания» (1 ч) Санитария и гигиена на кухне, ТБ Физиология питания |
1 1 |
11 12 | Тема «Бутерброды и горячие напитки» (2 ч) Бутерброды и горячие напитки Приготовление бутербродов и горячих напитков | 1 1 |
13 14 | Тема «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» (2 ч) Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Изучение упаковки круп, приготовление блюда из крупы |
1 1 |
15 16 | Тема «Блюда из овощей и фруктов» (4 ч) Технология приготовления блюд из овощей и фруктов Приготовление салата из сырых овощей |
1 1 |
17 18 | Тепловая кулинарная обработка овощей Приготовление блюда из вареных овощей | 1 1 |
19 20 | Тема «Блюда из яиц» (2 ч) Технология приготовления блюд из яиц Определение свежести яиц, приготовление блюда из яиц | 1 1 |
21 22 | Тема «Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку» (2 ч) Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку | 1 1 |
РАЗДЕЛ «ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (2 Ч) | ||
23
24 | Проект «Приготовление семейного завтрака для всей семьи». Оформление графической документации. Проект «Приготовление семейного завтрака для всей семьи». Защита проекта. | 1 1 |
РАЗДЕЛ «СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ» (22 Ч) | ||
25 26 | Тема: Свойства текстильных материалов (4 часа) Производство текстильных материалов Определение долевой нити, лицевой стороны, прочность окраски ткани | 1 1 |
27 28 | Текстильные материалы и их свойства Изучение свойств тканей из хлопка и льна | 1 1 |
29 30 31 32 | Тема «Конструирование швейных изделий» (4 ч) Понятие о чертеже, выкройке, определение размеров изделия Снятие мерок и изготовление выкроек Построение выкроек салфетки, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке. Копирование готовой выкройки | 1 1 1 1 |
33 34 35 36 | Тема «Швейная машина» (4ч.) Бытовая швейная машина, подготовка к работе Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Неполадки, связанные с заправкой ниток, регулирующие механизмы Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины | 1 1 1 1 |
37 38 | Тема « Технология изготовления швейных изделий» (10ч) Подготовка ткани к раскрою Раскрой швейного изделия для кухни. | 1 1 |
39 40 | Швейные ручные работы Изготовление образцов ручных стежков и строчек. | 1 1 |
41 42 | Основные операции при машинной обработке изделия Изготовление образцов машинных швов | 1 1 |
43 44 | Влажно-тепловая обработка ткани. Машинные швы Проведение влажно-тепловых работ | 1 1 |
45 46 | Технология изготовления швейных изделий Технология пошива кулиски, кармана. | 1 1 |
РАЗДЕЛ «ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (6 Ч) | ||
47 48 | Проект «Изделие из текстильного материала». Поисковый этап. Разработка эскизов проектного изделия | 1 1 |
49 50 | Проект «Изделие из текстильного материала». Технологический этап. Изготовление изделия. | 1 1 |
51 52 | Проект «Изделие из текстильного материала». Заключительный этап. Демонстрация моделей. | 1 1 |
РАЗДЕЛ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА» (8 ч) | ||
53 54 | Тема «Декоративно-прикладное искусство» (2 ч) Декоративно-прикладное искусство Знакомство с творчеством народных умельцев. | 1 1 |
55 56 | Тема «Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства» (2 ч) Понятие композиции. Орнамент. Символика, цветовые сочетания в орнаменте. Создание композиции | 1 1 |
57 58 | Тема «Лоскутное шитьё» (4 ч) Лоскутное шитье. Традиционные узоры Технология изготовления лоскутного изделия. | 1 1 |
59 60 | Изготовление образцов лоскутных узоров. Раскрой деталей по шаблонам Изготовление образцов лоскутных узоров. Стачивание деталей. | 1 1 |
РАЗДЕЛ «ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (8 Ч) | ||
61 62 | Проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой». Подготовительный этап. Проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой». Выполнение эскизов | 1 1 |
63 64 | Проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой». Технологический этап. Проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой». Изготовление изделия. | 1 1 |
65 66 | Создание портфолио. Разработка электронной презентации | 1 1 |
67 68 | Презентация портфолио. Защита комплексного проекта | 1 1 |
69 70 | Резерв | 1 1 |
6 класс 70 часов (2 часа в неделю)
№
| Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов |
1 | Вводный урок | 1 |
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (3 ч.) | ||
2
3 4 | Тема «Интерьер жилого дома» (1 ч.) Интерьер жилого дома. Тема «Комнатные растения в интерьере» (2 ч.) Комнатные растения в интерьере. Разновидности, технологии выращивания комнатных растений |
1 1 1 |
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2 ч.) | ||
5 6 | Творческий проект по разделу «Интерьер жилого дома». Защита проекта «Интерьер жилого дома». | 1 1 |
Раздел кулинария (14ч.) | ||
7 8 9 10 | Тема «Блюда из рыбных и нерыбных продуктов моря» (4 ч.) Технология первичной обработки рыбы. Приготовление блюд из рыбы Блюда из нерыбных продуктов моря Приготовление блюда из морепродуктов |
1 1 1 1 |
11 12 13 14 | Тема «Блюда из мяса» (4 ч) Технология первичной и тепловой обработки мяса. Технология приготовления блюд из мяса. Приготовление блюда из мяса Определение качества мясных блюд | 1 1 1 1 |
15 16 | Тема «Блюда из птицы»(2 ч) Блюда из птицы. Приготовление блюда из птицы | 1 1 |
17 18 | Тема «Заправочные супы» (2 ч.) Заправочные супы. Приготовление заправочного супа |
1 1 |
19 20 | Тема «Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду» (2 ч.) Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду |
1 1 |
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2 ч.) | ||
21 22 | Творческий проект по разделу «Кулинария». Защита проекта проект по разделу «Кулинария». | 1 1 |
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22 ч) | ||
23 24 | Тема: Свойства текстильных материалов (2 ч.) Текстильные материалы из химических волокон. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон |
1 1 |
25 26 27 28 | Тема «Конструирование швейных изделий» (4 ч) Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок. Построение основы чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом. Построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом |
1 1 1 1 |
29 30 | Тема «Моделирование швейных изделий» (2 ч.) Моделирование плечевой одежды. Моделирование, подготовка выкроек к раскрою |
1 1 |
31 32 | Тема « Технология изготовления швейных изделий» (2ч) Раскрой плечевой одежды. Раскрой швейного изделия | 1 1 |
33 34 | Ручные швейные работы, технология дублирования деталей. Изготовление образцов ручных работ | 1 1 |
35 36 | Тема «Швейная машина» (10 ч.) Дефекты машинной строчки. Приспособления к швейной машине. | 1 1 |
37 38 | Виды машинных операций. Изготовление образцов машинных работ | 1 1 |
39 40 | Технология обработки мелких деталей. Обработка мелких деталей | 1 1 |
41 42 | Подготовка и проведение примерки изделия Примерка изделия | 1 1 |
43 44 | Технология изготовления плечевого изделия. Обработка плечевого изделия | 1 1 |
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (8ч.) | ||
45 46 | Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Обработка среднего, плечевых срезов, нижних срезов рукавов | 1 1 |
47 48 | Подготовка обтачек к обработке горловины Обработка горловины проектного изделия | 1 1 |
49 50 | Обработка боковых и нижнего срезов изделия Окончательная отделка плечевого изделия | 1 1 |
51
52 | Защита творческого проекта по разделу «Создание изделий из текстильных материалов» Демонстрация моделей | 1 1 |
Раздел «Художественные ремёсла» (8 ч.) | ||
53 54 | Тема «Вязание крючком» (4 ч.) Материалы и инструменты для вязания. Основные виды петель для вязания крючком, вязание полотна | 1 1 |
55 56 | Вязание крючком по кругу. Выполнение плотного вязания по кругу | 1 1 |
57 58 | Тема «Вязание спицами» (4 ч.) Вязание спицами узоров из лицевых изнаночных петель. Выполнение образцов вязок лицевыми, изнаночными петлями. | 1 1 |
59 60 | Вязание цветных узоров. Разработка схемы жаккардовых узоров. | 1 1 |
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (8ч.) | ||
61 62 | Творческий проект по разделу «Художественные ремесла» Разработка схемы вязания. | 1 1 |
63 64 | Технологический этап проекта по вязанию. Изготовление вязаного изделия. | 1 1 |
65 66 | Подготовка к защите творческого проекта. Разработка электронной презентации | 1 1 |
67 68 | Оформление портфолио. Защита творческого проекта | 1 1 |
69-70 | Резерв | 1 1 |
7 класс 35 часов (1 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
| |
Разделы «Технологии домашнего хозяйства» (3 ч) «Технологии творческой и опытнической деятельности» (1 ч) |
| |||
1 | Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере | 1 |
| |
2 | Гигиена жилища | 1 |
| |
3 | Бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении | 1 |
| |
4 | Творческий проект по разделу «Интерьер жилого дома» | 1 |
| |
Разделы «Кулинария» (5 ч) «Технологии творческой и опытнической деятельности» (1 ч) |
| |||
5 | Блюда из молока и кисломолочных продуктов | 1 |
| |
6 | Изделия из жидкого теста | 1 |
| |
7 | Виды теста и выпечки | 1 |
| |
8 | Сладости, десерты, напитки | 1 |
| |
9 | Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет | 1 |
| |
10 | Творческий проект «Праздничный сладкий стол» | 1 |
| |
Разделы «Создание изделий из текстильных материалов» (8ч) «Технологии творческой и опытнической деятельности» (3 ч) |
| |||
11 | Свойства текстильных материалов | 1 |
| |
12 | Конструирование швейных изделий | 1 |
| |
13 | Моделирование поясной одежды | 1 |
| |
14 | Раскрой швейного изделия | 1 |
| |
15 | Технология ручных работ | 1 |
| |
16 | Швейная машина. Технология машинных работ. | 1 |
| |
17 | Подготовка и проведение примерки | 1 |
| |
18 | Технология изготовления поясных изделий | 1 |
| |
19-21 | Творческий проект «Праздничный наряд» | 1 1 1 |
| |
Раздел «Художественные ремёсла» (8 ч) «Технологии творческой и опытнической деятельности» (3 ч) |
| |||
22-23 | Ручная роспись тканей | 1 1 |
| |
24-25 | Ручные стежки и швы на их основе | 1 1 |
| |
26 | Вышивка швом крест | 1 |
| |
27 | Вышивка гладью | 1 |
| |
28-29 | Вышивка атласными лентами | 1 1 |
| |
30-33 | Творческий проект « Подарок своими руками» | 1 1 1 |
| |
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2ч) |
| |||
34 | Оформление портфолио. Подготовка электронной презентации | 1 |
| |
35 | Защита творческого проекта | 1 |
|
8 класс 36 часов (1 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
Раздел 1 «Технологии домашнего хозяйства» (4 ч) «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2 ч) | ||
2 3 | Семья и бизнес. Эстетика и экология жилища. Инженерные коммуникации в доме | 1 1 |
4 5 | Система водоснабжения в доме Система канализации в доме | 1 1 |
6-7 | Проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства». | 1 1 |
Раздел «Семейная экономика» (6 ч) | ||
8 | Способы выявления потребностей семьи. | 1 |
9 10 | Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. | 1 1 |
11 | Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей. | 1 |
12 | Технология ведения бизнеса. | 1 |
13 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Бюджет семьи». | 1 |
Раздел 2 «Электротехника» (12 ч.) «Технологии творческой и опытнической деятельности» (3 ч) | ||
«Бытовые электроприборы» (6 ч) | ||
14
| Электронагревательные приборы. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами. | 1 |
15 | Электрическая и индукционная плиты на кухне. | 1 |
16 | Назначение, устройство, правила эксплуатации отопительных электроприборов. | 1 |
17 | Устройство и принцип действия электрического фена. | 1 |
18 | Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых | 1 |
19 | Электронные приборы: телевизоры, DVD, музыкальные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение срока службы и поломка при скачках напряжения. Способы защиты приборов от скачков напряжения | 1 |
«Электромонтажные и сборочные технологии» (4 ч) | ||
20 | Электрический ток и его использование Правила безопасной работы. | 1 |
21 | Электрические цепи. Потребители и источники энергии | 1 |
22
| Инструменты для электромонтажных работ холодильников и стиральных машин-автоматов, электрических вытяжных устройств | 1 |
23 | Электрические провода. Монтаж электрической цепи | 1 |
«Электротехнические устройства с элемента ми автоматики» (2 ч ) | ||
24 | Схема квартирной электропроводки. Работа счётчика электрической энергии. | 1 |
25 | Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. | 1 |
26-28 | Выполнение проекта по разделу «Электротехника». | 1 1 1 |
Раздел 3 « Современное производство и профессиональное самоопределение (4 ч) «Технологии творческой и опытнической деятельности» (3 ч) | ||
29-30 | «Сферы производства и разделение труда» | 1 1 |
31-34 | «Профессиональное образование»
«Профессиональная карьера» | 1 1 1 1 |
33-35 | Выполнение проекта по разделу «Профессиональное самоопределение». | 1 1 1 |
36 | Резерв | 1 |