Программа реализуется на основе учебника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»// В.В.Пасечник. М, Дрофа, 2017 год)
На изучение курса биологии в 6 классе, согласно учебного плана образовательного учреждения, отводится 35 часов ( 1 час в неделю)
В познавательной (интеллектуальной) сфере.
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;
классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли растительных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки растений, органов растений; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, классов Покрытосеменных; наиболее распространенных; съедобных, ядовитых, сорных, лекарственных растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений растений к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере.
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности.
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, простудных заболеваниях, травмах;
рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием растительного организма.
5. В эстетической сфере.
Покрытосеменные. Разнообразие, распространение, значение.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Строение семян двудольных растений.
Строение зерновки пшеницы.
Виды корней.
Изучение внутреннего и внешнего строения корня.
Изучение строение почек.
Изучение строения листа.
Изучение микростроения стебля.
Изучение видоизмененных побегов.
Изучение строения цветка.
Ознакомление с разными видами соцветий.
Сухие и сочные плоды.
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Зимние явления в жизни растений.
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Природное сообщество и человек.
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Дата |
Предметные | Метапредметные: познавательные УУД (П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р) | Личностные результаты |
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений | |
1 | Строение семян | Определяют понятия «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле» Умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | П: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Р: умение организовать выполнение лабораторной работы К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы. Работают по плану. | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | |
|
2 | Виды корней. Типы корневых систем. | Определение ключевых понятий: функции корня; главный, боковые и придаточные корни; стержневая и мочковатая корневые системы. | П: Анализируют виды корней и типы корневых систем. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. К:Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Ученик осмысленно относится к тому, что делает, понимает, для чего он это делает, | |
3 | Зоны корня. | Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». | П:умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы. Р:Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение клеток коря К: умение работать в составе групп | Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях | |
4 | Условия произрастания и видоизменения корней | Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». | П:умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Р: Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | |
5 | Побег. Листорасположение. | Определяют понятия «побег», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». | П:умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Р: Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега К:умение работать в группах, обмениваться информацией. | Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях, формирование бережного отношения к окружающей природе | |
6 | Внешнее строение листа. | Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование | П:Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют увиденное Р: Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев К:Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. | Эстетическое восприятие природы | |
7 | Клеточное строение листа. | Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна. | П:Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют изученное. Р: Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты К: умеют слушать и слышать друг друга | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | |
8 | Видоизменение листьев. | Определяют понятия «световые листья», «теневые листья». | П:Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют увиденное. Р: обсуждают результаты лабораторных работ К:умеют слушать и слышать друг друга | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | |
9 | Строение стебля. | Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». | П:Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Р: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты К: Интересуются чужим мнением и высказывают своеУмеют слушать и слышать друг друга | Формирование бережного отношения к окружающей природе | |
10 | Видоизменения побегов. | Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». | П:знакомятся с видоизмененным побегом – клубнем Р: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты К: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решенийУмеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях | |
11 | Цветок и его строение | Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». | П:умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Р: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты К: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Эстетическое восприятие природы | |
12 | Соцветия. | Определяют понятия «соцветие», «соцветия простые и сложные», виды соцветий | П:Знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о биологическом значении соцветий Р: Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой К:Учатся организовывать учебное взаимодействие. | Эстетическое восприятие природы | |
13 | Плоды и их классификация. | Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». | П:Знакомятся с классификацией плодов Р:Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды К: Обсуждают результаты работы Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Знакомясь с плодами, делают вывод о их многообразии, и использовании их в пищу. Осознают важность этих знаний для сохранения здоровья | |
14 | Распространений плодов и семян. | Актуализируют знания о способах распространения плодов и семян растений. | П:Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе Работают с текстом учебника, коллекциями, иными источниками информации. Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | |
15 | Обобщение по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | Повторяют и обобщают полученные по теме знания. | П: Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. | |
Раздел 2. Жизнь растений |
16 | Минеральное питание растений | Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». | П:Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Р: Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Понимают пользу применения различных удобрений и вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. | |
17 | Фотосинтез. | Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Значение фотосинтеза | П:Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы | Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека | |
18 | Дыхание растений | Дыхание растений, его сущность Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | П:Выделяют существенные признаки дыхания Р: Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | |
19. | Испарение воды растениями. Листопад. | Изучают процесс испарения воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев | П:Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения К: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. | |
20 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. | Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений | П:Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Р: Анализируют информацию о процессах протекающих в растении К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе. | |
21. | Прорастание семян | Изучают условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков | П:Объясняют роль семян в жизни растений Р: Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. К: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ | |
22 | Способы размножения растений | Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | П: Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | |
23 | Размножение споровых растений | Актуализируют знания о низших споровых растениях. Изучают процесс размножения водорослей. | П:Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. К: умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов. Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету | |
24 | Размножение голосеменных растений. | Определение понятий: «пыльца», «пыльцевой мешочек», «пыльцевая трубка». | П:Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в электронном приложении | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода | |
25 | Половое размножение покрытосеменных растений. | Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». | П:Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. Р:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в электронном приложении | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода | |
26 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. | Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». | П:Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком Р:Составляют план и последовательность действий К: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Отрабатывают умение работы с живыми объектами природы | |
27 | Обобщение по теме: «Жизнь растений» | Повторяют и обобщают полученные по теме знания. | П: Работают с различными источниками знаний. Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. | |
Раздел 4. Классификация растений |
28 | Основы систематики растений. | Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». | Р:развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. К: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений | |
29 | Класс Двудольные растения. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные | Выделяют основные особенности растений семейства Крестоцветные и семейства Розоцветные. | П: Знакомятся с определительными карточками Р:Определяют растения по карточкам К: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | Умение работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. | |
30 | Семейство Паслёновые Семейство Мотыльковые (Бобовые) Семейство Сложноцветные. | Выделяют основные особенности растений семейства Пасленовые, семейства Бобовые и семейства Сложноцветные. | П:сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Р:Определяют растения по карточкам К: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии биологии | Умение работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. | |
31 | Класс Однодольные. Семейство Злаки. Семейство Лилейные | Выделяют основные особенности растений семейства Злаков и семейства Лилейные. | П:сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Р:Определяют растения по карточкам К: умение работать в составе творческих групп | Умение работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям. | |
32 | Культурные растения | Актуализация знаний о важнейших сельскохозяйственных растениях, об агротехнике их возделывания, об использовании человеком | П: Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями, К: Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, | |
Раздел 5. Природные сообщества |
33 | Типы растительных сообществ. | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность». | П:Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Р: Устанавливают причинно-следственные связи К: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Формирование личностных представлений о целостности природы | |
34 | Влияние деятельности человека на растительные сообщества. | Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». | П: Актуализируют знания о природоохранной деятельности. Р: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. | |
35 | Итоговое занятие. | Подводят итоги изучения биологии в 6 классе. | Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности при обобщении знаний по изученной главе. Совершенствовать навыки тестирования. Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать навыки логического мышления | |