Планируемые результаты изучения предмета
Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География». Достижение предметных результатов обеспечивается следующими линиями развития:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Достижение метапредметных результатов обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего
многообразие современного мира; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России. В учебнике 5 класса дается материал о выдающихся путешественниках и ученых мира и нашей страны, что дает возможность учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.
Содержание программы
Введение. Зачем нам география и как мы будем ее изучать.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Человек на Земле. Как люди заселяли Землю. Расы и народы.
Литосфера – твердая оболочка Земли. Земная кора. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Движения земной коры. Рельеф земли.
Учебно-тематический план
Перечень и название раздела и тем курса | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Введение. Зачем нам география и как мы будем ее изучать | 1 | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач |
Раздел 1.На какой Земле мы живем | 3 | Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности |
Раздел 2. Планета Земля | 5 | Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. Личностные УУД: формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности. |
Раздел 3.План и карта | 10 | Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа |
Раздел 4.Человек на Земле | 4 | Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности |
Раздел 5.Литосфера – твердая оболочка Земли | 12 | Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. Личностные УУД: формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности. |
Итого | 35 | |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
1 | Зачем нам география и как мы её будем изучать. | 1 час | Урок изучения нового материала | Индивидуальные ответы | П.1 | | |
2 | Как люди открывали Землю (1) | 1 час | Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний | Индивидуальные ответы. Защита реферата о путешественнике. | П.2Подготовить сообщение | | |
3 | Как люди открывали Землю (2) | 1 час | Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний | Оценка за таблицу | П.3 | | |
4 | География сегодня | 1 час | Комбинированный урок | Групповая работа | П.4 | | |
5 | Мы во Вселенной | 1 час | Урок изучения нового материала | Фронтальный, индивидуальный | П.5 | | |
6 | Движения Земли | 1 час | Урок изучения нового материала | Составление и оценивание схемы. | П.6, ответить на вопросы | | |
7 | Солнечный свет на Земле | 1 час | Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний | индивидуальные устные ответы | П.7 | | |
8 | Обобщающее повторение по темам «На какой Земле мы живем. Планета Земля». | 1 час | Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН | Тест | | | |
9 | Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля» | 1 час | Урок проверки ЗУН | Индивидуальная работа. Оценка за КР | | | |
10 | Ориентирование на местности | 1 час | Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний на прошедших уроках и в начальной школе по данной теме (опорные знания). | Фронтальный опрос | П.8, рис.20, начертить план местности | | |
11 | Земная поверхность на плане и карте (1) | 1 час | Урок изучения нового материала | Фронтально. Индивидуальные ответы | П.9 | | |
12 | Земная поверхность на плане и карте (2) | 1 час | Комбинированный урок | Оценивание плана территории школы. | П.10, ответить на вопросы 1-3 | | |
13 | Учимся с звездой» Практическая работа №1 «Построение плана местности» «Полярной | 1 час | Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике | Групповая работа. Оценка за ПР | П.11 Закончить работу по построению плана местности в тетради | | |
14 | Географическая карта | 1 час | Урок изучения нового материала | Индивидуальные ответы | П.12 Подготовить сообщение, ответить на вопросы после параграфа | | |
15 | Градусная сетка | 1 час | Урок изучения нового материала | Фронтально. Индивидуальные ответы | П.13 Заполнить таблицу | | |
16 | Географические координаты (1) | 1 час | Урок изучения нового материала | Индивидуальные ответы | П.14, рис.30, вопросы 1-3 | | |
17 | Географические координаты (2) | 1 час | Комбинированный урок | Индивидуальные ответы Письменная работа по определению координат | П.15, ответить на вопросы 4-6 | | |
18 | Учимся с «Полярной звездой" Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений» | 1 час | Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике | Оценка за ПР | П.16 Закончить работу по определению географических координат в тетради | | |
19 | Контрольная работа № 2. «План и карта» | 1 час | Урок закрепления ЗУН | Оценка за контрольную работу по теме «План и карта» | | | |
20 | Как люди заселяли Землю | 1 час | Комбинированный урок | Индивидуальные ответы | П.17 | | |
21 | Расы и народы | 1 час | Комбинированный урок | Фронтально, индивидуально | П.18,подготовить сообщение | | |
22 | Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №3 «Сравнение стран мира по политической карте» | 1 час | Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике | Оценивание ПР Индивидуальные ответы | П.19 Закончить практическую работу | | |
23 | Обобщение по теме «Человек на Земле» | 1 час | Урок повторения и обобщения | Работа в группах | | | |
24 | Земная кора – верхняя часть литосферы | 1 час | Урок изучения нового материала | Индивидуальные ответы | П.20 | | |
25 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | 1 час | Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных ЗУН на прошедших уроках и в начальной школе по данной теме (опорные знания). | Фронтальный опрос, работа в группах | П.21 Составить и заполнить таблицу «Горные породы» | | |
26 | Движения земной коры (1) | 1 час | Урок изучения нового материала | Фронтальный | П.22 | | |
27 | Движения земной коры (2) | 1 час | Комбинированный урок | Оценивание сообщений по теме из материалов СМИ. | П.23 | | |
28 | Рельеф Земли. Равнины. | 1 час | Урок изучения нового материала | Фронтальный опрос. Работа в малых группах | П.24, выполнить работу на контурной карте | | |
29 | Рельеф Земли. Горы | 1 час | Урок изучения нового материала | Фронтальный опрос | П.25 | | |
30 | Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте. | 1 час | Комбинированный урок: обобщение полученных ЗУН и применение их на практике | Оценка за ПР | П.26 Закончить практическую работу на контурной карте | | |
31 | Литосфера и человек. | 1 час | Комбинированный урок | Работа в группах | П.27 | | |
32 | Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли». | 1 час | Урок Контроль ЗУН | Тест «Литосфера» | | | |
33 | Обобщающее и повторение изученного материала. | 1 час | Урок повторения и закрепления ЗУН | | | | |
34 | Итоговое тестирование | 1 час | Урок Контроль ЗУН | Итоговый тест | | | |
Контроль планируемых результатов изучения
учебного предмета.
Перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине:
1. Что изучает география
2. Как люди изучали Землю
3. Планета Земля
4.План и карта
5. Человек на Земле
6. Литосфера – твердая оболочка Земли
Источники контрольно-измерительных материалов
№ п/п | Название | Автор | Выходные данные |
1. | География 5 класс Мой тренажер | В.В. Николина | М.: Просвещение 2017 |
2. | География. Тесты 5 класс | Барабанов В.В. | М.: Дрофа 2016 |
3. | «Конструктор» текущего контроля 5 класс | Е.Е. Гусева | М.: Просвещение 2017 |
4. | География. Тесты для итогового контроля. 5 класс | Петрова О.О. | М.: Дрофа 2016 |