СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

1.) Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.- 75с. - (Стандарты второго поколения).

2.) География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2011. - 144с.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

Рабочая программа по географии составлена на основе:

- фундаментального ядра содержания общего образования;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной ( обязательной) части учебного курса;

- программы развития и формирования универсальных учебных действий;

- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

- комплексного представления о географической среде как среде обитания ( жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;

- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- предпрофильной ориентации.

Основными целями курса являются:

- Знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшими изобретениями человечества - географической картой, с взаимодействием природы и человека;

- Пробуждения интереса к естественным наукам и к географии в частности;

- Формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

При изучении курса решаются следующие задачи:

знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к нему;

формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.


II. Общая характеристика учебного предмета


География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Цели географии:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;

- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.


III. Описание места учебного предмета в учебном плане


География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 35 часов ( 1 час в неделю), в 6 классе отводится 35 часов из базисного плана.

В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально – критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результами освоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно - нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно - нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

Ценностные ориентации, отражающие их индивидуально - личностные позиции:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающийся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;

-осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально - ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.


V. Содержание учебного предмет

География Земли.


Раздел 1. Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.


Раздел 2. Природа Земли и человек.

Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.

Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа. Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогноз погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Гидросфера - водная оболочка Земли.

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов. частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдение за растительностью животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранение и улучшении почв.

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно - антропогенные. Географическая оболочка - крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.



VI. Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Практическая работа

6 класс

1

Гидросфера - водная оболочка Земли

11

2

2

Атмосфера - воздушная оболочка Земли

11

4

3

Биосфера - живая оболочка Земли

6


4

Географическая оболочка Земли

6

1






Итого

34

7







Календарно - тематическое планирование 6 класс


№ урока

Тема урока

Основное

содержание урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Практическая работа

Дата

Дата

По плану

По факту

Гидросфера - водная оболочка Земли - 11ч



1.

1.

Состав и строение гидросферы

Гидросфера - водная оболочка Земли. Части гидросферы, их соотношение. Свойства воды. Мировой круговорот в природе

Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме "Круговорот воды в природе"




2.

2.

Мировой океан (1)

Мировой океан, его части. Единство вод мирового океана. Моря, заливы, проливы, острова, типы островов полуострова. Жизнь в океане. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов

Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определять по карте глубины океанов и морей. Наносить на контурную карту океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова. Выделять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по карте




3.

3

Мировой океан (2)

Мировой океан, его части. Единство вод мирового океана. Моря, заливы, проливы, острова, типы островов полуострова. Жизнь в океане. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов

Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определять по карте глубины океанов и морей. Наносить на контурную карту океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова. Выделять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по карте




4.

4

Учимся с "Полярной звездой" (5)

Выполнение проектного задания

Выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы




5

5

Воды океана

Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности

Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености воды в Океане. Определять по карте крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Систематизировать информацию о течениях в сводной таблице




6.

6

Реки - артерии Земли (1)

Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки России и мира

Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карт. Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану. Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять по рисунку (схеме) части долины реки. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста




7

7

Реки - артерии Земли (2)

Режим рек, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек

Практическая работа № 1 Описание реки по плану



8

8

Озера и болота

Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды, водохранилища, болота, их хозяйственное значение и рациональное использование. Описание озера по карте

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер мира и России. Составлять описание озер по плану на основе анализа карт. Описывать по карте районы распространения ледников

Практическая работа № 2 Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира



9

9

Подземные воды и ледники

Подземные воды, их происхождение и виды, использование человеком. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники





10

10

Гидросфера и человек


Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросфера

Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. выявлять значение хозяйственного использования ресурсов Океана для человека




11

11

Обобщающий урок по теме "Гидросфера"


Уметь применять полученные знания по теме




12

1.

Состав и строение атмосферы

Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, ее границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохранения качества воздушной среды

Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера – «кухня погоды»

Практическая работа № 3 Наблюдение за погодой. Составление и анализ календаря погоды



13

2

Тепло в атмосфере (1)

Нагревание воздуха тропосферы.
Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура, ее определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температур от угла падения лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам




14

3

Тепло в атмосфере (2)

Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам

Практическая работа № 4 Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра



15

4

Атмосферное давление

Зависимость атмосферного давления, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой

Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере





16

5

Ветер

Ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон и др.


Практическая работа № 5 Построение и анализ розы ветров



17

6

Влага в атмосфере (1)

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облачность и ее влияние на погоду. Облака и их виды

Решать задачи по расчету относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику




18

7

Влага в атмосфере (2)

Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли




19

8

Погода и климат

Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Отличия климата от погоды. Климатообразующие факторы

Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами

Практическая работа № 6 Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей



20

9

Учимся с "Полярной звездой" 6

Решение практических задач с использованием информации о погоде. Метеорологические приборы и инструменты. Измерение элементов погоды с помощью приборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды





21

10

Атмосфера и человек

Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере , их характеристика и правила обеспечения личной безопасности

Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений




22

11

Обобщающий урок по теме "Атмосфера"


Уметь применять полученные знания по теме




23

1

Биосфера - земная оболочка Земли

Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Круговорот веществ в биосфере

Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составлять схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота




24

2

Круговорот веществ в биосфере





25

3

Почвы

Почва особый природный слой. Плодородие- важнейшее свойство почвы. В. В. Докучаев - основатель науки о почвах - почвоведения. Типы почв

Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв




26

4

Биосфера - сфера жизни

Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Человек - часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу

Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги. Высказывать мнения о значении биосферы и воздействии человека на биосферу своей местности. Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды




27

6

Обобщающий урок по теме "Биосфера"


Уметь применять полученные знания по теме




28

1

Географическая оболочка Земли

Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между ее составными частями. Понятие природный комплекс. Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азональные природные комплексы

Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт. Сравнивать между собой различные природные зоны. Приводить примеры приспособленности животных и растений к среде обитания. Выявлять наиболее и наименее измененные человеком территории Земли на основе различных источников географической информации. Составлять схему основных видов культурных ландшафтов. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. Приготавливать и обсуждать сообщения по проблемам антропогенного воздействия на природу




29

2

Природные зоны Земли

Понятие природная зона. Природные зоны - зональные природные комплексы. Смена природных зон от экватора к полюсам. Природные зоны Земли. Карта природных зон




30

3

Практическая работа


Практическая работа № 7 Подготовка сообщения на тему "Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах"



31

4

Культурные ландшафты

Понятие культурный ландшафт. Основные виды культурных ландшафтов




32

5

Влияние человека на природные ландшафты

Обсуждение положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт




33

6

Обобщение изученного материала


Уметь применять полученные знания по теме




34

7

Итоговое тестирование за курс


Уметь применять полученные знания по теме





VII. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса


1. География. 5-6 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.]; под ред. А.И. Алексеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования , издательство "Просвещение". - М. : Просвещение, 2012. - 192с.

2. В.В.Николина. География. Мой тренажер. 5-6 классы (рабочая тетрадь)

3. В.В. Николина. География . Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя)

4. Атлас физическая география начальный курс.

5. Географические карты и таблицы

6. Петрова Н.Н. География. Начальный курс. 6 кл

7. География в цифрах. 6-10 кл. : справочное пособие / О.А. Климанова. –М.: Дрофа, 2008.

8. Контрольно-измерительные материалы. География 6 класс / Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012.

9. В.В. Николина. География: 6 кл. : метод. рекомендации : пособие для учителя / В.В. Николина. - М. : Просвещение, 2007.

10. Демонстрационные коллекции

11. Глобус

12. Компас

13. Компьютер

14. Мультимедиа-проектор



VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета

      В результате изучения курса «География. Природа и люди» ученик должен:
      Знать и  понимать

  • значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;

  • результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;

  • основные источники географической информации, методы изучения Земли;

  • географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца

  • различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт; как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы;

  • состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;

  • изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности; 

  • географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.
         

 Уметь:

  • показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте;

  • давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;

  • находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;

  • приводить примеры:

  • развития представлений человека о Земле;

  • крупнейших по площади и населению стран;

  • крупнейших рас и народов мира;

  • крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности;

  • адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры людей;

  • источников загрязнения сфер Земли;

  • использования и охраны природных ресурсов;

  • составлять:

  • простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи;

  • описание образа природных объектов;

  • описание природных объектов по типовому плану;

  • описание природных явлений и процессов (погода, климат, течение, природные зоны, тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по картам, наблюдениям, статистическим показателям;

  • определять:

  • на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции);

  • применять:

  • приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности;

  • проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности;

  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: статистических, картографических, геоинформационных

  • Оценивать: 

  • роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;

  • универсальное значение природы.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!