МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЛИСКИНСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено | Согласовано | Утверждаю |
на заседании методического | с зам. директора по УВР | Директор школы: |
объединения учителей - | _________/__________/ | _________/________________/ |
предметников | | |
Протокол № ____ | | Приказ № ____ |
от «___» ____________2021 г. | «___» ____________2021 г. | от «___» ____________2021 г. |
Руководитель МО: | | |
_________/________________/ | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по геометрии
для 8 класса
(ФГОС ООО)
Разработала:
учитель математики и физики
Милосердова Ирина Борисовна
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577, приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 года №712.
2. ООП ООО МКОУ «Бодеевская СОШ»;
3. Авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев– М.: Просвещение, 2014 ).
в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».
УМК: «Геометрия. 7 – 9 класс» : учебник для общеобразовательных учреждений (Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2017 ) , рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации .
Объем часов: В год – 70 часов
В неделю - 2 часа
В соответствии с ФГОС содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения геометрии в основной общеобразовательной школе:
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
овладение системой математических знаний умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способност ;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Форма организации образовательного учебного процесса:
творческая деятельность;
исследовательские проекты;
публичные презентации;
лекции;
самостоятельная деятельность;
практическая деятельность (решение задач, выполнение практических работ).
Технологии, используемые в обучении: традиционная классно-урочная, элементы проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка заданий;
- работа в парах;
- самостоятельная работа проверочного характера.
Основными формами и видами контроля являются: промежуточный в форме самостоятельных работ и тестов, контрольные работы и зачеты
Сроки реализации программы: один учебный год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
предметные
Учащийся научится:
оперировать на базовом уровне понятиями четырехугольника, прямоугольника, квадрата, параллелограмма, ромба, трапеции;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций;
решать задачи на доказательство с использованием формул площадей фигур;
применять определение подобных треугольников при решении несложных задач;
находить синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника;
применять свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку;
решать задачи на построение.
Учащийся получит возможность научиться:
знать формулы вычисления площадей геометрических фигур, теорему Пифагору и уметь их применять;
уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
уметь применять признаки подобия треугольников для решения практических задач;
уметь решать геометрические задачи на соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
знать метрические соотношения в окружности: свойства секущих. касательных, хорд и уметь применять их при решении задач;
иметь понятие о вписанных и описанных четырехугольниках.
Содержание учебного предмета
1.Четырехугольники (14 ч)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
2.Площадь (14 ч)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
3. Подобные треугольники (19 ч)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
4. Окружность (17 ч)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
5. Повторение. Решение задач (6 ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела / темы | Кол- во часов | Кол-во контр. работ |
| Повторение | 2 | |
1 | Четырехугольники | 14 | 1 |
2 | Площадь | 14 | 1 |
3 | Подобные треугольники | 19 | 2 |
4 | Окружность | 17 | 1 |
5 | Повторение | 4 | |
| Итого | 70 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Дата | Тема урока | Примечание | |
план | факт | |
1 | | | Повторение. Углы | | |
2 | | | Повторение. Треугольники | | |
Четырехугольники (14 ч ) |
1\3 | | | Многоугольники | | |
2\4 | | | Решение задач по теме «Многоугольники» | | |
3\5 | | | Параллелограмм | | |
4\6 | | | Признаки параллелограмма | | |
5\7 | | | Решение задач по теме «Параллелограмм» | | |
6\8 | | | Трапеция | | |
7\9 | | | Теорема Фалеса | | |
8\10 | | | Задачи на построение | | |
9\11 | | | Прямоугольник. Решение задач | | |
10\12 | | | Ромб. Квадрат. | | |
11\13 | | | Решение задач | | |
12\14 | | | Осевая и центральная симметрия | | |
13\15 | | | Обобщающий урок по теме «Многоугольники» | | |
14\16 | | | Контрольная работа № 1 по теме «Многоугольники» | | |
Площадь (14 ч) |
1\17 | | | Площадь многоугольника | | |
2\18 | | | Площадь прямоугольника | | |
3\19 | | | Площадь параллелограмма | | |
4\20 | | | Площадь треугольника | | |
5\21 | | | Решение задач по теме «Площадь треугольника» | | |
6\22 | | | Площадь трапеции | | |
7\23 | | | Решение задач на нахождение площадей фигур | | |
8\24 | | | Решение задач на нахождение площади | | |
9\25 | | | Теорема Пифагора | | |
10\26 | | | Теорема, обратная теореме Пифагора | | |
11\27 | | | Формула Герона | | |
12\28 | | | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | | |
13\29 | | | Обобщающий урок по теме «Площади» | | |
14\30 | | | Контрольная работа №2 по теме «Площадь» | | |
Подобные треугольники (19 ч) |
1\31 | | | Определение подобных треугольников | | |
2\32 | | | Отношение площадей подобных треугольников | | |
3\33 | | | Первый признак подобия треугольников | | |
4\34 | | | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников | | |
5\35 | | | Второй и третий признаки подобия треугольников | | |
6\36 | | | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | | |
7\37 | | | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | | |
8\38 | | | Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников» | | |
9\39 | | | Средняя линия треугольника | | |
10\40 | | | Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника | | |
11\41 | | | Пропорциональные отрезки | | |
12\42 | | | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | | |
13\43 | | | Измерительные работы на местности | | |
14\44 | | | Задачи на построение | | |
15\45 | | | Решение задач на построение методом подобных треугольников | | |
16\46 | | | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | | |
17\47 | | | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60 | | |
18\48 | | | Решение задач | | |
19\49 | | | Контрольная работа № 4 по теме «Применение подобия треугольников» | | |
Окружность (17 ч) |
1\50 | | | Взаимное расположение прямой и окружности | | |
2\51 | | | Касательная к окружности | | |
3\52 | | | Решение задач по теме «Касательная к окружности» | | |
4\53 | | | Градусная мера дуги окружности | | |
5\54 | | | Теорема о вписанном угле | | |
6\55 | | | Теорема об отрезках пересекающихся хорд | | |
7\56 | | | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | | |
8\57 | | | Свойства биссектрисы угла | | |
9\58 | | | Свойство серединного перпендикуляра к отрезку | | |
10\59 | | | Теорема о пересечении высот треугольника | | |
11\60 | | | Вписанная окружность | | |
12\61 | | | Свойство описанного четырехугольника | | |
13\62 | | | Описанная окружность | | |
14\63 | | | Свойство вписанного четырехугольника | | |
15\64 | | | Решение задач по теме «Окружность» | | |
16\65 | | | Обобщающий урок по теме «Окружность» | | |
17\66 | | | Контрольная работа № 5 по теме «Окружность» | | |
Повторение (4 ч) | |
1\67 | | | Повторение по теме «Четырехугольники» | | |
2\68 | | | Повторение по теме «Площадь» | | |
3\69 | | | Повторение по теме «Подобные треугольники» | | |
4\70 | | | Итоговый урок | | |