Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
Пухляковская средняя общеобразовательная школа имени Анатолия Вениаминовича Калинина
(МБООПСОШ им. А.В. Калинина)
| | | | УТВЕРЖДАЮ: директор _______________(Д.В.Заберов) Приказ № 103 от «17» августа 2021 г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа по предмету
Геометрия |
наименование предмета по учебному плану |
Уровень образования: | основной общий |
| |
Класс: | 8 |
| |
Количество часов, всего: | 67 |
Учитель: | Клопотовская Тамара Александровна |
| |
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015 г.)), основной образовательной программой основного общего образования МБООПСОШ им. А.В. Калинина, учебного плана (приказ МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина № 94 от 17.08.2021 г.), примерной рабочей программой по программы Математика: 5 – 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2018.
2021-2022 учебный год
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения естественно-научного цикла | наименование методического объединения по приказу | Протокол № __1__ от «_16_»_августа_2021 г. Председатель методического объединения (Е.Г. Касаркина) | | СОГЛАСОВАНА: заместитель директора по учебной работе _____________ (А.В. Папина) от «16»_августа__2021 г. |
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Рабочая программа по геометрии |
Адресность программы | Программа адресована обучающимся 8 класса МБООПСОШ им. А.В. Калинина |
Разработчик программы | Клопотовская Тамара Александровна, учитель |
УМК «Геометрия» | «Геометрия :8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана – Граф, 2018 |
Место предмета в учебном плане | В соответствии с учебным планом МБООПСОШ им. А.В. Калинина на изучение математики в 8 классе 2 часа в неделю (70 часов в год). |
Внесенные изменения и их обоснование | Программа по геометрии рассчитана на 70 часов, но в соответствии с утвержденным расписанием уроков МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на 2021 – 2022 учебный год, календарным учебным графиком МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на 2021 – 2022 учебный год, программа будет выдана за 67 часов |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5
1.1. Личностные результаты освоения 5
1.2. Метапредметные результаты освоения 5
1.3. Предметные результаты освоения 6
1.3.1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ 6
1.3.2. ОТНОШЕНИЯ 7
1.3.3. ИЗМЕРЕНИЕ И ВЫЧИСЛЕНИЕ. 7
1.3.4. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ 7
2. Содержание курса геометрии 8 класса 9
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10
3.1. Объем изучаемого материала и его распределение по темам 10
3.2. Календарно-тематический план учебного предмета «геометрия», 8 класс 11
4. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ 14
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.1. Личностные результаты освоения
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
уметь контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.
Средством достижения этих результатов является:
система заданий учебников;
представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
1.2. Метапредметные результаты освоения
уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задания в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) делать выводы;
уметь иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
уметь видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
уметь находить в различных источниках информации, необходимую для решения математических проблем и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятной информации;
уметь понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и д.р.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
1.3. Предметные результаты освоения
осознавать значения геометрии для повседневной жизни человека;
представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебником математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической технологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о фигурах и их свойствах;
практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
проводить практические расчеты.
1.3.1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Обучающийся научится:
извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Обучающийся получит возможность:
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
доказывать геометрические утверждения;
владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырехугольников).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
1.3.2. ОТНОШЕНИЯ Обучающийся получит возможность научиться:
Оперировать понятиями: перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.
1.3.3. ИЗМЕРЕНИЕ И ВЫЧИСЛЕНИЕ. Обучающийся научится:
применять формулы площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
применять теорему Пифагора для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
Оперировать представлениями о площади, объеме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объема при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объема, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;
проводить простые вычисления на объемных телах;
формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объемов и решать их.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
проводить вычисления на местности;
применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.
1.3.4. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ Обучающийся научится:
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях,
изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
2. Содержание курса геометрии 8 класса
Повторение курса 7 класса
Диагностирующая контрольная работа
Тема 1. Четырехугольники
Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции. Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.
Контрольная работа №1 на тему: «Параллелограмм. Виды параллелограмма»
Контрольная работа №2 на тему «Вписанная и описанная окружности. Трапеция»
Тема 2. Подобие треугольников
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
Контрольная работа №3 по теме: «Подобие треугольников»
Тема 3. Решение прямоугольных треугольников
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
Контрольная работа №4 по теме: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике»
Контрольная работа №5 по теме: «Решение прямоугольных треугольников»
Тема 4. Многоугольники. Площадь многоугольника .
Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции.
Контрольная работа №6 по теме: «Площади четырехугольников»
Повторение .
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3.1. Объем изучаемого материала и его распределение по темам
№ | Тема | Количество часов |
Всего | в том числе: |
Практические Работы | Контрольные Работы |
1 | Повторение курса 7 класса | 2 | 0 | Диагностирующая контрольная работа |
1 | Четырехугольники | 24 часов | 0 | Контрольная работа №1 Контрольная работа.№2 |
2 | Подобие треугольников | 13 часов | 0 | Контрольная работа №3 |
3 | Решение прямоугольных треугольников | 15 часов | 0 | Контрольная работа №4 Контрольная работа №5 |
4 | Многоугольники. Площадь многоугольника. | 10 часов | 0 | Контрольная работа №6 |
5 | Повторение | 4 часа | 0 | Итоговая контрольная работа |
Всего | 68 | 0 | 8 |
3.2. Календарно-тематический план учебного предмета «геометрия», 8 класс
№ урока | Дата | Количество часов | Тема урока |
план | факт |
Повторение (2 часа) |
| 2.09 | | 1 | Повторение |
| 7.09 | | 1 | Диагностирующая контрольная работа |
Тема 1 .Четырехугольники (24 часов) |
| 9.09 | | 2 | Четырехугольник и его элементы |
| 14.09 | |
| 16.09 | | 3 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма |
| 21.09 | |
| 23.09 | |
| 28.09 | | 2 | Признаки параллелограмма |
| 30.09 | |
| 5.10 | | 2 | Прямоугольник |
| 7.10 12.10 | |
| 14.10 | | 2 | Ромб |
| 19.10 | |
| 21.10 | | 2 | Квадрат |
| 26.10 | |
| 28.10 | | 1 | Контрольная работа №1 на тему: «Параллелограмм. Виды параллелограмма" |
| 9..11 | | 2 | Средняя линия треугольника |
| 11.11 | |
| 16.11 | | 3 | Трапеция |
| 18.11 | |
| 23.11 | |
| 25.11 | | 2 | Центральные и вписанные углы |
| 30.11 | |
| 2.12 | | 2 | Описанная и вписанная окружности четырехугольника |
| 7.12 | |
| 9.12 | | 1 | Контрольная работа №2 на тему «Вписанная и описанная окружности. Трапеция» |
Тема 2 .Подобие треугольников (13часов) |
| 14.12 | | 3 | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках |
| 16.12 | |
| 21.12 | |
| 23.12 | | 1 | Подобные треугольники |
| 28.12 | | 4 | Первый признак подобия треугольников |
| 11.01 | |
| 13.01 | |
| 18.01 | |
| 20.01 | | 1 | Второй признак подобия треугольников |
| 25.01 | | 1 | Третий признак подобия треугольников |
| 27.01 | | 2 | Повторение систематизация учебного материала: Подобие треугольников |
| 1.02 | |
| 3.02 | | 1 | Контрольная работа №3 по теме: « Подобие треугольников |
Тема 3 .Решение прямоугольных треугольников( 15 часов) |
| 8.02 | | 2 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике |
| 10.02 | |
| 15.02 | | 4 | Теорема Пифагора |
| 17.02 | |
| 22.02 | |
| 24.02 | |
| 1.03 | | 1 | Контрольная работа №4 по теме: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике» |
| 3.03 | | 3 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника |
| 10.03 | |
| 15.03 | |
| 17.03 | | 3 | Решение прямоугольных треугольников |
| 29.03 | |
| 31.03 | |
| 5.04 | | 1 | Повторение систематизация учебного материала Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника |
| 7.04 | | 1 | Контрольная работа №5 по теме: «Решение прямоугольных треугольников» |
Тема 4. Многоугольники. Площадь многоугольника (10часов) |
| 12.04 | | 1 | Многоугольники |
| 14.04 | | 1 | Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника. |
| 19.04 | | 2 | Площадь параллелограмма. . |
| 21.04 | |
| 26.04 | | 2 | Площадь треугольника |
| 28.04 | |
| 5.05 | | 1 | Площадь трапеции |
| 12.05 | | 1 | Итоговая годовая контрольная работа |
| 17.05 | | 1 | Повторение систематизация учебного материала Площадь многоугольника |
| 19.05 | | 1 | Контрольная работа №6 по теме: «Площади четырехугольников» |
Тема 5 .Повторение и систематизация учебного материала 3 часа |
| 24.05 | | 1 | Повторение.Четырехугольники |
| 26.05 | | 1 | Повторение «Подобие треугольников», «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике» |
| 31.05 | | 1 | Повторение.Площадь. |
Всего часов: | 67 | |
4. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
№ урока | Дата | Тема урока | Причина и способ корректировки |
план | факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |