МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 С.КРАСНОУСОЛЬСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»
руководитель ШМО Заместитель директора по ВР Директор МОБУ СОШ №2
________/___________/ _________/Опарина О.В./ с.Красноусольский
Протокол №_______ _________/Габбасов В.Г./
от «___»________2020г. Приказ №___ от ____2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Семьеведение»
Уровень образования (класс): основное общее образование 8 класс
Срок реализации рабочей программы: 1 год
Программа разработана на основе:
программы курса «Семьеведение, составители Л.В.Карцева, А.Н.Яныкина, Н.В.Богачёва, О.Н.Низамиева, Л.Ш.Газизова, 2012 год
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
Закон об образовании Российской Федерации от 29.12.2012 г.;
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета" от 27 января 1996 г. N 17, "Собрание законодательства РФ" от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16;
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";
Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»;
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»
Составитель рабочей программа: Миндиярова Гэльфия Гумаровна
высшая квалификационная категория
с.Красноусольский
2020 г.
Планируемые результаты содержания курса
В последнее время в Российской Федерации и в нашей Республике Башкортостан семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной сферы. Разрабатываемые и принимаемые республиканские программы направлены на повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации, укрепление статуса социального института семьи в республике, повышении его ценности в общественном сознании.
В связи с этим созрела потребность в разработке специальной образовательной программы для школ, которая включала бы в себя начальные знания о семье, ее структуре, роли жены и мужа, матери и отца, жизненном цикле семьи, психологии развития ребенка, основах педагогики. Школьники в рамках этого курса получат элементарные знания о ведении хозяйства, планировании бюджет.
Занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему - умение вести диалог и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни. Разумеется, школа не сможет без участия семьи полноценно формировать родительские установки у детей, но наличие такого предмета в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем и принимать ответственные решения во взрослой жизни.
Изучение курса «Семьеведение» станет важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволят значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.
результате изучения курса обучающиеся научатся:
выделять основные этапы динамики семейных отношений и типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;
определять основные психологические характеристики, связанные с половыми различиями, и характер их влияния на супружескую и семейную жизнь:
выделять:
основные понятия, изучаемые семьеведением;
семейные традиции, реликвии, ценности;
родственное поле своей семьи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка;
владеть приемами саморегуляции и конструктивного решения
возникающих в семейной жизни проблем:
определять:
правовые основы функционирования институтов брака и семьи;
экономические особенности ведения домохозяйства;
особенности положения первого ребёнка и последующих детей в семье;
этно-конфессиональные особенности брачно-семейных отношений.
Программа формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Предметные результаты.
По итогам прохождения программы «Семьеведение» обучающиеся усваивают общие знания относительно следующих понятий:
человеческие потребности;
человеческие ценности;
система человеческих ценностей;
критерии жизненного выбора;
различия в психологии, поведении и способах реагирования на разные ситуации мужчины и женщины;
созидательные отношения;
конфликты;
правила и принципы;
правила и нормы поведения в обществе;
этикетные ситуации и принципы этикета;
семейный этикет;
семейные и народные традиции.
Личностные результаты.
Формируются знания о морально-нравственных нормах и ценностях в семье, критическое мышление, дающее способность ориентироваться в потоке информации и социального взаимодействия, знание основ здорового образа жизни, в том числе основ психологического здоровья.
В рамках ценностного компонента формируются готовность к управлению собственной жизнью и судьбой, партнерству и созидательным отношениям, уважение к себе, к другим людям, принятие и доброжелательность, ценность семьи и родительства, уважение к национальным и семейным традициям; потребность в социальной самореализации (супружество, родительство), чувство гордости и достоинства при осознании себя будущими мужчинами или женщинами.
В рамках деятельностного компонента формируются готовность решать каждодневные ситуации выбора, трудностей; умение строить диалог (общение) на основе взаимного уважения и партнерства, умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность соблюдать духовно-нравственные нормы в отношении других людей и общества в целом; готовность пользоваться общепринятыми правилами и нормами поведения в обществе; готовность к самообразованию и саморазвитию.
Метапредметные результаты.
Достигаются путем формирования у обучающихся ряда универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться: основам целеполагания в сфере проектирования собственной жизни и судьбы, жизненных событий, планирования и реализации задуманного; самостоятельно анализировать различные ситуации взаимоотношений с самим собой, миром и другими людьми, планировать пути достижения целей, расставлять приоритеты; принимать самостоятельные решения в проблемной ситуации, управлять собственными эмоциональными состояниями.
Коммуникативные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, сравнивать разные точки зрения, принимать позицию другого человека, относиться к ней с уважением, обосновывать собственную позицию, работать в группе, вырабатывая коллективное интегрированное мнение.
Познавательные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться основам проектно-исследовательской деятельности, направлению внимания на объект исследования, анализу ситуации, поиску адекватной информации по интересующим вопросам, установлению причинно-следственных связей в ситуациях отношений и личностного роста, строить логические рассуждения, рефлексивно воспринимать информацию, выдвигать гипотезы и делать умозаключения.
Содержание программы
Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.
Курс «Семьеведение»» предлагается учащимся с целью подготовки к семейной жизни, формирования у них адекватного представления об индивидуальных особенностях представителей разных полов и взаимодействии в различных жизненных ситуациях, а также чтобы вызвать интерес к изучению традиций, семейных ценностей и устоев своей собственной семьи и семьи одноклассников.
Тема 1. Искусство быть счастливым
Основные понятия: Счастье. Удовлетворенность процессом жизни. Счастье как результат осознанной деятельности, увлекательного и благодарного труда во имя себя самого, своей семьи, родных и близких, своей страны и целого мира. Роль человека в обретении собственного счастья.
Тема 2. Потребности, желания, цели в жизни человека.
Основные понятия: Человеческие потребности. Мир желаний и потребностей. Истинные и фальшивые желания. Логическая закономерность: потребности-желания-мечты-цели-планы.
Тема 3. Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков.
Основные понятия: Жизненный выбор. Ситуации выбора.
Ценности. Система жизненных ценностей. Жизненные ценности человека как критерии выбора в любой ситуации.
Тема 4. Семья в системе жизненных ценностей личности.
Основные понятия: Потребность в семье. Ценность семьи. Место семьи в системе жизненных ценностей. Благополучная семья.
Тема 5. Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе.
Основные понятия: Особенности мужского и женского мышления, психологии, поведения. Ценность отношений мужчины и женщины. Роль отношений в семье. Роли мужчины и женщины в семье.
Тема 6. Мужественность. Мужчина, муж, отец.
Основные понятия: Мужчина, муж отец.Отцовство.
Мужественность и ответственность. Мужественность и сила.
Мужественность и забота. Мужественность и честь. Роль мужчины в семье.
Тема 7. Женственность. Женщина, жена, мать.
Основные понятия: Женщина, жена, мать. Материнство. Истинная женственность. Чувствительность, эмоциональность, многозадачность, мягкость, гибкость, сострадательность. Роль женщины в семье.
Тема 8. Ответственное родительство.
Основные понятия: Правило и принцип. Ответственность. Родительство. Ответственное родительство. Права и обязанности. Забота и воспитание.
Тема 9. Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и созидательные отношения.
Основные понятия: Мир человеческих отношений.
Созидательные отношения. Разрушительные отношения. Готовность: потребность-способность-решимость. Готовность к созидательным отношениям.
Тема 10. Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение.
Основные понятия: Конфликты и конфликтные ситуации. Спор, деструктивная природа спора и конфликта.
Бесконфликтное общение, конструктивность.
Тема 11. Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений.
Основные понятия: Трудности. Ценность трудностей. Трудность как ресурс для развития, достижения успехов, благополучия и счастья.
Тема 12. Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как инструменты преодоления трудностей расставания.
Основные понятия: Расставания как часть человеческой жизни. Осознанность. Мудрость, терпимость и сил духа против обстоятельств. Принятие и оптимизм. Торжество жизни.
Тема 13. Любовь и влюбленность.
Основные понятия: Чувства и эмоции. Направленное внимание. Любовь, влюбленность. Любовь как главная созидательная сила человечества. Любовь в семье.
Тема 14. Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми.
Основные понятия: Нравственная устойчивость. Треугольник отношений с самим собой, миром и другими людьми.
Внутренние противоречия и конфликты. Трудности и обстоятельства, как отношения с окружающим миром. Алгоритм решения жизненных задач: анализ ситуации, постановка цели, формирование плана действий, реализация, анализ ситуации. Управление отношениями как условие
счастья, успеха и благополучия.
Тема 15. Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе. Семейный этикет.
Основные понятия: Внешняя и внутренняя сторона отношений. Поведение. Нормы и правила поведения. Этикет. Этикетная ситуация. Степень этикетности ситуации. Принципы этикета. Семейный этикет.
Тема 16. Сила рода.
Основные понятия: Род. Предки. Почтение и почитание. Память семьи. Род как основа семьи. Сил рода. Значение почтения к роду в жизни человека.
Тема 17. Дети и родители.
Основные понятия: Долгосрочные задачи. Личные качества ответственного родителя. Ценность материнства и отцовства. Детско-родительское партнерство в отношениях. Свобода и ответственность. Доверие, интеграция мнений, компромисс.
Тема 18. Семейные традиции.
Основные понятия: Традиции народа. Традиции семьи.
Ценность народных и семейных традиций. Место и роль традиций в системе жизненных ценностей человека. Создание традиций.
Тема 19. Энергоэкономика семьи.
Основные понятия: Энергопотенциал. Энергоэкономика. Источники повышения и факторы снижения энергетики семьи. Баланс, гармония. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Позитивные отношения, творчество, успехи, достижения как факторы повышения семейного благополучия.
Тема 20. Ценность семьи.
Основные понятия: Семья. Ценность семьи. Семья как одна из главных человеческих ценностей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, за учебный год – 34 часа, в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему - умение вести диалог и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни.
Преподавание курса рассчитано на проведение 19 теоретических занятий и 15 практического. Материал учебного пособия «Семьеведение» включает в себя введение, четыре раздела и заключение.
Освоение материала происходит, соответственно, в четыре этапа
Тематическое планирование
№ | Наименование тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Система жизненных ценностей человека Формирование навыков осознанного внимания к себе: своим потребностям, желаниям и ценностям | 5 | 3 | 2 |
2 | Мужчина и женщина. Супружество. Родительство. Формирование представлений о мужественности и женственности. | 9 | 6 | 3 |
3 | Культура взаимоотношений Формирование представлений о культуре взаимоотношений мужчины и женщины как основе будущего семейного благополучия и навыков созидательного общения с противоположным полом | 10 | 6 | 4 |
4 | Семейные ценности | 9 | 4 | 5 |
5 | Заключительная диагностика | 1 | 1 | 0 |
Итого | 34 | 20 | 14 |
Форма обучения
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование тем | Дата проведения |
Планируемая | Фактическая |
Раздел I. Система жизненных ценностей человека. Формирование навыков осознанного внимания к себе: своим потребностям, желаниям и ценностям |
1.1 | Искусство быть счастливым. | 05.09.2020 | |
1.2 | Потребности, желания, цели в жизни человека. | 12.09.2020 | |
1.3.1 | Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. | 19.09.2020 | |
1.3.2 | Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Практикум | 26.09.2020 | |
1.4 | Семья в системе жизненных ценностей личности. Практикум. | 03.10.2020 | |
Раздел II. Мужчина и женщина. Супружество. Родительство. Формирование представлений о мужественности и женственности. |
2.1 | Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе. | 10.10.2020 | |
2.2.1 | Мужественность. Мужчина, муж, отец. | 17.10.2020 | |
2.2.2 | Мужественность. К сути понятия. Обсуждение в группах, практикум | 24.10.2020 | |
2.2.3 | Образ истинного мужчины, мужа, отца в литературе и произведениях искусства. | 17.10.2020 | |
2.3.1 | Женственность. Женщина, жена, мать. | 24.10.2020 | |
2.3.2 | Женственность. К сути понятия. Обсуждение в группах, практикум | 07.11.2020 | |
2.3.3 | Образ истинной женщины, жены, матери в литературе и произведениях искусства. | 14.11.2020 | |
2.4 | Ответственное родительство. | 21.11.2020 | |
2.5 | Образ семьи в мировой литературе и произведениях искусства и в современности. Создание коллективных портретов-образов «Идеальный образ настоящего мужчины, мужа, отца» и «Идеальный образ истинной женщины, жены, матери». | 28.11.2020 | |
Раздел III. Культура взаимоотношений Формирование представлений о культуре взаимоотношений мужчины и женщины как основе будущего семейного благополучия и навыков созидательного общения с противоположным полом |
3.1 | Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и созидательные отношения. Практикум-исследование | 05.12.2020 | |
3.2 | Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение. Игра-практикум | 12.12.2020 | |
3.3 | Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений. | 19.12.2020 | |
3.4 | Расставания. Принятие неизбежности. | 26.12.2020 | |
3.5 | Осознанность и оптимизм как инструментыпреодоления трудностей расставания. Практикум. | 16.01.2021 | |
3.6 | Любовь и влюбленность. | 23.01.2021 | |
3.7 | Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми. | 30.01.2021 | |
3.7.1 | Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе. | 06.02.2021 | |
3.7.2 | Семейныйэтикет. | 13.02.2021 | |
3.7.3 | Этикетные ситуации и поведение в них. Игровойпрактикум. | 20.02.2021 | |
Раздел IV. Семейныеценности |
4.1 | Силарода. | 27.02.2021 | |
4.2.1 | Дети и родители. Дети. Практикум | 06.03.2021 | |
4.2.2 | Дети и родители. Родители. Практикум | 13.03.2021 | |
4.3 | Семейные традиции. Традиции народов Башкортостана | 20.03.2021 | |
4.4.1 | Энерго-экономика семьи. | 27.03.2021 | |
4.4.2 | Энергоэкономикасемьи. Практикум | 10.04.2021 | |
4.5 | Ценность семьи. Рефлексивная беседа | 17.04.2021 | |
4.6 | Проектирование будущего. Моя семья: ценности, экономическая основа, взаимоотношения. | 24.04.2021 | |
4.7 | Игровой практикум по теме «Моя семья» | 15.05.2021 | |
Заключительная диагностика | 22.05.2021 | |
Литература:
Л.В.Карцева, А.Н.Яныкина, Н.В.Богачёва, О.Н.Низамиева,Л.Ш.Газизова, Семьеведение. Курс лекций. 2012 год.
Е.Ф Купецкова, Г.П.Редя, И.Ф Смирнова. Семьеведение . Программа курса для учащихся 1-11 классов.Москва, Пенза 2012 год.
Целуйко В.М Психология современной семьи.- М.: Гуманитар. Изд.центрВладос, 2006 год.-287 с