СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 С.КРАСНОУСОЛЬСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»

руководитель ШМО Заместитель директора по ВР Директор МОБУ СОШ №2

________/___________/ _________/Опарина О.В./ с.Красноусольский

Протокол №_______ _________/Габбасов В.Г./

от «___»________2020г. Приказ №___ от ____2020г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Семьеведение»



Уровень образования (класс): основное общее образование 8 класс

Срок реализации рабочей программы: 1 год

Программа разработана на основе:

  • программы курса «Семьеведение, составители Л.В.Карцева, А.Н.Яныкина, Н.В.Богачёва, О.Н.Низамиева, Л.Ш.Газизова, 2012 год

  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

  • Закон об образовании Российской Федерации  от 29.12.2012 г.;

  • Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета" от 27 января 1996 г. N 17, "Собрание законодательства РФ" от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16;

  • Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";

  • Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»;

  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

  • Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";

  • Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";

  • Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации;

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»


Составитель рабочей программа: Миндиярова Гэльфия Гумаровна

высшая квалификационная категория




с.Красноусольский

2020 г.


Планируемые результаты содержания курса

В последнее время в Российской Федерации и в нашей Республике Башкортостан семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной сферы. Разрабатываемые и принимаемые республиканские программы направлены на повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации, укрепление статуса социального института семьи в республике, повышении его ценности в общественном сознании.

В связи с этим созрела потребность в разработке специальной образовательной программы для школ, которая включала бы в себя начальные знания о семье, ее структуре, роли жены и мужа, матери и отца, жизненном цикле семьи, психологии развития ребенка, основах педагогики. Школьники в рамках этого курса получат элементарные знания о ведении хозяйства, планировании бюджет.

Занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему - умение вести диалог и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни. Разумеется, школа не сможет без участия семьи полноценно формировать родительские установки у детей, но наличие такого предмета в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем и принимать ответственные решения во взрослой жизни.

Изучение курса «Семьеведение» станет важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволят значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.

результате изучения курса обучающиеся научатся:

  • выделять основные этапы динамики семейных отношений и типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;

  • определять основные психологические характеристики, связанные с половыми различиями, и характер их влияния на супружескую и семейную жизнь:

  • выделять:

  • основные понятия, изучаемые семьеведением;

  • семейные традиции, реликвии, ценности;

  • родственное поле своей семьи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка;

  • владеть приемами саморегуляции и конструктивного решения

  • возникающих в семейной жизни проблем:

  • определять:

  • правовые основы функционирования институтов брака и семьи;

  • экономические особенности ведения домохозяйства;

  • особенности положения первого ребёнка и последующих детей в семье;

  • этно-конфессиональные особенности брачно-семейных отношений.

Программа формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Предметные результаты.

По итогам прохождения программы «Семьеведение» обучающиеся усваивают общие знания относительно следующих понятий:

  • человеческие потребности;

  • человеческие ценности;

  • система человеческих ценностей;

  • критерии жизненного выбора;

  • различия в психологии, поведении и способах реагирования на разные ситуации мужчины и женщины;

  • созидательные отношения;

  • конфликты;

  • правила и принципы;

  • правила и нормы поведения в обществе;

  • этикетные ситуации и принципы этикета;

  • семейный этикет;

  • семейные и народные традиции.

Личностные результаты.

Формируются знания о морально-нравственных нормах и ценностях в семье, критическое мышление, дающее способность ориентироваться в потоке информации и социального взаимодействия, знание основ здорового образа жизни, в том числе основ психологического здоровья.

В рамках ценностного компонента формируются готовность к управлению собственной жизнью и судьбой, партнерству и созидательным отношениям, уважение к себе, к другим людям, принятие и доброжелательность, ценность семьи и родительства, уважение к национальным и семейным традициям; потребность в социальной самореализации (супружество, родительство), чувство гордости и достоинства при осознании себя будущими мужчинами или женщинами.

В рамках деятельностного компонента формируются готовность решать каждодневные ситуации выбора, трудностей; умение строить диалог (общение) на основе взаимного уважения и партнерства, умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность соблюдать духовно-нравственные нормы в отношении других людей и общества в целом; готовность пользоваться общепринятыми правилами и нормами поведения в обществе; готовность к самообразованию и саморазвитию.

Метапредметные результаты.

Достигаются путем формирования у обучающихся ряда универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться: основам целеполагания в сфере проектирования собственной жизни и судьбы, жизненных событий, планирования и реализации задуманного; самостоятельно анализировать различные ситуации взаимоотношений с самим собой, миром и другими людьми, планировать пути достижения целей, расставлять приоритеты; принимать самостоятельные решения в проблемной ситуации, управлять собственными эмоциональными состояниями.

Коммуникативные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, сравнивать разные точки зрения, принимать позицию другого человека, относиться к ней с уважением, обосновывать собственную позицию, работать в группе, вырабатывая коллективное интегрированное мнение.

Познавательные универсальные учебные действия позволят обучающимся научиться основам проектно-исследовательской деятельности, направлению внимания на объект исследования, анализу ситуации, поиску адекватной информации по интересующим вопросам, установлению причинно-следственных связей в ситуациях отношений и личностного роста, строить логические рассуждения, рефлексивно воспринимать информацию, выдвигать гипотезы и делать умозаключения.



Содержание программы

Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.

Курс «Семьеведение»» предлагается учащимся с целью подготовки к семейной жизни, формирования у них адекватного представления об индивидуальных особенностях представителей разных полов и взаимодействии в различных жизненных ситуациях, а также чтобы вызвать интерес к изучению традиций, семейных ценностей и устоев своей собственной семьи и семьи одноклассников.

Тема 1. Искусство быть счастливым

Основные понятия: Счастье. Удовлетворенность процессом жизни. Счастье как результат осознанной деятельности, увлекательного и благодарного труда во имя себя самого, своей семьи, родных и близких, своей страны и целого мира. Роль человека в обретении собственного счастья.

Тема 2. Потребности, желания, цели в жизни человека.

Основные понятия: Человеческие потребности. Мир желаний и потребностей. Истинные и фальшивые желания. Логическая закономерность: потребности-желания-мечты-цели-планы.

Тема 3. Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков.

Основные понятия: Жизненный выбор. Ситуации выбора.

Ценности. Система жизненных ценностей. Жизненные ценности человека как критерии выбора в любой ситуации.

Тема 4. Семья в системе жизненных ценностей личности.

Основные понятия: Потребность в семье. Ценность семьи. Место семьи в системе жизненных ценностей. Благополучная семья.

Тема 5. Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе.

Основные понятия: Особенности мужского и женского мышления, психологии, поведения. Ценность отношений мужчины и женщины. Роль отношений в семье. Роли мужчины и женщины в семье.

Тема 6. Мужественность. Мужчина, муж, отец.

Основные понятия: Мужчина, муж отец.Отцовство.

Мужественность и ответственность. Мужественность и сила.

Мужественность и забота. Мужественность и честь. Роль мужчины в семье.

Тема 7. Женственность. Женщина, жена, мать.

Основные понятия: Женщина, жена, мать. Материнство. Истинная женственность. Чувствительность, эмоциональность, многозадачность, мягкость, гибкость, сострадательность. Роль женщины в семье.

Тема 8. Ответственное родительство.

Основные понятия: Правило и принцип. Ответственность. Родительство. Ответственное родительство. Права и обязанности. Забота и воспитание.

Тема 9. Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и созидательные отношения.

Основные понятия: Мир человеческих отношений.

Созидательные отношения. Разрушительные отношения. Готовность: потребность-способность-решимость. Готовность к созидательным отношениям.

Тема 10. Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение.

Основные понятия: Конфликты и конфликтные ситуации. Спор, деструктивная природа спора и конфликта.

Бесконфликтное общение, конструктивность.

Тема 11. Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений.

Основные понятия: Трудности. Ценность трудностей. Трудность как ресурс для развития, достижения успехов, благополучия и счастья.

Тема 12. Расставания. Принятие неизбежности. Осознанность и оптимизм как инструменты преодоления трудностей расставания.

Основные понятия: Расставания как часть человеческой жизни. Осознанность. Мудрость, терпимость и сил духа против обстоятельств. Принятие и оптимизм. Торжество жизни.

Тема 13. Любовь и влюбленность.

Основные понятия: Чувства и эмоции. Направленное внимание. Любовь, влюбленность. Любовь как главная созидательная сила человечества. Любовь в семье.

Тема 14. Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми.

Основные понятия: Нравственная устойчивость. Треугольник отношений с самим собой, миром и другими людьми.

Внутренние противоречия и конфликты. Трудности и обстоятельства, как отношения с окружающим миром. Алгоритм решения жизненных задач: анализ ситуации, постановка цели, формирование плана действий, реализация, анализ ситуации. Управление отношениями как условие

счастья, успеха и благополучия.

Тема 15. Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе. Семейный этикет.

Основные понятия: Внешняя и внутренняя сторона отношений. Поведение. Нормы и правила поведения. Этикет. Этикетная ситуация. Степень этикетности ситуации. Принципы этикета. Семейный этикет.

Тема 16. Сила рода.

Основные понятия: Род. Предки. Почтение и почитание. Память семьи. Род как основа семьи. Сил рода. Значение почтения к роду в жизни человека.

Тема 17. Дети и родители.

Основные понятия: Долгосрочные задачи. Личные качества ответственного родителя. Ценность материнства и отцовства. Детско-родительское партнерство в отношениях. Свобода и ответственность. Доверие, интеграция мнений, компромисс.

Тема 18. Семейные традиции.

Основные понятия: Традиции народа. Традиции семьи.

Ценность народных и семейных традиций. Место и роль традиций в системе жизненных ценностей человека. Создание традиций.

Тема 19. Энергоэкономика семьи.

Основные понятия: Энергопотенциал. Энергоэкономика. Источники повышения и факторы снижения энергетики семьи. Баланс, гармония. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Позитивные отношения, творчество, успехи, достижения как факторы повышения семейного благополучия.

Тема 20. Ценность семьи.

Основные понятия: Семья. Ценность семьи. Семья как одна из главных человеческих ценностей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, за учебный год – 34 часа, в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему - умение вести диалог и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни.

Преподавание курса рассчитано на проведение 19 теоретических занятий и 15 практического. Материал учебного пособия «Семьеведение» включает в себя введение, четыре раздела и заключение.

Освоение материала происходит, соответственно, в четыре этапа




Тематическое планирование

Наименование тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Система жизненных ценностей человека

Формирование навыков осознанного внимания к себе: своим потребностям, желаниям и ценностям

5

3

2

2

Мужчина и женщина. Супружество. Родительство. Формирование представлений о мужественности и женственности.

9

6

3

3

Культура взаимоотношений

Формирование представлений о культуре взаимоотношений мужчины и женщины как основе будущего семейного благополучия и навыков созидательного общения с противоположным полом

10

6

4

4

Семейные ценности

9

4

5

5

Заключительная диагностика

1

1

0

Итого

34

20

14



Форма обучения



Календарно-тематическое планирование

Наименование тем

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Раздел I. Система жизненных ценностей человека. Формирование навыков осознанного внимания к себе: своим потребностям, желаниям и ценностям

1.1

Искусство быть счастливым.

05.09.2020


1.2

Потребности, желания, цели в жизни человека.

12.09.2020


1.3.1

Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков.

19.09.2020


1.3.2

Жизненные ценности личности как критерии выбора целей и поступков. Практикум

26.09.2020


1.4

Семья в системе жизненных ценностей личности. Практикум.

03.10.2020


Раздел II. Мужчина и женщина. Супружество. Родительство. Формирование представлений о мужественности и женственности.

2.1

Мужчина и женщина: различия устройства мышления, психологии, поведения. Миссия и роли в семье и в обществе.

10.10.2020


2.2.1

Мужественность. Мужчина, муж, отец.

17.10.2020


2.2.2

Мужественность. К сути понятия. Обсуждение в группах, практикум

24.10.2020


2.2.3

Образ истинного мужчины, мужа, отца в литературе и произведениях искусства.

17.10.2020


2.3.1

Женственность. Женщина, жена, мать.

24.10.2020


2.3.2

Женственность. К сути понятия. Обсуждение в группах, практикум

07.11.2020


2.3.3

Образ истинной женщины, жены, матери в литературе и произведениях искусства.

14.11.2020


2.4

Ответственное родительство.

21.11.2020


2.5

Образ семьи в мировой литературе и произведениях искусства и в современности.

Создание коллективных портретов-образов «Идеальный образ настоящего мужчины, мужа, отца» и «Идеальный образ истинной женщины, жены, матери».

28.11.2020


Раздел III. Культура взаимоотношений Формирование представлений о культуре взаимоотношений мужчины и женщины как основе будущего семейного благополучия и навыков созидательного общения с противоположным полом

3.1

Человек в мире межличностных отношений. Разрушительные и созидательные отношения. Практикум-исследование

05.12.2020


3.2

Конфликты. Сила созидания. Осознанное бесконфликтное общение. Игра-практикум

12.12.2020


3.3

Трудности как ресурс развития личности и созидательных отношений.

19.12.2020


3.4

Расставания. Принятие неизбежности.

26.12.2020


3.5

Осознанность и оптимизм как инструментыпреодоления трудностей расставания. Практикум.

16.01.2021


3.6

Любовь и влюбленность.

23.01.2021


3.7

Мир отношений: отношения с самим собой, с миром и людьми.

30.01.2021


3.7.1

Принципы этикета. Правила и нормы поведения в обществе.

06.02.2021


3.7.2

Семейныйэтикет.

13.02.2021


3.7.3

Этикетные ситуации и поведение в них. Игровойпрактикум.

20.02.2021


Раздел IV. Семейныеценности

4.1

Силарода.

27.02.2021


4.2.1

Дети и родители. Дети. Практикум

06.03.2021


4.2.2

Дети и родители. Родители. Практикум

13.03.2021


4.3

Семейные традиции. Традиции народов Башкортостана

20.03.2021


4.4.1

Энерго-экономика семьи.

27.03.2021


4.4.2

Энергоэкономикасемьи. Практикум

10.04.2021


4.5

Ценность семьи. Рефлексивная беседа

17.04.2021


4.6

Проектирование будущего. Моя семья: ценности, экономическая основа, взаимоотношения.

24.04.2021


4.7

Игровой практикум по теме «Моя семья»

15.05.2021


Заключительная диагностика

22.05.2021




Литература:

  1. Л.В.Карцева, А.Н.Яныкина, Н.В.Богачёва, О.Н.Низамиева,Л.Ш.Газизова, Семьеведение. Курс лекций. 2012 год.

  2. Е.Ф Купецкова, Г.П.Редя, И.Ф Смирнова. Семьеведение . Программа курса для учащихся 1-11 классов.Москва, Пенза 2012 год.

  3. Целуйко В.М Психология современной семьи.- М.: Гуманитар. Изд.центрВладос, 2006 год.-287 с



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!