Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа №12»
Рассмотрено на заседании МС Протокол №1 от «27» августа 2021г | Согласовано: и.о. Зам. директора по УВР ______________________ Н.Ю. Надыкто | Утверждаю Приказ № 43 от 01.09. 2021 г. Директор школы ________________ О.В. Мокротоварова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По географии
К учебнику "География. Землеведение. Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. - М.: Дрофа, 2019 г.
Уровень образования (класс) основное общее образование, 6 класс
Количество часов 35 часов
Учитель Куликова Вера Николаевна
Учебный год 2021-2022
География. Введение в географию
(6 класс, 35 часов)
Содержание тем учебного курса «География. Землеведение. 6 класс»
(35 часов, 1 час в неделю)
Раздел IV. Земля во Вселенной (4 ч)
Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги?
Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?
Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу и карте. (Обучающий) Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?
Урок-практикум. Определение географических координат точки по географической карте. (Оценочный)
Раздел V. Путешествия и их географическое отражение (6 ч)
План местности. Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?
Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?
Урок-практикум. (Подготовка) Составление плана местности. Полярная съемка местности.
Урок-практикум. (Оценочный) Составление плана местности. Полярная съемка местности.
Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?
Урок-практикум. Работа с картой. Чтение топографической карты.
Раздел VI. Природа Земли (17 ч)
ТЕМА 10. ПЛАНЕТА ВОДЫ (2 ч)
Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды?
Движение вод в Мировом океане. Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков?
ТЕМА 11. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)
Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков?
Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясения?
Вулканы. Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?
ТЕМА 12. РЕЛЬЕФ СУШИ (3 ч)
Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности?
Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах?
Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?
ТЕМА 13. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (6 ч)
Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывает зима и лето?
Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?
Облака и атмосферные осадки. Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?
Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?
Урок-практикум (обучающий). Работа с климатическими картами. Наблюдения за погодой. Работа с картами температуры и воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров. Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?
Урок-практикум (оценочный). Построение розы ветров. Построение графика суточного хода температуры воздуха.
ТЕМА 14. ГИДРОСФЕРА – КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛИ (4 ч)
Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?
Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?
Подземные воды. Болота. Ледники. Как добыть воду из-под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?
Урок-практикум. Работа в контурных картах: обозначение крупных рек и озер мира.
Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни (7 час.)
ТЕМА 15. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА (2 ч)
Закономерности распространения живых организмов на Земле. От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?
Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?
ТЕМА 16. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (3 ч)
Понятие о географической оболочке. Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?
Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?
Природные зоны Земли. Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких м влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?
ТЕМА 17. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (2 ч)
Стихийные бедствия и человек. Какие бывают стихийные бедствия? Какие стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северотихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.
Региональный компонент:
Программа определяет 6 фрагментарных уроков, направленных для изучения материала, содержащего национальные, региональные, этнокультурные особенности, что соответствует 10% объема изучаемого материала.
Национальные, региональные, этнокультурные особенности (НРЭО):
Особенности времен года в Адыгее.
Определение на местности азимутов.
Полезные ископаемые Адыгеи.
Опасные природные явления на территории Адыгеи.
Рельеф Адыгеи.
Погода и климат в Адыгее.
Реки и озера Адыгеи.
Подземные воды и ледники Адыгеи.
Растения и животные Красной Книги Адыгеи.
Природные комплексы Гиагинского района.
Тематический план
№ раздела, темы | Наименование раздела и темы | Количество часов | В том числе на практические работы |
1. | Раздел IV. Земля во Вселенной | 4 | 2 |
2. | Раздел V. Путешествия и их географическое отражение | 6 | 3 |
3. | Раздел VI. Природа Земли | 18 | |
Тема 10. Планета воды. | 2 | |
Тема 11. Внутреннее строение Земли. | 3 | |
Тема 12. Рельеф суши. | 3 | |
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли. | 6 | 2 |
Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли. | 4 | 1 |
4. | Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни | 8 | |
Тема 15. Живая планета | 2 | |
Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности | 3 | |
Тема 17. Природа и человек | 2 | |
Всего часов 35 8 |
Планируемые результаты обучения
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
Формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Воспитание уважения к Отечеству, к своему краю.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.
Формирование целостного мировоззрения.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Формирование основ экологической культуры
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий. Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение планировать пути достижения целей под руководством учителя.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки.
Умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.
Умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач,
смысловое чтение.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Работать индивидуально и в группе.
Владение устной и письменной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции).
Формирование и развитие экологического мышления.
Личностные УУД:
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
Умения управлять своей познавательной деятельностью;
Умение организовывать свою деятельность;
Определять её цели и задачи;
Выбирать средства и применять их на практике;
Оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях и их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Называть методы изучения Земли;
Называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
Объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
Приводить примеры географических следствий движения Земли;
Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
Приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров.
Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения.
Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
В процессе обучения учащийся научится:
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
2. Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов;
- типов погод;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
4.Описывать:
- географические объекты.
5. Объяснять:
- особенности компонентов природы своей местности
Календарно-тематическое планирование по географии. Землеведение
6 класс (35 часов)
№ урка по теме | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел Ⅳ. Земля во вселенной (4 часа) | |
1 | Вращение Земли и его следствия. | 01.09 | |
2 | Географические координаты. | 08.09 | |
3 | Урок-практикум №1 (обучающий). Определение географических координат по глобусу и карте. | 15.09 | |
4 | Урок-практикум №2 (оценочный). Определение географических координат точки по географической карте. | 22.09 | |
Раздел V. Путешествия и их географическое отражение (6 ч) | |
5 | План местности. | 29.09 | |
6 | Ориентирование по плану местности в природе и в населенном пункте. Определение на местности Азимутов. | 06.10 | |
7 | Урок-практикум №3 (обучающий). Составление плана местности. Полярная съемка местности. | 13.10 | |
8 | Урок-практикум №4 (оценочный). Составление плана местности. Полярная съемка местности. | 20.10 | |
9 | Многообразие карт. | 27.10 | |
10 | Урок-практикум №5 (оценочный). Чтение топографической карты. | 10.11 | |
Раздел VI. Природа Земли (18 ч) ТЕМА 10. ПЛАНЕТА ВОДЫ (2 ч) | |
11 | Свойства вод Мирового океана. | 17.11 | |
12 | Движение вод в Мировом океане. | 24.11 | |
ТЕМА 11. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч) | |
13 | Движение литосферных плит. | 01.12 | |
14 | Землетрясения: причины и последствия. | 08.12 | |
15 | Вулканы. | 15.12 | |
ТЕМА 12. РЕЛЬЕФ СУШИ (3 ч) | |
16 | Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Рельеф Адыгеи. | 22.12 | |
17 | Горы. | 12.01 | |
18 | Равнины. Полезные ископаемые Адыгеи. | 19.01 | |
ТЕМА 13. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (6 ч) | |
19 | Температура воздуха. | 26.01 | |
20 | Атмосферное давление. Ветер. | 02.02 | |
21 | Облака и атмосферные осадки. Особенности времен года в Адыгее. | 09.02 | |
22 | Погода и климат. Погода и климат в Адыгее. | 16.02 | |
23 | Урок-практикум №6 (обучающий). Работа с климатическими картами. Наблюдения за погодой. | 02.03 | |
24 | Урок-практикум№7 (оценочный). Построение розы ветров. Построение графика суточного хода температуры воздуха. | 09.03 | |
ТЕМА 14. ГИДРОСФЕРА – КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛИ (4 ч) | |
25 | Реки в природе и на географических картах. | 16.03 | |
26 | Озера. Реки и озера Адыгеи. | 23.03 | |
27 | Подземные воды. Болота. Ледники. Подземные воды и ледники Адыгеи. | 06.04 | |
28 | Урок-практикум №8 (оценочный). Работа в контурных картах: обозначение крупных рек и озер мира. | 13.04 | |
Раздел VⅡ. Географическая оболочка – среда жизни. (7 часов) ТЕМА 15. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА (2 ч) | |
29 | Закономерности распространения живых организмов на Земле. Растения и животные Красной Книги Адыгеи. | 20.04 | |
30 | Почва как особое природное тело. | 27.04 | |
ТЕМА 16. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (3 ч) | |
31 | Понятие о географической оболочке. | 04.05 | |
32 | Природные комплексы как части географической оболочки. Природные комплексы Гиагинского района. | 04.05 | |
33 | Природные зоны Земли. | 11.05 | |
ТЕМА 17. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (2 ч) | |
34 | Стихийные бедствия и человек. Опасные природные явления на территории Адыгеи. | 18.05 | |
35 | Итоговый урок. | 25.05 | |