Рабочая программа
по информатике в 9 классе
на 2018/2019 учебный год;
часов в неделю - 1, всего за год – 34;
контрольных работ – 6
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и на основании программа для основной школы: Информатика. 5–6 классы.7-9 классы. /Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2016. Рабочая программа курса информатики для 9 класса продолжает соответствующую программу 5-6, 7-8 класса и ставит перед собой главной целью
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Планируемые результаты обучения предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
1.Предметные результаты включают:
Выпускник научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
научиться переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Личностные результаты
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
Выпускник научится:
понимать роли информационных процессов в современном мире;
владеть первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственно относиться к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развивать чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
Выпускник получит возможность:
совмещать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
повышать свой образовательный уровень и продолжать обучение с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
2.Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
пониманимать роли информационных процессов в современном мире;
владеть первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственно относиться к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
Выпускник получит возможность:
развивать чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
3.Познавательные УУД:
Выпускник научится:
формирование развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
Выпускник получит возможность:
формировать умение формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формировать навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
4.Коммуникативные УУД: речевая деятельность; навыки сотрудничества;
Выпускник научится:
владеть обще предметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владеть информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владеть умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владеть основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владеть информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
Выпускник получит возможность:
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Содержание предмета «Информатика»
Цели изучения курса информатики. Актуализация изученного материала (1 час).
Тема 1. Моделирование и формализация (8 часов)
Понятия натурной и информационной моделей
Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Тема 2. Алгоритмизация и программирование (8 часов)
Этапы решения задачи на компьютере.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Тема 3. Обработка числовой информации (6 часов)
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Тема 4. Коммуникационные технологии (10 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Итоговое повторение (1 час)
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Таблица №1
Глава | Тема | Количество часов | В том числе, контр. работ (тестов) |
1 | Введение | 1 | 0 |
2 | Моделирование и формализация | 8 | 1 |
3 | Алгоритмизация и программирование | 8 | 1 |
4 | Обработка числовой информации | 6 | 0 |
5 | Коммуникационные технологии | 10 | 1 |
| ИТОГО | 33 | 3 |
Таблица №2
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника | Дата проведения урока |
План | Факт |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Введение | 04.09 05.09 | |
Тема «Моделирование и формализация» | | |
2 | Моделирование как метод познания | § 1.1 | 11.09 | |
3 | Знаковые модели. | § 1.2 | 18.09 | |
4 | Графические модели | § 1.3. | 25.09 | |
5 | Табличные модели | § 1.4 | 02.10 | |
6 | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Входная диагностика. | § 1.5. | 09.10 | |
7 | Система управления базами данных | § 1.6 | 16.10 | |
8 | Создание базы данных. Запросы на выборку данных. | § 1.6 | 23.10 | |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий. Контрольная работа №1 по теме Моделирование и формализация. | | 06.11 | |
Тема «Алгоритмизация и программирование» | | |
10 | Решение задач на компьютере | § 2.1 | 13.11 | |
11 | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. | § 2.2 | 20.11 | |
12 | Вычисление суммы элементов массива | § 2.2 | 27.11 | |
13 | Последовательный поиск в массиве | § 2.2 | 04.12 | |
14 | Сортировка массива | § 2.2 | 11.12 | |
15 | Конструирование алгоритмов | § 2.3 | 18.12 | |
16 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль | § 2.4 | 25.12 | |
17 | Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий. Контрольная работа №2 по теме Алгоритмизация и программирование. | § 2.5 | | |
Тема «Обработка числовой информации» | | |
18 | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. | § 3.1 | | |
19 | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | § 3.2 | | |
20 | Встроенные функции. Логические функции. | § 3.2 | | |
21 | Сортировка и поиск данных. | § 3.3 | | |
22 | Построение диаграмм и графиков. | § 3.3 | | |
23 | Обобщение и систематизация основных понятий главы. Контрольная работа №3 по теме: Обработка числовой информации в электронных таблицах. | | | |
Тема «Коммуникационные технологии» | | |
24 | Локальные и глобальные компьютерные сети | § 4.1 | | |
25 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | § 4.2 | | |
26 | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | § 4.2 | | |
27 | Всемирная паутина. Файловые архивы. | § 4.3 | | |
28 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | § 4.3 | | |
29 | Технологии создания сайта. | § 4.4 | | |
30 | Содержание и структура сайта. | § 4.4 | | |
31 | Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. | § 4.4 | | |
32 | Обобщение и систематизация основных понятий главы по теме: Коммуникационные технологии. | | | |
Итоговое повторение | | |
33 | Основные понятия курса. | | | |
33 | Итоговое тестирование за курс 9 класса | | | |