Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Урняк Муниципального района
Чекмагушевский район Республики Башкортостан
Рассмотрено Руководитель ШМО МБОУ СОШ с.Урняк ________Мусагитова Л.Р. Протокол №__ От «__»_____________2020 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУ СОШ с.Урняк ______ Исламова Г.Х. От «__»_____________2020 г. | «Утверждаю» Директор школы МБОУ СОШ с.Урняк: ________ Хасбулатов Б.Ф. Приказ №___ От «__»_____________2020 г. |
Рабочая программа по биологии
5 класса
Уровень: базовый
Срок реализации 1 год.
Составитель: Гимранова Гульнур Флеровна, учитель биологии МБОУ СОШ с. Урняк
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. АООП ООО ФГОС
2. Авторской программы В.В.Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения
3. ООП ООО ФГОС МБОУ СОШ с.Урняк на 2020-2021 учебный год.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
-
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
-
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
-
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
-
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
-
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
-
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
-
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника
Метапредметными результатами изучения предмета является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
-
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
-
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-
Вычитывать все уровни текстовой информации.
-
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
-
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3.– использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание учебного предмета.
Введение (6 часов)
Биология-наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организма со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (9 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии. (2 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Царство Грибы (5 часов)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Раздел 3. Царство Растения (10 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных в Республике Башкортостан, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Контрольные работы | Экскурсии | Лабораторные работы |
1 | Тема 1: «Введение» | 6 | | 1 | |
2 | Тема 2: «Клеточное строение организмов» | 9 | 1 | | 5 |
3 | Тема 3: «Царство Бактерии. Царство Грибы»» | 7 | 1 | | 1 |
4 | Тема 4. «Царство Растения» | 10 | 1 | | 2 |
6 | Работа над ошибками | 1 | | | |
Итого (за год) | | 33 | 2 | 1 | 8 |