по хакасской литературе для 5А,Б, В кл.
с. Таштып
Рабочая программа по хакасской литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», Методических рекомендаций по составлению рабочих программ по учебным предметам «Хакасский язык», «Литературное чтение», «Хакасская литература», «Хакасский язык и литература» (1-11кл). На хакасском языке. – Абакан. Хак.кн.изд-во, 2014.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (Хакасская литература. 5 кл.: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Составитель Боргоякова М.П. , 2014г.), утвержденного приказом № __ от _________ МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Данная программа составлена для реализации курса хакасской литературы на базовом уровне.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), технология продуктивного чтения, смыслового чтения, проектные технологии.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УДД) |
| 5 класс | | | | |
1 | Литература как искусство слова | 1 | Художественная литература как вид искусства и одна из форм освоения мира. Литература и жизнь. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства, Литература и фольклор. | Устные высказывания, выразительное чтение. | Уметь высказывать свое мнение, выступать перед одноклассниками, |
2 | Хакасский фольклор. Хакасские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных - по 1 сказке). Хакасские народные загадки, пословицы, поговорки, скороговорки | 7 | Мир фольклора. Устное народное творчество как составил и часть общечеловеческой культуры. Фольклорные жанры. Понятие сказки. Виды сказок. Значение фантастики в создании художественного мира сказок. Образы животных в хакасских сказках и сказках других народов. Фольклорная и литературная сказка. Художественное своеобразие малых жанров. Отражение в них народной мудрости и юмора. Афористичность художественного слова. | лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, работа с иллюстрациями. Беседа, исследовательская работа с текстом, художественный пересказ, создание иллюстраций. установление смысловых связей между пословицами разных народов, конструирование пословиц по заданным словам, составление толкований, определение темы пословиц, защита иллюстраций | Составлять план сказки и таблицы в ходе исследования Конструирование диалога на основе материала статьи учебника, подбор пословиц и поговорок на заданную тему, |
3 | Хакасская литература | 24 | В.А. Кобяков (5 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Айдо». Автобиографический характер повести. П.Т. Штыгашев (1 ч.). Стихотворения: «Теерке кнес», «Чабас суг», «Хакас чирbнby пайы». Идейное и художественное своеобразие стихотворений. . ИМ. Костяков (3ч.).Жизнь и творчество (обзор). Рассказы из сборников «Аy чолларынча», «Минby нанxылларым». Человек и природа в рассказах. Отражение народных традиций и охотничьих обычаев. Идейное и художественное своеобразие рассказов. ИГ. Котюшев (1 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Муy хазын». Человек и природа в творчестве поэта. Нравственное звучание произведения. М.Е. Кильчичаков (2 ч.). Литературная сказка «Койтbк тулгуденер нымах». Фольклорные основы сказки. Жанрово-поэтическое своеобразие. Г.Ф. Топанов (2 ч.).Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Михайныy улуз, «Азыранды», «Асхан турна». Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика. Т.Н. Балтыжаков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). «Микенеy Поко». Мир детства и природа. Н.Е. Тиников (4 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Миша». Мир детства в рассказе, его художественные особенности. Я.А. Тиспереков (I ч.). Жизнь и творчество (обзор). «Торгайах». Мир человека и мир природы. М.Н. Чебодаев (1ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Хуртуйах тас». Традиции и современность. Своеобразие авторской позиции. Г.Г. Казачинова (1 ч.). «Кичеегb чузе наyмыр». Связь человека и природы. Близкие виды характеров в русской литературе. И.П. Топоев (1 ч.). «Орт». Поиск героя нового типа. Нравственное звучание произведения. СЕ. Карачаков (2 ч.) «Торымас». Связь человека и природы. | Выразительное чтение художественного текста. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов. | Уметь выразительно читать худ. текст, пересказвыать, отвечать на вппросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов. |
4 | Резервные уроки | 2 | | | |
| Итого | 34 | | | |
Дата | № урока | Тема | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности | Направления исследовательской, проектной деят | Факт дата пров урока |
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия |
| 1 четверть (8ч) | | |
| Литература как искусство слова (1 ч.) | | |
1нед сентября | 1 | Художественная литература как вид искусства. Хакасский фольклор. | Художественная литература как вид искусства и одна из форм освоения мира. Литература и жизнь. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства. Литература и фольклор. | Личностные: формировать навыки самостоятельного решения учебной задачи. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать уже усвоенное. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения | Ответы на вопросы | | |
| Хакасский фольклор (7ч) | |
2 нед сентября | 2 | Хакасский фольклор. Фольклорные жанры. | Мир фольклора. Устное народное творчество как составная часть общечеловеческой культуры. Фольклорные жанры. | Личностные: формировать навыки самостоятельного решения учебной задачи. Познавательные: уметь проектировать шаги, необходимые для выполнения итоговой контрольной работы Регулятивные: уметь оценивать и формулировать уже усвоенное. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Ответить на вопросы | | |
3 нед сентября | 3 | Хакасские народные сказки. Волшебная «Палыхчы паза суu эзЗb» | Понятие сказки. Виды сказок. Фольклорная и литературная сказка. Художественный мир сказок «Палыхчы паза суг ээзи», «Пир Харызах | Составление плана «Особенности волшебной сказки» | | |
4 нед сентября | 4 | Бытовая сказка «Чалxы Торсых», «Iкi харындас» «Кeмeс книга» | Художественный мир бытовых сказок. Чтение и анализ | Конкурс на знание народной сказки | | |
5нед сентября | 5 | Сказки о животных «Пeдeрчeн паза тeлгe» «Хозанах» | Образы животных в хакасских сказках и сказках других народов. | Ответить на вопросы | | |
| 6 | Хакасские народные загадки | Художественное своеобразие малых жанров. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики. | Сообщения учащихся | | |
6-7нед октября | 7 | Пословицы и поговорки | Художественное своеобразие малых жанров. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики. | Проект «Любимый фольклорный жанр» | | |
8нед октября | 8 | Скороговорки | Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики | Письменный ответ на вопрос | | |
| | | | | | | |
2 четверть(8ч) | |
Хакасская литература | |
9нед ноября | 9 | Автобиографический характер повести В.А. Кобякова «Айдо». | Жизнь и творчество А.Кобякова. Автобиографический характер повести. | Личностные: формировать навыки самостоятельного решения учебной задачи. Познавательные: уметь проектировать шаги, необходимые для выполнения итоговой контрольной работы Регулятивные: уметь оценивать и формулировать уже усвоенное. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Ответы на вопросы | | |
| | | | | | |
10нед ноября | 10 | Изображение детского характера в повести В.А. Кобякова «Айдо». | Автобиографический характер повести. Изображение детского характера. Знакомство с содержанием гл. «Чазыда». Анализ главы. Выборочное чтение. | | | |
11нед ноября | 11 | Изображение детского характера в повести В.А. Кобякова «Айдо». ( «Чазыда») | Ответы на вопросы | | |
12нед декабря | 12 | Новая жизнь Айдо. | Жизнь и творчество А.Кобякова. Автобиографический характер повести. Изображение детского характера. Знакомство с содержанием гл. «Чазыда». Анализ главы. Выборочное чтение. | Ответы на вопросы | | |
13нед декабря | 13 | Р.р. Сочинение по повести Кобякова В.А. «Айдо» | Проверить знания учащихся, полученных при изучении повести. | | | |
14нед декабря | 14 | КР№1 за 1 полугодие по изученным произведениям | Контроль знаний | | Контрольная работа | | |
15нед декабря | 15 | П.Т. Штыгашев «Теерке кнес» | Жизнь и творчество П.Т.Штыгашева. Идейное и художественное содержание стихотворений. Изобразительно-выразительные средства поэтической речи. | | | | |
16нед | 16 | Резервный урок | | | | | |
| | | 3 четверть(10 ч) | | | | |
17нед января | 17 | Человек и природа в творчестве И.Г. Котюшева (Мун хазын») | Жизнь и творчество. (обзор) Человек и природа в творчестве поэта. Нравственное изучение поэта. | Личностные: формировать навыки самостоятельного решения учебной задачи. Познавательные: уметь проектировать шаги, необходимые для выполнения инд. работы Регулятивные: уметь оценивать и формулировать уже усвоенное. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Пересказ по плану. | | |
| |
18нед января | 18 | ТН Балтыжаков. «Аар» | Жизнь и творчество писателя. Мир детства и природы в рассказе. | Письменный отв ет на вопрос | | |
19 нед февраля | 19 | ИМ Костяков. «Аy чолларынча». Отражение народных традиций и охотничьих обычаев. «Агас пазында хоосха» («Харам апсах»). | Жизнь и творчество. Рассказы из сборников «Ан чолларынча», «Минин нанчыларым». Идейное и художественное своеобразие рассказов. | Личностные: формировать навыки самостоятельного решения учебной задачи. Познавательные: уметь проектировать шаги, необходимые для выполнения итоговой контрольной работы Регулятивные: уметь оценивать и формулировать уже усвоенное. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Как относится автор к своим героям? | | |
20 нед февраля | 20 | ИМ Костяков. «Аy чолларынча». Отражение народных традиций и охотничьих обычаев «Хортых Хапчыuас», «Чалты Содаас»). | | | |
21-нед февраля | 21 | Литературная сказка М.Е. Кильчичакова «Сказка о хитрой лисе» | Жизнь и творчество М.Е.Кильчичакова. Знакомство с содержанием сказки. Отличие народных сказок от литературных. Сказка как выражение народной мудрости. Фольолорные основы сказки.Жанрово-поэтическое своеобразие. | Выразительное чтение Ответы на вопросы. | | |
22нед февраля | 22 | Жанрово-поэтическое своеобразие сказки М.Е. Кильчичакова «Сказка о хитрой лисе» | | | |
23нед февраля | 23 | ГФТопанов. «Михайныy eлeзb» Нравственная проблематика и мир творчества в рассказах Г.Ф. Топанова «Михайныy» Образ дедушки Питры Образ мальчика Михая ГФТопанов «Азыранды» | Жизнь и творчество писателя. Нравственная проблематика, мир и природа в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика. Основная тема и идея рассказов Топанова. Характеристика образов главных героев. | Составить план | | |
Пересказ по плану. Чем похожи судьбы Айдо и Михая? | | |
24нед марта | 24 | Контрольная работа по творчеству М.Кильчичакова, И.Костякова, Г.Топанова, Т. Балтыжакова | Содержание изучаемых произведений. Анализ текстов, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; изобразительно-выразит.средства | Сочинение | | |
25нед апреля | 25 | А.А. Халларов «Саарсых мeeс» | Жизнь и творчество писателя. Портреты героев как средство изображения их характеров. | | | | |
4 четверть(8ч) | |
26нед апреля | 26 | Я.А. Тиспереков «Часхы», «Торuайах». Мир человека и мир природы. | Жизнь и творчество писателя. Анализ и вырпазительное чтение стихотворений. | Личностные: формировать навыки самостоятельного решения учебной задачи. Познавательные: уметь проектировать шаги, необходимые для выполнения итоговой контрольной работы Регулятивные: уметь оценивать и формулировать уже усвоенное. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Анализ стихотворения | | |
27нед апреля | 27 | Н.Е. Тиников «Миша» | Знакомство с содержанием 1-2 глав повести. | Устный пересказ эпизода | | |
28нед апреля | 28 | Традиции и современность в стихотворении «Хуртуйах тас» М.Н. Чебодаева. | Жизнь и творчество. Традиции и современность в стихотворении. Своеобразие авторской позиции. | | | |
29нед апреля | 29 | Связь человека и природы в рассказе Г.Казачиновой «Кичеегb чузе наyмыр» | Связь человека и природы в рассказе. Близкие типы характеров в русской литературе | Ответить на вопрос: какие лекарственные травы вы знаете? | | |
30нед мая | 30 | С.Е.Карачаков «Торымас» Связь человека и природы. Р.Р. Описание природы в рассказе | Жизнь и творчество писателя. Связь человека и природы. Народные обычаи в рассказе. | Ответить на вопрос: какие обычаи народа вы знаете? | | |
31нед мая | 31 | И.П.Топоев «Орт». Поиск героя нового типа | Жизнь и творчество. Поиск героя нового типа. Нравственное звучание произведения. | | | |
32нед мая | 32 | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса | Содержание изучаемых произведений. Анализ текстов, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; изобразительно-выразит.средства | Личностные: формировать навыки самостоятельного решения учебной задачи. Познавательные: уметь проектировать шаги, необходимые для выполнения итоговой контрольной работы Регулятивные: уметь оценивать и формулировать уже усвоенное. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Уметь обобщить и систематизировать знания за курс 9 класса Контрольная работа | | |
33нед мая | 33 | Проект «Мое любимое произведение за курс 5 класса» Итоговый урок. Резервный урок | Защита творческих проектов. Обобщение и систематизация знаний по хакасской литературе за 9кл | Личностные: формировать навыки коллективной и индивидуальной творческой деятельности. Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. | Уметь обобщить и систематизировать знания за курс 5 класса | | |
34нед мая | 34 | Итоговый урок. Резервный урок | | | | | |