с. Таштып
Рабочая программа по хакасской литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», Методических рекомендаций по составлению рабочих программ по учебным предметам «Хакасский язык», «Литературное чтение», «Хакасская литература», «Хакасский язык и литература» (1-11кл). На хакасском языке. – Абакан. Хак.кн.изд-во, 2014.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (Хакасская литература. 9 кл.: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Составитель Боргоякова М.П. , 2014г.), утвержденного приказом № __ от _________ МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Данная программа составлена для реализации курса хакасской литературы на базовом уровне.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), технология продуктивного чтения, смыслового чтения, проектные технологии.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.
Календ. сроки | № уроков | Тема | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля | Возможные направления творческой, исследовательской деятельности | Фактическая дата проведения урока |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия |
| | | | 1 четверть (8 часов) | | | | |
| | | | Введение (1 час) | | | | |
1 неделя сент | 1 | Художественная литература. Художественный образ. | Урок усвоения новых знаний | Теоретико-литературные понятия: Художественная литература. Художественный образ. Содержание и форма. | Личностные: формировать навыки исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. | Участвовать в диалоге по прочитанной статье | | |
| | | | | В.А.Кобяков (2 часа) | | | |
2нед сент | 2 | В.А.Кобяков – один из основоположников хакасской литературы. «Сeген», «Казан» | Урок актуализации знаний | Основные факты жизни и творческого пути В.А. Кобякова; содержание изучаемого произведения Выразительное чтение произведений | Личностные: формировать навыки исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. | Рассказывать основные факты жизненного и творческого пути В.А. Кобякова, Осознанное, творческое чтение худ. произвед.. Анализ и интерпретация произведения | | |
3 нед сент | 3 | Мастерство Кобякова - рассказчика в рассказе «Пасха кiз! ацмары» | | Рассказ «Пасха кiзi ацмары» Основной конфликт произведения. Мастерство Кобякова-рассказчика. | сопоставлять произведения родной и русской литератур, близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия; выявлять авторскую позицию; | | |
| | | | | Н.Г. Доможаков (2 часа) | | | |
4 нед сент | 4 | Н.Г.Доможаков. Гуманизм в поэме «Терпектерге муне» | Урок актуализации | Основные факты жизни и творческого пути Н. Доможакова; Характеристика особенностей сюжета, композиции; формулировка темы, идеи, проблематики произведений Н.Г. Доможакова | Личностные: формировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Рассказывать основные факты жизненного и творческого пути Н.Г. Доможакова, Осознанное, творческое чтение художеств. произвед. Анализ и интерпретация произведения. Анализ текста | | |
1нед -окт | 5 | Отрывок из романа «Ыраххы аалда» | Урок актуализации знаний | Содержание изучаемого произведения; Формулировка темы, идеи, проблематики произведения; характеристика изобразительно-выразительные средства.. Художественное мастерство поэта-лирика.Гуманизм произведения. Непреходящее значение созданныи Н. Доможаковым характеров. | Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученных произведений -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; Выразительное чтение | | |
| | | | | И.М.Костяков (6 часов) | | | |
2 нед окт | 6 | Жизнь и творчество И.М.Костякова | Урок усвоения новых знаний | Биография писателя. Содержание изучаемого произведения; Формулировка темы, идеи, проблематики произведения; | Личностные: формировать навыки исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. | Рассказывать основные факты жизненного и творческого пути Костякова, Осознанное, творческое чтение Анализ и интерпретация произведения. Осознанное, творческое чтение Анализ и интерпретация произведения | | |
3нед окт | 7 | И.М.Костяков. «Чiбек хур». Довоенное время | Урок закрепления | Роман «Чгбек хур». Война и любовь в жизни человека. Гуманизм и патриотизм произведения. Смысл названия романа Знать: содержание изучаемых произведений; Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотива поступков героев и сущности конфликта; характеризовать изобразительно-выразительные средства | Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученных произведений -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; Пересказ эпизода Выразительное чтение по ролям | | |
4нед окт | 8 | И.М.Костяков. «Чiбек хур». Война в жизни человека. Анализ отрывка | Урок контроля | Знать: содержание изучаемых произведений; Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотива поступков героев и сущности конфликта; характеризовать изобразительно-выразительные средства | Знать и уметь выявить содержание и проблематику изучаемого произведения. характеризовать изобразительно-выразительные средства | | |
| | | | | 2 четверть(8 часов.) | | | |
1нед ноября | 9 | И.М.Костяков. «Чiбек хур». Жизнь тружеников тыла во время войны | Урок актуализации | Роман «Чiбек хур». Война и любовь в жизни человека. Гу« манизм и патриотизм произведения. Смысл названия романа | Личностные: формировать навыки исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. | Уметь осознанно и , творчески читать произв., Анализ и интерпретация произведения Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученных произведений -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; | | |
2нед нояб | 10 | Сочинение «Образ Паскира» в романе «Чiбек хур» | Урок развития речи | Роман «Чiбек хур». Война и любовь в жизни человека. Гу« манизм и патриотизм произведения. Смысл названия романа | Сочинение | | |
| | | | | Н.Е. Тиников (2часа) | | | |
3нед нояб | 11 | Н.Е.Тиников «Арчот хам» (отрывок) | Урок актуализации знаний | «Арчот хам» (отрывок).Отражение реальной действительности. Гуманизм произведения. Художественное мастерство писателя. Формулировка темы, идеи, проблематики произведения; характеристика изобразительно-выразительные средства. | Личностные: формировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Осознанное, творческое чтение Анализ и интерпретация произведения. Осознанное, творческое чтение Анализ и интерпретация произведения Сочинение | | |
4 нед ноября | 12 | Н.Е.Тиников «Арчот хам». Художественное мастерство писателя. | Урок развития речи | Повесть «Арчот хам» (в сокращении). Отражение реальной действительности. Гуманизм произведения. Формулировка темы, идеи, проблематики произведения; характеристика изобразительно-выразительные средства. | | |
| | | | | Митхас Туран (2 часа) | | | |
1нед дек | 13 | Жизнь и творчество Митхас Турана. Рассказ «Ирнiy iстiнде изерлiг ат чызаан» | Урок усвоения новых знаний | Основные факты жизни и творческого пути М. Турана; | Личностные: формировать нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую личностный моральный выбор. Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать уже сказанное. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности. | Осознанное, творческое чтение | | |
2нед дек | 14 | М.Туран «Ирнiy iстiнде изерлiг ат чызаан». | Урок актуализации знаний | Проблема нравственной ответственности в рассказе. Смысл названия про изведения. | Анализ и интерпретация произведения | Анализ эпизода рассказа | |
3нед дек | 15 | КР№1 за 1 полугодие по изученным произведениям | Урок контроля | Содержание изучаемых произведений. Анализ текстов, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; изобразительно-выразит.средства. | Личностные: формировать навыки самостоятельного решения учебной задачи. Познавательные: уметь проектировать шаги, необходимые для выполнения итоговой контрольной работы Регулятивные: уметь оценивать и формулировать уже усвоенное. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Контрольная работа | | |
4нед дек | 16 | Резервный урок | | | | | | |
| | | | | 3 четверть (10ч.) | | | |
| | | | | М.Н. Чебодаев (2 часа) | | | |
3нед янв | 17 | Жизнь и творчество М.Чебодаева. Проблема любви и традиций в рассказе «Крепин» | Урок усвоения новых знаний | Проблема любви и традиций. Своеобразие стиля и языка. Художественное мастерство автора. | Личностные: формировать навыки самоанализа и самоконтроля, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Интерпретация произведения. Осознанное, творческое чтение Анализ и интерпретация произведения. Осознанное, творческое чтение Анализ и интерпретация произведения Анализ текста Выразительное чтение | | |
4нед янв | 18 | М.Н.Чебодаев.Крепин Образы главных героев | Урок закрепления | Проблема любви и традиций. Своеобразие стиля и языка. Художественное мастерство автора | | | | |
| | | | | М.Р. Баинов (2 часа) | | | |
1нед февр | 19 | Образ лирического героя в поэме «Тустарxа чорых чjргенi» М.Р.Баинова. | Урок актуализации знаний | Жизнь и творчество (обзор). Поэмы: «Тустарча чорых чjргенi», «Тан солбанында тоuазыu» Философская лирика М.Р. Баинова. Образ лирического героя, Художественные достоинства поэм. | Личностные: формировать навыки взаимодействия в группе при консультативной помощи учителя. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия; планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. | Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученных произведений -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; | Проект «Прошлое и настоящее традиций народов» | |
2нед февр | 20 | «Тан солбанында тоuазыu» Философская лирика М.Р. Баинова. | Урок закрепления | | |
| | | | | А.А. Халларов (3 часа) | | | |
3нед февр | 21 | А.А.Халларов. Атобиографический характер повести «Акай» | Урок развития речи | Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Акай». Автобиографический характер повести Нравственная проблематика произведения. | Личностные: формировать навыки исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. | Рассказывать основные факты жизненного и творческого пути А.Халларова Знать и уметь выявить содержание и проблематику изучаемых произведений в творческой работе | | |
4 нед февраля | 22 | А.А.Халларов. «Акай». Детство Акая | Урок усвоения новых знаний | Нравственная проблематика произведения. Художественное мастерство автора. Содержание изучаемого произведения; формулировка темы, идеи, проблематики произведения; изобразительно-выразительные средства. | | |
1 нед марта | 23 | А.А.Халларов. «Акай». Армейская жизнь Акая | Урок закрепления | | |
| | | | | В.Г. Майнашев (1 час) | | | |
2 нед марта | 24-25 | В.Г.Майнашев. «Минiy хазыyым», «Машиналар, пуuа чiли, орлапча» | Урок актуализации знаний | Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Кумус кулбустер», «Минiy хазьyым», «Тчемнby сарыны» и др.и Национальные истоки художественного мастерства поэта. " Отражение традиций русской лирической поэзии в творчестве В. Майнашева. | Личностные: формировать навыки взаимодействия в группе при консультативной помощи учителя. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия; планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. | Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученных произведений -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; | Проект. Составление электронной презентации «Минiy хазыyым», | |
| | | Содержание изучаемых произведений; формулировка темы, идеи, проблематики стихотворений; изобразительно-выразительные средства. | «Bxемнiy сарыны» | |
3 нед марта | 26 | Контрольная работа по творчеству М.Турана, М.Баинова, А.Халларова, В. М айнашева | Урок контроля | Содержание изучаемых произведений. Анализ текстов, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; изобразительно-выразит.средства. | Личностные: формировать навыки самостоятельного решения учебной задачи. Познавательные: уметь проектировать шаги, необходимые для выполнения итоговой контрольной работы Регулятивные: уметь оценивать и формулировать уже усвоенное. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Контрольная работа | | |
| | | | | 4 четверть (8ч.) | | | |
| | | | | Д.И. Чанков (2часа) | | | |
1нед апр | 27 | Д.И.Чанков. Торuайах табызы. Слово о матери | Урок усвоения новых знаний | Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Торuайах табызы». Отражение основных событий \Х века в повести. Связь человека и природы. | Личностные: формировать навыки взаимодействия в группе при консультативной помощи учителя. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия; планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. | Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученных произведений -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; | | |
2 нед апр | 28 | Д.И.Чанков. Торгайах табызы. Студенческие годы. Жизнь тружеников тыла во время войны | | Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Торгайах табызы». Отражение основных событий \Х века в повести. Связь человека и природы. Особенности поэтики писателя Содержание изучаемого произведения; формулировка темы, идеи, проблематики произведения; характеризовать изобразительно-выразительные средства. | Проекты. Составление электронной презентации «Слово о матери», «Студенческие годы» | |
| | | | | Маuан Тимос (1 час) | | | |
3нед апр | 29 | Маuан Тимос. Саар паза Сахсар. | Урок усвоения новых знаний | Особенности поэтики писателя Содержание изучаемого произведения; формулировка темы, идеи, проблематики произведения; характеризовать изобразительно-выразительные средства. | Личностные: формировать навыки исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. | Анализ стихотворения Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученных произведений -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; | | |
| | | | Итоговое повторение (1ч.) | | | | |
4нед апр | 30 | Повторение. Хакасская литература | Урок систематизации и обобщения знаний | Обобщение и систематизация знаний по хакасской литературе за курс 9 класса | Личностные: формировать навыки исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. | Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученных произведений -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; | Проект «Мое любимое произведение за курс 9 класса» | |
1 нед мая | 31 | КР№3. Итоговая контрольная работа за курс 9 класса | Урок контроля | Контроль знаний | Личностные: формировать навыки самостоятельного решения учебной задачи. Познавательные: уметь проектировать шаги, необходимые для выполнения итоговой контрольной работы Регулятивные: уметь оценивать и формулировать уже усвоенное. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Уметь обобщить и систематизировать знания за курс 9 класса Контрольная работа | | |
| | | | Литература тюркоязычных народов (1час) | | | | |
2 нед мая | 32 | Л.Н.Арбачкова-шорская писательница | Урок усвоения новых знаний | Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в про-н сведениях. Поиски нравственного идеала в хакасской и шорской литературах, и литературах тюркоязычных народов России. | Личностные: формировать навыки исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. | Рассказывать основные факты жизненного и творческого пути Л.Н.Арбачковой.. выделять и формулировать тему, идею, проблематику иэуч ного произведения; -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; | | |
3нед мая | 33 | Проект «Мое любимое произведение за курс 9 класса» | Урок развития речи | Защита творческих проектов. Обобщение и систематизация знаний по хакасской литературе за 9кл | Личностные: формировать навыки коллективной и индивидуальной творческой деятельности. Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. | Уметь обобщить и систематизировать знания за курс 9 класса | | |
4нед мая | 34 | Итоговый урок Резервный урок | | | | | | |