Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Месели
Муниципального района Аургазинский район РБ
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол№ ___ от _______ 2021г Руководитель МО_________/Алексеева Н.Н./ | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР _______ /Ефимова И.Я./ ______________ 2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с.Месели _________ /Иванов Н.А./ Приказ № ___от_________2021г. |
Адаптированная рабочая программа
для учащихся с ОВЗ
Предмет: «Биология»
Класс: 6
Уровень: Основное общее образование
ВСЕГО ЧАСОВ -35
Срок реализации –1 год
Составитель:
Григорьева Ольга Ильинична
учитель биологии
первая квалификационная категория
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы ФГОС биология 5-9 классы//И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова.— М.: Вентана-Граф, 2012. Программа обеспечена учебником Т.С. Сухова Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. — М.: Вентана-Граф, 2020.
Реализация программы – 1 год.
Адаптированная рабочая программа по биологии основной школы для детей с ОВЗ составлена на основе следующих нормативных документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897, с изменениями, утвержденным приказом от 29.12.2014г. № 1644;
«Примерной основной образовательной программой основного общего образования», одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 08.04.2015г. № 1/15;
В состав общеобразовательного класса входят обучающиеся с ОВЗ, исходя из медико-психолого-педагогической характеристики, рекомендовано обучение в очной форме по общеобразовательной коррекционной программе.
Психолого-педагогической характеристика учащихся, имеющих смешенное специфическое расстройство психического развития с легкой степенью умственной отсталостью:
Учащиеся с ОВЗ испытывают затруднения в обучении из-за неустойчивого внимания, малого объема памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи.
Ребенок принимает учебную задачу, но не может спроектировать шаги ее выполнения. Познавательный интерес ограничен программным материалом, достаточно устойчивый, поверхностный.
Отмечается низкий уровень учебной мотивации.
Самостоятельное планирование учебных действий и игровой деятельности затруднено. При реализации алгоритма действий требуется направляющая помощь педагога. Адекватно принимает помощь.
Доминирует зрительный и тактильный тип восприятия. Зрительное восприятие характеризуется фрагментарностью, низкой скоростью, недостаточной точностью. Для полноты осмысленности воспринимаемых объектов необходима направляющая помощь педагога.
Преобладающий способ мнемонической обработки информации – повторение. Воспроизведение учебной информации часто неполное.
У ребенка преобладает наглядное мышление, а словесно-логическое и образное развито слабо.
У ученика замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала. Ему требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с жизнью. Трудно воспринимаемый материал дается ознакомительно.
Главными условиями эффективности работы с такими учащимися являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость.
Коррекционная цель: развитие наблюдательности, мыслительной̆ деятельности (сравнение, сопоставление), эстетических чувств, сенсорики. Формирование: предметных представлений.
Коррекция: мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, сравнение).
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Адаптирование образовательного процесса в соответствии с особенностями развития учащихся с ОВЗ.
2. Стимулирование интереса учащихся к познавательной и учебной деятельности.
3. Развитие умений и навыков самостоятельной учебной деятельности.
Рабочую программу для обучающихся с задержкой психического развития реализацию их особых образовательных потребностей, а именно через:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ.
Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому стараюсь специально организовывать и направлять внимание детей. Делаю это при помощи приёмов, развивающих внимание: стараюсь исключить действие посторонних раздражителей; неоднократно повторяю сведения; демонстрирую наглядные средства обучениия (таблицы, изображения, модели, муляжи), сопровождая их комментариями.
Слабое развитие произвольной памяти корректирую повторением вслух хором; использую схемы, опоры, которые позволяют обучающимся вспоминать изученный материал; предлагаю заучивать стихотворения (правила, толкование терминов и т.п.).
Недостаточно развитые составляющие функции мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование) развиваю при помощи упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления; использования игровых приёмов; заданий на умение выделять существенные признаки; приёмов, позволяющих обучающимся разобраться в смысле изучаемого материала или выполняемых заданий.
Организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ОВЗ.
При организации процесса обучения использую
«пошаговое» предъявление материала,
дозированную помощи на уроке,
ориентируюсь на индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ,
дифференцирую задания, которые направлены на освоение посильного для восприятия обучающихся материала соответственно их способностям и возможностям,
организацию коррекционной индивидуальной работы,.
подбираю задания с расчетом на конкретных учеников, учитывая особенности их индивидуального развития.
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.
Познавательную активность стимулирую при помощи метода проблемных вопросов, приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (верные и неверные утверждения, толстые и тонкие вопросы, лови ошибку и другие), через организацию доступной для обучающихся активной деятельности (самостоятельные, практические, лабораторные работы).
Методы обучения: беседа, объяснения, объяснительное чтение, рассказ, эксперимент, наблюдение, демонстрации, опыт. Использовать наводящие вопросы, образцы решений, наглядность, новый материал выдавать малыми порциями, постепенное усложнение заданий.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя), работа в парах, урок, экскурсия, лабораторные и практические работы, домашнее задание.
Описание результатов и адаптации системы оценивания.
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами.
4) при необходимости адаптации текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
5) при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
6)увеличение времени на выполнение заданий
Формы контроля используются те же, но шкала оценивания несколько другая: понижена или не учитываются задания повышенного уровня. Оценки выставляется согласно критериям в работе.
Рекомендации по использованию педагогической оценки, формирующей у детей с ОВЗ внутреннюю устойчивую мотивацию к учению
-Осуществлять оценку достижений учащихся в сопоставлении с их же предшествующими достижениями.
-Избегать сравнения достижений учащихся.
-Использовать развернутые описательные виды оценки (некоторая устная или письменная характеристика выполненного задания).
-Сочетать оценку учителя с самооценкой школьником своих достижений.
При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины успехов школьника (усилие, старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что человек способен изменить в себе сам).
Не указывать при обсуждении причин неудач школьника на внутренние стабильные факторы (характер, уровень способностей, — то, что ребенок сам изменить не может), внешние изменчивые факторы (удача и везение).
Выставлять итоговую отметку не по среднеарифметическому принципу, а на основе результатов усвоения знаний базового уровня образования, так называемых ОРО (обязательных результатов обучения).
Не допускать поверхностное оценивание ответов школьников в начале каждого урока, а также в ходе освоения нового материала.
Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые позволяют максимально дифференцировать изменения в учебных достижениях школьников (оценки за выполнение работ на индивидуальных и групповых занятиях, на занятиях у логопеда, дефектолога).
Варьировать характер педагогических оценок (отметка, словесная оценка, рейтинговая оценка и др.) с целью избегания привыкания к ним ребенка и снижения вследствие этого их мотивированной функции.
Основной целью работы с учащимися с ОВЗ является: повышение социальной адаптации детей через применение биологических знаний на практике.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения обучающимися в первый год обучения в основной школе программы по биологии являются:
ответственное отношения к учению; уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде; готовность к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми в условиях учебной деятельности;осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
знание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Метапредметными результатами освоения обучающимися в основной школе программы по биологии являются:
регулятивные УУД
-находить способы решения учебного задания, планировать результат;
-ставить цель для решения учебной задачи;
-определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей в соответствии с алгоритмом их выполнения;
-осуществлять выбор способов решения учебных и познавательных задач;
-выбирать из предложенных вариантов или самостоятельно искать способы решения задачи;
-определять совместно с педагогом и сверстниками планируемые результаты своей учебной деятельности;
-осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
-оценивать свою деятельность, называя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-работать по плану, вносить, с направляющей помощью педагога, коррективы в текущую деятельность при изменении ситуации;
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
-оценивать продукт своей деятельности по заданным педагогом критериям в соответствии с целью деятельности;
-анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе самопроверки и взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты выполненной работы;
-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
определять причины своего успеха или неуспеха;
познавательные УУД
-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-строить рассуждение от частных явлений к общим закономерностям;
-выполнять работу, опираясь на схему или алгоритм действия;
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
коммуникативные УУД
-участвовать в учебном взаимодействии в группе сверстников (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
-соблюдать нормы речи в соответствии с коммуникативной задачей;
-использовать информацию с учетом этических и правовых норм.
Предметными результатами освоения обучающимися в первый год обучения в основной школе программы по биологии являются:
Обучающийся научится:
- характеризовать с опорой на ключевые слова биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать с визуальной опорой объекты живой и неживой природы;
- характеризовать с опорой на ключевые слова значение биологических знаний для современного человека;
- приводить примеры вклада отечественных (в том числе В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) ученых в развитие биологии;
- иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
- ориентироваться в биологических понятиях и терминах и оперировать ими на базовом уровне (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте с визуальной опорой;
- различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные с использованием справочной информации;
- проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов с опорой на алгоритм;
- раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания с использованием источников информации;
- приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах с визуальной опорой;
- знать основные правила поведения человека в природе и объяснять с помощью педагога значение природоохранной деятельности человека;
- раскрывать на основе опорного плана роль биологии в практической деятельности человека;
- иметь представление о связи знаний биологии со знаниями математики, физической географии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
- выполнять практические работы с помощью педагога (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);
- применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов с опорой на алгоритм;
- владеть элементарными приемами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;
- соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;
- использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы сети Интернет;
- создавать с помощью педагога собственные письменные и устные сообщения, грамотно использовать понятийный аппарат биологии, по возможности, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории;
- осуществлять отбор источников биологической информации, в том числе в защищенном сегменте Интернета, в соответствии с заданным поисковым запросом с помощью педагога.
Содержание учебного предмета
Продолжительность жизни живых организмов. Типы размножения организмов. Царство грибов, растений, вирусов, бактерий.
Символы гамет при размножении. Значение солнечного света в жизни растений. Образование хлорофилла на свету. Солнце, жизнь и хлорофилл. Экспериментальные подтверждения образования растением органических веществ из неорганических (опыт Я.ван Гельмонта). К.А.Тимирязев о значении зеленых растений на Земле.Роль корней в жизни растений. Корень - орган минерального питания. Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения- хищники. Лабораторная работа № 5 «Рассматривание корней растений». Питание животных и человека готовыми органическими веществами.
Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей.
Наблюдение за питанием домашних животных. Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания. Общие признаки паразитов. Роль паразитов в регулировании численности других организмов. Способы питания растений и животных. Признаки паразитов, хищников, растительноядных животных. Признаки растений хищников и паразитов. Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания. Понятие о нитратах, их отрицательном влиянии на организм. Вода – необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов. Экспериментальные доказательства наличия воды в живых организмах. Вода – растворитель веществ, входящих в состав
Живого организма. Испарение воды листьями. Значение процесса испарения в жизни живых организмов. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле. Опыт в домашних условиях
«изучение испарения воды листьями» Пища – источник энергии, необходимой для жизни. Растения – преобразователи энергии Солнца, создатели органического вещества, богатого энергией. Растительная пища – источник энергии для растительноядных животных. Растительноядные как источник энергии для хищника. Процесс питания как процесс получения энергии.
Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни. Активное передвижение – свойство животных. Разнообразие способов передвижения животных. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи – источника энергии, необходимой для жизни. Сравнительная характеристика свободноживущего червя и червя-паразита.
Опыт в домашних условиях «Изучение направления роста корня». Наблюдение за движением домашних животных.
Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятие о росте организма за счет деления клеток. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах – источниках энергии.
Дыхание – общее свойство живого. Понятие о газообмене. Роль организмов дыхания в обеспечении процесса газообмена.
Экспериментальное доказательство отличия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Приспособленность животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма.
Вещества необходимые живым организмам для жизни. Значение воды и энергии для жизнедеятельности организмов. Сравнение процессов питания и дыхания для жизни организмов.
Тематическое планирование курса «Биология» 6 класс
№п\п | Темы | Количество часов |
1. | Классификация живых организмов. | 2 |
2. | Многообразие живых организмов. | 7 |
3. | Взаимосвязь организма со средой. | 13 |
4. | Природное сообщество. Экосистема. | 6 |
5. | Биосфера | 7 |
6. | Итого: | 35 |