СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии (Швейное дело) для 5 класса (ОВЗ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа (ОВЗ)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии (Швейное дело) для 5 класса (ОВЗ)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покурская общеобразовательная средняя школа»



СОГЛАСОВАНО

зам. директора



________/_А.В.Синицын

« 31 » августа 2021 г


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ Покурская ОСШ


___________Л.В.Калинина

« 31 » августа 2021 г. № 168







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

по технологии (швейное дело)

для 5 класса






Рабочую программу составила:

З.Л.Бахарева,

олигофренопедагог














2021/2022 учебный год




1.Пояснительная записка


Рабочая программа по технологии (швейное дело) в 5 классе разработана на основе следующих нормативных документов:


- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 № 10-ФЗ, от 24.03.2021 № 51-ФЗ, от 05.04.2021 № 85-ФЗ, от 20.04.2021 № 95-ФЗ, от 30.04.2021 № 114-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 310-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

- Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;

- АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Покурская ОСШ»;

- Учебный план МБОУ «Покурская ОСШ» для обучающихся с ОВЗ.

Учебная программа «Комплексная программа по технологии учащихся 5-9 классов». Авторы составители – Г.Б. Картушина. Г.Г.Мозговая М.: Просвещение, 2010г. составленной на основе «Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования»;

Рабочая программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области технология (швейное дело) и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся основной школы по технологии (швейное дело) на основе выше перечисленных программ, а так же с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.

По учебному плану МБОУ Покурской ОСШ на 2021-2022 учебный год на изучение технологии (швейное дело) в 5 классе отводится 6 часов в неделю. По календарному учебному графику продолжительность учебного года для учащихся 5-х, 6-х классов составляет 35 недель. На изучение технологии (швейное дело) отведено 210 часов в год.


2. Планируемые результаты обучения.


В процессе обучения технологии учащиеся овладеют:

—навыками по подготовке, организации трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

—навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

—навыками чтения и составления технической документации, измерения параметров в технологии и продукте труда; выбора способа моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера, художественного оформления;

—основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

—умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

—умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

—навыками организации рабочего места;

—умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования к подготовке и личным качествам человека, предъявляемые различными массовыми профессиями.


Обучающиеся познакомятся:


  • с назначение швейных инструментов и приспособлений, правилами пользования ими;

  • с видами волокон и тканей;

  • с алгоритмом и приемом выполнения ручных работ;

  • с алгоритмом и приемом выполнения ремонта одежды;

  • с устройством швейной машины;

  • с правилами пошива изделий.


Обучающиеся научатся:

  • использовать швейные инструменты и приспособления по назначению;

  • различать виды волокон и тканей;

  • выполнять ручные работы;

  • выполнять ремонт одежды;

  • выполнять швейные работы на швейной машине с электроприводом;

  • выполнять пошив изделий на швейной машине.


Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для  создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными  и эстетическими свойствами;  умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.



3. Содержание курса.

  1. Введение(2 часа).

Профессия швеи-мотористки. Задачи и план обучения на четверть. Правила работы в мастерской. Распределение рабочих мест.

  1. Прядильное и ткацкое производство (11часов).

Сведения о прядении и ткачестве. Сведения о волокнах. Прядильное производство. Ткацкое производство. Отделка и дефекты ткани. Полотняное, саржевое, сатиновое переплетение. Свойства тканей.

  1. Обработка обтачкой среза ткани (20 часов).

Обтачка: виды и применение в изготовлении белья и легкого платья, правила соединения.

Косой срез ткани: свойства, учет свойств при обработке изделия.

4. Обработка сборок (7 часов).

Сборка как отделка на женском и детском платье, белье рабочей одежде. Правила припуска ткани на сборку. Положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок. Прокладывание на образце двух параллельных строчек на швейной машине и ручным способом (мелкими сметочными стежками). Выполнение и равномерное распределение сборок.

5. Обработка двойной косой обтачкой закругленного среза в поясном изделии (21 час).

Производство хлопчатобумажной ткани. Полотняное переплетение. Свойства хлопчатобумажной ткани фартук: ткани, детали, названия контурных срезов, швы, виды отделки. Строчки для сборок. Контрольная линия.

6. Ремонт одежды (16 часов).

Эстетика одежды. Заплата: формы, способы пришивания. Ручной способ. Штопка.

7. Запошивочный шов (8 часов).

Виды соединительного шва, ширина в готовом виде, конструкция, применение. Запошивочный шов. Выполнение запошивочного шва.

8. Изделия с закругленным срезом (29 часов).

Понятие масштаб. Масштабная линейка, применение, приемы работы. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначение мерок. Размеры изделия. Оформление чертежа изделия. Мерки для построения чертежей плечевого бельевого женского изделия. Название деталей изделия и контурных срезов. Переплетение нитей в сатине и сарже. Сравнение этого переплетения с полотняным переплетением.

Нижняя сорочка, ткани для пошива, детали, швы. Названия контурных срезов. Определение середины деталей путем сложения. Разновидности обработки срезов косой обтачкой. Назначение надсечки.

9. Бытовая швейная машинас электроприводом (13часов).

Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасности работы на швейной машине с электроприводов. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Роль электропривода в изменении скорости шитья.

10. Обработка мягких складок (5 часов).

Значение мягких складок для белья, легкого платья. Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое. Различие в обработке мягких складок при индивидуальном и массовом изготовлении изделий.

11. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (10 часов).

Карман, назначение, фасоны. Отделочная строчка. Детали с карманом с отворотом. Размер припусков на подгиб и отворот.

12. Обработка подкройной обтачкой внешнего угла. Пошив наволочки. (9 часов).

Угол в швейном изделии (прямой, острый, тупой), применение. Подкройная обтачка. Значение надсечек. Обтачки из отделочной ткани.

13. Пошив фартука для работы (22 часа).

Растительные волокна (лен). Обработка стеблей льна и получение льняного волокна. Свойства льняного волокна (длина, прочность). Действие воды и тепла на льняное волокно.

Фартук, фасоны, назначение фасонов, ткани для пошива, название деталей и контурных срезов. Правила экономного расходования ткани при раскрое.

Виды ткани (гладкокрашеная, печатная (набивная), пестротканая, меланжевая). Отделка тканей. Соединение поясом нижней части фартука и нагрудника.

14. Пошив поясного спортивного белья (18 часов)

Трусы-плавки: назначение, фасоны, ткани для изготовления. Мерки для построения чертежа плавок. Название деталей и контурных срезов.

Сравнение льняных и хлопчатобумажных тканей по свойствам: способность к окраске, прочность, воздухопроницаемость, способность впитывать влагу. Действие воды, тепла, щелочей на ткани. Учет свойств тканей при использовании. Виды отделок нижних срезов трусов плавок.

15. Пошив летнего головного убора (13 часов).

Кепи и берета: назначение фасоны, название деталей и контурных срезов. Использование журналов мод для выбора фасона. Мерки для построения чертежа основной детали. Количество клиньев в зависимости от формы изделия. Расход ткани в зависимости от фасона изделия и рисунка ткани. Ткани для изготовления летних головных уборов. Материалы для отделки изделия. Настрочный и расстрочный швы: характеристика. Использование настрочного и расстрочного швов при пошиве летних головных уборов.

16. Практическое повторение (36 часов).

Пошив фартука по готовому крою. Ремонт одежды. Пошив летних головных уборов. Пошив наволочек, нижнего белья. Составление плана по пошиву и ремонту изделия. Закрепление навыков по ручным и машинным швам. Подведение итогов и защита изделия


  1. Тематическое планирование


№ урока

Название раздела, темы, урока

Количество

часов

Дата

План.

Факт.

1,2

Вводное занятие

2

01.09

01.09


3,4

Элементы материаловедения.

Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани.

2

03.09

03.09


5,6

Сведения о тканях.

2

04.09

04.09



Ручные работы.

31



7,8

Подготовка к выполнению ручных швейных работ. Раскрой из ткани деталей изделия

2

06.09

06.09


9,10

Обработка срезов ткани. Электрический утюг.

2

08.09

08.09


11,12

Сведения о ручных стежках и строчках. Прямые стежки.

2

10.09

10.09


13,14

Косые стежки. Выполнение косых стежков.

2

13.09

13.09


15,16

Крестообразные стежки. Выполнение крестообразных стежков.

2

15.09

15.09


17,18

Петельные стежки. Выполнение петлеобразных стежков.

2

17.09

17.09


19 20

Петельные стежки. Выполнение петельных стежков.

2

20.09

20.09


21,22

Отделочные ручные стежки. Стежки «вперёд иголку». Выполнение стежков «вперёд иголку» с перевивом.

2

22.09

22.09


23,24

Стебельчатые стежки. Выполнение стебельчатых стежков

2

24.09

24.09


25,26

Тамбурные стежки. Выполнение тамбурных стежков.

2

27.09

27.09


27,28

Способы перевода рисунка на ткань. Перевод рисунка на ткань

2

01.10

01.10


29-32

Творческая работа с применением изученных ручных стежков. Выполнение творческой работы.

4

04.10

04.10

06.10

06.10


33-34

Ручной стачной шов. Выполнение ручного стачного шва.

2

08.10

08.10


35-36

Ручной шов вподгибку с закрытым срезом. Выполнение шва.

2

11.10

11.10


37

Контрольный опрос.

1

13.10



Ремонт одежды.




38-39

Ремонт одежды и белья. Сведения о пуговицах.

2

13.10

15.10


40-41

Пришивание пуговиц со сквозным отвертстиями и ушком.

2

15.10

18.10


42-43

Выполнение ремонта по распоровшемуся шву.

Выполнение ремонта одежды в месте разрыва ткани.

2

18.10\

20.10


44-45

Изготовление вешалки.

2

20.10

22.10


46

Соединение вешалки с образцом ткани косыми стежками.

1

22.10


47-48

Втачивание вешалки в шов вподгибку с закрытым срезом на образце.

2

25.10

25.10


49-51

Декоративная заплата-аппликация.

3

27.10

27.10

29.10



Швейная машина.




52-53

Сведения о швейных машинах. Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине.

2

29.10

08.11



54-55

Устройство швейной машины.

2

08.10

10.11



56-57

Устройство привода швейной машины.

Винт-разъединитель.

2

10.11

12.11


58-59

Пуск и остановка швнейной машины с ручным приводом (без иглы). Пуск и остановка швейной машины с ножным приводом (без иглы).

2

12.11

15.11


60-61

Машинная игла. Устройство машинной иглы. Виды машинных игл. Подбор машинных игл и ниток. Шитье на швейной машине с ножным приводом (без ниток)

2

15.11

17.11


62-63

Моталка. Намотка нитки на шпульку.Заправка верхней нитки;

2

17.11

19.11


64-65

Заправка нижней нитки. Выполнение пробных строчек.

2

19.11

22.11


66-67

Регулятор строчки. Машинная закрепка.

2

22.11

24.11


68-69

Зигзагообразная строчка. Выполнение зигзагообразных строчек.

2

24.11

26.11


70

Тест: «Устройства швейной машины».

1

26.11


71

Тест: «Виды строчек и их практическое выполнение»

1

27.11



Машинные работы.




72-73

Стачной шов. Выполнение стачного шва взаутюжку и в разутюжку.

2

27.11

29.11


74-75

Двойной шов. Выполнение двойного шва на образце.

2

29.11

01.12


76-77

Накладной шов с закрытым срезом. Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом.

2

01.12

03.12


78-79

Накладной шов с двумя закрытыми срезами. Выполнение накладного шва.

2

06.12

06.12


80-81

Шов вподгибку с закрытым срезом Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом.

2

08.12

08.12


82-84

Шов вподгибку с открытым срезом Выполнение шва вподгибку с открытым срезом.

2

10.12

10.12


85-86

Обтачной шов. Выполнение обтачного шва на образце.

3

11.12

11.12

13.12



Пошив изделия: «Головной платок».




87-88

Построение чертежа и изготовление выкройки головного платка. Подготовка ткани к раскрою.

2

13.12

15.12


89-90

Головной платок. Раскрой.

2

15.12

17.12


91-92

Подготовка швейной машины к шитью. Обработка поперечных срезов.

2

17.12

20.12


93

Обработка долевых срезов.

2

20.12

22.12


94

Обработка углов платка.

1

22.12


95

Проверочная работа по пройденной теме.

1

24.12



Пошив изделия: «Мешочек для хранения изделий».




96-97

Мешочек для хранения работ. Применяемые ручные и машинные швы.

2

24.12

10.01


98-99

Выполнение отделки.

2

10.01

12.01


100-101

Обработка боковых срезов.

2

12.01

14.01


102-103

Обработка верхнего среза.

2

14.01

17.01


104-105

Продергивание шнура. Утюжка изделия.

2

17.01

19.01


106

Контрольный опрос по проделанной работе.

1

19.01



Пошив изделия: «Салфетка квадратной или прямоугольной формы»




107

Салфетка. План работы по изготовлению салфетки.

1

21.01


108-109

Подготовка ткани к раскрою.

2

21.01

24.01


110-112

Обработка срезов салфетки.

3

24.01

26.01

26.01


113-116

Выполнение отделки салфетки вышивкой и утюжка готового изделия.

4

28.01

28.01

31.01

31.01


117

Контрольный опрос по проделанной работе.

1

02.02



Изготовление изделия: «Наволочка с клапаном».




118-119

Ткани. Фасоны. Стандартные изделия. Применяемые швы. Расчет расхода ткани. Построение чертежа.

2

02.02

04.02


120-121

Подготовка выкройки наволочки к раскрою. Обработка поперечных срезов наволочки краевым швом вподгибку с закрытым срезом

2

04.02

07.02


122-123

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.

2

07.02

09.02


124-125

План работы по пошиву наволочки.

2

09.02

11.02


126-128

Выполнение разметки длины клапана. Обработка боковых срезов.

3

11.02

14.02

14.02


129

Тестирование по пройденной теме.

1

16.02


130-135

Самостоятельная работа: «Изготовление наволочки». Пошив наволочки по технологической карте.

6

16.02

18.02

18.02

21.02

21.02

25.02



Изготовление изделия: «Сумки хозяйствен

ной».




136-138

Сумка хозяйственная. Фасоны сумок. Ткани, детали, размеры сумки. Расчет расхода ткани.

3

25.02

28.02

28.02


139-140

Раскрой сумки.

2

02.03

02.03


141-142

Пошив сумки. Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами.

2

04.03

04.03


143-144

Обработка верхних срезов основной детали сумки с одновременным втачиванием ручек.

2

05.03

05.03


145-146

Обработка боковых срезов основной детали сумки, застрачивание углов основной детали.

2

09.03

09.03


147

Утюжка готового изделия.

1

11.03


148

Тестирование по пройденной теме.

1

11.03


149

Для умелых рук. Футляр. План работы.

1

14.03


150-151

Изготовление футляра для ручек и карандашей.

2

14.03

16.03


152

Мягкие игрушки по одной выкройке.

План работы по пошиву игрушки «Медвежонок»

1

16.03


153-156

Пошив игрушки «Медвежонок»

4

18.03

18.03

21.03

21.03


157-160

Прихватка для кухни «План работы по изготовлению Прихватки для кухни»

Составление «рисунка» лицевой поверхности прихватки.

4

23.03

23.03

25.03

25.03


161-162

Собрание рисунка, стачивание и приутюживание


2

04.04

04.04


163-164

Соединение соседних полос и разутюжка припусков.


2

06.04

06.04


165-168

Соединение деталей и окончательная обработка прихватки.

4

08.04

08.04

11.04

11.04


169-170

Сметывание деталей прихватки.

Выполнение окантовки изделия

2

13.04

13.04


171

Контрольный опрос по проделанной работе.

1

15.04


172-183

Самостоятельная творческая работа по изготовлению подарочного изделия с использованием лоскутной пластики.

12

15.04

18.04

18.04

20.04

20.04

22.04

22.04

25.04



Подведение итогов за год.




184-185

Самостоятельная творческая работа по изготовлению подарочного изделия отделки салфетки вышивкой

2

25.04

27.04



186-190

Самостоятельная творческая работа по изготовлению подарочного изделия с использованием лоскутной пластики.

5

27.04

29.04

29.04

04.05

04.05


191-194

Самостоятельная творческая работа по изготовлению подарочного изделия футляра для ручек и карандашей.

4

06.05

06.05

11.05

11.05


195-198

Самостоятельная творческая работа по изготовлению сумки

4

13.05

13.05

16.05

16.05


199-202

Самостоятельная творческая работа по изготовлению игрушки

4

18.05

18.05

20.05

20.05


203-208

Самостоятельная работа по изготовлению прихватки

6

23.05

23.05

25.05.

25.05

27.05

27.05


209-210

Работа по карточкам. Итоговый урок. Задание на лето.

2

30.05

30.05