Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.
– Основы безопасности жизнедеятельности:
учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений
/М.П. Фролов, М.В. Юрьева – АСТ Астрель Москва, 2013 под редакцией Ю.Л. Воробьева
Программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9 класса разработана в соответствии:
- с положениями Конституции Российской Федерации;
- федеральными законами РФ в области безопасности жизнедеятельности:
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
«Об охране окружающей природной среды»;
«О пожарной охране»;
«О гражданской обороне»;
Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
На основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности.
При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Раздел 2.
Общая характеристика учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании – это единая непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа:
- хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека;
- осознающей их исключительную важность;
- стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 9-х классов.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Цели обучения:
- воспитание у обучающихся ответственности:
а) за личную безопасность,
б) безопасность общества и государства;
в) ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
г) ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
- освоение знаний о безопасном поведении человека в ситуациях, вызванных чрезвычайными природными явлениями и стихийными бедствиями;
- формирование умений оценивать:
а) ситуации, опасные для жизни и здоровья;
б) безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
в) использования средств индивидуальной и коллективной защиты.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека.
Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Задачи:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Структурно программа курса состоит из двух основных разделов:
основы безопасности личности, общества и государства;
основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Раздел 3. Место предмета в учебном плане.
Для реализации программы на её изучение предусматривается 1 час в неделю – 34 часа в год в соответствии с календарным графиком ГБОУ «Республиканский Бурятский Национальный Лицей – Интернат №1» и расписанием уроков на 2021-2022 учебный год, но 2 часа приходится на праздничные дни, поэтому рабочая программа сокращена на 2 часа. Итого 32 часа в год.
формы обучения учащихся на уроке: обще классная, групповая, парная, индивидуальная;
Меж предметные связи: География, биология, алгебра, геометрия, физика, рисование, физкультура и т.д.
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования и контрольных работ.
Раздел 4. Содержание программы
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Она включает все темы государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса.
Раздел-1 Основы безопасности личности, общества и государства
Глава 1. Национальная безопасность России в мировом сообществе.
Россия в мировом сообществе и национальная безопасность
Национальные интересы России. Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения ее безопасности
Организация обороны Российской Федерации
Глава 2. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ЧС России - Федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи. Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
Современные средства поражения , их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.
Глава 3. Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации.
Терроризм и безопасность человека. Международный терроризм и безопасность России
Раздел-2 Основы формирования здорового образа жизни
Глава 4. Факторы, разрушающие здоровье.
Табакокурение и его вред. Алкоголь и его вред. Наркотики и их вред.
Глава 5. Факторы формирующие здоровье человека
Рациональное питание. Основы подбора продуктов питания
Советы, как выбрать безопасные продукты
Гигиена одежды
Занятия физической культурой. Туризм как вид активного отдыха.
Контрольно-измерительные материалы 9 класс ОБЖ
2021-2022 учебный год
Дата проведения | Вид работы | По теме |
1 | 2 | 3 |
I четверть |
22.10.2020 23.10.2020 | Контрольное тестирование | Национальная безопасность России в современном мире |
II четверть |
22.12.2020 23.12.2020 | Контрольное тестирование | Защитные сооружения ГО |
III четверть |
26.01.2021 27.01.2021 | Контрольная работа | Защита населения от чрезвычайных ситуаций |
16.03.2021 17.03.2021 | Тестовая работа | Факторы, разрушающие здоровье человека |
IV четверть |
20.04.2021 21.04.2021 | Контрольная работа | Факторы, формирующие здоровье человека |
18.05.2020 19.05.2020 | Контрольная работа | Правила ЗОЖ |
Планируемые результаты
Ожидаемый результат обучения по программе в общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы:
- основы культуры личной и коллективной безопасности;
- факторы формирующие здоровье человека;
- нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности
- безопасности окружающих людей
- создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания.
Ученик должен научиться:
- рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать:
- основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
- организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
- права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности; приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные - последствия и правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- основные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления; правила поведения при угрозе террористического акта;
- государственную политику противодействия наркотизму;
Уметь:
доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья; предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
- невосприимчивости к вредным привычкам;
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
-подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);
- проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематический план учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе
на 2021 - 2022 учебный год
34 ч (1 ч/н)
№ п/п | № урока в разделе, теме | Разделы и темы Практическая работа | Плановые сроки изучении учебного материала | Скорректированные сроки изучении учебного материала |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
РАЗДЕЛ 1. Основы безопасности личности, общества и государства. (16 часов) Глава 1 Национальная безопасность России в современном мире. (5 часов) |
1. | §1 | Россия в мировом сообществе и национальная безопасность. | 02.09-08.09 | |
2. | §2 | Национальные интересы России. | 09.09-15.09 | |
3. | §3 | Основные угрозы национальным интересам. России и пути обеспечения её безопасности | 16.09-22.09 | |
4. | §4 | Организация обороны Российской Федерации. | 23.09-29.09 | |
№ п/п | № урока в разделе, теме | Разделы и темы Практическая работа | Плановые сроки изучении учебного материала | Скорректированные сроки изучении учебного материала |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. | §5 | Правовые основы государства и воинской обязанности граждан | 30.09-06.10 | |
6. | Обобщающий урок. Тест. | Национальная безопасность России в современном мире. | 07.10-13.10 | |
Глава 2 Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (9 часов) |
7. | §6 | МЧС России — федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций (ЧС) | 14.10-20.10 | |
8. | §7 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи | 21.10-27.10 | |
9. | §8 | Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности | 28.10-10.11 | |
10. | §9 | Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны | 11.11-17.11 | |
11. | §10 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | 18.11-24.11 | |
12. | §11 | Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 25.11-01.12 | |
13. | §12 | Защитные сооружения гражданской обороны | 02.12-08.12 | |
14. | §13 | Чрезвычайные ситуации мирного времени | 09.12-15.12 | |
№ п/п | № урока в разделе, теме | Разделы и темы Практическая работа | Плановые сроки изучении учебного материала | Скорректированные сроки изучении учебного материала |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15. | §14 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций | 10.12-15.12 | |
16. | Обобщающий урок тест | Защита населения от чрезвычайных ситуаций | 16.12-22.12 | |
Глава 3 Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации (2 часа) |
17. | §15 | Терроризм и безопасность человека | 23.12-29.12 | |
18. | §16 | Международный терроризм и безопасность России | 30.12-12.01 | |
19. | Обобщающий урок тест | Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации | 13.01-19.01 | |
| Раздел II Основы формирования здорового образа жизни. (12 часов) |
| 20. | §17 | Понятие о здоровье | 20.01-26.01 | |
| 21. | Обобщающий урок. Тест. | Понятие о здоровье | 27.01-02.02 | |
| Глава 4 Факторы, разрушающие здоровье (3 часа) |
| 22. | §18 | Табакокурение и его вред | 03.02-09.02 | |
| 23. | §19 | Алкоголь и его вред | 10.02-16.02 | |
| 24. | §20 | Наркотики их вред | 17.02-24.02 | |
| 25. | Обобщающий урок. Тест. | Алкоголь, наркотики, Курение - вред здоровью | 02.03-03.03 | |
| Глава 5 Факторы, формирующие здоровье человека. (6 часов) |
| 26. | §21 | Рациональное питание | 09.03-10.03 | |
№ п/п | № урока в разделе, теме | Разделы и темы Практическая работа | Плановые сроки изучении учебного материала | Скорректированные сроки изучении учебного материала |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 27. | §22 | Основы подбора продуктов питания | 16.03-17.03 | |
| 28. | §23 | Советы как выбрать безопасные продукты | 23.03-24.03 | |
| 29. | §24 | Гигиена одежды | 30.03-31.03 | |
| 30. | §25 | Занятия физической культурой | 13.04-14.04 | |
| 31. | §26 | Туризм - как вид активного отдыха | 20.04-21.04 | |
| 32. | Обобщающий урок. Тест. | Здоровье человека как индивидуальная ценность. | 27.04-28.04 | |
| Подведение итогов за курс ОБЖ основной школы |
| 33. | §27 | Рекомендации специалистов МЧС России по действиям в чрезвычайных ситуациях. | 11.05-12.05 | |
| 34.1 | §28 | Правила оказания первой помощи | 18.05-19.05 | |
| 34.2 | Обобщающий урок. | Общее тестирование за курс | 25.05-26.05 | |
| Итого часов -34 | | П/Р | | |
| По программе 34 | | - | | |
| Выполнено 34 | | | | |
Возможные проекты:
составьте месячный оптимальный рацион питания школьника на основе традиционной местной кухни и норм здорового питания;
сделайте обзор съедобных, лекарственных и ядовитых растений и грибов нашего региона;
алгоритм оказания первой помощи в условиях различных ЧС (по вашему выбору);
Раздел 6.
Система оценки результатов обучения.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- соблюдения норм здорового образа жизни
Особенности оценивания планируемых результатов
Основным объектом системы оценки результатов выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися рабочей программы курса ОБЖ в 9 классе. Итоговая оценка результатов освоения рабочей программы курса «Основы безопасного поведения» учащихся 9-х классов определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Раздел 7.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности.
/ авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.:
Дрофа, 2012;
Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова.;
Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности;
Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2014.
Сайты, используемые при подготовке уроков, сообщений, докладов и рефератов.
Название сайта | Электронный адрес | |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Энциклопедия безопасности Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.opasno.net http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1) Компьютер;
2) Мультимедиа проектор;
3) Аптечка;
4) Комплект плакатов
5) Использование видеороликов и презентаций