СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 в строгом соотвествии со ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Раздел 1. Пояснительная записка


  Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии  с федеральным компонентом  Государственного стандарта среднего общего образования. 

– Основы безопасности жизнедеятельности: 

учебник для учащихся 9 класса  общеобразовательных учреждений

/М.П. Фролов, М.В. Юрьева – АСТ Астрель Москва, 2013 под редакцией  Ю.Л. Воробьева 

      Программа  по  основам  безопасности  жизнедеятельности (ОБЖ) для 9 класса разработана в соответствии:

- с  положениями Конституции Российской Федерации;

- федеральными законами РФ в  области  безопасности жизнедеятельности:

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

«Об охране окружающей природной среды»;

«О пожарной охране»;

«О гражданской обороне»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

 На  основе  Федерального  компонента  государственного  стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. 

При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции  государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и  подготовки их к военной службе.  

 В настоящей  рабочей программе реализованы требования федеральных законов:  

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; 

– «Об охране окружающей природной среды»; 

– «О пожарной безопасности»; 

– «О гражданской обороне»; 

– «О безопасности дорожного движения» и др.  

     




Раздел 2. 

Общая характеристика учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании – это единая непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа:

- хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека;

- осознающей их исключительную важность;

- стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 9-х классов.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

 

Цели обучения: 

- воспитание у обучающихся ответственности:

а) за личную безопасность,

б) безопасность общества и государства;

в) ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

г) ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства; 

- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;  

- освоение знаний о безопасном поведении человека в ситуациях, вызванных чрезвычайными природными явлениями и стихийными бедствиями; 

- формирование умений оценивать:

а) ситуации, опасные для жизни и здоровья;

б) безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

в) использования средств индивидуальной и коллективной защиты. 

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью  в  процессе  жизнедеятельности  каждого  человека. 

 Они  несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей  природной среде и обществу.

В настоящее время вопросы обеспечения   безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека,  общества и государства.  

 Под  безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Формирование современного уровня   безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня   безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной. 

 

 Задачи: 

· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества; 

· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им; 

· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а  также развитие  способностей оценивать опасные  ситуации, принимать решения и  действовать безопасно  с  учетом  своих возможностей. 

          


Структурно программа курса состоит из  двух основных разделов:

  1. основы безопасности личности, общества и государства;

  2. основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».  

 





Раздел 3.  Место предмета в учебном плане.

 

Для реализации программы на её изучение предусматривается 1 час в неделю – 34 часа в год в соответствии с календарным графиком ГБОУ «Республиканский Бурятский Национальный Лицей – Интернат №1» и расписанием уроков на 2021-2022 учебный год, но 2 часа приходится на праздничные дни, поэтому рабочая программа сокращена на 2 часа. Итого 32 часа в год. 

 формы  обучения учащихся на уроке: обще классная,  групповая, парная, индивидуальная; 

 Меж предметные связи: География, биология, алгебра, геометрия, физика, рисование, физкультура и т.д. 

  Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования и контрольных работ. 

 

Раздел 4. Содержание программы 


  Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Она включает все темы государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса. 

 

Раздел-1 Основы безопасности личности, общества и государства

 

Глава 1. Национальная безопасность России в мировом сообществе.

 

Россия в мировом сообществе и национальная безопасность 

 Национальные интересы России.  Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения ее безопасности 

 Организация обороны Российской Федерации 

 

Глава 2. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 

ЧС России - Федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций 

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи. Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности 

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. 

Современные средства поражения , их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. 




Глава 3. Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации.

 

Терроризм и безопасность человека. Международный терроризм и безопасность России 

    

Раздел-2 Основы формирования здорового образа жизни 


Глава 4. Факторы, разрушающие здоровье.  


Табакокурение и его вред. Алкоголь и его вред. Наркотики и их вред.



 Глава 5. Факторы формирующие здоровье человека 

Рациональное питание. Основы подбора продуктов питания 

Советы, как выбрать безопасные продукты 

Гигиена одежды 

Занятия физической культурой. Туризм  как вид активного отдыха. 

 

Контрольно-измерительные материалы 9 класс ОБЖ 

2021-2022 учебный год 


Дата проведения

Вид работы

По теме

1

2

3

I четверть

22.10.2020

23.10.2020

Контрольное тестирование

Национальная безопасность России

в современном мире

II четверть

22.12.2020

23.12.2020

Контрольное тестирование

Защитные сооружения ГО

III четверть

26.01.2021

27.01.2021

Контрольная работа

Защита населения от чрезвычайных ситуаций

16.03.2021

17.03.2021

Тестовая

работа

Факторы, разрушающие здоровье человека

IV четверть

20.04.2021

21.04.2021

Контрольная работа

Факторы, формирующие здоровье человека

18.05.2020

19.05.2020

Контрольная работа

Правила ЗОЖ

 

Планируемые результаты


Ожидаемый результат обучения по программе в общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера. 

По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы: 

основы культуры личной и коллективной безопасности; 

- факторы формирующие здоровье человека; 

-  нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности 

-  безопасности окружающих людей 

- создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания.  






Ученик должен научиться:  

- рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; 

-  формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; 

- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; 

- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; 

- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; 

- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; 

- формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции; 

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; 

- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; 




Требования к уровню подготовки учащихся. 

 

Знать: 


- основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; 

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях; 

- основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства; 

- организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации; 

- права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности; приемы и правила оказания первой медицинской помощи. 

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные - последствия и правила личной безопасности; 

- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; 

- основные мероприятия ГО по защите населения от последствий   чрезвычайных ситуаций 

- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления; правила поведения при угрозе террористического акта; 

- государственную политику противодействия наркотизму; 

 

Уметь:  


доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья; предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность; 

соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда); 

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания; 

соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей; 

перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации; 

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; 

оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях. 

    

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 


- выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; 

- невосприимчивости к вредным привычкам; 

       - обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 

       - безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни; 

-подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм); 

       - проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника; 

       - оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях. 

 

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование


Календарно-тематический план учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе

на 2021 - 2022 учебный год

34 ч (1 ч/н)

п/п

№ урока

в разделе, теме

Разделы и темы

Практическая работа

Плановые сроки изучении учебного материала

Скорректированные сроки изучении учебного материала

1

2

3

4

5

РАЗДЕЛ 1.

Основы безопасности личности, общества и государства. (16 часов)

Глава 1

Национальная безопасность России в современном мире. (5 часов)

1.

§1

Россия в мировом сообществе

и национальная безопасность.

02.09-08.09


2.

§2

Национальные интересы России.

09.09-15.09


3.

§3

Основные угрозы национальным интересам. 

России и пути обеспечения

её безопасности

16.09-22.09


4.

§4

Организация обороны

Российской Федерации.

23.09-29.09


п/п

№ урока

в разделе, теме

Разделы и темы

Практическая работа

Плановые сроки изучении учебного материала

Скорректированные сроки изучении учебного материала

1

2

3

4

5

5.

§5

Правовые основы государства и воинской обязанности граждан

30.09-06.10


6.

Обобщающий урок. Тест.

Национальная безопасность России в современном мире.

07.10-13.10


Глава 2

Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (9 часов)

7.

§6

МЧС России — федеральный уполномоченный орган

в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций (ЧС)

14.10-20.10


8.

§7

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи

21.10-27.10


9.

§8

Законодательные, нормативные

и правовые основы

обеспечения безопасности

28.10-10.11


10.

§9

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

11.11-17.11


11.

§10

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

18.11-24.11


12.

§11

Основные мероприятия гражданской обороны

по защите населения от чрезвычайных ситуаций

мирного и военного времени

25.11-01.12


13.

§12

Защитные сооружения 

гражданской обороны

02.12-08.12


14.

§13

Чрезвычайные ситуации

мирного времени

09.12-15.12


п/п

№ урока

в разделе, теме

Разделы и темы

Практическая работа

Плановые сроки изучении учебного материала

Скорректированные сроки изучении учебного материала

1

2

3

4

5

15.

§14

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

10.12-15.12


16.

Обобщающий урок  тест

Защита населения от чрезвычайных ситуаций

16.12-22.12


Глава 3

Терроризм как угроза национальной безопасности

Российской Федерации (2 часа)

17.

§15

Терроризм и безопасность человека

23.12-29.12


18.

§16

Международный терроризм и безопасность России

30.12-12.01


19.

Обобщающий урок  тест

Терроризм как угроза национальной безопасности

Российской Федерации

13.01-19.01



Раздел II

Основы формирования здорового образа жизни. (12 часов)


20.

§17

Понятие о здоровье

20.01-26.01



21.

Обобщающий урок. Тест.

Понятие о здоровье

27.01-02.02



Глава 4

Факторы, разрушающие здоровье (3 часа)


22.

§18

Табакокурение и его вред

03.02-09.02



23.

§19

Алкоголь и его вред

10.02-16.02



24.

§20

Наркотики их вред

17.02-24.02



25.

Обобщающий урок. Тест.

Алкоголь, наркотики,

Курение - вред здоровью

02.03-03.03



Глава 5

Факторы, формирующие здоровье человека. (6 часов)


26.

§21

Рациональное питание

09.03-10.03


п/п

№ урока

в разделе, теме

Разделы и темы

Практическая работа

Плановые сроки изучении учебного материала

Скорректированные сроки изучении учебного материала

1

2

3

4

5


27.

§22

Основы

подбора продуктов питания

16.03-17.03



28.

§23

Советы как выбрать

безопасные продукты

23.03-24.03



29.

§24

Гигиена одежды

30.03-31.03



30.

§25

Занятия

физической культурой

13.04-14.04



31.

§26

Туризм -  как вид

активного отдыха

20.04-21.04



32.

Обобщающий урок. Тест. 

Здоровье человека как индивидуальная ценность.

27.04-28.04



Подведение итогов за курс ОБЖ основной школы


33.

§27

Рекомендации специалистов

МЧС России по действиям

в чрезвычайных ситуациях.

11.05-12.05



34.1

§28

Правила оказания первой помощи

18.05-19.05



34.2

Обобщающий урок.

Общее тестирование за курс

25.05-26.05



Итого часов -34


П/Р




По программе

34


-




Выполнено

34






Возможные проекты:

  1. составьте месячный оптимальный рацион питания школьника на основе традиционной местной кухни и норм здорового питания;

  2. сделайте обзор съедобных, лекарственных и ядовитых растений и грибов нашего региона;

  3. алгоритм оказания первой помощи в условиях различных ЧС (по вашему выбору);





Раздел 6.

Система оценки результатов обучения. 

 

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая. 

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности. 

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки. 

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто 


Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; 

- активного отдыха в природных условиях; 

- оказания первой медицинской помощи пострадавшим; 

- соблюдения норм здорового образа жизни 

 

Особенности оценивания планируемых результатов

 

      Основным объектом системы оценки результатов выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися рабочей программы курса ОБЖ в 9 классе.  Итоговая оценка результатов освоения рабочей программы курса «Основы безопасного поведения» учащихся 9-х классов определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. 

 
















Раздел 7. 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса: 

  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности.

/ авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.:

Дрофа, 2012; 

  1. Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова.; 

  1.  Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности; 

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2014.

 Сайты, используемые при подготовке  уроков, сообщений, докладов и рефератов.

Название сайта

Электронный адрес


МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство

образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство

природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Энциклопедия безопасности

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.opasno.net

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

 

учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: 


1) Компьютер; 

2) Мультимедиа проектор; 

3) Аптечка; 

4) Комплект плакатов  

5) Использование видеороликов и презентаций                                                

 

 

          

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!