Муниципальное общеобразовательное учреждение
Зеньковская средняя общеобразовательная школа
Согласовано на Методическом Совете «___»____________2021г. Руководитель МС______(РолдугинаР.В.) | Утверждено Педсовет №_____ от «____»___________2021г. МОУ Зеньковская СОШ И.О. Директора______________(Дворцова Е.В.) |
Рабочая программа
по географии
для обучающихся 6 класса
Количество часов: 6 класс- 35 часов
Уровень: базовый
Составила :
Старикова Н.А.
с. Зеньковка 2021 г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями.
Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 г. № 189).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "о внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом министерства образования Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 г. «№ 189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 г. № 189).
Приказ Министерства образования и науки Амурской области от 15.09.2013 г. № 1439 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующих программы общего образования».
Устав МОУ Зеньковская СОШ.
Образовательная программа основного общего образования МОУ Зеньковская СОШ.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учителя МОУ Зеньковская СОШ.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования по географии.
Учебный план МОУ Зеньковская СОШ.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии «Полярная звезда».
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе:
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
Рабочей программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. Просвещение. 2019 год.
В рабочей программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания.
Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
предпрофильной ориентации.
Цели изучения географии:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
формирование опыта жизнедеятельности через усвоение человечеством научных общекультурных достижений (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально-экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Общая характеристика предмета географии
География в основной школе формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как
о планете людей, об основных закономерностях развития природы,
о размещении населения и хозяйства,
об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве,
о проблемах взаимодействия природы и общества,
об адаптации человека к географическим условиям проживания,
о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Учебное содержание курса географии сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России.
Содержание курса географии 5-6 классов нацелено на формирование у учащихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей; о составе, строении и свойствах оболочек Земли; о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; о топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете; о государствах и их столицах.
Содержание курса для 7 класса способствует углублению знаний учащихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Содержание курса для 8-9 класса посвящены изучению России, поэтому их содержание - центральное в системе географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности и показ взаимосвязи трех основных компонентов – природы, населения, хозяйства. В 8 классе дается общий обзор, а в 9 классе изучаются географические районы.
Место географии в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения 280, из них по 35 часов (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 часа в неделю) в 7 и 8 классах и 68 ч (2 часа в неделю) в 9 классе.
В соответствии с учебным планом школы курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.
Ценностные ориентиры
Ценностные ориентации отражают индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общностью их исторических судеб;
осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения, хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности; патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
уважение к природе истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Результаты освоения предмета географии
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового общего наследия; установление традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу учащихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участия в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного, ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения географии являются:
умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение; продуктивно разрешать конфликты на основе интересов и позиций всех их участников;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;
формирование умения организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планета людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
формирование интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.
Основное содержание программы
«География», 6 класс.
Учебно-тематический план
6 класс (1 час в неделю, 35 часов)
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Гидросфера – водная оболочка Земли | 12 |
3 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 12 |
4 | Биосфера – живая оболочка Земли | 4 |
5 | Географическая оболочка | 6 |
Итого | 35 |
Введение (1 час)
Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.
Гидросфера — водная оболочка Земли (12 часов)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Практические занятия:
1. Описание реки и озера по плану.
2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира.
3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли.
4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли (12 часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Практические занятия:
1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.
2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра.
3. Построение и анализ розы ветров.
4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
5. Анализ погоды на ближайшие два-три дня.
Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Практические занятия:
1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.
2. Описание одного растения или животного своей местности.
Географическая оболочка (6 часа)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.
Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.
Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Практические занятия:
1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».
2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева с 5 по 9 классы:
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. География. 5-6,7,8,9 классы. Учебник, - М.: Просвещение, 2019
Николина В.В.География. 5-6,7,8,9 классы. Поурочные разработки, - М.: Просвещение, 2019
Николина В.В. География. Мой – тренажер.5-6, 7,8,9 классы. Рабочая тетрадь, - М.: Просвещение, 2019
Николина В.В., Липкина Е.К. География. 5-9, 7,8,9 классы. Проекты и творческие работы, - М.: Просвещение, 2019
Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать количественные и качественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений;
представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простые географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, проводить простейшую их классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязи между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЯ 6 класс (35 ч/ 1 час в неделю) |
№ п/п | Темы уроков | Основное содержание урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Примеча ния | Дата по плану | Дата факт |
Введение (1 ч) |
1/1 | Введение | Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения. Ресурсы урока:учебник, атлас, тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум, с. 20-21 («Наблюдения за погодой. Ведение дневника погоды»), электронное приложение. | Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов. Начать заполнение дневника наблюдений за погодой. | | | |
Гидросфера – водная оболочка Земли (12 ч) |
2/1 | Cостав и строение гидросферы | Сформировать представление о гидросфере, выяснить ее состав. Изучить свойства воды. Описать мировой круговорот воды в природе. Раскрыть значение воды в природе, для всего живого на Земле Ресурсы урока: учебник п. 26 в. 3-7, тренажер с. 48 з. 1-3 | Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». | | | |
3/2 | Мировой океан | Раскрыть понятие «Мировой океан», его составные части: моря, заливы, проливы. Доказать единство вод Мирового океана. Познакомить с жизнью в океане. Ресурсы урока: учебник п. 27 в. 1-3, зад. 4-5; тренажер с. 50 з. 8,9,10 с. 60 к.к., атлас с. 186 | Определять по карте географическое положение, океанов, морей, заливов, проливов. Определять черты сходства и различия океанов Земли островов, полуостровов. Наносить на контурную карту океаны моря заливы, проливы. Выявлять части рельефа дна океана. | | | |
4/3 | Мировой океан- острова, полуострова | Сформировать представление об островах и их типах и полуостровах. Познакомить с особенностями дна Мирового океана. Показать значение океана. Ресурсы урока: учебник п. 28, в. 1.2.4, зад. 3,5,6; тренажер с.51 з.11,12; с.60-61 | Показывать по карте части Мирового океана. Выделять части дна Океана. Определять по карте географическое положение островов, полуостровов, архипелагов. Раскрывать идею единства и целостности Мирового океана. Наносить на контурную карту острова, полуострова. Составлять описание океана и моря по плану. | | | |
5/4 | Практическая работа №1 «Прокладывание по карте маршрута, измерение расстояний по карте, определение географических координат» | Выполнить проектное задание «Круизный маршрут по карте» Освоить решение проектных задач по плану. Научиться работать в группе. Оценивать и обсуждать результаты проекта. Ресурсы урока: учебник п. 29 с. табл. 104; тренажер с.78-79 | Работать на контурной карте. Наносить географические объекты на контурную карту. Прокладывать по карте маршрут. Измерение расстояний по карте. Определять географические координаты. Обсуждатьи оценивать работу в группе и классе. Оценивать свои результаты. | | | |
6/5 | Воды океана | Сформировать знания о свойствах вод: изменение солености, температуры вод с широтой и глубиной. Раскрыть, чем обусловлено движение вод в Океане: волны, океанические течения, приливы, отливы. Раскрыть идею о постоянном движении воды в Океане, о мерах предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, о правилах обеспечения личной безопасности. Ресурсы урока: учебник п. 30, в. 2-10, зад. 11-12, 13-14 на выбор | Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения солености, температуры вод Океана. Определять по карте крупнейшие холодные и теплые течения МО. Показывать и описывать океанические течения. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Устанавливать причинно-следственные связи между процессами в литосфере и образованием цунами. Раскрывать опасные явления в Океане. | | | |
7/6 | Реки – артерии Земли | Сформировать понятие о реках, их части, речной системе, речном бассейне, водоразделе. Показать роль рек в жизни человека. Осуществлять смысловое чтение при описании реки. Ресурсы урока: учебник п. 31, в. 1-6, зад. 7, к.к. с. 78-79 | Характеризовать особенности речной системы. Знать наиболее крупные реки мира и России. Правильно показывать реки по карте. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления, жанрами и основной идеей текста. Выявлять по рисунку части реки. Характеризовать реки своей местности. | | | |
8/7 | Реки - артерии Земли | Сформировать понятие о режиме реки, питании рек, типах рек. Составлять описание реки по плану на основе анализа карт. Составлять характеристику равнинной и горной рек. Ресурсы урока: учебник п.32, в. 1-7, зад. 8 | Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять части долины реки. Описывать реку по плану. | | | |
9/8 | Озера и болота | Сформировать понятие «озеро», «многолетняя мерзлота». Классифицировать озера по различным признакам. Выяснить, как образуются болота. Показать роль озер и болот для жизни на Земле. Давать описание озера по плану. Ресурсы урока: учебник п. 33, в. 1-6, зад. 7-9, тренаж с. 78-79 | Определять по географической карте положение крупнейших озер мира и России. Составлять описание озер по плану. Анализировать карты и объяснять причины образования болот. Показывать по карте районы распространения многолетней мерзлоты. Наносить озера на контурную карту. | | | |
10/9 | Подземные воды и ледники | Сформировать понятие «подземные воды». Выявить причины образования подземных вод. Выявить причины образования покровных и горных ледников. Провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле. Ресурсы урока: учебник п. 34, в. 1-5, зад. 6 | Понять образование подземных вод. Составить план по тексту «Что мы знаем о ледниках». Описывать по карте районы распространения ледников. Оценивать значение подземных вод и ледников как источников питьевой воды. | | | |
11/10 | Экскурсия | Ознакомить с водным объектом своей местности. Ресурсы урока: уч. с.114 з. 8 | Описывать водный объект по плану. | | | |
12/11 | Гидросфера и человек | Обобщить знания о значении человека и всего живого на Земле Показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны. Ресурсы урока: учебник п. 35, в. 1, зад. 2, тренажер с. 56-57 | Установить связь гидросферы с другими оболочками Земли. Выявить значение Океана для хозяйственной деятельности человека. Составить схему «Связь гидросферы с другими оболочками на Земле на примере местной реки». Определить меры по охране гидросферы. | | | |
13/12 | Контрольная работа №1 «Гидросфера» | Выявить уровень усвоение базового материала по теме «Гидросфера». | Выполнять тестовые задания, задания с выбором ответа, на соответствие, с текстом. | | | |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли (12 ч) |
14/1 | Состав и строение атмосферы | Показать значение атмосферы в жизни на планете. Сформировать понятие «атмосфера», показать ее состав, строение и границы. Сформировать понятие о тропосфере как о части атмосферы, наиболее важной для людей. Реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью. Научить замечать и объяснять окружающие природные явления. Ресурсы урока: учебник п. 36, в. 1-5, зад. 6,7 | Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав воздуха». Выяснить строение атмосферы. Делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле. Понимать смысл выражения «Тропосфера – кухня погоды». | | | |
15/2 | Тепло в атмосфере | Сформировать представление о нагревании воздуха от земной поверхности. Сформировать представление об изменении температуры воздуха с высотой. Вычислять среднюю суточную температуру и амплитуду температур. Устанавливать годовой ход температур и амплитуд. Устанавливать причинно – следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом. Ресурсы урока: учебник п.37. в. 1-5, зад. 6-7 | Определять температуру с помощью термометра. Вычислять среднюю суточную температуру, амплитуду, среднемесячную температуру по календарю погоды. Устанавливать причинно – следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом. Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры воздуха в течение суток. | | | |
16/3 | Тепло в атмосфере | Выявить зависимость суточного хода температуры от угла падения солнечных лучей. Выявить закономерности изменения температуры воздуха от экватора к полюсам. Включиться в диалог по объяснению жизненных ситуаций. Ресурсы урока: учебник п. 38. в. 2-6, выполнить зад. 1.7 | Выявить зависимость суточного хода температуры от угла падения солнечных лучей. Выявить закономерности изменения температуры воздуха от экватора к полюсам. | | | |
17/4 | Атмосферное давление | Сформировать представление об атмосферном давлении и величине нормального атмосферного давления и единицах его измерения. Выяснить, от чего зависит атмосферное давление. Измерять атмосферное давление. Ресурсы урока: учебник п. 39 в. 1- 2, зад. 3-4 | Определять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. Использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни. | | | |
18/5 | Ветер | Сформировать понятие «ветер». Раскрыть причины образования ветра. Сформировать понятие о розе ветров, о силе ветра, о видах ветра. Ресурсы урока: учебник п. 40. в. 2- 6, зад. 1,.7,8 | Выявлять причинно- следственные связи при образовании ветра. Определять по картам направление и силу ветра. Раскрывать значение ветра для природных процессов и хозяйственной деятельности человека. Показывать примеры описания ветров в художественной и научно- популярной литературе. | | | |
19/6 | Практическая работа №2 «Построение розы ветров» | Сформировать умения строить розу ветров на основе данных дневника погоды. | Определять направление и силу ветра. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника погоды. | | | |
20/7 | Влага в атмосфере | Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха. Сформировать зависимости между температурой воздуха и его влажностью. Сформировать умение рассчитывать относительную влажность. Ресурсы урока: учебник п. 41. ответить на в. 1-4. | Определять влажность воздуха с помощью гигрометра. Делать выводы о значении влажности воздуха на Земле. Рассчитывать относительную влажность воздуха на основе имеющихся данных. Понимать значение влажности воздуха для жизни и хозяйственной деятельности людей. | | | |
21/8 | Влага в атмосфере | Сформировать понятие «облака» и раскрыть процесс их образования, виды облаков. Сформировать понятие «осадкомер», «атмосферные осадки», их виды, условия образования. Научить проводить наблюдение за облаками. Ресурсы урока: учебник п.42 в. 2- 4, зад.1,5,6,7 | Определять виды облаков. Наблюдать за облаками. Давать описание облакам. Оценивать значение облачности осадков для жизни и деятельности людей. Раскрывать влияние природных явлений на творчество людей. | | | |
22/9 | Погода и климат | Сформировать понятия «погода» и «климат», «климатообразующие факторы». Сформировать понятие о типах воздушных масс и условиях их формирования. Выявить закономерность климата и географической широты, воздушных масс, высоты над уровнем моря, положения по отношению к горным сооружениям. Выявить влияние погодных условий на здоровье людей. Формировать умение давать описания погоды и климата. Ресурсы урока: учебник 43, в. 2-8, зад.1,9,10(по вариант.) | Анализировать карту «Изменение климатических показателей с запада на восток». Использовать собственные наблюдения о погоде и климате. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами. Устанавливать причинно - следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которыми они формируются. Раскрыть значение прогнозирования погоды и климата для природы и хозяйственной деятельности человека. | | | |
23/10 | Наблюдение за погодой. Карты погоды | Познакомить с метеорологическими приборами и инструментами и их предназначением. Отработать навыки измерения элементов погоды с помощью приборов. Сформировать умение читать карты погоды, решать практические задачи с использованием информации о погоде и составлять прогноз погоды. Ресурсы урока: учебник 44, зад.5, лист А4 с картой | Наблюдать за погодой и выявлять ее особенности. Выявлять способы нанесения на карты погоды характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата. Определять тип погоды, преобладающий в своей местности. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из нескольких источников. Сотрудничать в группе. | | | |
24/11 | Атмосфера и человек | Раскрыть значение атмосферы для человека. Выявить, как погодные условия влияют на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила обеспечения личной безопасности во время стихийных явлений в атмосфере. Ресурсы урока: учебник п. 45. в. 3-6, зад.1.2.7 | Выявлять и оценивать значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных условий на быт и здоровье людей. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из нескольких источников. Включаться в обмен мнениями по вопросу охраны природы. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения соблюдения правил поведения во время опасных атмосферных явлений. | | | |
25/12 | Контрольная работа № 2 «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» | Выявить уровень усвоение базового материала по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли». | Выполнять тестовые задания, задания с выбором ответа, на соответствие, с текстом. | | | |
Биосфера - живая оболочка Земли (4ч) |
26/1 | Биосфера – земная оболочка. | Сформировать понятие «биосфера». Выяснить состав, связь с другими сферами Земли, значение Показать разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Выявить взаимосвязи в круговороте веществ в биосфере. Показать необходимость охраны биосферы. Ресурсы урока: учебник п. 46. в. 1-5, зад. 6 | Сопоставлять границы биосферы с границей других оболочек Земли. Раскрывать роль живых организмов в биосфере. Выявлять роль живых организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Доказывать, что биосфера - уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами, что человек – часть биосферы. | | | |
27/2 | Биосфера – сфера жизни. | Сформировать понятие «биосфера». Выяснить состав, связь с другими сферами Земли, значение Показать разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Выявить взаимосвязи в круговороте веществ в биосфере. Показать необходимость охраны биосферы. Ресурсы урока: учебник п. 47. | Сопоставлять границы биосферы с границей других оболочек Земли. Раскрывать роль живых организмов в биосфере. Выявлять роль живых организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Доказывать, что биосфера - уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами, что человек – часть биосферы. | | | |
28/3 | Почвы | Сформировать понятие «почва», «типы почв». Раскрыть значение плодородия почв. Раскрыть вклад В.В. Докучаева в науку. Ресурсы урока: учебник п. 48. в. 1-4, выполнить зад. 5 | Анализировать образцы почв. Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия почв, используемых человеком. Определить вклад В.В. Докучаева в науку. Описывать растительный, животный мир и почвы своей местности. Делать выводы о необходимости охраны почв. | | | |
28/3 | Биосфера и человек | Сформировать представление об особенностях распространения живых организмов на суше и в Мировом океане и о человеке как части биосферы. Определять значение биосферы. Показать значение биосферы для человека и ее изменение человеком Ресурсы урока: учебник п. 49. в. 1-6, зад. 7 | Раскрывать взаимосвязи в биосфере. Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от климата. Высказывать мнение о значении биосферы и воздействии человека на биосферу в своей местности. Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды. Понимать, что биосфера - самая уязвимая оболочка Земли. Осознавать, что человек - часть природы. | | | |
29/4 | Контрольная работа №3 « Биосфера – живая оболочка Земли» | Выявить уровень усвоение базового материала по теме «Биосфера – живая оболочка Земли». | Выполнять тестовые задания, задания с выбором ответа, на соответствие, с текстом. | | | |
Географическая оболочка (6 ч) |
30/1 | Географическая оболочка | Сформировать представление о географической оболочке и природном комплексе. Выяснить строение и свойства географической оболочки и взаимосвязь между ее составными частями. Объяснить смену природных зон (природных комплексов) от экватора к полюсам. Показать значение географической оболочки для жизни человека. Ресурсы урока: учебник п. 50, в.1-6 , зад. 7 | Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Иметь представление о природном комплексе. Давать описание природного комплекса своей местности. Выявлять доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт. | | | |
31/2 | Природные зоны Земли | Сформировать представление о природной зональности. Выяснить. как размещаются природные зоны на Земле. Объяснить смену природных зон на Земле. Показать разнообразие природных комплексов суши и океанов. Ресурсы урока: учебник п. 51, в. 2-5, зад.1,6,7 | Анализировать карту «Природные зоны мира». Сравнивать между собой различные природные зоны. Характеризовать природные комплексы суши и океана. Объяснять причинно- следственные связи меду природными зонами и климатом. | | | |
32/3 | Культурные ландшафты | Сформировать понятие «культурный ландшафт» и их виды. Показать влияние человека на культурные ландшафты. Ресурсы урока: учебник п. 52, в. 2-5, | Наносить на контурную карту природные зоны Земли. Выявлять наиболее и наименее измененные человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Понимать и уметь высказывать свое мнение о способах улучшения культурных ландшафтов. | | | |
33/4 | Практическая работа №3 «Нанесение на контурную карту природных зон мира» | Показать, как размещаются природные комплексы на поверхности Земли. Объяснить смену природных зон. Выяснить изменения природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека. Формировать умение работать с картами природных зон и контурной Ресурсы урока: учебник п. 53, в. 1-3, зад. 4,5 | Анализировать карту «Природные зоны мира». Сравнивать между собой различные природные зоны. | | | |
34/5 | Итоговая контрольная работа | Выявить уровень усвоение базового материала по курсу географии 6 класса. | Выполнять тестовые задания, задания с выбором ответа, на соответствие, с текстом. | | | |
35/6 | Природное и культурное наследие. | Обобщить и систематизировать знания учащихся. Ресурсы урока: учебник п. 53, в. 1-3, зад. 4,5 | Объяснять географические термины. Уметь работать с различными источниками географических знаний. Устанавливатьпричинно - следственные связи. Сравнивать между собой различные географические объекты. Анализировать информацию, приводить примеры воздействия человека на природу. Давать оценку воздействия человека на биосферу Аргументировать необходимость защиты природы. | | | |