ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Пояснительная записка.
Цель: формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности.
Задачи:
- образовательные: ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна; расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи, умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка; формирование элементарных навыков целеполагания и планирования своей работы;
- коррекционные: развитие правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; содействие развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать, устанавливать сходство и различие; коррекция недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие познавательной деятельности; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
- воспитательные: воспитание художественного вкуса, аккуратности, настойчивости, самостоятельности в работе, интереса к изобразительной деятельности.
2. Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
3. Место предмета в учебном плане
Изобразительное искусство, как учебный предмет, в 7 классе предусматривает в неделю 1 час, всего за год 34 часа.
Уровень обучения – базовый.
4. Личностные и предметные результаты освоения изобразительного искусства
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России;
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающимся мире;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
- умение передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
- умение определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю. (осевую) линию как вспомогательную;
- умение составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- умение передавать в рисунках на темы, кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- умение ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- умение пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- умение самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;
- умение употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и граф
- умение рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц;
- умение пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
- умение подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
- умение передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
- умение изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая их объем и окраску;
- умение проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;
- умение использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;
- знание видов работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
- знание отличительных признаков видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);
- знание основных средств выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
- знание особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор).
Содержание учебного материала
Рисование с натуры
Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников).
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка).
Рисование с натуры предмета цилиндрической формы.
Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин).
Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой).
Рисование с натуры птиц (натура – чучело скворца, грача, вороны, галки – по выбору).
Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус).
Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла-неваляшка).
Декоративное рисование
Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путём упрощения их рисунка (стилизация).
Декоративное рисование – составление симметричного узора.
Декоративное рисование – составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся).
Рисование новогодней открытки (элементы оформления – флажки, снежинки, сосульки, звёзды, серпантин, конфетти, ёлочные игрушки и т.п.).
Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка – по выбору.
Рисование на темы
Рисование на тему «Что мы видели на стройке» (содержание рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъёмный кран, стрела которого несёт панель, автомашина везёт плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму и т.п.).
Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова).
Тематический рисунок «Птицы – наши друзья».
Беседы об изобразительном искусстве
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (народные игрушки – глина, дерево).
Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В. Фирсова «Юный живописец», В. Серова «Девочка с персиками», П. Кончаловского «Сирень».
Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства (Э. Фальконе. «Медный всадник»; Ф. Фивейский. «Сильнее смерти»; Е. Вучетич. «Статуя воина-освободителя» в Трептов-парке в Берлине).
Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле»; В.Васнецов. «Богатыри»; В.Суриков. «Переход Суворова через Альпы»).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (В. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!»; Д.Шмаринов. «Не забудем, не простим»; Ф.Богородский. «Слава павшим героям»; Кукрыниксы. «Конец»).
Тематическое планирование
Общее количество часов, отведённое на изучение предмета - 34
№ п/п | Содержание | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов |
1 | Рисование с натуры объёмного предмета прямоугольной формы, повёрнутого углом к рисующему (например, высокая коробка, обёрнутая цветной бумагой и перевязанная лентой). | | 1 |
2 | Рисование с натуры объёмного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении (радиоприёмник; телевизор; стопа из 5-6 толстых книг, обвязанных тесьмой). | | 1 |
3 | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Расширение представлений о работе художника-живописца, о материалах и инструментах живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись (И.Грабарь. «Берёзовая аллея»; И.Машков. «Снедь московская. Мясо, дичь».. | | 1 |
4 | Крупнейшие музеи страны Онлайн экскурсия по Третьяковской галерее. Экскурсия по выставке «Русская сказка» | | 1 |
5 | Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал). | | 1 |
6 | Рисование по представлению объёмного предмета цилиндрической формы с вырезом 1\4 части («Сыр»; «Торт»). | | 1 |
7 | Рисование с натуры предмета, имеющего форму усечённого конуса (чашка; цветочный горшок; ваза). | | 1 |
8 | Рисование с натуры предмета комбинированной формы (торшер; подсвечник со свечой). | | 1 |
1 | Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и тёплая цветочная гамма. Композиция. (И. Шишкин. «Полдень»; А. Куинджи. «Берёзовая роща»; И.Левитан. «Сумерки. Стога»; М. Врубель. «В ночном»; В. Поленов «Московский дворик»). | | 1 |
2 | Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение её узором. | | 1 |
3 | Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса. | | 1 |
4 | Рисование с натуры объёмных предметов – посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза – по выбору учащихся). | | 1 |
5 | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объёмность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. | | 1 |
6 | Народная скульптура (игрушки), её образность и выразительность. | | 1 |
7 | Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа). | | 1 |
8 | Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета. | | 1 |
1 | Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса. | | 1 |
2 | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат. Карикатура. | | 1 |
3 | Выполнение эскизов элементов оформления книги – рисование заставок, буквиц, концовок. | | 1 |
4 | Рисование с натуры объёмных предметов округлой формы (фрукты). | | 1 |
5 | Рисование с натуры объёмных предметов округлой формы (овощи). | | 1 |
6 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня). | | 1 |
7 | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза; кринка). | | 1 |
8 | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты). | | 1 |
9 | Демонстрация учебного кинофильма. «Народное декоративно - прикладное искусство России» (2ч., цв., 1979). Беседа. Показ изделий народного творчества (Хохлома. Гжель. Жостово. Палех и др.). | | 1 |
1 | Рисование с натуры птиц (натура – чучело скворца, грача, вороны, галки – по выбору) | | 1 |
2 | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно и т.п.) | | 1 |
3 | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник; самовар). | | 1 |
4 | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки). | | 1 |
5 | Разработка эскиза плаката ко Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам). | | 1 |
6 | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне (П. Логинов и В. Панфилов. «Знамя Победы»; П. Кривоногов. «Братская крепость»; Ф. Усыпенко. «Ответ гвардейцев-миномётчиков» и др.) | | 1 |
7 | Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвящённой спортивным соревнованиям. | | 1 |
8 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения. | | 2 |
7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Учебник Л. А. Неменская «Искусство в жизни человека» 6 класс. Москва «Просвещение» 2015г.
2. Журналы "Эскиз"
3. Журналы "Юный художник"
4. Журналы "Искусство в школе"
5. Телевизор.
6. Компьютер.
7. Интерактивная доска.