СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  1. Пояснительная записка.

Цель: формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности.

Задачи:

- образовательные: ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна; расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи, умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка; формирование элементарных навыков целеполагания и планирования своей работы;

- коррекционные: развитие правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; содействие развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать, устанавливать сходство и различие; коррекция недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие познавательной деятельности; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
- воспитательные: воспитание художественного вкуса, аккуратности, настойчивости, самостоятельности в работе, интереса к изобразительной деятельности.

2. Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

3. Место предмета в учебном плане

Изобразительное искусство, как учебный предмет, в 7 классе предусматривает в неделю 1 час, всего за год 34 часа.

Уровень обучения – базовый.

4. Личностные и предметные результаты освоения изобразительного искусства

Личностные результаты:

- осознание себя как гражданина России;

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающимся мире;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

- умение передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

- умение определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю. (осевую) линию как вспомогательную;

- умение составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

- умение передавать в рисунках на темы, кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

- умение ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

- умение пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

- умение самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;

- умение употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и граф

- умение рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц;

- умение пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

- умение подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;

- умение передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;

- умение изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая их объем и окраску;

- умение проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;

- умение использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;

- знание видов работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);

- знание отличительных признаков видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);

- знание основных средств выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);

- знание особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор).

  1. Содержание учебного материала

Рисование с натуры

Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников).

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка).

Рисование с натуры предмета цилиндрической формы.

Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин).

Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой).

Рисование с натуры птиц (натура – чучело скворца, грача, вороны, галки – по выбору).

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус).

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла-неваляшка).

Декоративное рисование

Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путём упрощения их рисунка (стилизация).

Декоративное рисование – составление симметричного узора.

Декоративное рисование – составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся).

Рисование новогодней открытки (элементы оформления – флажки, снежинки, сосульки, звёзды, серпантин, конфетти, ёлочные игрушки и т.п.).

Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка – по выбору.

Рисование на темы

Рисование на тему «Что мы видели на стройке» (содержание рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъёмный кран, стрела которого несёт панель, автомашина везёт плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму и т.п.).

Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова).

Тематический рисунок «Птицы – наши друзья».

Беседы об изобразительном искусстве

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (народные игрушки – глина, дерево).

Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В. Фирсова «Юный живописец», В. Серова «Девочка с персиками», П. Кончаловского «Сирень».

Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства (Э. Фальконе. «Медный всадник»; Ф. Фивейский. «Сильнее смерти»; Е. Вучетич. «Статуя воина-освободителя» в Трептов-парке в Берлине).

Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле»; В.Васнецов. «Богатыри»; В.Суриков. «Переход Суворова через Альпы»).

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (В. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!»; Д.Шмаринов. «Не забудем, не простим»; Ф.Богородский. «Слава павшим героям»; Кукрыниксы. «Конец»).

  1. Тематическое планирование

Общее количество часов, отведённое на изучение предмета - 34

п/п



Содержание

Общее кол-во часов по разделу

Кол-во часов

1

Рисование с натуры объёмного предмета прямоугольной формы, повёрнутого углом к рисующему (например, высокая коробка, обёрнутая цветной бумагой и перевязанная лентой).


1

2

Рисование с натуры объёмного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении (радиоприёмник; телевизор; стопа из 5-6 толстых книг, обвязанных тесьмой).


1

3

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Расширение представлений о работе художника-живописца, о материалах и инструментах живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись (И.Грабарь. «Берёзовая аллея»; И.Машков. «Снедь московская. Мясо, дичь»..


1

4

Крупнейшие музеи страны Онлайн экскурсия по Третьяковской галерее. Экскурсия по выставке «Русская сказка»


1

5

Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал).


1

6

Рисование по представлению объёмного предмета цилиндрической формы с вырезом 1\4 части («Сыр»; «Торт»).


1

7

Рисование с натуры предмета, имеющего форму усечённого конуса (чашка; цветочный горшок; ваза).


1

8

Рисование с натуры предмета комбинированной формы (торшер; подсвечник со свечой).


1

1

Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и тёплая цветочная гамма. Композиция. (И. Шишкин. «Полдень»; А. Куинджи. «Берёзовая роща»; И.Левитан. «Сумерки. Стога»; М. Врубель. «В ночном»; В. Поленов «Московский дворик»).


1

2

Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение её узором.


1

3

Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса.


1

4

Рисование с натуры объёмных предметов – посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза – по выбору учащихся).


1

5

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объёмность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора.


1

6

Народная скульптура (игрушки), её образность и выразительность.


1

7

Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа).


1

8

Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета.


1

1

Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса.


1

2

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат. Карикатура.


1

3

Выполнение эскизов элементов оформления книги – рисование заставок, буквиц, концовок.


1

4

Рисование с натуры объёмных предметов округлой формы (фрукты).


1

5

Рисование с натуры объёмных предметов округлой формы (овощи).


1

6

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня).


1

7

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза; кринка).


1

8

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты).


1

9

Демонстрация учебного кинофильма. «Народное декоративно - прикладное искусство России» (2ч., цв., 1979). Беседа. Показ изделий народного творчества (Хохлома. Гжель. Жостово. Палех и др.).


1

1

Рисование с натуры птиц (натура – чучело скворца, грача, вороны, галки – по выбору)


1

2

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно и т.п.)


1

3

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник; самовар).


1

4

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки).


1

5

Разработка эскиза плаката ко Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам).


1

6

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне (П. Логинов и В. Панфилов. «Знамя Победы»; П. Кривоногов. «Братская крепость»; Ф. Усыпенко. «Ответ гвардейцев-миномётчиков» и др.)


1

7

Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвящённой спортивным соревнованиям.


1

8

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.


2



7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1. Учебник Л. А. Неменская «Искусство в жизни человека» 6 класс. Москва «Просвещение» 2015г.

2. Журналы "Эскиз"

3. Журналы "Юный художник"

4. Журналы "Искусство в школе"

5. Телевизор.

6. Компьютер.

7. Интерактивная доска.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!