СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Брасовского района Брасовская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Алексютина



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании МО учителей заместитель директора директор школы гуманитарного цикла школы по УВР «___» __________2022 г. «___»_______ 2022 г. «___»_________2022 г. Протокол № _______ ___________________ __________________ __________________ Шатова О.В. Кондрашова С.Л. Сафронова И.И.











Рабочая программа по литературе 7 «А» клаcc





Разработал учитель русского языка и литературы Шатова Ольга Владимировна







2022-2023 учебный год



Пояснительная записка

Программа регламентируется следующими документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2); - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»; - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3 и Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г.№ 81 «О внесении изменений №  3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ БСОШ имени В.А. АЛЕКСЮТИНА с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2022 – 2023 учебный год.


При разработке и реализации рабочей программы используются программы и учебники:

1. Рабочая программа основного общего образования по литературе в 5 - 9 классах под редакцией В.Я.Коровиной. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М.: Просвещение.2008 г.

2. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2016 г.

Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2022 - 2023 учебный год для реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ БСОШ имени В.А. АЛЕКСЮТИНА.

В учебном плане учреждения на изучение литературы в 7 классе выделяется 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недель). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2022 г) изучить содержание программы планируется за 101 час: 4 урока совпадает с праздничными датами: 23 февраля 2021 года, 8 марта 2021ггода и майскими праздниками 2021 г.

Корректировка Рабочей программы проведена за счёт объединения изучаемых тем, что отражено в тематическом планировании.

Тема « К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Краткий рассказ о поэте-фронтовике. Трудные солдатские будни. Скорбная память о павших на полях сражений……» от 23 февраля 2021 года будет объединена с темой «Д.С.Самойлов. «Сороковые». Краткий рассказ о поэте-фронтовике. Образы и картины военного времени. Антитеза молодости и войны. Звукописные образы. Актёрское чтение стихотворения» от 25 февраля 2021 года (6 Б), от 26 февраля 2021 года (6 А). Тема «В.Г.Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). Отражение в повести трудностей военного времени….» от 8 марта 2021 года будет объединена с темой «Уроки французского»: стойкость главного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные герою» от юному 9 марта 2021 года.

Тема «Древнегреческие мифы» от 3 мая 2021 года будет объединена с темой «Геродот. «Легенда об Арионе». Слово о писателе и историке. Жизненные испытанияАриона и его чудесное спасение. Воплощение мифологического сюжета в стихотворении А.С.Пушкина «Арион» от 4 мая 2021 года.

Тема «Гомер. «Иллиада» как героическая эпическая поэма». раткий рассказ о Гомере. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде»….» от 10 мая 2021 года будет объединена с темой «Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма. Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного……» от 11 мая 2021 года.

































Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач; - смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты: - понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы; - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; - определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; - формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; - умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения; - понимание авторской позиции и свое отношение к ней; - восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; - умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; - написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; - понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса; - понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: - воспроизводить содержание литературного произведения, - работать с книгой, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, выразительное и др.), - оценивать характеры героев, их поступки, - заучивать наизусть и выразительно читать, - выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в сжатом или развернутом виде, - писать сочинения на литературную тему, - участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, - выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей, - составлять план, использовать различные источники информации для решения коммуникативных задач.

Использовать: - приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, - овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, - уметь ориентироваться в окружающем мире, - уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, используя различные аргументы, - овладеть практическими навыками, необходимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.





































Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ

Изображение человека как важнейшая идейно-нравст­венная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд пи­сателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Вопло­щение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физиче­ская сила).

Новгородский цикл былин«Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былин­ного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для само­стоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (для внеклассного чтения)

Пословицы и поговорки. Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов ми­ра. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афори­стические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «По­весть о Петре и Февронии Муромских». Нравствен­ные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Теория литературы. Поучение (начальные пред­ставления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы. Летопись (развитие пред­ставлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день вос­шествия на Всероссийский престол ея Величест­ва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в буду­щем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важ­нейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представ­ления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о ве­щем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Об­раз летописца как образ древнерусского писателя. Мо­нолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного по­вествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие пред­ставлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устно­го народного творчества. Оценка героев с позиций на­рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молит­ва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя­ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарище­ства, осуждение предательства. Героизм и самоотвер­женность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат­риотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в по­вести. Теория литературы. Историческая и фольклор­ная основа произведения. Роды литературы: эпос (раз­витие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское от­ношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Исто­рическая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэ­та за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.) Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Парази­тизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для внеклассного чтения. Теория литературы. Гротеск (начальные пред­ставления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое худо­жественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой расска­за: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние тру­сости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической харак­теристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность ко­мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.) Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благо­вест». Поэтическое изображение родной природы и вы­ражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображе­ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро­ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворе­ния. Теория литературы. Лирический герой (на­чальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные пред­ставления)

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непо­хожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юш­ка — незаметный герой с большим сердцем. Осозна­ние необходимости сострадания и уважения к челове­ку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нрав­ственное содержание человеческой жизни. Идеи доб­роты, взаимопонимания, жизни для других. Своеоб­разие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения)

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечест­венной войны. Героизм, патриотизм, самоотвержен­ность, трудности и радости грозных лет войны в стихо­творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихо­нова и др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).



Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рас­сказе. Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писа­теле. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной ро­ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро­де. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писа­теле. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопо­мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собствен­ном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и при­рода. Выражение душевных настроений, состояний чело­века через описание картин природы. Общее и индивиду­альное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (разви­тие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

Михаил Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о спра­ведливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Ро­дины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единст­ве на фоне круговорота времен года. Поэтическая кар­тина, нарисованная одним-двумя штрихами. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен­ное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже­ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра



















Учебно – тематический план



№ п/п

Раздел

Кол-во часов

из них уроков развития речи

Контрольных работ

Вн. чтения

1

Введение

1

-

-

-

2

Устное народное творчество

5

-

-

1

3

Из Древнерусской литературы

4

1

1

-

4

Из русской литературы XVIII века

2

-

-

-

5

Из русской литературы XIX века

26

1

2

2

6

Произведения русских писателей ХХ века

23

3

1

1

7

Зарубежная литература

5

-

-

-

8

Итоговая контрольная работа  по курсу литературы 7 класса.

1

-

1

-

9

Итоговый урок

1

-

1

-

10

Итого:

68

5

5

4













































Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

П

Ф

1

ВВОДНЫЙ УРОК. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1



2

Предания как поэтическая автобиография народа.

1



3

Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда героя – труженика. Микула Селянинович – эпический герой.

1



4

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин.

1



5

Вн. чт. «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

1



6

Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости.

1



7

«Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». Отрывок «О пользе книг»

1



8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы.

1



9

РР. Подготовка к домашнему сочинению

1



10

Контрольная работа №1 по темам: « УНТ и ДРЛ»

1



11

Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова.

1



12

Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина.

1



13

А.С.ПУШКИН и русская история. Поэма «Полтава». «Полтавский бой». Изображение Петра в поэме.

1



14

«Медный всадник». Тема Петра I в поэме.

1



15

«Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе.

1



16

Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов»

1



17

РР. «Станционный смотритель» Подготовка к домашнему сочинению по произведениям А.С. Пушкина.

1



18

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. «Песня про купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

1



19

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «Песня про …купца Калашникова» Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера.

1



20

Н. В. ГОГОЛЬ. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья.

1



21

Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас Бульба и его сыновья в Сечи.

1



22

Осада польского города Дубно. Трагедия Тараса Бульбы.

1



23

Контрольная работа №2 по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя

1



24

И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»

1



25

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

1



26

Н.А. НЕКРАСОВ – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины». Тема подвига русских женщин в поэме.

1



27

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. «Размышление у парадного подъезда»

1



28

А. К. ТОЛСТОЙ. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства».

1



29

М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка.

1



30

Вн. чт. Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик»

1



31

Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы»

1



32

Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста.

1



33

А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон»

1



34

Вн.чт. Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня»

1



35

«Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе. Жуковский, Бунин, А. Толстой.

1



36

И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры»

1



37

Рассказ «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку.

1



38

Контрольная работа №3 по теме «Литература XIX века»

1



39

М. ГОРЬКИЙ. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава)

1



40

«Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство»

1



41

РР. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство» Подготовка к домашнему сочинению – характеристике  литературного героя

1



42

«Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»)

1



43

Л. АНДРЕЕВ Личность писателя. Рассказ «Кусака»

1



44

В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние стихотворения как отражение души поэта. «Необычайное приключение…»

1



45

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворе­ния.

1



46

А.П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Рассказ «Юшка»

1



47

Вн.чт. А.П. ПЛАТОНОВ. «В прекрасном и яростном мире». Своеоб­разие языка прозы Платонова

1



48

Б.Л. ПАСТЕРНАК Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака.

1



49

А.ТВАРДОВСКИЙ – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения

1



50

ЧАС МУЖЕСТВА. Интервью с поэтом — участником ВОВ. Героизм, патриотизм в стихо­творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова и др. Ритмы и образы военной лирики.

1



51

Ф. АБРАМОВ и его рассказ «О чем плачут лошади»

1



52

Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа

1



53

Е. Носов «Живое пламя»

1



54

Ю.П. КАЗАКОВ и его рассказ «Тихое утро»

1



55

«Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева

1



56

Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда»

1



57

РР. Классное контрольное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века).

1



58

«Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собствен­ном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов).

1



59

Песни на слова русских поэтов XX века. А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

1



60

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...»

1



61

Контрольная работа №4 по теме «Русская литература 20 века»

1



62

Представления народа о справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бернса

1



63

Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона

1



64

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года

1



65

О.Генри. «Дары волхвов».

1



66

Р.Д. Бредбери. «Каникулы».

1



67

Итоговая контрольная работа № 5 по курсу литературы 7 класса.

1



68

Итоговый урок. Задания для летнего чтения

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!