Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»
РАССМОТРЕНО: Методическим объединением учителей Протокол №___ от «____»_________20___г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ___________/_____________ «____»_________20___г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ___________/______________ «____»_________20___г. |
Рабочая программа
по развитию психических и сенсорных процессов
Чечиевой Светланы ученицы 4 «В» класса
Педагог – психолог: Такчинакова Светлана Юрьевна.
Квалификационная категория: нет
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию психических и сенсорных процессов разработана на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации, выбранной с учетом индивидуальных особенностей учащейся с учетом индивидуального учебного плана МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2» на 2021-2022 учебный год.
Цель коррекционной работы: развитие правильного представления об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации в обществе.
Задачи коррекционной работы:
Формировать на основе активизации работы всех органов чувств, адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности;
Корректировать недостатки познавательной деятельности ребенка путем систематического и целенаправленного воспитания у нее полноценного восприятия формы, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
Формировать способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков);
Совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;
Обогащать словарный запас ребенка;
Исправлять недостатки моторики, совершенствовать зрительно – моторную координацию;
Формировать точность и целенаправленность движений и действий.
Сроки реализации
Согласно учебному плану на реализующею программу отводится 35 часов – 35 учебных недель 1 раз в неделю, продолжительность занятия составляет 40 минут.
Этнокультурный компонент
Современная школа в условиях полиязыкового, поликультурного образовательного пространства призвана обеспечивать:
- передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев создать условие для приобщения учащегося к материальным, духовным ценностям и традициям, принять на себя важнейшие функции формирования у него этнического самосознания и достоинства;
-осознание учащейся себя членом мирового сообщества на основе отношений, связей, интегрирующих национальную культуру с зарубежной;
Традиционная культура и быт хакасского народа, других народностей, предоставленных в республике Хакасия, могут и должны служить источником этнокультурного наполнения содержания образования, в том числе на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Благодаря принципу этнокультурного наполнения на занятиях решается важная педагогическая проблема соединения обучения с жизнью, что помогает осуществить практическую направленность обучения. Усвоение языковых понятий должно осуществляться на конкретном материале, хорошо знакомом ребенку. Это дает широкие возможности показать ребенку, что все те понятия и правила, с которыми они занимаются на занятиях, родились из потребностей жизни.
Использования этнокультурного компонентов на занятиях позволяет конкретизировать учебный материал, лучше представить его, а полученные знания применить на занятиях, помогут расширить кругозор школьника.
Этнокультурный компонент носит познавательный характер; ребенок изучает объекты окружающие действительности.
Особенности организации работы
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям ребенка , своеобразию ее поведенческих и эмоциональных реакций.
Структура коррекционно – развивающих занятий:
Ритуал приветствия.
Рефлексия предыдущего занятия.
Разминка.
Основное содержание занятия.
Рефлексия прошедшего занятия.
Ритуал прощания.
Содержание программы:
№ | Раздел | Содержание | Количество часов |
1 | Развитие крупной и мелкой моторики | Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3 звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики рук, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание) Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу. | 10 |
2 | Восприятие формы, величины, цвета; Конструирование предметов | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Конструктирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (2-3 детали) | 8 |
3 | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение отличительных и общих признаков. | 3 |
4 | Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) | Запах приятный и неприятный Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый – легкий) | 2 |
5 | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. | 2 |
6 | Восприятие простраства | Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела Определение расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.) Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.) Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). | 4 |
7 | Восприятие времени | Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». | 6 |
Планируемые результаты
Базовый уровень:
- развивать согласованность движений на разные группы мышц (броски в цель);
- развивать тактильно- двигательное восприятие ( мягкий, твердый);
- группировать предметы по 2м самостоятельным выделенным признаком;
- определять предметы по словесному описанию;
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
Достаточный уровень:
- конструировать сложные формы предметов с использованием объемных геометрических фигур;
- совершенствовать зрительно- двигательную координацию руки и глаза;
Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:
общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины; совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий; развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи целенаправленно выполнять действия по трѐх- и четырѐхзвенной инструкции педагога; дорисовывать незаконченные изображения; группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом; составлять цветовую гамму от тѐмного до светлого тона разных оттенков; конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур; определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов; зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом; классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств; различать запахи и вкусовые качества, называть их; сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке; действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов; определять время по часам.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата | примечание |
план | факт |
1 | Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3 звеньев. | | | |
2 | Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). | | | |
3 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | | | |
4 | Развитие моторики рук, формирование графических навыков. | | | |
5 | Обводка и рисование по трафарету. | | | |
6 | Штриховка в разных направлениях. | | | |
7 | Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание) | | | |
8 | Работа с ножницами. | | | |
9 | Аппликация. | | | |
10 | Графический диктант по показу. | | | |
11 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. | | | |
12 | Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. | | | |
13 | Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. | | | |
14 | Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). | | | |
15 | Различение основных частей хорошо знакомых предметов. | | | |
16 | Работа с геометрическим конструктором. | | | |
17 | Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. | | | |
18 | Конструктирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (2-3 детали) | | | |
19 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). | | | |
20 | Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение отличительных и общих признаков. | | | |
21 | Запах приятный и неприятный | | | |
22 | Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый – легкий) | | | |
23 | Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. | | | |
24 | Различение речевых и неречевых звуков. | | | |
25 | Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела | | | |
26 | Определение расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.) | | | |
27 | Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.) | | | |
28 | Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). | | | |
29 | Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». | | | |
30 | Последовательность событий (смена времени суток). | | | |
31 | Вчера, сегодня, завтра. Дни недели | | | |
32 | Порядок месяцев в году. | | | |
33 | Времена года | | | |
34 | Разбор по картинкам | | | |
35 | Работа с графической моделью «Времена года» | | | |