СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по развитию психических и сенсорных процессов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»



РАССМОТРЕНО:

Методическим объединением

учителей

Протокол №___ от


«____»_________20___г.



СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

___________/_____________


«____»_________20___г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы


___________/______________


«____»_________20___г.













Рабочая программа

по развитию психических и сенсорных процессов

Чечиевой Светланы ученицы 4 «В» класса









Педагог – психолог: Такчинакова Светлана Юрьевна.

Квалификационная категория: нет









2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию психических и сенсорных процессов разработана на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, допущенной Министерством образования Российской Федерации, выбранной с учетом индивидуальных особенностей учащейся с учетом индивидуального учебного плана МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2» на 2021-2022 учебный год.

Цель коррекционной работы: развитие правильного представления об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации в обществе.

Задачи коррекционной работы:

  • Формировать на основе активизации работы всех органов чувств, адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности;

  • Корректировать недостатки познавательной деятельности ребенка путем систематического и целенаправленного воспитания у нее полноценного восприятия формы, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • Формировать способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков);

  • Совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;

  • Обогащать словарный запас ребенка;

  • Исправлять недостатки моторики, совершенствовать зрительно – моторную координацию;

  • Формировать точность и целенаправленность движений и действий.

Сроки реализации

Согласно учебному плану на реализующею программу отводится 35 часов – 35 учебных недель 1 раз в неделю, продолжительность занятия составляет 40 минут.

Этнокультурный компонент

Современная школа в условиях полиязыкового, поликультурного образовательного пространства призвана обеспечивать:

- передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев создать условие для приобщения учащегося к материальным, духовным ценностям и традициям, принять на себя важнейшие функции формирования у него этнического самосознания и достоинства;

-осознание учащейся себя членом мирового сообщества на основе отношений, связей, интегрирующих национальную культуру с зарубежной;

Традиционная культура и быт хакасского народа, других народностей, предоставленных в республике Хакасия, могут и должны служить источником этнокультурного наполнения содержания образования, в том числе на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Благодаря принципу этнокультурного наполнения на занятиях решается важная педагогическая проблема соединения обучения с жизнью, что помогает осуществить практическую направленность обучения. Усвоение языковых понятий должно осуществляться на конкретном материале, хорошо знакомом ребенку. Это дает широкие возможности показать ребенку, что все те понятия и правила, с которыми они занимаются на занятиях, родились из потребностей жизни.

Использования этнокультурного компонентов на занятиях позволяет конкретизировать учебный материал, лучше представить его, а полученные знания применить на занятиях, помогут расширить кругозор школьника.

Этнокультурный компонент носит познавательный характер; ребенок изучает объекты окружающие действительности.

Особенности организации работы

При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям ребенка , своеобразию ее поведенческих и эмоциональных реакций.

Структура коррекционно – развивающих занятий:

Ритуал приветствия.

Рефлексия предыдущего занятия.

Разминка.

Основное содержание занятия.

Рефлексия прошедшего занятия.

Ритуал прощания.







Содержание программы:

Раздел

Содержание

Количество часов

1

Развитие крупной и мелкой моторики

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3 звеньев.

Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Развитие моторики рук, формирование графических навыков.

Обводка и рисование по трафарету.

Штриховка в разных направлениях.

Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание)

Работа с ножницами.

Аппликация.

Графический диктант по показу.

10

2

Восприятие формы, величины, цвета;

Конструирование предметов

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений.

Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур.

Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом.

Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).

Различение основных частей хорошо знакомых предметов.

Работа с геометрическим конструктором.

Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом.

Конструктирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (2-3 детали)


8

3

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).

Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение отличительных и общих признаков.

3

4

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Запах приятный и неприятный

Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый – легкий)

2

5

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков.

Различение речевых и неречевых звуков.


2

6

Восприятие простраства

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела

Определение расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.)

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.)

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования).


4

7

Восприятие времени

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки».

Последовательность событий (смена времени суток).

Вчера, сегодня, завтра. Дни недели

Порядок месяцев в году.

Времена года.

Работа с графической моделью «Времена года».


6


Планируемые результаты

Базовый уровень:

- развивать согласованность движений на разные группы мышц (броски в цель);

- развивать тактильно- двигательное восприятие ( мягкий, твердый);

- группировать предметы по 2м самостоятельным выделенным признаком;

- определять предметы по словесному описанию;

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

Достаточный уровень:

- конструировать сложные формы предметов с использованием объемных геометрических фигур;

- совершенствовать зрительно- двигательную координацию руки и глаза;




Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:

общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины; совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий; развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи целенаправленно выполнять действия по трѐх- и четырѐхзвенной инструкции педагога; дорисовывать незаконченные изображения; группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом; составлять цветовую гамму от тѐмного до светлого тона разных оттенков; конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур; определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов; зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом; классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств; различать запахи и вкусовые качества, называть их; сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке; действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов; определять время по часам.



Календарно-тематическое планирование


Тема

Дата

примечание

план

факт

1

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3 звеньев.


 

 

2

Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем).


 

 

3

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.


 

 

4

Развитие моторики рук, формирование графических навыков.


 

 

5

Обводка и рисование по трафарету.


 

 

6

Штриховка в разных направлениях.


 

 

7

Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание)


 

 

8

Работа с ножницами.


 

 

9

Аппликация.


 

 

10

Графический диктант по показу.


 

 

11

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений.


 

 

12

Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур.


 

 

13

Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом.


 

 

14

Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).


 

 

15

Различение основных частей хорошо знакомых предметов.


 

 

16

Работа с геометрическим конструктором.


 

 

17

Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом.


 

 

18

Конструктирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (2-3 детали)


 

 

19

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).



 

 

20

Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение отличительных и общих признаков.


 

 

21

Запах приятный и неприятный



 

 

22

Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый – легкий)


 

 

23

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков.


 

 

24

Различение речевых и неречевых звуков.


 

 

25

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела


 

 

26

Определение расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.)


 

 

27

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.)


 

 

28

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования).


 

 

29

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки».


 

 

30

Последовательность событий (смена времени суток).


 

 

31

Вчера, сегодня, завтра. Дни недели


 

 

32

Порядок месяцев в году.


 

 

33

Времена года


 

 

34

Разбор по картинкам




35

Работа с графической моделью «Времена года»


 

 










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!