Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»
| | УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ СОШ № 7 ___________ /М.А. Савченко/ приказ от 26.08.2022 г. № 158 |
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения Протокол от 23.08.2022 № 1 | СОГЛАСОВАНО Заместителем директора по УВР ___________ /Н.В. Кулагина 25.08.2022 | ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № 1 от 26.08.2022 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
9 класс
Учитель: Ларина Инесса Евгеньевна
Квалификационная категория: высшая
2022/2023 учебный год
пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897 (с учетом внесенных изменений: приказ №1577 от 31.12.2015);
Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»;
Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» на 2022/2023 учебный год;
Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»;
Русский язык. Сборник примерных рабочих программ 5-11 классы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, С.Г. Бархударова и др. 5—9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Москва, «Просвещение», 2021.
Рабочая программа рассчитана на 105часов (3 часа в неделю).
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения в основной общеобразовательной школе.
Русский язык — национальный язык русского народа. Он является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов, живущих в многонациональной России, а такжеодним из официальных и рабочих языков ООН; входит в число мировыхязыков.
Русский язык является средством межличностной коммуникации, нанём осуществляется официальное общение, издаются центральные газетыи журналы, на русском языке ведётся обучение в школах и высших учебных заведениях; русский язык — язык науки и культуры, язык, на которомсоздана одна из величайших литератур, получивших мировое признание.Свободное владение русским языком является обязательным условиемстановления личности и гражданина, осуществления его трудовых и общественных функций, успешного взаимодействия с окружающими, способствует социальной адаптации к изменяющимся условиям современногомира. Владение русским языком обеспечивает развитие интеллектуальныхи творческих способностей человека, его памяти и воображения, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования исамореализации личности.Являясь формой хранения и усвоения различных знаний, основой развития мышления и средством обучения в школе, русский язык как учебный предмет неразрывно связан со всем процессом обучения на уровнеосновного общего образования, влияет на качество усвоения всех учебныхпредметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.В процессе изучения русского языка создаются условия для восприятияи понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, которые необходимы при изучении иностранных языков,формируется представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, в сознании обучающихся утверждается представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Целями и задачами изучения русского языка являются:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления орусском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации, самообразования и саморазвития;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицироватьязыковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различатьфункциональные разновидности языка и моделировать речевое поведениев соответствии с коммуникативными установками;
применение полученных знаний и умений в собственной речевойпрактике; повышение уровня речевой культуры, орфографической ипунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе развития и совершенствования компетенций обучающихся: коммуникативной, которая включает языковой, речевой и социолингвистический компоненты; лингвистической (языковедческой) и культуроведческой.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся5-11 классов,утвержденного приказом МБОУ СОШ № 7 от 09.06.2020 г. № 74.
Фонды оценочных средств:
М.А. Бондаренко. Русский язык. Примерная рабочая программа и поурочные разработки. 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва, «Просвещение», 2021.
Планируемые результаты
Личностные результаты
1. Уважение к Отечеству, русскому языку и культуре; гордость за русский язык; осознание значимости русского языка как национально-культурной ценности и инструмента развития личности; осознание роли русского языка в процессе познания.
2. Мотивация к обучению и познавательной деятельности; стремлениек речевому совершенствованию; интерес к изучению языка; осознаниесвоих достижений в изучении родного языка; готовность к саморазвитию;осознание значимости владения русским языком для самореализации личности и выстраивания успешной жизненной и образовательной траектории; ответственности за свои речевые поступки.
3. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальныесообщества.
4. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственныхчувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
5. Осознание эстетической ценности русского языка; осознание экологиирусского языка как основы сохранения самобытности; стремление к речевому самосовершенствованию; осознание роли русского языка в процессе развития языковой личности, саморазвития, развития творческих способностей.
6. Понимание значимости коммуникативно-речевых умений, культурыречи, культуры общения для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе и социализации личности.
7. Готовность и способность адекватно и корректно выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мыслии поступки (в том числе речевые).
8. Способность восполнять пробелы в знании о языке, речи, социальном опыте общения с разными партнёрами в различных коммуникативных ситуациях.
9. Пользоваться электронными ресурсами для получения текстовой,звуковой, видеоинформации, а также способность ориентироваться в этихтекстах как в содержательном, так и нравственно-моральном плане.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,познавательные, коммуникативные).Освоение межпредметных понятийОсвоение межпредметных понятий (система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез) на основе развития читательской компетенции, впроцессе приобретения навыков работы с информацией и в рамках про-
ектно-исследовательской деятельности. При освоении содержания дисциплины «Русский язык» обучающиеся смогут:
- овладевать видами чтения и аудирования;
- развивать потребность в систематическом чтении;
- адекватно поставленным целям понимать и извлекать информациюиз текстовых источников разного типа, в том числе представленную вформе схем и таблиц;
- развивать умения информационной переработки текстов: систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать, преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы, визуальную в текстовую; преобразовывать воспринятую на слух информацию в письменную форму;
- выделять главную и второстепенную информацию, представлять информацию в сжатой словесной форме;
- самостоятельно искать информацию в словарях, в других источниках, в том числе в Интернете, извлекать её и преобразовывать;
- получить опыт проектно-исследовательской деятельности;
- развивать способность к разработке нескольких вариантов решений,к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения;
- развивать умения в области говорения и письма в процессе осуществления проектно-исследовательской деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
В процессе освоения содержания дисциплины «Русский язык» обучающийся сможет:
- ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей;
- определять в соответствии с учебной и познавательной задачей необходимые действия, составлять алгоритм их выполнения;
- искать, выбирать и обосновывать наиболее эффективные способы исредства решения задач (учебно-научных, проектно-исследовательских,творческих и др.); составлять план решения задач;
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- осуществлять контроль за своей учебной деятельностью;
- оценивать продукт своей деятельности, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий визменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательнуюдеятельность и деятельность других обучающихся;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
Познавательные универсальные учебные действия
В процессе освоения содержания дисциплины «Русский язык» обучающийся сможет:
- выделять главную информацию, свёртывать её до ключевых слов,выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчинённых ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениями от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
- словесно передавать эмоциональное впечатление, оказанное текстом,картиной;
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями,обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать вербальные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии сситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- строить схему, алгоритм действия;
- строить доказательство;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основепредложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданныхкритериев оценки продукта/результата;
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целямисвоей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смыслтекста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,процессов;
- определять главную мысль текста;
- критически оценивать содержание и форму текста;
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В процессе освоения содержания дисциплины «Русский язык» обучающийся сможет:
- осознать язык как форму выражения национальной культуры, осознать взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурнуюспецифику русского языка;
- овладеть нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения, умением учитывать эти сведения в процессе общенияи корректировать своё речевое поведение в соответствии с нормами социального поведения, присущими определённому этносу;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определённую роль в совместной деятельности в соответствиис конкретной коммуникативной ситуацией;
- уметь переключаться в процессе речевой деятельности с одного стиля речи на другой в зависимости от условий учебной ситуации (аргументированное высказывание, информационное сообщение, формулировкавопроса и пр.), соблюдая стилевые и речевые нормы русского языка;
- вежливо и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- развить умение работать индивидуально, в парах, в группе, вестидиалог со сверстниками и с преподавателем;
- организовывать учебное взаимодействие в мини-группе, группе, команде (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг сдругом и т. д.);
- осознанно отбирать и использовать речевые средства для выражениямыслей и чувств в процессе коммуникации с другими людьми (в паре, вмалой группе, в команде, в классе, в процессе общения с преподавателем);
- свободно излагать мысли в письменной и устной форме с учётом речевой ситуации;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачейкоммуникации для выражения чувств, мыслей адекватно ситуации и стилю общения;
- соблюдать нормы литературного языка и нормы речевого взаимодействия в процессе диалога и при публичном выступлении в форме монолога;
- продуктивно взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других, эффективно разрешать конфликты;
- создавать оригинальные письменные тексты и тексты по образцу сиспользованием необходимых речевых средств;
- порождать импровизационные тексты в процессе учебной деятельности (участие в дискуссии, умение задать вопрос и ответить на него, высказать свою точку зрения и т. п.);
- высказывать и обосновывать собственное мнение и запрашиватьмнение партнёра в рамках диалога;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинствомпризнавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- договариваться о правилах обсуждения и вопросах для него в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- давать оценку действиям партнёра, принимая во внимание его точкузрения, и осуществлять объективную самооценку после завершения коммуникации;
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбиратьречевые средства;
- представлять в устной и/или письменной форме развёрнутый пландеятельности;
- использовать наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;
- создавать тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать информационные ресурсы, необходимые для решенияучебных и практических задач с помощью средств ИКТ (подготовка доклада, информационного сообщения, сбор данных, необходимых для проведения исследования, подготовки проекта, презентации и др.); использовать информацию с учётом этических и правовых норм.
Предметные результаты
В результате изучения предмета «Русский язык» в 9 классе обучающийся научится:
- работать с учебной книгой, словарями и другими информационнымиисточниками, включая ресурсы Интернета; создавать картотеки на определённые темы;
- использовать приёмы эффективного аудирования и чтения;
- информационно перерабатывать прочитанный и услышанный текст;
- владеть различными способами сокращения информации (тезисы,конспект);
- определять функциональные стили речи, устанавливать их характерные признаки и создавать тексты в официально-деловом, научном и публицистическом стилях;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать текстыразличных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении с соблюдением норм речевого этикета и правил слушающего;
- создавать и редактировать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературногоязыка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- воспроизводить прочитанный текст подробно, а также в сжатом виде, используя приёмы исключения, обобщения и упрощения; применятьна практике приёмы изучающего чтения; сохранять при свёртывании высказывания логичность и связность; воспроизводить одну из подтем текстав письменной форме (выборочное изложение); осуществлять пересказ текста с изменением лица;
- соблюдать в процессе создания самостоятельных текстов нормы русского литературного языка; дорабатывать написанное, исправлять допущенные ошибки;
- выступать перед аудиторией сверстников с подготовленным сообщением, соблюдая нормы современного русского литературного языка и речевого этикета, адекватно использовать жесты и мимику в процессе речевого общения;
- различать в тексте цепную и параллельную связь предложений;
- создавать текст описательного характера на материале собственныхнаблюдений;
- составлять текст об истории своего края для публичного выступления;
- создавать повествовательный текст в жанре рассказа, используя изученные языковые средства;
- создавать текст-рассуждение на основе литературного произведения,используя изученные языковые средства;
- создавать повествовательный текст с элементами описания или рассуждения на любую или заданную тему;
- создавать тексты разного стиля и жанра в устной и письменной форме в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой изучаемой темы;
- создавать на основе жанровой картины сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение; собирать материал к сочинению по картине и составлять план к нему (простой, сложный, цитатный);
- преобразовывать текстовую информацию в схему, таблицу и наоборот - создавать текст на основе его схематичного изложения;
- соблюдать в процессе создания самостоятельных текстов нормы русского литературного языка; редактировать написанное, исправлять допущенные ошибки;
- осознавать роль русского языка как языка межнационального общения, представлять национально-культурные особенности социального иречевого поведения носителей языка, включающих обычаи, этикет, социальные стереотипы, историю и культуру, умение пользоваться полученными знаниями в процессе подготовки доклада, информационного сообщения, исследования, проекта и т. п.);
- использовать определённые стратегии при конструировании и интерпретации текста, знание особенностей, присущих различным функциональным стилям языка и речи;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- опознавать лексические средства выразительности и основные видытропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию припроведении морфемного и словообразовательного анализа слов;
- выделять основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений сточки зрения их структурно-смысловой организации и функциональныхособенностей;
- употреблять в речи словосочетания и предложения в соответствии ссинтаксическими нормами;
- определять виды связи слов в словосочетаниях; отличать словосочетание от слова и предложения; использовать синонимичные по значениюсловосочетания;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать и характеризовать подлежащее в предложении; определять способ выражения подлежащего; отличать подлежащее от омонимичных с ним форм;
- опознавать и характеризовать сказуемое в предложении; разграничивать простое глагольное и составное глагольное сказуемые; использоватьразные типы сказуемых в речи (тексте);
- находить и характеризовать второстепенные члены в предложении;
- отличать дополнение от омонимичных форм подлежащего;
- отличать приложение от подлежащего и обращения; использовать вречи как синонимы согласованные и несогласованные определения;
- разграничивать предложения простые и сложные, предложения осложнённой структуры;
- отличать односоставные предложения от двусоставных; пониматьроль односоставных предложений в тексте;
- находить и характеризовать определённо-личные предложения; находить главный член определённо-личных предложений и определять егоформу; уместно использовать определённо-личные предложения в речи;
- находить и характеризовать неопределённо-личные предложения иопределять их роль в тексте, уместно использовать данные предложения вустной и письменной речи; находить главный член неопределённо-личныхпредложений и определять его форму;
- находить и характеризовать безличные предложения в тексте, уместно использовать их в собственных высказываниях; находить главный членбезличных предложений и определять его форму;
- находить назывные предложения в тексте; использовать эти предложения в собственной речи; выделять главный член назывных предложенийи определять его форму;
- пользоваться одно- и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами, устанавливать стилистическое различие между этими предложениями в тексте;
- находить и характеризовать неполные предложения в диалогах (в художественных произведениях) и в составе сложных предложений; разграничивать полные (односоставные и двусоставные) и неполные предложения;
- понимать специфику предложений с рядами однородных членов, соединённых повторяющимися союзами (многосоюзие) и интонацией (бессоюзие); схематически изображать предложения с однородными членами;отличать предложения с однородными членами, соединёнными союзнойсвязью, от сложных предложений; отличать однородные определения отнеоднородных; интонационно правильно произносить предложения с однородными членами;
- характеризовать разные признаки обособления: смысловые, интонационные, грамматические, пунктуационные;
- находить обособленные определения, приложения, обстоятельства;
- находить уточняющие члены предложения; отличать уточняющиечлены предложения от обособленных оборотов;
- производить синонимическую замену обособленных и необособленных членов предложения, а также обособленных членов предложениясложноподчинёнными предложениями; характеризовать стилистическое исемантическое различие в случаях замены;
- находить обращение в предложении; правильно произносить предложения с обращениями;
- находить вводные слова в предложении; понимать различия в смыслах, которые возникают при замене одного вводного слова другим; определять значение вводного слова; выразительно, интонационно правильночитать предложения с вводными словами; отличать их от омонимичныхчленов предложения (может быть, к счастью и т. п.);
- разграничивать вставные конструкции и вводные слова;
- находить прямую и косвенную речь в тексте; правильно строитьпредложения с прямой и косвенной речью; правильно трансформироватьпрямую речь в косвенную; правильно произносить предложения с прямойречью, интонационно выделяя слова автора; создавать предложения по заданным схемам; использовать в речи цитирование;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- пунктуационно правильно оформлять изученные синтаксическиеконструкции; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный иморфологический анализ в практике правописания;
- использовать лингвистические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствияситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачейкоммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственнуюпозицию и аргументировать её, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числеальтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
содержание учебного КУРСА
Международное значение русского языка
Повторение изученного в 5—8 классах
Фонетика. Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласныхзвуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализслова. Связь фонетики с графикой и орфографией.Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценкасобственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Лексикология и фразеология. Слово как единица языка. Лексическое играмматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы.Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русскойлексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики(книжный, нейтральный, сниженный). Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средствавыразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии сего точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемостии др.). Лексический анализ слова.Сжатое изложение.
Морфемика. Словообразование. Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.Способы образования слов (морфологические и неморфологические).Производящая и производная основы. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка.Применение знаний по морфемике и словообразованию в практикеправописания.
Морфология. Части речи как лексико-грамматические разряды слов.Классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксическиесвойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.Морфологический анализ слова.Омонимия слов разных частей речи.Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имён существительных, имён прилагательных, имёнчислительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).Применение знаний по морфологии в практике правописания.Сжатое изложение.Сочинение по картине В. Васнецова «Баян».
Синтаксис словосочетания и простого предложения. Словосочетаниекак синтаксическая единица. Грамматическое значение словосочетаний(определительное, обстоятельственное, дополнительное). Строение словосочетаний. Глагольные, наречные, именные словосочетания. Виды связи всловосочетании (согласование, управление, примыкание).
Строение и грамматическое значение предложений. Типы предложенийпо цели высказывания и эмоциональной окраске. Интонация предложения. Грамматическая основа предложения. Простое и сложное предложение. Двусоставное и односоставное предложение. Распространённое и нераспространённое предложение. Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Сказуемое. Простое глагольноесказуемое. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составные сказуемые. Глагольные и именные составные сказуемые. Способывыражения составного глагольного сказуемого. Способы выражения составного именного сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными членами. Предложения с обращениями, вводнымисловами и междометиями. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.Пунктуационное оформление синтаксических конструкций.
Текст. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершённость). Внутритекстовые средствасвязи. Цепная и параллельная связь. Строение текста. Текст как продуктречевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Специфика художественного текста. Анализ текста. Стили речи (официально-деловой,научный, публицистический). Книжные стили. Разговорная речь, языкхудожественной литературы.Изложение.Проект «Международное значение русского языка» или «Роль русского языка в многонациональной России».
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение
Основные виды сложных предложений.
Способы сжатого изложения текста.Тезисы.Конспект.Союзные сложные предложения
Сложносочинённые предложения
Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.Изложение от 3-го лица.Рецензия на литературное произведение, кинофильм, спектакль.
Сложноподчинённые предложения
Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания всложноподчинённом предложении.Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению.Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.Изложение с элементами сочинения.Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия и степени. Придаточныепредложения места. Придаточные предложения времени.Сжатое изложение.Сочинение - рассуждение о природе родного края.Придаточные предложения условные. Придаточные предложения причины. Придаточные предложения цели. Придаточные предложения сравнительные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточнымиприсоединительными.
Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.
Повторение орфографии.Деловые бумаги (заявление, автобиография.)
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в бессоюзномсложном предложении.Проект «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений».Изложение с элементами сочинения.Реферат.
Сложные предложения с различными видами связи
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзнойсвязи и пунктуация в них.Сочинение-рассуждение. Сжатое изложение.Авторские знаки препинания.
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающеесяявление. Русский литературный язык и его стили.Сжатое изложение.
Повторение
Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография.Изложение с элементами сочинения.Синтаксис. Пунктуация.Сочинение. Рецензия на сочинение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Международное значение русского языка | 1 |
2 | Повторение изученного в 5-8 классах | 11 |
3 | Синтаксис и пунктуация. Сложные предложения | 4 |
4 | Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения | 10 |
5 | Сложноподчиненные предложения | 2 |
6 | Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению | 32 |
7 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными | 8 |
8 | Бессоюзные сложные предложения | 13 |
9 | Сложные предложения с различными видами связи | 7 |
10 | Общие сведения о языке | 8 |
11 | Повторение | 9 |
| Итого | 105 |
календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Неделя месяца |
1 | 1.1 | Международное значение русского языка | 1 | 1-2.09 |
Повторение изученного в 5-8 классах |
2 | 2.1 | Фонетика | 1 | 5-9.09 |
3 | 2.2 | Лексика и фразеология | 1 | 5-9.09 |
4 | 2.3 | Сжатое изложение | 1 | 5-9.09 |
5 | 2.4 | Морфемика. Словообразование | 1 | 12-16.09 |
6 | 2.5 | Морфология | 1 | 12-16.09 |
7 | 2.6 | Сжатое изложение | 1 | 12-16.09 |
8 | 2.7 | Сочинение по картине В. Васнецова «Баян» | 1 | 19-23.09 |
9 | 2.8 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст | 1 | 19-23.09 |
10 | 2.9 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст | 1 | 19-23.09 |
11 | 2.10 | Изложение | 1 | 26-30.09 |
12 | 2.11 | Представление и защита проекта «Международное значение русского языка» или «Роль русского языка в многонациональной России» | 1 | 26-30.09 |
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение |
13 | 3.1 | Основные виды сложных предложений | 1 | 26-30.09 |
14 | 3.2 | Основные виды сложных предложений | 1 | 3-7.10 |
15 | 3.3 | Способы сжатого изложения текста. Тезисы. Конспект | 1 | 3-7.10 |
16 | 3.4 | Способы сжатого изложения текста. Тезисы. Конспект | 1 | 3-7.10 |
Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения |
17 | 5.1 | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | 10-14.10 |
18 | 5.2 | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | 10-14.10 |
19 | 5.3 | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | 10-14.10 |
20 | 5.4 | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | 17-21.10 |
21 | 5.5 | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | 17-21.10 |
22 | 5.6 | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | 17-21.10 |
23 | 5.7 | Изложение от 3-го лица | 1 | 24-28.10 |
24 | 5.8 | Рецензия на литературное произведение, кинофильм, спектакль | 1 | 24-28.10 |
25 | 5.9 | Рецензия на литературное произведение, кинофильм, спектакль | 1 | 24-28.10 |
26 | 5.10 | Контрольный диктант | 1 | |
Сложноподчиненные предложения |
27 | 7.1 | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | 9-11.11 |
28 | 7.2 | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | 9-11.11 |
Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению |
29 | 9.1 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными | 1 | 9-11.11 |
30 | 9.2 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными | 1 | 14-18.11 |
31 | 9.3 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными | 1 | 14-18.11 |
32 | 9.4 | Изложение с элементами сочинения | 1 | 14-18.11 |
33 | 9.5 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | 1 | 21-25.11 |
34 | 9.6 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | 1 | 21-25.11 |
35 | 9.7 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | 1 | 21-25.11 |
36 | 9.8 | Контрольный диктант | 1 | 28-30.11 |
37 | 9.9 | Придаточные предложения образа действия и степени | 1 | 28-30.11 |
38 | 9.10 | Придаточные предложения образа действия и степени | 1 | 28-30.11 |
39 | 9.11 | Придаточные предложения места | 1 | 1-2.12 |
40 | 9.12 | Придаточные предложения места | 1 | 5-9.12 |
41 | 9.13 | Придаточные предложения времени | 1 | 5-9.12 |
42 | 9.14 | Придаточные предложения времени | 1 | 5-9.12 |
43 | 9.15 | Сжатое изложение | 1 | 12-16.12 |
44 | 9.16 | Сочинение — рассуждение о природе родного края | 1 | 12-16.12 |
45 | 9.17 | Придаточные предложения условные | 1 | 12-16.12 |
46 | 9.18 | Придаточные предложения условные | 1 | 19-23.12 |
47 | 9.19 | Придаточные предложения причины | 1 | 19-23.12 |
48 | 9.20 | Придаточные предложения причины | 1 | 19-23.12 |
49 | 9.21 | Придаточные предложения цели | 1 | 26-28.12 |
50 | 9.22 | Придаточные предложения цели | 1 | 26-28.12 |
51 | 9.23 | Придаточные предложения сравнительные | 1 | 26-28.12 |
52 | 9.24 | Придаточные предложения сравнительные | 1 | 9-13.01 |
53 | 9.25 | Придаточные предложения уступительные | 1 | 9-13.01 |
54 | 9.26 | Придаточные предложения уступительные | 1 | 9-13.01 |
55 | 9.27 | Придаточные предложения следствия | 1 | 16-20.01 |
56 | 9.28 | Придаточные предложения следствия | 1 | 16-20.01 |
57 | 9.29 | Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными | 1 | 16-20.01 |
58 | 9.30 | Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными | 1 | 23-27.01 |
59 | 9.31 | Повторение и обобщение сведений о сложноподчинённых предложениях с различными видами придаточных | 1 | 23-27.01 |
60 | 9.32 | Повторение и обобщение сведений о сложноподчинённых предложениях с различными видами придаточных | 1 | 23-27.01 |
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными |
61 | 10.1 | Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них | 1 | 30-31.01 |
62 | 10.2 | Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них | 1 | 30-31.01 |
63 | 10.3 | Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них | 1 | 1-2.02 |
64 | 10.4 | Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них | 1 | 1-2.02 |
65 | 10.5 | Повторение орфографии | 1 | 6-10.02 |
66 | 10.6 | Повторение орфографии | 1 | 6-10.02 |
67 | 10.7 | Контрольный диктант | 1 | 6-10.02 |
68 | 10.8 | Деловые бумаги (заявление, автобиография) | 1 | 13-17.02 |
Бессоюзные сложные предложения |
69 | 11.1 | Бессоюзное сложное предложение и его особенности | 1 | 13-17.02 |
70 | 11.2 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | 1 | 13-17.02 |
71 | 11.3 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | 1 | 20-24.02 |
72 | 11.4 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 | 20-24.02 |
73 | 11.5 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 | 20-24.02 |
74 | 11.6 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 | 27-28.02 |
75 | 11.7 | Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 | 27-28.02 |
76 | 11.8 | Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 | 1-3.03 |
77 | 11.9 | Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 | 1-3.03 |
78 | 11.10 | Представление и защита проекта «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений» | 1 | 1-3.03 |
79 | 11.11 | Изложение с элементами сочинения | 1 | 9-10.03 |
80 | 11.12 | Контрольный диктант | 1 | 9-10.03 |
81 | 11.13 | Реферат | | 13-17.03 |
Сложные предложения с различными видами связи |
82 | 12.1 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них | 1 | 13-17.03 |
83 | 12.2 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них | 1 | 13-17.03 |
84 | 12.3 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них | 1 | 20-23.03 |
85 | 12.4 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них | 1 | 20-23.03 |
86 | 12.5 | Сочинение-рассуждение | 1 | 20-23.03 |
87 | 12.6 | Сжатое изложение | 1 | 3-7.04 |
88 | 12.7 | Авторские знаки препинания | 1 | 3-7.04 |
Общие сведения о языке |
89 | 13.1 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление | 1 | 3-7.04 |
90 | 13.2 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление | 1 | 10-14.03 |
91 | 13.3 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление | 1 | 10-14.03 |
92 | 13.4 | Русский литературный язык и его стили | 1 | 10-14.03 |
93 | 13.5 | Русский литературный язык и его стили | 1 | 17-21.03 |
94 | 13.6 | Русский литературный язык и его стили | 1 | 17-21.03 |
95 | 13.7 | Сжатое изложение | 1 | 17-21.03 |
96 | 13.8 | Итоговый контрольный диктант | 1 | 24-28.03 |
Повторение |
97 | 14.1 | Фонетика. Графика. Орфография | 1 | 24-28.03 |
98 | 14.2 | Лексика. Фразеология. Орфография | 1 | 24-28.03 |
99 | 14.3 | Морфемика. Словообразование. Орфография | 1 | 4-5.05 |
100 | 14.4 | Морфология. Орфография | 1 | 10-12.05 |
101 | 14.5 | Изложение с элементами сочинения | 1 | 15-19.05 |
102 | 14.6 | Синтаксис. Пунктуация. Употребление знаков препинания | 1 | 15-19.05 |
103 | 14.7 | Сочинение. Рецензия на сочинение | 1 | 15-19.05 |
104 | 14.8 | Итоговое тестирование | 1 | 22-25.05 |
105 | 14.9 | Итоговое тестирование | 1 | 22-25.05 |
Итого 105 часов |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
№ п/п | Класс | Дата изменений | Причина изменений | Форма корректировки | Согласование с курирующим зам.директора |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |