СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»



УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ СОШ № 7

___________ /М.А. Савченко/

приказ от 26.08.2022 г. № 158

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

Протокол от 23.08.2022 № 1

СОГЛАСОВАНО

Заместителем директора по УВР

___________ /Н.В. Кулагина

25.08.2022

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 26.08.2022 г.









Рабочая программа

по учебному предмету

«Русский язык»


9 класс








Учитель: Ларина Инесса Евгеньевна

Квалификационная категория: высшая













2022/2023 учебный год







пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897 (с учетом внесенных изменений: приказ №1577 от 31.12.2015);

  • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»;

  • Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» на 2022/2023 учебный год;

  • Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»;

  • Русский язык. Сборник примерных рабочих программ 5-11 классы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, С.Г. Бархударова и др. 5—9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Москва, «Просвещение», 2021.



Рабочая программа рассчитана на 105часов (3 часа в неделю).

Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения в основной общеобразовательной школе.

Русский язык — национальный язык русского народа. Он является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов, живущих в многонациональной России, а такжеодним из официальных и рабочих языков ООН; входит в число мировыхязыков.

Русский язык является средством межличностной коммуникации, нанём осуществляется официальное общение, издаются центральные газетыи журналы, на русском языке ведётся обучение в школах и высших учебных заведениях; русский язык — язык науки и культуры, язык, на которомсоздана одна из величайших литератур, получивших мировое признание.Свободное владение русским языком является обязательным условиемстановления личности и гражданина, осуществления его трудовых и общественных функций, успешного взаимодействия с окружающими, способствует социальной адаптации к изменяющимся условиям современногомира. Владение русским языком обеспечивает развитие интеллектуальныхи творческих способностей человека, его памяти и воображения, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования исамореализации личности.Являясь формой хранения и усвоения различных знаний, основой развития мышления и средством обучения в школе, русский язык как учебный предмет неразрывно связан со всем процессом обучения на уровнеосновного общего образования, влияет на качество усвоения всех учебныхпредметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.В процессе изучения русского языка создаются условия для восприятияи понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, которые необходимы при изучении иностранных языков,формируется представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, в сознании обучающихся утверждается представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Целями и задачами изучения русского языка являются:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления орусском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации, самообразования и саморазвития;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицироватьязыковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различатьфункциональные разновидности языка и моделировать речевое поведениев соответствии с коммуникативными установками;

применение полученных знаний и умений в собственной речевойпрактике; повышение уровня речевой культуры, орфографической ипунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе развития и совершенствования компетенций обучающихся: коммуникативной, которая включает языковой, речевой и социолингвистический компоненты; лингвистической (языковедческой) и культуроведческой.

Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся5-11 классов,утвержденного приказом МБОУ СОШ № 7 от 09.06.2020 г. № 74.


Фонды оценочных средств:

  1. М.А. Бондаренко. Русский язык. Примерная рабочая программа и поурочные разработки. 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва, «Просвещение», 2021.



Планируемые результаты

Личностные результаты

1. Уважение к Отечеству, русскому языку и культуре; гордость за русский язык; осознание значимости русского языка как национально-культурной ценности и инструмента развития личности; осознание роли русского языка в процессе познания.

2. Мотивация к обучению и познавательной деятельности; стремлениек речевому совершенствованию; интерес к изучению языка; осознаниесвоих достижений в изучении родного языка; готовность к саморазвитию;осознание значимости владения русским языком для самореализации личности и выстраивания успешной жизненной и образовательной траектории; ответственности за свои речевые поступки.

3. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальныесообщества.

4. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственныхчувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

5. Осознание эстетической ценности русского языка; осознание экологиирусского языка как основы сохранения самобытности; стремление к речевому самосовершенствованию; осознание роли русского языка в процессе развития языковой личности, саморазвития, развития творческих способностей.

6. Понимание значимости коммуникативно-речевых умений, культурыречи, культуры общения для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе и социализации личности.

7. Готовность и способность адекватно и корректно выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мыслии поступки (в том числе речевые).

8. Способность восполнять пробелы в знании о языке, речи, социальном опыте общения с разными партнёрами в различных коммуникативных ситуациях.

9. Пользоваться электронными ресурсами для получения текстовой,звуковой, видеоинформации, а также способность ориентироваться в этихтекстах как в содержательном, так и нравственно-моральном плане.



Метапредметные результаты

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,познавательные, коммуникативные).Освоение межпредметных понятийОсвоение межпредметных понятий (система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез) на основе развития читательской компетенции, впроцессе приобретения навыков работы с информацией и в рамках про-

ектно-исследовательской деятельности. При освоении содержания дисциплины «Русский язык» обучающиеся смогут:

- овладевать видами чтения и аудирования;

- развивать потребность в систематическом чтении;

- адекватно поставленным целям понимать и извлекать информациюиз текстовых источников разного типа, в том числе представленную вформе схем и таблиц;

- развивать умения информационной переработки текстов: систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать, преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы, визуальную в текстовую; преобразовывать воспринятую на слух информацию в письменную форму;

- выделять главную и второстепенную информацию, представлять информацию в сжатой словесной форме;

- самостоятельно искать информацию в словарях, в других источниках, в том числе в Интернете, извлекать её и преобразовывать;

- получить опыт проектно-исследовательской деятельности;

- развивать способность к разработке нескольких вариантов решений,к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения;

- развивать умения в области говорения и письма в процессе осуществления проектно-исследовательской деятельности.


Регулятивные универсальные учебные действия

В процессе освоения содержания дисциплины «Русский язык» обучающийся сможет:

- ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей;

- определять в соответствии с учебной и познавательной задачей необходимые действия, составлять алгоритм их выполнения;

- искать, выбирать и обосновывать наиболее эффективные способы исредства решения задач (учебно-научных, проектно-исследовательских,творческих и др.); составлять план решения задач;

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- осуществлять контроль за своей учебной деятельностью;

- оценивать продукт своей деятельности, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- находить достаточные средства для выполнения учебных действий визменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательнуюдеятельность и деятельность других обучающихся;

- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Познавательные универсальные учебные действия

В процессе освоения содержания дисциплины «Русский язык» обучающийся сможет:

- выделять главную информацию, свёртывать её до ключевых слов,выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчинённых ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениями от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;

- словесно передавать эмоциональное впечатление, оказанное текстом,картиной;

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями,обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- создавать вербальные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии сситуацией;

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- строить схему, алгоритм действия;

- строить доказательство;

- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основепредложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданныхкритериев оценки продукта/результата;

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целямисвоей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смыслтекста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,процессов;

- определять главную мысль текста;

- критически оценивать содержание и форму текста;

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- формировать множественную выборку из поисковых источников;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные универсальные учебные действия

В процессе освоения содержания дисциплины «Русский язык» обучающийся сможет:

- осознать язык как форму выражения национальной культуры, осознать взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурнуюспецифику русского языка;

- овладеть нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения, умением учитывать эти сведения в процессе общенияи корректировать своё речевое поведение в соответствии с нормами социального поведения, присущими определённому этносу;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определённую роль в совместной деятельности в соответствиис конкретной коммуникативной ситуацией;

- уметь переключаться в процессе речевой деятельности с одного стиля речи на другой в зависимости от условий учебной ситуации (аргументированное высказывание, информационное сообщение, формулировкавопроса и пр.), соблюдая стилевые и речевые нормы русского языка;

- вежливо и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- развить умение работать индивидуально, в парах, в группе, вестидиалог со сверстниками и с преподавателем;

- организовывать учебное взаимодействие в мини-группе, группе, команде (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг сдругом и т. д.);

- осознанно отбирать и использовать речевые средства для выражениямыслей и чувств в процессе коммуникации с другими людьми (в паре, вмалой группе, в команде, в классе, в процессе общения с преподавателем);

- свободно излагать мысли в письменной и устной форме с учётом речевой ситуации;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачейкоммуникации для выражения чувств, мыслей адекватно ситуации и стилю общения;

- соблюдать нормы литературного языка и нормы речевого взаимодействия в процессе диалога и при публичном выступлении в форме монолога;

- продуктивно взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других, эффективно разрешать конфликты;

- создавать оригинальные письменные тексты и тексты по образцу сиспользованием необходимых речевых средств;

- порождать импровизационные тексты в процессе учебной деятельности (участие в дискуссии, умение задать вопрос и ответить на него, высказать свою точку зрения и т. п.);

- высказывать и обосновывать собственное мнение и запрашиватьмнение партнёра в рамках диалога;

- критически относиться к собственному мнению, с достоинствомпризнавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- договариваться о правилах обсуждения и вопросах для него в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- давать оценку действиям партнёра, принимая во внимание его точкузрения, и осуществлять объективную самооценку после завершения коммуникации;

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбиратьречевые средства;

- представлять в устной и/или письменной форме развёрнутый пландеятельности;

- использовать наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;

- создавать тексты с использованием необходимых речевых средств;

- использовать информационные ресурсы, необходимые для решенияучебных и практических задач с помощью средств ИКТ (подготовка доклада, информационного сообщения, сбор данных, необходимых для проведения исследования, подготовки проекта, презентации и др.); использовать информацию с учётом этических и правовых норм.


Предметные результаты

В результате изучения предмета «Русский язык» в 9 классе обучающийся научится:

- работать с учебной книгой, словарями и другими информационнымиисточниками, включая ресурсы Интернета; создавать картотеки на определённые темы;

- использовать приёмы эффективного аудирования и чтения;

- информационно перерабатывать прочитанный и услышанный текст;

- владеть различными способами сокращения информации (тезисы,конспект);

- определять функциональные стили речи, устанавливать их характерные признаки и создавать тексты в официально-деловом, научном и публицистическом стилях;

- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать текстыразличных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка;

- участвовать в диалогическом и полилогическом общении с соблюдением норм речевого этикета и правил слушающего;

- создавать и редактировать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературногоязыка и речевого этикета;

- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

- воспроизводить прочитанный текст подробно, а также в сжатом виде, используя приёмы исключения, обобщения и упрощения; применятьна практике приёмы изучающего чтения; сохранять при свёртывании высказывания логичность и связность; воспроизводить одну из подтем текстав письменной форме (выборочное изложение); осуществлять пересказ текста с изменением лица;

- соблюдать в процессе создания самостоятельных текстов нормы русского литературного языка; дорабатывать написанное, исправлять допущенные ошибки;

- выступать перед аудиторией сверстников с подготовленным сообщением, соблюдая нормы современного русского литературного языка и речевого этикета, адекватно использовать жесты и мимику в процессе речевого общения;

- различать в тексте цепную и параллельную связь предложений;

- создавать текст описательного характера на материале собственныхнаблюдений;

- составлять текст об истории своего края для публичного выступления;

- создавать повествовательный текст в жанре рассказа, используя изученные языковые средства;

- создавать текст-рассуждение на основе литературного произведения,используя изученные языковые средства;

- создавать повествовательный текст с элементами описания или рассуждения на любую или заданную тему;

- создавать тексты разного стиля и жанра в устной и письменной форме в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой изучаемой темы;

- создавать на основе жанровой картины сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение; собирать материал к сочинению по картине и составлять план к нему (простой, сложный, цитатный);

- преобразовывать текстовую информацию в схему, таблицу и наоборот - создавать текст на основе его схематичного изложения;

- соблюдать в процессе создания самостоятельных текстов нормы русского литературного языка; редактировать написанное, исправлять допущенные ошибки;

- осознавать роль русского языка как языка межнационального общения, представлять национально-культурные особенности социального иречевого поведения носителей языка, включающих обычаи, этикет, социальные стереотипы, историю и культуру, умение пользоваться полученными знаниями в процессе подготовки доклада, информационного сообщения, исследования, проекта и т. п.);

- использовать определённые стратегии при конструировании и интерпретации текста, знание особенностей, присущих различным функциональным стилям языка и речи;

- различать значимые и незначимые единицы языка;

- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

- членить слова на слоги и правильно их переносить;

- определять место ударного слога, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

- опознавать лексические средства выразительности и основные видытропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

- проводить морфологический анализ слова;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию припроведении морфемного и словообразовательного анализа слов;

- выделять основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

- анализировать различные виды словосочетаний и предложений сточки зрения их структурно-смысловой организации и функциональныхособенностей;

- употреблять в речи словосочетания и предложения в соответствии ссинтаксическими нормами;

- определять виды связи слов в словосочетаниях; отличать словосочетание от слова и предложения; использовать синонимичные по значениюсловосочетания;

- находить грамматическую основу предложения;

- распознавать главные и второстепенные члены предложения;

- опознавать и характеризовать подлежащее в предложении; определять способ выражения подлежащего; отличать подлежащее от омонимичных с ним форм;

- опознавать и характеризовать сказуемое в предложении; разграничивать простое глагольное и составное глагольное сказуемые; использоватьразные типы сказуемых в речи (тексте);

- находить и характеризовать второстепенные члены в предложении;

- отличать дополнение от омонимичных форм подлежащего;

- отличать приложение от подлежащего и обращения; использовать вречи как синонимы согласованные и несогласованные определения;

- разграничивать предложения простые и сложные, предложения осложнённой структуры;

- отличать односоставные предложения от двусоставных; пониматьроль односоставных предложений в тексте;

- находить и характеризовать определённо-личные предложения; находить главный член определённо-личных предложений и определять егоформу; уместно использовать определённо-личные предложения в речи;

- находить и характеризовать неопределённо-личные предложения иопределять их роль в тексте, уместно использовать данные предложения вустной и письменной речи; находить главный член неопределённо-личныхпредложений и определять его форму;

- находить и характеризовать безличные предложения в тексте, уместно использовать их в собственных высказываниях; находить главный членбезличных предложений и определять его форму;

- находить назывные предложения в тексте; использовать эти предложения в собственной речи; выделять главный член назывных предложенийи определять его форму;

- пользоваться одно- и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами, устанавливать стилистическое различие между этими предложениями в тексте;

- находить и характеризовать неполные предложения в диалогах (в художественных произведениях) и в составе сложных предложений; разграничивать полные (односоставные и двусоставные) и неполные предложения;

- понимать специфику предложений с рядами однородных членов, соединённых повторяющимися союзами (многосоюзие) и интонацией (бессоюзие); схематически изображать предложения с однородными членами;отличать предложения с однородными членами, соединёнными союзнойсвязью, от сложных предложений; отличать однородные определения отнеоднородных; интонационно правильно произносить предложения с однородными членами;

- характеризовать разные признаки обособления: смысловые, интонационные, грамматические, пунктуационные;

- находить обособленные определения, приложения, обстоятельства;

- находить уточняющие члены предложения; отличать уточняющиечлены предложения от обособленных оборотов;

- производить синонимическую замену обособленных и необособленных членов предложения, а также обособленных членов предложениясложноподчинёнными предложениями; характеризовать стилистическое исемантическое различие в случаях замены;

- находить обращение в предложении; правильно произносить предложения с обращениями;

- находить вводные слова в предложении; понимать различия в смыслах, которые возникают при замене одного вводного слова другим; определять значение вводного слова; выразительно, интонационно правильночитать предложения с вводными словами; отличать их от омонимичныхчленов предложения (может быть, к счастью и т. п.);

- разграничивать вставные конструкции и вводные слова;

- находить прямую и косвенную речь в тексте; правильно строитьпредложения с прямой и косвенной речью; правильно трансформироватьпрямую речь в косвенную; правильно произносить предложения с прямойречью, интонационно выделяя слова автора; создавать предложения по заданным схемам; использовать в речи цитирование;

- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

- пунктуационно правильно оформлять изученные синтаксическиеконструкции; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный иморфологический анализ в практике правописания;

- использовать лингвистические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствияситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;

- понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачейкоммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственнуюпозицию и аргументировать её, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числеальтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.



содержание учебного КУРСА

Международное значение русского языка

Повторение изученного в 5—8 классах

Фонетика. Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласныхзвуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализслова. Связь фонетики с графикой и орфографией.Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценкасобственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Лексикология и фразеология. Слово как единица языка. Лексическое играмматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы.Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русскойлексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики(книжный, нейтральный, сниженный). Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средствавыразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии сего точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемостии др.). Лексический анализ слова.Сжатое изложение.

Морфемика. Словообразование. Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.Способы образования слов (морфологические и неморфологические).Производящая и производная основы. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка.Применение знаний по морфемике и словообразованию в практикеправописания.

Морфология. Части речи как лексико-грамматические разряды слов.Классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксическиесвойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.Морфологический анализ слова.Омонимия слов разных частей речи.Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имён существительных, имён прилагательных, имёнчислительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).Применение знаний по морфологии в практике правописания.Сжатое изложение.Сочинение по картине В. Васнецова «Баян».

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Словосочетаниекак синтаксическая единица. Грамматическое значение словосочетаний(определительное, обстоятельственное, дополнительное). Строение словосочетаний. Глагольные, наречные, именные словосочетания. Виды связи всловосочетании (согласование, управление, примыкание).

Строение и грамматическое значение предложений. Типы предложенийпо цели высказывания и эмоциональной окраске. Интонация предложения. Грамматическая основа предложения. Простое и сложное предложение. Двусоставное и односоставное предложение. Распространённое и нераспространённое предложение. Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Сказуемое. Простое глагольноесказуемое. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составные сказуемые. Глагольные и именные составные сказуемые. Способывыражения составного глагольного сказуемого. Способы выражения составного именного сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными членами. Предложения с обращениями, вводнымисловами и междометиями. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.Пунктуационное оформление синтаксических конструкций.

Текст. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершённость). Внутритекстовые средствасвязи. Цепная и параллельная связь. Строение текста. Текст как продуктречевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Специфика художественного текста. Анализ текста. Стили речи (официально-деловой,научный, публицистический). Книжные стили. Разговорная речь, языкхудожественной литературы.Изложение.Проект «Международное значение русского языка» или «Роль русского языка в многонациональной России».

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

Основные виды сложных предложений.

Способы сжатого изложения текста.Тезисы.Конспект.Союзные сложные предложения

Сложносочинённые предложения

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.Изложение от 3-го лица.Рецензия на литературное произведение, кинофильм, спектакль.

Сложноподчинённые предложения

Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания всложноподчинённом предложении.Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению.Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.Изложение с элементами сочинения.Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия и степени. Придаточныепредложения места. Придаточные предложения времени.Сжатое изложение.Сочинение - рассуждение о природе родного края.Придаточные предложения условные. Придаточные предложения причины. Придаточные предложения цели. Придаточные предложения сравнительные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточнымиприсоединительными.

Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

Повторение орфографии.Деловые бумаги (заявление, автобиография.)

Бессоюзные сложные предложения

Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в бессоюзномсложном предложении.Проект «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений».Изложение с элементами сочинения.Реферат.

Сложные предложения с различными видами связи

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзнойсвязи и пунктуация в них.Сочинение-рассуждение. Сжатое изложение.Авторские знаки препинания.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающеесяявление. Русский литературный язык и его стили.Сжатое изложение.

Повторение

Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография.Изложение с элементами сочинения.Синтаксис. Пунктуация.Сочинение. Рецензия на сочинение.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п\п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Международное значение русского языка

1

2

Повторение изученного в 5-8 классах

11

3

Синтаксис и пунктуация. Сложные предложения

4

4

Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения

10

5

Сложноподчиненные предложения

2

6

Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению

32

7

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

8

8

Бессоюзные сложные предложения

13

9

Сложные предложения с различными видами связи

7

10

Общие сведения о языке

8

11

Повторение

9


Итого


105



календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Количество часов

Неделя месяца

1

1.1

Международное значение русского языка

1

1-2.09

Повторение изученного в 5-8 классах

2

2.1

Фонетика

1

5-9.09

3

2.2

Лексика и фразеология

1

5-9.09

4

2.3

Сжатое изложение

1

5-9.09

5

2.4

Морфемика. Словообразование

1

12-16.09

6

2.5

Морфология

1

12-16.09

7

2.6

Сжатое изложение

1

12-16.09

8

2.7

Сочинение по картине В. Васнецова «Баян»

1

19-23.09

9

2.8

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст

1

19-23.09

10

2.9

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст

1

19-23.09

11

2.10

Изложение

1

26-30.09

12

2.11

Представление и защита проекта «Международное значение русского языка» или «Роль русского языка в многонациональной России»

1

26-30.09

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

13

3.1

Основные виды сложных предложений

1

26-30.09

14

3.2

Основные виды сложных предложений

1

3-7.10

15

3.3

Способы сжатого изложения текста. Тезисы. Конспект

1

3-7.10

16

3.4

Способы сжатого изложения текста. Тезисы. Конспект

1

3-7.10

Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения

17

5.1

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

10-14.10

18

5.2

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

10-14.10

19

5.3

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

10-14.10

20

5.4

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

17-21.10

21

5.5

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

17-21.10

22

5.6

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

17-21.10

23

5.7

Изложение от 3-го лица

1

24-28.10

24

5.8

Рецензия на литературное произведение, кинофильм, спектакль

1

24-28.10

25

5.9

Рецензия на литературное произведение, кинофильм, спектакль

1

24-28.10

26

5.10

Контрольный диктант

1


Сложноподчиненные предложения

27

7.1

Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

9-11.11

28

7.2

Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

9-11.11

Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению

29

9.1

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

1

9-11.11

30

9.2

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

1

14-18.11

31

9.3

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

1

14-18.11

32

9.4

Изложение с элементами сочинения

1

14-18.11

33

9.5

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

1

21-25.11

34

9.6

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

1

21-25.11

35

9.7

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

1

21-25.11

36

9.8

Контрольный диктант

1

28-30.11

37

9.9

Придаточные предложения образа действия и степени

1

28-30.11

38

9.10

Придаточные предложения образа действия и степени

1

28-30.11

39

9.11

Придаточные предложения места

1

1-2.12

40

9.12

Придаточные предложения места

1

5-9.12

41

9.13

Придаточные предложения времени

1

5-9.12

42

9.14

Придаточные предложения времени

1

5-9.12

43

9.15

Сжатое изложение

1

12-16.12

44

9.16

Сочинение — рассуждение о природе родного края

1

12-16.12

45

9.17

Придаточные предложения условные

1

12-16.12

46

9.18

Придаточные предложения условные

1

19-23.12

47

9.19

Придаточные предложения причины

1

19-23.12

48

9.20

Придаточные предложения причины

1

19-23.12

49

9.21

Придаточные предложения цели

1

26-28.12

50

9.22

Придаточные предложения цели

1

26-28.12

51

9.23

Придаточные предложения сравнительные

1

26-28.12

52

9.24

Придаточные предложения сравнительные

1

9-13.01

53

9.25

Придаточные предложения уступительные

1

9-13.01

54

9.26

Придаточные предложения уступительные

1

9-13.01

55

9.27

Придаточные предложения следствия

1

16-20.01

56

9.28

Придаточные предложения следствия

1

16-20.01

57

9.29

Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными

1

16-20.01

58

9.30

Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными

1

23-27.01

59

9.31

Повторение и обобщение сведений о сложноподчинённых предложениях с различными видами придаточных

1

23-27.01

60

9.32

Повторение и обобщение сведений о сложноподчинённых предложениях с различными видами придаточных

1

23-27.01

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

61

10.1

Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

1

30-31.01

62

10.2

Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

1

30-31.01

63

10.3

Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

1

1-2.02

64

10.4

Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

1

1-2.02

65

10.5

Повторение орфографии

1

6-10.02

66

10.6

Повторение орфографии

1

6-10.02

67

10.7

Контрольный диктант

1

6-10.02

68

10.8

Деловые бумаги (заявление, автобиография)

1

13-17.02

Бессоюзные сложные предложения

69

11.1

Бессоюзное сложное предложение и его особенности

1

13-17.02

70

11.2

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

1

13-17.02

71

11.3

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

1

20-24.02

72

11.4

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

1

20-24.02

73

11.5

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

1

20-24.02

74

11.6

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

1

27-28.02

75

11.7

Тире в бессоюзном сложном предложении

1

27-28.02

76

11.8

Тире в бессоюзном сложном предложении

1

1-3.03

77

11.9

Тире в бессоюзном сложном предложении

1

1-3.03

78

11.10

Представление и защита проекта «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений»

1

1-3.03

79

11.11

Изложение с элементами сочинения

1

9-10.03

80

11.12

Контрольный диктант

1

9-10.03

81

11.13

Реферат


13-17.03

Сложные предложения с различными видами связи

82

12.1

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

1

13-17.03

83

12.2

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

1

13-17.03

84

12.3

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

1

20-23.03

85

12.4

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

1

20-23.03

86

12.5

Сочинение-рассуждение

1

20-23.03

87

12.6

Сжатое изложение

1

3-7.04

88

12.7

Авторские знаки препинания

1

3-7.04

Общие сведения о языке

89

13.1

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление

1

3-7.04

90

13.2

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление

1

10-14.03

91

13.3

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление

1

10-14.03

92

13.4

Русский литературный язык и его стили

1

10-14.03

93

13.5

Русский литературный язык и его стили

1

17-21.03

94

13.6

Русский литературный язык и его стили

1

17-21.03

95

13.7

Сжатое изложение

1

17-21.03

96

13.8

Итоговый контрольный диктант

1

24-28.03

Повторение

97

14.1

Фонетика. Графика. Орфография

1

24-28.03

98

14.2

Лексика. Фразеология. Орфография

1

24-28.03

99

14.3

Морфемика. Словообразование. Орфография

1

4-5.05

100

14.4

Морфология. Орфография

1

10-12.05

101

14.5

Изложение с элементами сочинения

1

15-19.05

102

14.6

Синтаксис. Пунктуация.

Употребление знаков препинания

1

15-19.05

103

14.7

Сочинение. Рецензия на сочинение

1

15-19.05

104

14.8

Итоговое тестирование

1

22-25.05

105

14.9

Итоговое тестирование

1

22-25.05

Итого 105 часов


ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

п/п

Класс

Дата изменений

Причина изменений

Форма корректировки

Согласование с курирующим зам.директора



























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!