СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  2. «Средняя общеобразовательная школа №57» г. Брянска


«Рассмотрено»

Руководитель МО

________Любарский Р.В.

Протокол № ___

от «___» ________20 г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________Котова Т.А.

«___»___________20 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

СОШ №57

__________ Ткаченко Т.Н.

«___»_____________20 г.






Рабочая программа

по учебному предмету «История»
для 5 класса





Гунько Василия Владимировича








Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

Протокол № _ от «___» ______20 г.














2022 – 2023 учебный год





Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с:

- Основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897,

- Программой воспитания МБОУ СОШ №57 г. Брянска;

- учебным планом МБОУ СОШ №57 на 2022-2023 учебный год;

-Положением № 02-10 о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №57» г. Брянска;

Учебно-методический комплекс (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу, ФГОС в соответствии с:

Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. (Стандарты второго поколения);

Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);

Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2014

Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы: История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2017

Интернет ресурсы:

Мобильное электронное образование (МЭО)

Российская электронная школа (РЭШ)

Хронос. Всемирная история в Интернете.

Интерактивный исторический Атлас Мира с 3000 до н.э

Интерактивные карты по Всеобщей истории

Коллекция видеоуроков по Всеобщей истории за 5 класс InternetUrok.ru


Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.

Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2017

Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).















Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО относятся следующие убеждения и качества:
    в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
    в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;     в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
    в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;     в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;          в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
    в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
    в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

    В сфере универсальных учебных познавательных действий:
    владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
    владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
    работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

    В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
    общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
    осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

    В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
    владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
    владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

    В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
    выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;     ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

    регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    1.Знание хронологии, работа с хронологией:
    объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);     называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
    определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.

    2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
    указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
    группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

    3.Работа с исторической картой:
    находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших
цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;     устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.

    4.Работа с историческими источниками:
    называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
    различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
    извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.

    5.Историческое описание (реконструкция):
    характеризовать условия жизни людей в древности;
    рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
    рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
    давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.

    6.Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
    раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
    сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
    иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
    объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.

    7.Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
    излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
    высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.

    8.Применение исторических знаний:
    раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
    выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,














Содержание курса История Древнего мира

Введение.

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Жизнь первобытных людей.

 Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Счет лет в истории.

Древний Восток .

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция .

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим.

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Итоговое повторение Древний мир.











































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,

в том числе с учетом рабочей программы воспитания

Тематическое планирование по истории для 5-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 57 г. Брянска. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся образовательной организации, создающих благоприятные условия для:

  1. становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных ценностных ориентаций;

  2. утверждения себя как личности в системе отношений, свойственных взрослому миру;

  3. развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

  1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

  2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

  3. к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

  4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

  5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

  6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

  7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

  8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

  9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

  10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.



















п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифро

вые) образовательные

ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Введение

1.1.

Введение

2

0

0


Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом;
Приводить примеры вещественных и письменных исторических
источников;
Объяснять значение терминов: история, хронология, археология,
этнография, нумизматика;
Характеризовать отрезки времени, используемые при описании прошлого (год, век, тысячелетие, эра);
Размещать на ленте времени даты событий, происшедших до нашей эры и в нашу эру;
Объяснять, какая историческая и географическая информация содержится на исторических картах;

Устный опрос; Письменный
контроль;

ЯКласс
http://www.yaklass.ru/
Библиотека видеоуроков по школьной программе
https://interneturok.ru/subject/istoriya/class/5 Олимпиум. Электронная библиотека
http://olimpium.ru/
Инфоурок
http://.infourok.ru
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/3/5/
Учи.ру
http://uchi.ru/

Итого по разделу

2

 

Раздел 2. Первобытность

2.1.

Первобытность

4

1

0


Показывать на карте места расселения древнейших людей, известные историкам;
Рассказывать о занятиях первобытных людей;
Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей; Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладение огнем, как его добывали и поддерживали;
Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков;
Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди;
Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, язычество, миф; Характеризовать значение освоения древними людьми земледелия и скотоводства;
Распознавать (на изображениях, макетах) орудия труда древних
земледельцев, ремесленников;
Давать определение понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, род, племя;
Рассказывать о важнейших ремеслах, изобретенных древними людьми; Рассказывать, как произошло открытие людьми металлов, какое значение это имело;
Объяснять, в чем состояли предпосылки и последствия развития обмена и торговли в первобытном обществе;
Раскрывать значение понятий и терминов: родовая община, соседская община, вождь, старейшина, знать;
Называть признаки, по которым историки судят о появлении цивилизации;

;
Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/

http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

 



 

Итого по разделу

4

 

Раздел 3. Древний Восток

3.1.

Древний Египет

7

1

1


Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия населения;
Объяснять, что способствовало возникновению в Египте сильной
государственной власти;
Рассказывать, как произошло объединение Египта, раскрывать значение этого событие;
Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец;
Давать описание условий жизни и занятий древних египтян, используя живописные и скульптурные изображения;
Характеризовать положение основных групп населения Древнего Египта (вельможи, чиновники, жрецы, земледельцы, ремесленники);
Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта;
Рассказывать об организации и вооружении египетского войска;
Объяснять, чем прославился фараон Рамсес II;
Рассказывать, каким богам поклонялись древние египтяне;
Представлять описание внешнего вида и внутреннего устройства
египетских храмов, пирамид (на основе фотографий, иллюстраций); Излагать сюжет мифа об Осирисе, объяснять, в чем заключалась его главная идея;
Рассказывать, чем известен в египетской истории фараон Эхнатон;
Рассказывать, в каких областях знаний древние египтяне достигли
значительных успехов;
Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма);
Объяснять, в чем состоял вклад Ж. Ф. Шампольона в изучение истории Древнего Египта;
Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Практическая работа;
Тестирование;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

3.2.

Древние цивилизации Месопотамии

4

1

0


Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопотамии и занятиях живших там в древности людей; Называть и показывать на карте древнейшие города-государства
Месопотамии;
Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос, зиккурат; Показывать на карте расположение древнего Вавилонского царства;
Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи; Объяснять, в чем заключается ценность законов как исторического
источника; Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации ассирийского войска;
Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой;
Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечательностях;
Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона; Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета при царе Навуходоносоре. Раскрывать смысл выражения«Вавилонская башня»;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

 



 

3.3.

Восточное
Средиземноморье в древности

3

0

1


Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья;
Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии; Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит;
Называть и показывать на карте древние государства Палестины; Объяснять, чем известен в истории царь Соломон;
Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий завет;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

3.4.

Персидская держава

1

0

1


Показывать на карте территорию Персидской державы в период ее могущества;
Объяснять причины военных успехов персидской армии;
Характеризовать систему управления персидской державой;
Рассказывать о религии древних персов;
Объяснять значение понятий и терминов: сатрап, зороастризм, Авеста;

Практическая работа;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

3.5.

Древняя Индия

2

0

1


Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях населения; Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту;
Объяснять значение понятий и терминов: арии, раджа, варна, каста, брахман, Веды, санскрит;
Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в индуизме;
Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения;
Давать описание внешнего вида и внутреннего убранства индуистских и буддийских храмов (на основе текста и иллюстраций учебника);
Объяснять, о чем повествуют поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», чем они интересны для историков;

Письменный контроль;
Практическая работа;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

3.6.

Древний Китай

3

1

1


Характеризовать, используя карту, природные условия Древнего Китая, их влияние на занятия населения;
Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев,
совершенствовании орудий их труда, технических сооружениях;
Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства;
Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и итогов его деятельности;
Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли;
Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае,
показывать, чем они завершались;
Объяснять значение понятий и терминов: Великая Китайская стена,
Великий шелковый путь, пагода, иероглиф, каллиграфия;
Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столетия;
Представлять характеристику достижений древних китайцев в развитии письменности, в науке, технике, художественной культуре (в форме устных сообщений, альбомов, презентаций);

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая работа;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

Итого по разделу

20

 

Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм

 



 

4.1.

Древнейшая Греция

4

0

1


Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения;
Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах;
Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея»;
Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь»;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Практическая работа;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

4.2.

Греческие полисы

10

1

1


Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства;
Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония;
Характеризовать основные группы населения греческого полиса, их
положение, отношение к власти;
Рассказывать о составе и организации полисного войска;
Показывать на карте направления Великой греческой колонизации,
называть наиболее значительные колонии, в том числе в Северном
Причерноморье. Рассказывать, как осуществлялось управление греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями;
Раскрывать значение понятий и терминов: ареопаг, архонт, народное собрание, реформа, остракизм;
Характеризовать основные положения и значение законов Солона и реформ Клисфена;
Объяснять, почему политическое устройство Древних Афин называется демократией;
Рассказывать об основных группах населения Спарты, о том, кто управлял государством;
Раскрывать значение понятий и терминов: олигархия, илоты, гоплиты; Объяснять, почему спартанское войско считалось самым сильным в
Греции;
Составить сообщение о спартанском воспитании, высказать суждение о его достоинствах и недостатках;
Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств, определять основные различия;
Рассказывать о причинах и непосредственном поводе для начала войн Персии против Греции;
Рассказывать, используя картосхемы, об участниках, ходе и итогах крупных сражений греко-персидских войн (Марафонская битва, оборона греками Фермопил, сражение в Саламинском проливе);
Систематизировать информацию о греко-персидских войнах в форме таблицы;
Характеризовать роль конкретных людей — руководителей полисов, военачальников, воинов в ходе военных событий;
Называть основные итоги греко-персидских войн;
Высказывать суждение о том, почему небольшой группе греческих полисов удалось одержать победу в войнах против могущественной Персидской державы;
Раскрывать причины укрепления демократии в Афинах в период греко-персидских войн;
Объяснять, почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла;
Называть основные источника рабства в Древней Греции, объяснять, почему численность рабов значительно возросла в V в. до н. э.;
Характеризовать условия жизни и труда рабов в греческих полисах;
Рассказывать о развитии ремесла и торговли в греческих городах;
Называть причины, основных участников и итоги Пелопоннесской войны;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая работа;
Тестирование;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

 



 

 



 

4.3.

Культура Древней Греции

3

0

0


Называть главных богов, которым поклонялись древние греки,
распознавать их скульптурные изображения;
Объяснять, кто такие титаны и герои;
Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней Греции;
Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия, Ликей, философия, логика, этика;
Называть древнегреческих ученых, известных своими трудами по
философии, истории, другим отраслям наук;
Представлять описание внешнего вида и планировки древнегреческого храма (в виде устного высказывания, презентации);
Раскрывать значение понятий и терминов: ордер, фронтон, капитель, кариатида, распознавать архитектурные элементы зданий на изображениях, фотографиях;
Рассказывать о древнегреческом театре, организации представлений; Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии. Объяснять, что греки ценили в спортивных состязаниях, в чем выражалось их отношение к играм;

Устный опрос; Письменный
контроль;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

4.4.

Македонские
завоевания. Эллинизм

3

0

0


Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в. до н. э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II;
Рассказывать, как была установлена власть македонского царя над
греческими полисами;
Систематизировать в виде таблицы информацию о завоевательных походах Александра Македонского;
Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра
Македонского;
Представлять характеристику («исторический портрет») Александра Македонского;
Раскрывать смысл понятия «эллинизм»;
Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра Македонского;
Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она
считалась культурным центром эллинистического мира;

Устный опрос;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

Итого по разделу

20

 

Раздел 5. Древний Рим

5.1.

Возникновение
Римского государства

3

0

0


Рассказывать, используя историческую карту, о природных условиях Апеннинского полуострова и племенах, населявших его в древности; Сопоставлять информацию о происхождении Рима, содержащуюся в легенде и полученную в ходе исследований историков;
Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул, народный трибун, Сенат, вето, легион, понтифик, авгур;
Объяснять, как было организовано управление Римской республикой (какими полномочиями обладали консулы, народные трибуны, Сенат, народное собрание);
Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстрации учебника;
Называть главных богов древних римлян, устанавливать соответствие римских и греческих богов;
Показывать на исторической карте, с какими противниками воевали римляне в борьбе за власть над Италией;
Объяснять происхождение и смысл выражений «Гуси Рим спасли»,«Пиррова победа», «Разделяй и властвуй!»;

Устный опрос; Письменный
контроль;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

 



 

5.2.

Римские завоевания в Средиземноморье

3

0

0


Представлять общую характеристику Пунических войн (причины, хронологический период, участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги);
Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал;
Показывать на исторической карте территории римских провинций, объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций;

Устный опрос; Письменный
контроль;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

5.3.

Поздняя Римская республика.

Гражданские войны

5

0

0


Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в. до н. э.

стал вопрос о переделе «общественной земли»;
Раскрывать значение понятий и терминов: «общественная земля»,
гражданская война, диктатор, проскрипции, триумвират,
вольноотпущенник, гладиатор;
Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов; Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать информацию, высказывать оценочные суждения);
Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие силы противостояли друг другу;
Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме;
Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины,
участники, основные периоды восстания, итоги);
Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять, благодаря чему он вошел в историю;
Раскрывать, при каких обстоятельствах появились и что означали
выражения «Жребий брошен!», «Перейти Рубикон»;
Называть главных участников борьбы за власть после смерти Цезаря и ее итоги;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Тестирование;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

5.4.

Расцвет и падение Римской империи

6

1

0


Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана Августа; Представлять характеристики римских императоров, их правления (Нерон, Траян, Диоклетиан — по выбору);
Показывать на исторической карте территорию Римской империи,
объяснять, как было организовано управление провинциями;
Рассказывать, используя иллюстрации учебника, о повседневной жизни в столице и провинциях Римской империи;
Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем различались условия их жизни и труда;
Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Колизей,
акведук, амфитеатр, термы;
Рассказывать о возникновении и распространении христианства, объяснять, чем отличалась новая религия от верований римлян;
Характеризовать политику римских императоров в отношении христиан, объяснять, как и при каких обстоятельствах она была изменена;
Объяснять значение понятий и терминов: Библия, Евангелие, апостол, церковь, патриарх, епископ. Рассказывать о разделении Римской империи на Западную и Восточную;
Систематизировать в форме таблицы информацию о нападениях варваров на Рим;
Участвовать в обсуждении вопроса «Почему пала Западная Римская
империя?»;

Тестирование; устный опрос; тестирование;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

 



 

5.5.

Культура Древнего Рима

1

0

1

 

Раскрывать смысл понятия «золотой век римской поэзии», называть имена поэтов золотого века;
Рассказывать о развитии научных знаний в Древнем Риме (философия, география, история);
Объяснять, какое значение и почему придавалось в Древнем Риме
ораторскому искусству;
Составлять описание известных архитектурных сооружений Древнего Рима (по выбору);
Сравнивать внешний вид древнегреческих и древнеримских храмов.

Определять общие черты и различия;
Изучать иллюстрации учебника, объяснять, о чем рассказывают римские скульптурные портреты;

ВПР;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

Итого по разделу

20

 

Раздел 6. Обобщение

6.1.

Историческое и
культурное наследие цивилизаций Древнего мира

1

1

1

  

Виды деятельности по изученным разделам;

Практическая работа;
ВПР;

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

 6.2 Итоговое повторение

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

7

9

 

 


.


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы

контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Введение

1

0

0

.

Устный опрос;

2.

Введение. Счет лет в истории

1

0

0

.

Письменный

контроль;

3.

Древнейшие люди.

Родовые общины
охотников и собирателей.

1

0

0

.

Устный опрос;

4.

Возникновение искусства и религиозных верований

1

0

0

.

Устный опрос;

Письменный
контроль;

5.

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

0

0

.

Устный опрос;

Письменный
контроль;

6.

Появление неравенства и знати

1

1

0

.

Контрольная

работа;

7.

Государство на берегах Нила

1

0

0

.

Письменный

контроль;

8.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

0

0

.

Устный опрос;

9.

Жизнь египетского вельможи

1

0

0

.

Устный опрос;

10.

Военные походы фараонов

1

0

0

.

Устный опрос;

11.

Религия древних египтян

1

0

1

.

Практическая

работа;

12.

Искусство Древнего Египта

1

0

0

.

Письменный

контроль;

13.

Письменность и знания египтян

1

1

0

.

Тестирование;

14.

Древнее Двуречье

1

0

0

.

 Устный опрос;

15.

 Древнее Двуречье

1

0

0

.

Письменный

контроль;

16.

 Вавилонский царь
Хаммурапи и его законы

1

0

0

.

 Устный опрос;

 

17.

Ассирийская держава

1

0

0

.

Письменный

контроль;

18.

 Финикийские мореплаватели

1

1

0

.

Тестирование;

19.

Библейские сказания

1

0

0

.

Устный опрос;

20.

Древнееврейское царство

1

0

0

.

Самооценка с
исп. «Оценоч

ного листа»;

21.

Персидская держава "царя царей"

1

0

1

.

Практическая

работа;

22.

Природа и люди Древней Индии

1

0

1

.

Практическая

работа;

23.

Индийские варны

1

0

0

.

Письменный

контроль;

24.

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

0

1

.

Практическая

работа;

25.

Первый властелин единого Китая

1

0

0

.

Устный опрос;

26.

Контрольная работа по разделу Древний Восток

1

1

0

.

Контрольная

работа;

27.

Греки и критяне

1

0

0

.

Устный опрос;

28.

Микены и Троя

1

0

0

.

Устный опрос;

29.

 Религия древних греков

1

0

1

.

 Практическая    работа;

30.

Поэмы Гомера "Иллиада" и "Одиссея"

1

0

0

.

Письменный

контроль;

31.

Земледельцы Аттики
теряют землю и свободу

1

0

0

.

Устный опрос;

32.

 Зарождение демократии в Афинах

1

0

0

.

Устный опрос;

33.

 Древняя Спарта

1

0

0

.

Устный опрос;

34.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

0

1

.

Практическая

работа;

 



 

35.

 Победа греков над
персами в Марафонской битве

1

0

0

.

Письменный

контроль;

36.

Нашествие персидских войск

1

0

0

.

Письменный

контроль;

37.

В гаванях афинского порта Пирей

1

0

0

.

Устный опрос;

38.

 В городе богини Афины

1

0

0

.

Устный опрос;

39.

Афинская демократия при Перикле

1

0

0

.

Устный опрос;

40.

Контрольная работа

1

1

0

.

Контрольная

работа;

41.

Олимпийские игры в Древности

1

0

0

.

Устный опрос;

42.

В афинских школах и гимнасиях

1

0

0

.

Письменный

контроль;

43.

В афинском театре

1

0

0

.

Письменный

;

44.

Города Эллады
подчиняются Македонии

1

0

0

.

Устный опрос;

45.

Поход Александра
Македонского на Восток

1

0

0

.

Устный опрос;

46.

В Александрии Египетской

1

0

0

.

Устный опрос;

47.

 Древнейший Рим

1

0

0

.

Письменный

контроль;

48.

 Завоевание Римом Италии

1

0

0

.

Устный опрос;

49.

Устройство Римской республики

1

0

0

.

Устный опрос;

50.

Вторая война Рима с Карфагеном

1

0

0

.

Устный опрос;

51.

Установление Римом господства во всем
Средиземноморье

1

0

0

.

Устный опрос;

52.

Рабство в Древнем Риме

1

0

0

.

Устный опрос;

53.

Земельный закон братьев Гракхов

1

0

0

.

 Письменный   

 контроль;

 



 

54.

Восстание Спартака

1

0

0

.

Устный опрос;


55.

Единовластие Цезаря

1

0

0

.

Устный опрос;


56.

 Установление империи

1

0

0

.

Устный опрос;


57.

Соседи Римской империи

1

0

0

.

Устный опрос;


58.

В Риме при императоре Нероне

1

0

0

.

Устный опрос;

59.

Первые христиане и их учения

1

0

0

.

Письменный

контроль;

60.

Расцвет империи во II веке н.э.

1

0

0

.

Устный опрос;

61.

 Вечный город и его жители

1

0

0

.

Устный опрос;

62.

 Римская империя при Константине

1

0

0

.

Устный опрос;

63.

Взятие Рима варварами

1

1

0

.

Тестирование;

64.

Культура Древнего Рима

1

0

1

.

 Практическая

работа;

65.

Историческое и
культурное наследие цивилизаций Древнего мира

1

0

1

.

Практическая

работа;

66-68 Итоговое повторение.

68



 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!