Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор__________(Петросова Т.Г.)
«____» ________________ 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
10 класс
Составитель: Маркина Ольга Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
2018 год
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 года) Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №25;
Учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ СОШ №25;
С учетом Авторской программы по русскому языку к учебникам 10-11 классов (А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина - М.: Просвещение, 2011.),
УМК «Русский язык 10-11 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений», авторов: А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова .М.: Просвещение, 2017).
Положения о рабочей программе учебного предмета (курса, внеурочной деятельности) МБОУ СОШ №25.
Цель обучения русскому языку:
Важнейшая цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.
Задачи обучения
Курс русского языка в X классе направлен на достижение следующих задач
обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
· дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
· освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Обязательный минимум содержания (стандарт)
Общие сведения о языке
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы.
Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Синтаксис и пунктуация
Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Речь, функциональные стили речи
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль речи
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов.
Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧЮЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик научится знать/понимать:
Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;
Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
Создание устного и письменного речевого высказывания:
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
Проводить разные виды языкового разбора;
Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
Соблюдать в процессе письма, изученные орфографические и пунктуационные нормы;
Эффективно использовать языковые единицы в речи;
Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов по программе | Выполнение практической части программы |
1 | Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке. | 7 | 1К.Р. |
2 | Фонетика, орфоэпия, орфография | 6 | 1К.Р |
3 | Лексика и фразеология. | 8 | 1К.Р. |
4 | Морфемика (состав слова) и словообразование. | 4 | 4 |
5 | Морфология и орфография. | 13 | 2К.Р. |
6 | Синтаксис и пунктуация. | 12 | 2 К.Р. |
7 | Речь, функциональные стили речи. | 13 | 2К.Р. |
8 | Научный стиль речи. | 5 | 1К.Р. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (68 ч) |
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке. 5 (+ 1 Р.Р.; 1К.Р.) часов |
1 | Язык и общество. | | |
2 | Роль языка в обществе. «Язык каждого народа создан самим народом» К.Д.Ушинский. | | |
3 | Язык и история народа. Три периода в истории русского языка. | | |
4 | Взаимосвязь языка и культуры. | | |
5 | Стилистические функции устаревших форм слова.Входной контроль. | | |
6 | Р.Р. Обучение написанию сочинения по типу рассуждения | | |
7 | К. Р. № 1. Сочинение-рассуждение. | | |
Итого | 7 часов | |
Фонетика и грамматика. Орфография, орфоэпия. 5 (+1 К.Р.) часов |
8 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. | | |
9 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | | |
10 | Принципы русской орфографии. | | |
11 | Фонетический разбор. | | |
12 | К. Р. № 2. Диктант с решением тестовых задач на знание орфоэпической нормы. | | |
13 | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография». Анализ контрольной работы. | | |
Итого | 6 часов | |
Лексика и фразеология. 6 (+1 Р.Р.; 1 К.Р.) часов |
14 | Повторение по теме «Лексика». | | |
15 | Сферы употребления русской лексики. | | |
16 | Исконно русская и заимствованная лексика. | | |
17 | Русская фразеология. | | |
18 | Словари русского языка. | | |
19 | Стилистические фигуры речи (антитеза, оксюморон и др.) | | |
20 | Р.Р. Практическая работа. Анализ средств выразительности русской речи в авторских текстах. | | |
21 | К.Р № 3. Изложение с решением тестового задания. | | |
Итого | 8 часов | |
Морфемика (состав слова) и словообразование. 4 часа |
22 | Обобщение знаний о составе слова и словообразовании. | | |
23 | Выразительные словообразовательные средства. | | |
24 | Словообразовательный разбор. | | |
25 | Практическая работа по теме «Состав слова и словообразование». | | |
Итого | 4 часа | |
Морфология и орфография. 11(+2К.Р.) часов |
26 | Обобщение по теме «Части речи». | | |
27 | Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. | | |
28 | Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. | | |
29 | Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ. | | |
30 | Административная контрольная работа за Iполугодие. | | |
31 | Правописание наречий. | | |
32 | Правописание наречий. | | |
33 | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | | |
34 | Правописание глаголов. | | |
35 | Правописание причастий. | | |
36 | Обобщающее повторение. Слитное, Раздельное и дефисное написание. | | |
37 | К.Р. № 5. Изложение с творческим заданием. | | |
38 | К.Р. № 5. Изложение с творческим заданием. | | |
Итого | 13 часов | |
Синтаксис и пунктуация. 10 (+2 К.Р.) часов |
39 | Принципы русской пунктуации. | | |
40 | Типы и виды словосочетаний. | | |
41 | Простое предложение. | | |
42 | Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений. | | |
43 | Пунктуация в односложных предложениях. | | |
44 | Осложненное предложение. | | |
45 | Сложное предложение. | | |
46 | Бессоюзные сложные предложения. | | |
47 | Прямая и косвенная речь. | | |
48 | Авторская пунктуация. | | |
49 | К.Р. № 6. Тест. | | |
50 | К.Р. № 6. Тест. | | |
Итого | 12 часов | |
Речь. Функциональные стили речи. 10 (+1 Р.Р.; 2 К.Р.) часов |
51 | Язык и речь. Основные требования к речи. | | |
52 | Текст, его строение. Функциональные стили речи. | | |
53 | Абзац.Сжатие текста. | | |
54 | Типы речи. Повествование. | | |
55 | Описание. | | |
56 | Рассуждение. | | |
57 | Р. Р. Содержательно-композиционный анализ текста. | | |
58 | Виды сокращений текста (план, тезис, выписка). | | |
59 | Конспект. Тематический конспект. | | |
60 | Реферат. | | |
61 | Аннотация. Рецензия. | | |
62 | К. Р. № 7. Изложение с творческим заданием. | | |
63 | К. Р. № 7. Изложение с творческим заданием. | | |
Итого | 13 часов | |
Научный стиль речи. 5 часов |
64 | Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности. | | |
65 | Административная контрольная работа за год. | | |
66 | Морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи. | | |
67 | Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи. | | |
68 | К.Р № 8. Итоговая работа за курс 10 класса. | | |
Итого | 5 часов | |
Всего за год | 68 часов | |
Учебно-методическое
обеспечение
Информационный материал для учителя:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы. Авторы программы:А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина/– М.:Просвещение,2011г.
2. Учебник «Русский язык 10-11 классы»./ А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченкова/-М.:Просвещение, 2010г.
3. «Русский язык 10-11 классы» /Д.Э.Розанталь, 2001г.
4. А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова, «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.
5. Русское речевое общение [Текст] : методическое пособие для учителя / В. М. Шаталова, О. Н. Зубакина ; М-во образования Московской обл., Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Московский гос. обл. ун-т. - Москва : Московский гос. обл. ун-т, 2012.
6.В.М.Шаталова, О.Н.Зубакина. «Русское речевое общение. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений Московской области» - М,2012
Информационный материал для ученика:
Учебник «Русский язык 10-11 классы»./ А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченкова/-М.:Просвещение, 2010г.
В.М.Шаталова, О.Н.Зубакина. «Русское речевое общение. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений Московской области» - М,2012
Дополнительная литература.
1. «Тесты по грамматике и пунктуации»/ Н.Г.Ткаченко, части 1 .2, 2003г.
2. «Пишите без ошибок». Ускоренный курс. /Е.Шишкин, 2002г.
3. «Сборник диктантов повышенной сложности»./Г.А.Богданова, 2002г.
4. Тетради для подготовки учащихся к экзаменам в форме ЕГЭ, 2010г.
5. «Словарь русского языка» /С.И.Ожегов/, 1995г.
Цифровые образовательные ресурсы.
1. http://www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
2. http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
3. http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»
4. http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
5.http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/ – Каталог образовательных ресурсов по русскому языку
6. http://ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ
7. http://ru.calameo.com/books/0018009807b762c06823d
Согласовано.
Протокол заседания ШМО
«_____» _______2018 №____
Согласовано
Заместитель директора по УВР ___________ М.Е. Алейник
«______» __________ 2018