Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа
«__» 2022г. Методсовета
Составила: учитель биологии Ячменева А.И.
с.Верх-Усугли, 2022-2023 уч.г.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 7 класса составлена на основе
- ФГОС ООО ( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10г. №1897;
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ;
- примерной программы ООП ООО, одобренной 08.04.5г № 1/15 с учетом ООП ООО МБОУ ВУСОШ с учетом авторской программы В.В.Пасечника;
- Распоряжения Министерства просвещения РФ Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленности от 12.01.2021г №Р-6
При реализации рабочей программы используется оборудование цифровой лаборатории «Точка роста».
Курс «Биология. Животные», имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: анатомии, морфологии, физиологии, эмбриологии, экологии, систематики, зоогеографии, содержание которых адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла о животном мире.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражая родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой, что животные связаны с окружающей средой. Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть.
Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, системы животного мира, отражающей длительную эволюцию животных, изучение ведется от простейших к млекопитающим.
- связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания:
- сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных;
- роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды;
- законы об охране животного мира.
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения различных групп животных;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
№ | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Используемое оборудование цифровой лаборатории «Точка роста» |
1 | Введение (2 часа) Инструктаж по ТБ на уроках биологии История развития зоологии | Формирования знаний | Работа с текстом учебника, в тетради | | Выделять этапы развития зоологии, становление ее как науки | |
2 | Современная зоология | Комбинированный | Работа с текстом учебника, в тетради | Фронтальный опрос | Знать черты сходства и отличия растений и животных | |
| I Многообразие животных (40 часов) |
3 | Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника, лабораторная работа | Фронтальный опрос | Знать особенности строения и жизнедеятельности простейших | Микроскоп цифровой, микропрепараты (амеба) |
4 | Простейшие: Жгутиконосцы, инфузории Инструктаж по ТБ Л.р «Многообразие водных одноклеточных животных» | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения и жизнедеятельности эвглены зеленой и инфузории-туфельки | Микроскоп цифровой, микропрепараты (эвглена зеленая, инфузория) |
5 | Тип Губки: известковые, стеклянные, обыкновенные | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника, в тетради | Тестовый контроль | Характеризовать губок, их роль в природе и в жизни человека | |
6 | Тип Кишечнополостные Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения и жизнедеятельности | Микроскоп цифровой, микропрепараты (внутренне строение гидры) |
7 | Тип Плоские черви Классы Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради, с таблицей | Фронтальный опрос | Знать особенности строения, черты приспособленности к паразитизму | |
8 | Циклы развития паразитических червей | Комбинированный | Работа с рисунками учебника | Индивидуальный опрос | Знать пути профилактики гельминтоза. | |
9 | Тип Круглые черви | Комбинированный | Работа с учебником, в тетради, с ри -сунками | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения и жизнедеятельности аскариды, уметь сравнивать с плоскими червями | |
10 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые | Комбинированный | Работа с текстом и иллюстрациями учебника | Фронтальный опрос | Знать особенности строения и жизнедеятельности, черты усложнения | Цифровой микроскоп, лабораторное оборудование. Электронные таблицы |
11 | Классы Малощетинковые, Пиявки Инструктаж по ТБ Л.р «Внешнее строение дождевого червя» | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради, лаб. работа | Фронтальный опрос | Знать особенности внешнего строения, связанные со средой обитания. | |
12 | Тип Моллюски Классы Моллюсков Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради, с натуральными объектами | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения и жизнедеятельности, черты усложнения моллюсков | |
13 | Инструктаж по ТБ Л.р «Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков» | Комбинированный | Работа с текстом учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Характеризовать и сравнивать представителей классов моллюсков | Цифровой микроскоп, лабораторное оборудование. Влажные препараты, коллекции раковин моллюсков. Электронные таблицы |
14 | Тип Иглокожие Классы Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Офиуры, Голотурии | Комбинированный | Работа с текстом учебника, с рисунками, натур.объект. | Тестовый контроль | Знать особенности внешнего и внутреннего строения, их роль в природе | |
15 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради, с натуральными объектами | Индивидуальный опрос | Знать общие признаки, уметь проводить лабораторные исследования | |
16 | Класс Паукообразные | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради, с таблицами | Индивидуальный опрос | Характеризовать паукообразных, сравнивать их с ракообразными | |
17 | Класс Насекомые Инструктаж по ТБ Л.р «Изучение представителей отрядов насекомых» | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради, с коллекциями | Фронтальный опрос, тест | Знать общие признаки, уметь проводить лабораторные исследования | Гербарный материал – строение насекомого. Гербарный материал – типы развития насекомых |
18 | Отряды насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки. | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника, в тетради | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения, узнавать их на рисунках и в природе. | |
19 | Отряды насекомых: стрекозы, вши, жуки, клопы | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника, в тетради | Фронтальный опрос | Знать особенности строения, приспособленности к среде обитания, узнавать в природе. | |
20 | Отряды насекомых: бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи. | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника | Фронтальный опрос | Знать особенности строения, узнавать их на рисунках и в природе. | |
21 | Отряд насекомых: перепончатокрылые | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника, в тетради | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения пчел, муравьев, их значение | |
22 | Обобщающий урок по теме: «Тип членистоногие» | Повторени я и обобщения знаний | Работа в тетради | Итоговый контроль | Применять полученные знания в новой ситуации | |
23 | Тип Хордовые Подтипы Бесчерепные и Черепные | Формирования знаний и умений | Работа с рисунками учебника, в тетради | | Знать основные признаки типа, характеризовать ланцетника | |
24 | Класс Рыбы Инструктаж по ТБ Л.р «Внешнее и внутреннее строение и передвижение рыб» | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради, л.р | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения рыб, умение наблюдать за организмами | Влажные препараты «Рыбы». Модель – скелет рыбы |
25 | Класс Хрящевые рыбы | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Характеризовать отряды, узнавать представителей | |
26 | Класс Костные рыбы | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Индивидуальный опрос | Характеризовать отряды, узнавать представителей | |
27 | Класс Земноводные, или Амфибии | Комбинированный | Работа с текстом учебника, в тетради, с ри -сунками | Тестовый контроль | Знать общую характеристику класса, делать вывод об усложнении | Влажные препараты «Земноводные» |
28 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Отряд Чешуйчатые | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос, викторина | Знать общую характеристику класса | Влажные препараты «Пресмыкающиеся» |
29 | Отряды пресмыкающихся: черепахи и крокодилы | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Индивидуальный опрос | Сравнивать между собой отряды рептилий | |
30 | Класс Птицы Инструктаж по ТБ Л.р «Изучение внешнего и внутреннего строения птиц» | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей, л.р | Тестовый контроль | Знать особенности строения, приспособленность к полету. | Чучело птицы, Перья птицы, микропрепараты «Перья птиц» Скелет голубя |
31 | Отряды птиц: Пингвины, Страусообразные, Казуарообразные, Гусеобразные | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения, приспособленность к среде обитания | |
32 | Отряды птиц: дневные хищные, совы, куриные. | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Знать особенности строения, приспособленность к среде обитания | |
33 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Знать особенности строения, приспособленность к среде обитания | |
34 | Обобщающий урок по теме «Птицы» | Повторения и обобщения знаний | Работа в тетради | Итоговый контроль | Применять полученные знания в новой ситуации | |
35 | Класс Млекопитающие или Звери | Формирования знаний и умений | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Знать особенности строения и организации, делать вывод об усложнении | Влажные препараты «Кролик», скелет млекопитающего |
36 | Отряды млекопитающих: Однопроходные, сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения и приспособленность к среде обитания | |
37 | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Знать особенности строения и приспособленность к среде обитания | |
38 | Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения и приспособленность к среде обитания | |
39 | Отряды млекопитающих: Хоботные, Хищные. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Знать особенности строения и приспособленность к среде обитания | |
40 | Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения и приспособленность к среде обитания | |
41 | Отряды млекопитающих: Приматы | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Индивидуальный опрос | Знать особенности строения ,сходство и родство с человеком | |
42 | Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие» | Повторения и обобщения знаний | Работа в тетради, с ри -сунками | Итоговый контроль | Применять полученные знания в новой ситуации | |
| | | | | | |
43 | Покровы тела Инструктаж по ТБ Л.р «Изучение особенностей покровов тела» | Комбинированный | Работа с учебником, в тетради, с ри -сунками, натур объектами | Фронтальный опрос | Знать строение и функции покровов тела, уметь определять тип образований: чешуя, когти, перья и т.д | |
44 | Опорно-двигательная система. Инструктаж по ТБ Л.р «Изучение опорно-двигательной системы». | Комбинированный | Работа с учебником, рисунками, л.р | Фронтальный опрос | Знать усложнение опорно-двигательн. системы, свойства наружного и преимущества внутреннего скелета | Скелеты рыбы, птицы, млекопитающего |
45 | Способы передвижения животных. Полости тела. | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Фронтальный опрос | Знать признаки движений, усложнение двигательных органов | |
46 | Органы дыхания и газообмен. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, | Фронтальный опрос | Знать эволюцию органов дыхания | |
47 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, в тетради | Тестовый контроль | Обосновывать усложнение строения пищеварительной системы. | |
48 | Кровеносная система. Кровь. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, с таблицей | Фронтальный опрос | Знать эволюцию кровеносной системы, состав и функции крови | |
49 | Органы выделения. | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Индивидуальный опрос | Знать эволюционные изменения выделительной системы | |
50 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Л | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Фронтальный опрос | Знать эволюцию нервной системы. Уметь наблюдать и делать выводы | |
51 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Фронтальный опрос | Знать эволюцию органов чувств | |
52 | Продление рода. Органы размножения. | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Тестовый контроль | Знать эволюционные преобразования половой системы | |
53 | Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Инструктаж по ТБ Л.р «Определение возраста животных» | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника, натуральными объектами, лаб. работа | Фронтальный опрос | Знать способы размножения : бесполое и половое. Уметь определять возраст животных по чешуе рыб, раковине моллюска | |
54 | Периодизация и продолжительность жизни животных. | Комбинированный | Работа с текстом учебника | Индивидуальный опрос | Знать онтогенез и его периоды | |
55 | Контрольная работа по теме: «Строение. Индивидуальное развитие Эволюция» | Проверки и учета знаний и умений | Работа в тетради | Итоговый контроль | Знать основные понятия темы, уметь применять полученные знания | |
| | | | | | |
56 | Доказательства эволюции животных | Формирования знаний и умений | Работа с рисунками и текстом учебника | Фронтальный опрос | Приводить примеры доказательств эволюции животных | |
57 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. Многообразие видов как результат эволюции. | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Индивидуальный опрос | Знать движущие силы и результат эволюции | |
58 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Индивидуальный опрос | Знать понятия темы, называть причину миграций | |
| | | | | | |
59 | Естественные и искусственные биоценозы | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Фронтальный опрос | Характеризовать биоценозы. Уметь их сравнивать. | |
60 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Комбинированный | Работа с текстом учебника | Фронтальный опрос | Объяснять влияние факторов среды на организмы | |
61 | Цепи питания. Поток энергии. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника | Фронтальный опрос | Составлять цепи питания | |
62 | Взаимосвязи компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | Комбинированный | Работа с рисунками и текстом учебника | Индивидуальный опрос | Выделять связи между организмами | |
63 | Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» | Обучения умениям и навыкам | Наблюдения за организмами | Фронтальный опрос | Знать взаимосвязи животных в лесу, цепи питания в нем, правила поведения в природе | |
64 | Обобщающий урок по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы» | Повторения и обобщения знаний | Работа в тетради | Итоговый контроль | Применять полученные знания в новой ситуации | |
| | | | | | |
65 | Воздействие человека и его деятельности на животных Одомашнивание животных | Формирования знаний и умений | Работа с текстом учебника | Фронтальный опрос | Определять степень воздействия человека на животный мир Знать этапы одомашнивания | |
66 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | Комбинированный | Работа с текстом учебником | Индивидуальный опрос | Объяснять понятие мониторинги методы его осуществления | |
67 | Обобщение знаний по теме «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» | Повторения и обобщения знаний | Работа в тетради | Итоговый контроль | Применять полученные знания в новой ситуации | |
68 | Заключительный урок по курсу «Биология. Животные. 7 класс» | Повторения и обобщения знаний | Работа с таблицами | Фронтальный опрос | Применять полученные знания и умения | |