СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено на Согласовано с Утверждено

заседании МО методическим директором школы

учителей советом Приказ №

естественно- « » 2022г. От «_ » 2022г

исторического Протокол №

цикла Руководитель Печать школы

«__» 2022г. Методсовета

Протокол №

Руководитель МО:














Рабочая программа по биологии

7 класс






Составила: учитель биологии Ячменева А.И.










с.Верх-Усугли, 2022-2023 уч.г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 7 класса составлена на основе

- закона ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- ФГОС ООО ( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10г. №1897;

-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ;

- примерной программы ООП ООО, одобренной 08.04.5г № 1/15 с учетом ООП ООО МБОУ ВУСОШ с учетом авторской программы В.В.Пасечника;

- Распоряжения Министерства просвещения РФ Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленности от 12.01.2021г №Р-6


Цели программы:

  • Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, методах познания живой природы.

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации.

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.


Задачи:

  • развитие познавательного интереса к изучению природы,

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру,

  • формирование понятия о необходимости охраны животных.


При реализации рабочей программы используется оборудование цифровой лаборатории «Точка роста».




Общая характеристика учебного предмета

Курс «Биология. Животные», имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: анатомии, морфологии, физиологии, эмбриологии, экологии, систематики, зоогеографии, содержание которых адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражая родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой, что животные связаны с окружающей средой. Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, системы животного мира, отражающей длительную эволюцию животных, изучение ведется от простейших к млекопитающим.


Сведения об учебно-методическом комплексе


Программа курса: Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина,  В.М. Пакуловой.  (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2006, -172.)

Учебник:  Учебник В.В.Латюшин, В,А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005

Методическое пособие: 

  1. В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. – М.: Дрофа, 2004, - 192с.;

  2. Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

  3. Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;

  4. Биология. 7-8 классы: тесты / авт.-сост. М.В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. – 150с.;

  5. Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.:Дрофа, 2001. – 192с.;

  6. В.В.Буслаков, А.В.Пынеев Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие / Москва, 2021




Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология. Животные», которыми должны овладеть обучающиеся в течении учебного года:


Знать/ понимать

- основные черты сходства и отличия животных и растений;

- основные виды животных своей местности;

- связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания:

- сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных;

- связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями;

- особенности индивидуального и исторического развития животных;

- роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды;

- значение животных в природе и жизни человека;

- законы об охране животного мира.

Должен уметь:

- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения различных групп животных;

- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

- работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

- определять принадлежность животных к систематическим категориям;

- владеть языком предмета.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.

  • Оказание первой помощи при укусах животных.

  • Выращивание и размножение домашних животных, уход за ними.



Содержание курса.


Рабочая программа рассчитана на 34 рабочие недели (68 часов в год при двухчасовой недельной нагрузке)


Кол-во часов

по рабочей

программе

Номера уроков

Тема

1

2

1-2

Введение

40

3-42

Многообразие животных

13

43-55

Строение, индивидуальное развитие, эволюция

3

56-58

Развитие и закономерности размещения животных на Земле

6

59-64

Биоценозы

3

65-67

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

1

68

Заключительный урок по курсу «Биология. Животные. 7 класс»

2


4,11,13,17,24,30,43,44

Лабораторные работы

3


25,55

Контрольные работы

4


22,34,42,64,68

Уроки обобщения изученного материала

Всего

68 часов





















Учебно-тематическое планирование по биологии 7 класс.

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Виды

контроля

Планируемые результаты освоения материала

Используемое оборудование цифровой лаборатории «Точка роста»

1

Введение (2 часа)

Инструктаж по ТБ на уроках биологии

История развития зоологии


Формирования знаний


Работа с текстом учебника, в тетради



Выделять этапы развития зоологии, становление ее как науки


2

Современная зоология

Комбинированный

Работа с текстом учебника, в тетради

Фронтальный опрос

Знать черты сходства и отличия растений и животных



I Многообразие животных (40 часов)

3

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики

Комбинированный


Работа с рисунками и текстом учебника, лабораторная работа

Фронтальный опрос

Знать особенности строения и жизнедеятельности

простейших

Микроскоп цифровой, микропрепараты (амеба)

4

Простейшие: Жгутиконосцы, инфузории Инструктаж по ТБ

Л.р «Многообразие водных одноклеточных животных»

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, с таблицей

Индивидуальный опрос

Знать особенности строения и жизнедеятельности эвглены зеленой и инфузории-туфельки

Микроскоп цифровой, микропрепараты (эвглена зеленая, инфузория)

5

Тип Губки: известковые, стеклянные, обыкновенные

Комбинированный

Работа с рисунками и текстом учебника, в тетради

Тестовый контроль

Характеризовать губок, их роль в природе и в жизни человека


6

Тип Кишечнополостные

Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, в тетради

Индивидуальный опрос

Знать особенности строения и жизнедеятельности

Микроскоп цифровой, микропрепараты (внутренне строение гидры)

7

Тип Плоские черви

Классы Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, в тетради, с таблицей

Фронтальный опрос

Знать особенности строения, черты приспособленности к паразитизму


8

Циклы развития паразитических червей

Комбинированный

Работа с рисунками учебника

Индивидуальный опрос

Знать пути профилактики гельминтоза.


9

Тип Круглые черви


Комбинированный

Работа с учебником, в тетради, с ри -сунками

Индивидуальный опрос

Знать особенности строения и жизнедеятельности аскариды, уметь сравнивать с плоскими червями


10

Тип Кольчатые черви.

Класс Многощетинковые

Комбинированный

Работа с текстом и иллюстрациями учебника

Фронтальный опрос

Знать особенности строения и жизнедеятельности, черты усложнения

Цифровой микроскоп, лабораторное оборудование. Электронные таблицы

11

Классы Малощетинковые, Пиявки Инструктаж по ТБ

Л.р «Внешнее строение дождевого червя»

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, в тетради, лаб. работа

Фронтальный опрос

Знать особенности внешнего строения, связанные со средой обитания.


12

Тип Моллюски

Классы Моллюсков Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, в тетради, с натуральными объектами

Индивидуальный опрос

Знать особенности строения и жизнедеятельности, черты усложнения моллюсков


13

Инструктаж по ТБ

Л.р «Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков»

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с таблицей

Фронтальный опрос

Характеризовать и сравнивать представителей классов моллюсков

Цифровой микроскоп, лабораторное оборудование. Влажные препараты, коллекции раковин моллюсков. Электронные таблицы

14

Тип Иглокожие

Классы Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Офиуры, Голотурии

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с рисунками, натур.объект.

Тестовый контроль

Знать особенности внешнего и внутреннего строения, их роль в природе


15

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные.


Комбинированный

Работа с рисунками учебника, в тетради, с натуральными

объектами

Индивидуальный опрос

Знать общие признаки, уметь проводить лабораторные исследования


16

Класс Паукообразные

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, в тетради, с таблицами

Индивидуальный опрос

Характеризовать паукообразных, сравнивать их с ракообразными


17

Класс Насекомые

Инструктаж по ТБ

Л.р «Изучение представителей отрядов насекомых»

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, в тетради, с коллекциями

Фронтальный опрос, тест

Знать общие признаки, уметь проводить лабораторные исследования

Гербарный материал – строение насекомого.

Гербарный материал – типы развития насекомых

18

Отряды насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки.

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника, в тетради

Индивидуальный опрос

Знать особенности строения, узнавать их на рисунках и в природе.


19

Отряды насекомых: стрекозы, вши, жуки, клопы

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника, в тетради

Фронтальный опрос

Знать особенности строения, приспособленности к среде обитания, узнавать в природе.


20

Отряды насекомых: бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника

Фронтальный опрос

Знать особенности строения, узнавать их на рисунках и в природе.


21

Отряд насекомых: перепончатокрылые

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника, в тетради

Индивидуальный опрос

Знать особенности строения пчел, муравьев, их значение


22

Обобщающий урок по теме: «Тип членистоногие»

Повторени

я и обобщения знаний

Работа в тетради

Итоговый контроль

Применять полученные знания в новой ситуации


23

Тип Хордовые

Подтипы Бесчерепные и Черепные

Формирования знаний и умений

Работа с рисунками учебника, в тетради


Знать основные признаки типа, характеризовать ланцетника


24

Класс Рыбы

Инструктаж по ТБ


Л.р «Внешнее и внутреннее строение и передвижение рыб»

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, в тетради, л.р

Индивидуальный опрос

Знать особенности строения рыб, умение наблюдать за организмами

Влажные препараты «Рыбы». Модель – скелет рыбы

25

Класс Хрящевые рыбы

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, с таблицей

Фронтальный опрос

Характеризовать отряды, узнавать представителей


26

Класс Костные рыбы

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, с таблицей

Индивидуальный опрос

Характеризовать отряды, узнавать представителей


27

Класс Земноводные, или Амфибии

Комбинированный

Работа с текстом учебника, в тетради, с ри -сунками

Тестовый контроль

Знать общую характеристику класса, делать вывод об усложнении

Влажные препараты «Земноводные»

28

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Отряд Чешуйчатые

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, с таблицей

Фронтальный опрос, викторина

Знать общую характеристику класса

Влажные препараты «Пресмыкающиеся»

29

Отряды пресмыкающихся: черепахи и крокодилы

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, с таблицей

Индивидуальный опрос

Сравнивать между собой отряды рептилий


30

Класс Птицы

Инструктаж по ТБ

Л.р «Изучение внешнего и внутреннего строения птиц»

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, с таблицей, л.р

Тестовый контроль

Знать особенности строения, приспособленность к полету.

Чучело птицы, Перья птицы, микропрепараты «Перья птиц»

Скелет голубя

31

Отряды птиц: Пингвины, Страусообразные, Казуарообразные, Гусеобразные

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника

Индивидуальный опрос

Знать особенности строения, приспособленность к среде обитания


32

Отряды птиц: дневные хищные, совы, куриные.

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника, с таблицей

Фронтальный опрос

Знать особенности строения, приспособленность к среде обитания


33

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника, с таблицей

Фронтальный опрос

Знать особенности строения, приспособленность к среде обитания


34

Обобщающий урок по теме «Птицы»

Повторения

и обобщения знаний

Работа в тетради

Итоговый контроль

Применять полученные знания в новой ситуации


35

Класс Млекопитающие или Звери

Формирования знаний и умений

Работа с рисунками учебника, с таблицей

Фронтальный опрос

Знать особенности строения и организации, делать вывод об усложнении

Влажные препараты «Кролик», скелет млекопитающего

36

Отряды млекопитающих: Однопроходные, сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника

Индивидуальный опрос

Знать особенности строения и приспособленность к среде обитания


37

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, с таблицей

Фронтальный опрос

Знать особенности строения и приспособленность к среде обитания


38

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, с таблицей

Индивидуальный опрос

Знать особенности строения и приспособленность к среде обитания


39

Отряды млекопитающих: Хоботные, Хищные.

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, с таблицей

Фронтальный опрос

Знать особенности строения и приспособленность к среде обитания


40

Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, с таблицей

Индивидуальный опрос

Знать особенности строения и приспособленность к среде обитания


41

Отряды млекопитающих: Приматы

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, с таблицей

Индивидуальный опрос

Знать особенности строения ,сходство и родство с человеком


42

Обобщающий урок по теме

«Класс Млекопитающие»

Повторения

и обобщения знаний

Работа в тетради, с ри -сунками

Итоговый контроль

Применять полученные знания в новой ситуации









43

Покровы тела

Инструктаж по ТБ

Л.р «Изучение особенностей покровов тела»

Комбинированный

Работа с учебником, в тетради, с ри -сунками, натур

объектами

Фронтальный опрос

Знать строение и функции покровов тела, уметь определять тип образований: чешуя, когти, перья и т.д


44

Опорно-двигательная система.

Инструктаж по ТБ

Л.р «Изучение опорно-двигательной системы».



Комбинированный

Работа с учебником, рисунками, л.р

Фронтальный опрос

Знать усложнение опорно-двигательн.

системы, свойства наружного и преимущества внутреннего скелета

Скелеты рыбы, птицы, млекопитающего

45

Способы передвижения животных. Полости тела.


Комбинированный

Работа с рисунками и текстом учебника

Фронтальный опрос

Знать признаки движений, усложнение двигательных органов


46

Органы дыхания и газообмен.


Комбинированный

Работа с рисунками учебника,

Фронтальный опрос

Знать эволюцию органов дыхания


47

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, в тетради

Тестовый контроль

Обосновывать усложнение строения пищеварительной системы.


48

Кровеносная система. Кровь.

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, с таблицей

Фронтальный опрос

Знать эволюцию кровеносной системы, состав и функции крови


49

Органы выделения.

Комбинированный

Работа с рисунками и текстом учебника

Индивидуальный опрос

Знать эволюционные изменения выделительной системы


50

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Л

Комбинированный

Работа с рисунками и текстом учебника

Фронтальный опрос

Знать эволюцию нервной системы. Уметь наблюдать и делать выводы


51

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.


Комбинированный

Работа с рисунками и текстом учебника

Фронтальный опрос

Знать эволюцию органов чувств


52

Продление рода. Органы размножения.

Комбинированный

Работа с рисунками и текстом учебника

Тестовый контроль

Знать эволюционные преобразования половой системы


53

Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения.

Инструктаж по ТБ

Л.р «Определение возраста животных»

Комбинированный

Работа с рисунками и текстом учебника, натуральными

объектами, лаб. работа

Фронтальный опрос

Знать способы размножения : бесполое и половое.

Уметь определять возраст животных по чешуе рыб, раковине моллюска


54

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Индивидуальный опрос

Знать онтогенез и его периоды


55

Контрольная работа по теме: «Строение. Индивидуальное развитие

Эволюция»

Проверки и учета знаний и умений

Работа в тетради

Итоговый контроль

Знать основные понятия темы, уметь применять полученные знания









56

Доказательства эволюции животных

Формирования знаний и умений

Работа с рисунками и текстом учебника

Фронтальный опрос

Приводить примеры доказательств эволюции животных


57

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Многообразие видов как результат эволюции.

Комбинированный

Работа с рисунками и текстом учебника

Индивидуальный опрос

Знать движущие силы и результат эволюции


58

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

Комбинированный

Работа с рисунками и текстом учебника

Индивидуальный опрос

Знать понятия темы, называть причину миграций









59

Естественные и искусственные биоценозы

Комбинированный

Работа с рисунками и текстом учебника

Фронтальный опрос

Характеризовать биоценозы. Уметь их сравнивать.


60

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Фронтальный опрос

Объяснять влияние факторов среды на организмы


61

Цепи питания. Поток энергии.

Комбинированный

Работа с рисунками учебника

Фронтальный опрос

Составлять цепи питания


62

Взаимосвязи компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Комбинированный

Работа с рисунками и текстом учебника

Индивидуальный опрос

Выделять связи между организмами


63

Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»

Обучения умениям и навыкам

Наблюдения за организмами

Фронтальный опрос

Знать взаимосвязи животных в лесу, цепи питания в нем, правила поведения в природе


64

Обобщающий урок по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»

Повторения

и обобщения знаний

Работа в тетради

Итоговый контроль

Применять полученные знания в новой ситуации









65

Воздействие человека и его деятельности на животных

Одомашнивание животных

Формирования знаний и умений

Работа с текстом учебника

Фронтальный опрос

Определять степень воздействия человека на животный мир

Знать этапы одомашнивания


66

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.


Комбинированный

Работа с текстом учебником

Индивидуальный опрос

Объяснять понятие мониторинги методы его осуществления



67

Обобщение знаний по теме

«Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

Повторения

и обобщения знаний

Работа в тетради

Итоговый контроль

Применять полученные знания в новой ситуации


68

Заключительный урок по курсу «Биология. Животные. 7 класс»

Повторения

и обобщения знаний

Работа с таблицами

Фронтальный опрос

Применять полученные знания и умения