Управление образования Администрации
Дмитровского городского округа Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАТУАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
141865, Московская область, Дмитровский городской округ, рп. Некрасовский, ул. Парковая, д. 1
Тел: 8-496-222-40-47 (48), е-mail: [email protected] https://dmoukat.edumsko.ru/
ОКПО – 42277612; ОГРН – 1035001603691; ИНН/КПП - 5007029181 / 500701001
УТВЕРЖДАЮ |
Директор МОУ Катуаровской СОШ |
___________________/Е.В.Филь/ |
Приказом № 176 от «30» августа 2022 г. |
Рабочая программа
по алгебре
7б класса
Составил: Антонова А.Г.
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика (алгебра)» для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного основного общего образования (2004), авторской программы по алгебре к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы под редакцией А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2016, Основной образовательной программы МОУ Катуаровской СОШ.
Учебно-методический комплекс:
Учебник «Алгебра.7 класс» под ред. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2016.
Дидактический материал «Алгебра. 7 класс» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.:Вентана-Граф 2016).
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для экспоненциальных, периодических и др., для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
В курсе алгебры 7 класса систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной; учащиеся знакомятся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида, действиями над степенями с натуральными показателями, формулами сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители, со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, вырабатывается умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Цели и задачи
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
применительно к курсу математики в 7-м классе цели состоят в систематическом развитии понятия числа; выработке умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами; переводить практические задачи на язык математик; решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств; решать текстовые задачи арифметическим способами с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств; использовать алгебраический «язык» для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей; проводить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; выполнять операции над множествами; исследовать функции и строить их графики; читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), графическом виде; решать простейшие комбинаторные задачи.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МОУ Катуаровской СОШ предусматривает в 7 классе изучение предмета «Математика (алгебра)» в объеме 102 часа в год, по 3 часа в неделю.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса Математика (алгебра) обучающийся должны знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Обучающийся должны уметь:
выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = kx, y = x2, y = x3) и строить их графики.
Обучающийся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Линейное уравнение с одной переменной (15 ч.)
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.
Линейное уравнение. Рациональные уравнения. Решение рациональных уравнений, сводящихся к линейным. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений.
Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.
Целые выражения (50 ч.)
Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значения переменных. Тождества. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств.
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, произведение разности суммы двух выражений. Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумм и разность кубов двух выражений.
Функции (12 ч.)
Числовые функции
Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции.
Линейная функция, ее свойства и графики.
Системы линейных уравнений с двумя переменными (18 ч.)
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения. Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.
Повторение и систематизация учебного материала (7ч.)
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности:
фронтальная работа;
индивидуальная работа;
коллективная работа;
групповая работа;
рассказ;
объяснение;
лекция;
беседа;
применение наглядных пособий;
дифференцированные задания;
самостоятельная работа;
взаимопроверка;
дидактическая игра;
решение проблемно-поисковых задач.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебному предмету «Математика (алгебра)» в 7 Б классе
на 98 часа (3 часа в неделю по учебному плану)
на 2022-2023 учебный год
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Сроки проведения | | | |
по плану | по факту | | | |
Линейное уравнение с одной переменной (15 ч.) | | | |
1 | 1 | Введение в алгебру | 01.09-02.09.22 | | | | |
2 | 2 | Числовые выражения | 05.09-09.09.22 | | | | |
3 | 3 | Выражения с переменными | 05.09-09.09.22 | | | | |
4 | 4 | Линейное уравнение с одной переменной и его корни | 05.09-09.09.22 | | | | |
5 | 5 | Решение линейных уравнений с одной переменной | 12.09-16.09.22 | | | | |
6 | 6 | Уравнения, приводящиеся к линейным. | 12.09-16.09.22 | | | | |
7 | 7 | Решение уравнений, приводящихся к линейным | 12.09-16.09.22 | | | | |
8 | 8 | Проверочная работа по теме «Линейное уравнение с одной переменной» | 19.09-23.09.22 | | | | |
9 | 9 | Математическая модель реальной ситуации. Решение задач с помощью уравнений. | 19.09-23.09.22 | | | | |
10 | 10 | Решение задач на составление уравнений. | 19.09-23.09.22 | | | | |
11 | 11 | Решение задач с помощью уравнений на совместную работу. | 26.09-30.09.22 | | | | |
12 | 12 | Решение задач с помощью уравнений на движение по суше. | 26.09-30.09.22 | | | | |
13 | 13 | Решение задач с помощью уравнений на движение по воде. | 26.09-30.09.22 | | | | |
14 | 14 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Линейное уравнение» | 03.10-07.10.22 | | | | |
15 | 15 | Контрольная работа №1 по теме: «Линейное уравнение» | 03.10-07.10.22 | | | | |
Целые выражения (50 ч.) | | | |
16 | 1 | Анализ контрольной работы. Тождественно равные выражения. | 03.10-07.10.22 | | | | |
17 | 2 | Тождества. | 17.10-21.10.22 | | | | |
18 | 3 | Определение степени с натуральным показателем. | 17.10-21.10.22 | | | | |
19 | 4 | Степень с натуральным показателем. | 17.10-21.10.22 | | | | |
20 | 5 | Умножение и деление степеней. | 24.10-28.10.22 | | | | |
21 | 6 | Возведение в степень произведения. | 24.10-28.10.22 | | | | |
22 | 7 | Возведение в степень степени. | 24.10-28.10.22 | | | | |
23 | 8 | Понятие одночлена. | 31.10-03.11.22 | | | | |
24 | 9 | Одночлен и его стандартный вид. | 31.10-03.11.22 | | | | |
25 | 10 | Многочлен и его стандартный вид. | 31.10-03.11.22 | | | | |
26 | 11 | Сложение многочленов | 07.11-11.11.22 | | | | |
27 | 12 | Вычитание многочленов. | 07.11-11.11.22 | | | | |
28 | 13 | Решение упражнений на сложение и вычитание многочленов. | 07.11-11.11.22 | | | | |
29 | 14 | Контрольная работа №2 по теме «Степень с натуральным показателем» | 14.11-18.11.22 | | | | |
30 | 15 | Анализ контрольной работы. Умножение одночлена на многочлен. Раскрытие скобок. | 14.11-18.11.22 | | | | |
31 | 16 | Преобразование произведения в многочлен. | 14.11-18.11.22 | | | | |
32 | 17 | Преобразование выражений. | 28.11-02.12.22 | | | | |
33 | 18 | Упрощение выражений. Доказательство тождеств. | 28.11-02.12.22 | | | | |
34 | 19 | Умножение многочлена на многочлен. | 28.11-02.12.22 | | | | |
35 | 20 | Преобразование произведения многочленов в многочлен. | 05.12-09.12.22 | | | | |
36 | 21 | Преобразование выражений. | 05.12-09.12.22 | | | | |
37 | 22 | Упрощение выражений и нахождение их значений. Доказательство тождеств. | 05.12-09.12.22 | | | | |
38 | 23 | Вынесение множителя за скобки. | 12.12-16.12.22 | | | | |
39 | 24 | Разложение многочлена на множители. | 12.12-16.12.22 | | | | |
40 | 25 | Разложение многочлена на множители методом вынесения общего множителя за скобки. | 12.12-16.12.22 | | | | |
41 | 26 | Метод группировки. | 19.12-23.12.22 | | | | |
42 | 27 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | 19.12-23.12.22 | | | | |
43 | 28 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Действия с одночленами и многочленами». | 19.12-23.12.22 | | | | |
44 | 29 | Контрольная работа №3 по теме «Действия с одночленами и многочленами». | 26.12-30.12.22 | | | | |
45 | 30 | Анализ контрольной работы. Произведение разности и суммы двух выражений. | 26.12-30.12.22 | | | | |
46 | 31 | Преобразование выражений, используя формулу произведения разности и суммы двух выражений. | 26.12-30.12.22 | | | | |
47 | 32 | Упрощение выражений. | | | | | |
48 | 33 | Разность квадратов двух выражений. | | | | | |
49 | 34 | Разложение на множители, пользуясь формулой разности квадратов двух выражений. | | | | | |
50 | 35 | Возведение в квадрат суммы двух выражений. | | | | | |
51 | 36 | Возведение в квадрат разности двух выражений. | | | | | |
52 | 37 | Преобразование выражений в многочлен, используя формулу квадрата суммы и квадрата разности двух выражений. | | | | | |
53 | 38 | Разложение на множители с помощью формулы квадрата суммы. | | | | | |
54 | 39 | Разложение на множители с помощью формулы квадрата разности. | | | | | |
55 | 40 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений. | | | | | |
56 | 41 | Контрольная работа №4 по теме «Преобразование выражений». | | | | | |
57 | 42 | Анализ контрольной работы. Сумма и разность кубов двух выражений. | | | | | |
58 | 43 | Разложение на множители, с помощью разности и суммы кубов двух выражений. | | | | | |
59 | 44 | Применение различных способов для разложения многочлена на множители. | | | | | |
60 | 45 | Разложение многочлена на множители ,используя различные способы. | | | | | |
61 | 46 | Решение уравнений, используя способ разложения левой части уравнения на множители. | | | | | |
62 | 47 | Разложение на множители трёхчлена выделением квадрата двучлена. | | | | | |
63 | 48 | Решение упражнений на разложение многочленов на множители. | | | | | |
64 | 49 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Разложение многочленов на множители». | | | | | |
65 | 50 | Контрольная работа №5 по теме «Разложение многочленов на множители». | | | | | |
Функции (12 ч.) | | | 14.02.22-18.02.22 |
66 | 1 | Связи между величинами. Функция. | | | | | |
67 | 2 | Решение задач по теме «Функция» | | | | | |
68 | 3 | Описательный способ задания функции. Табличный способ задания функции. | | | | | |
69 | 4 | Вычисление значений функций по формуле | | | | | |
70 | 5 | График функции | | | | | |
71 | 6 | Решение задач по теме «График функции» | | | | | |
72 | 7 | Линейная функция. График линейной функции. | | | | | |
73 | 8 | Свойства линейной функции | | | | | |
74 | 9 | Прямая пропорциональность. | | | | | |
75 | 10 | Построение графиков линейной функции и прямой пропорциональности. | | | | | |
76 | 11 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Функции. Линейная функция» | | | | | |
77 | 12 | Контрольная работа №6 по теме «Функции. Линейная функция» | | | | | |
Системы линейных уравнений с двумя переменными (18 ч.) | | | 21.03.22-25.03.22 |
78 | 1 | Анализ контрольной работы. Уравнение с двумя переменными | | | | | |
79 | 2 | Свойства и график уравнений с двумя переменными | | | | | |
80 | 3 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график. | | | | | |
81 | 4 | Решение упражнений по теме « Линейное уравнение с двумя переменными и его график.» | | | | | |
82 | 5 | Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | | | | | |
83 | 6 | Решение систем уравнений с двумя переменными графическим способом. | | | | | |
84 | 7 | Самостоятельная работа на решение систем уравнений с двумя переменными графическим методом. | | | | | |
85 | 8 | Способ подстановки | | | | | |
86 | 9 | Решение систем уравнений способом подстановки | | | | | |
87 | 10 | Способ сложения | | | | | |
88 | 11 | Решение систем способом сложения | | | | | |
89 | 12 | Решение систем линейных уравнений различными способами | | | | | |
90 | 13 | Решение задач с помощью систем уравнений | | | | | |
91 | 14 | Решение задач на движение с помощью систем уравнений | | | | | |
92 | 15 | Решение задач на проценты с помощью систем уравнений | | | | | |
93 | 16 | Решение задач с помощью систем уравнений на процентное содержание вещества | | | | | |
94 | 17 | Повторение и систематизация учебного материала | | | | | |
95 | 18 | Контрольная работа №7 по теме «Системы линейных уравнений» | | | | | |
Повторение и систематизация учебного материала ( 3 ч.) | | | 10.05.22-13.05.22 |
96 | 1 | Анализ контрольной работы. Решение уравнений | | | | | |
97 | 2 | Линейная функция и ее график | | | | | |
98 | 3 | Контрольная работа ВПР | | | | | |
| | | - | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | . | | | | | |
| | | | | | | |
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол от «______»_______ 2022_____г. № ______
Руководитель ШМО
_______________/_____________________/
подпись расшифровка
Согласовано
заместитель директора по УВР
_______________/___________________/
«______»_______ 2022_____г.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПЛАНИРОВАНИЯ
по учебному предмету «Математика (алгебра)» в 7 А классе
наименование программы
учитель Антонова А.Г.
(ФИО учителя)
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
8