СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», предназначена для обучающихся 11 класса средней общеобразовательной школы и разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).

  • Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

  • Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08;

  • Примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.


Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения образовательной программы среднего общего образования по литературе и подготовке выпускников к сдаче единого государственного экзамена и написанию итогового сочинения по литературе.

В курсе родной (русской) литературы актуализируются следующие цели:

  • утверждение представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной (русской) литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.


Место учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане.

Программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований к предметным результатам освоения образовательной программы среднего общего образования по литературе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, и рассчитана на учебную нагрузку 34 часа (1 ч/н) в 2021-2022 учебном году.

Общая характеристика учебного курса

Современные требования к школьному образованию признают приоритетной духовно-нравственное направление воспитания школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству, помогает школьнику осмыслить непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль родной литературы.

Важнейшими задачами курса по родной (русской) литературе являются:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;



  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Воронежской области- приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»

Планируемые личностные результаты:

 – формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

–   уважение  к  своему  народу,  чувство  ответственности  перед  Родиной,

гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

–готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,

на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– приверженность  идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести




диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

 – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

– бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,  нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

Планируемые метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

–   оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

–   искать и  находить  обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

–  подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;


–  при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и

комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты

Обучающийся на базовом уровне научится:

– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

 – понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 – осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

 – обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;

 –  навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа,

приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,

выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

  • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

–   осуществлять следующую продуктивную деятельность:

  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

  • выполнять проектные  работы  в  сфере  литературы  и  искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.


Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 11 КЛАСС (34 часа)


Введение

Книги, которые помогают жить. «Литература — это всё же жизнь души человеческой, никак не идея. Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце, утешить, успокоить» (В. Шукшин).

Мир детства

Ю. Куранов «Царевна». Детская вера в сказку. «Тихий, древний, мудрый голос русской сказки» (А. Ильин). «Обыкновенное чудо».

Нравственность

Ю. Буйда «Продавец добра». Добро как материальные ценности, его всесилие в современном писателю мире. Истинный смысл слова «добро». «Добра-то много, да добра нет».

А. Алексин «Ты меня слышишь?». Неравнодушие юной девушки, душевная чуткость героини-телефонистки, умение услышать внутреннюю тревогу клиента – геолога, пришедшего издалека на почту, чтобы в день рождения поговорить с женой по телефону. Повесть А. Алексина как «мастерская доброты».

В. Крупин «А ты улыбайся!». Тема добра и зла. Проблема детской жестокости, её причины, наша ответственность за неё.

Сочинение-рассуждение на тему: «Быть или не быть добру в этом мире?» или «Что такое добро?»

Человек и семья

А. Алексин «Подумаешь, птицы! На чем строятся взаимоотношения в семье? Мама как самый главный человек в жизни Кольки. Не проходящая с годами внутренняя боль мальчика и его желание «лечить» и «спасать». Семья счастливая и семья образцово-показательная. Эгоизм и бездушие под личиной благонравия.

В. Солоухин «Под одной крышей». «Житейский» сюжет рассказа. Трагедия взаимоотношений отца с дочерью. Самый трудный поступок – «переступить через самого себя». Умение прощать друг друга, не отвечать злом на зло – главное условие взаимопонимания в семейных, соседских и просто человеческих взаимоотношениях.

А. Платонов «Семен». Голодное детство. Забота старшего брата о младших. Умение понимать и прощать близких. Способность взять на себя ответственность за семью в трудное время: «Давай я им буду матерью, больше некому…».

Человек и его выбор

Ю. Яковлев «Вратарь». Романтика мальчишеского хоккейного мира. Ненастоящее море и настоящие герои. Случай с Санькой Красавиным, переменивший его жизнь. Преданность любимому делу. Бескорыстие и самоотверженность. Подлинное счастье в служении своему делу.

В. Солоухин «Моченые яблоки». Тема расплаты. Можно ли за добро расплатиться деньгами? Нравственная позиция героев. Провозглашение прохожим корысти как жизненного принципа. Серега, который не может бросить попавшего на дороге в беду человека. Дорога в рассказе — символ жизненного пути, и каждый в этой жизни выбирает свою дорогу.

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бескорыстие?»

Рождественские рассказы

Саша Черный «Рождественский ангел». Слагаемые «чуда»: доброта, милосердие, любовь.

В. Токарева «Рождественский рассказ». Взаимоотношения в семье. Радостное восприятие жизни. Случай, «убивший» душу героини. Непреодолимое многолетнее желание мести. Тягостное ощущение жизни. Прощение как нравственный выбор героини. Возрождение к жизни.

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?»

Человек и природа

С. Георгиев «Собаки не ошибаются». «Скучный человек» Валерка Снегирев и «интересный человек» Юрка Хлопотов. Равнодушие, которое маскируется фразой: «К чужим недостаткам надо терпеливо относиться» (отец Юрки), или попытка все превратить в игру, фарс (Юрка). Истинная гуманность «обыкновенного» Валеры Снегирева.



В. Крупин «Сбрось мешок». Слово писателя о красоте. Мешок как символ суетных забот, заполняющих нашу жизнь. «Сбросить мешок» - значит подняться выше обыденности и по-новому взглянуть на окружающий мир. Нерукотворная красота природы, которая меняет людей к лучшему. Лейтмотив эстафеты, передачи, связи людей любовью к прекрасному.

И.С. Тургенев «Живые мощи». Удивительная встреча в омшанике. Способность героини в её состоянии радоваться человеку, располагать его к себе. Мировосприятие Лукерьи, собственное мироощущение как богатство:

«вижу прекрасно и все слышу», «запах я всякий чувствовать могу». Умение побеждать боль наблюдениями за миром природы: пчелы, голуби, воробей, ласточки… Благодарность героини, сострадательность.

И.С. Тургенев «Перепелка». Детская восторженная любовь к охоте. Случай на охоте. Ощущение несправедливости произошедшего. Самоотверженная

«материнская» любовь птиц, вызывающая уважение героя.

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?»

Мама

В. Астафьев «Шинель без хлястика». Женщина и война. Шинель как память о юности, о любви, о войне, о рождении сына. Красота материнского подвига. Мать как символ любви и высокой жертвенности. Доверительные отношения матери и сына. Думы сына о долге перед матерью: «чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель, без хлястика».

Н. Тихонов «Мать». Из цикла «Ленинградские рассказы», в которых повествуется о мужественных и стойких людях, с честью выдержавших суровое испытание - блокаду родного города. Рассказ о матери, которая больше собственной смерти и смерти своих детей боится сыновней слабости и трусости.

Человек и искусство

Ю. Буйда «Синдбад Мореход». Внешняя, «образцово не задавшаяся жизнь героини», и жизнь внутренняя, скрытая от всех. 18252 обращения к стихотворению-шедевру Александра Пушкина «Я вас любил…» как возможность спасти свою душу, выжить в тяжелых жизненных обстоятельствах. Стихотворение А.С. Пушкина как молитвенное слово.

«Духовная жажда» внешне опустившихся людей - вера писателя в нравственное возрождение. Искусство, которое спасает наши души, наши сердца от

«захоложения, затемнения» (А.И. Солженицын).

Война

Л. Пантелеев «Гвардии рядовой» (Из цикла «Рассказы о подвиге»). Подвиг Александра Матросова. Рассказ о доблести молодого русского солдата.

А. Алексин «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор сигнальщика Пети. Поколение мальчишек военных лет, их нравственная чистота, честность, принципиальность, любовь к Родине. Духовная связь поколений, сохранение высоких нравственных идеалов отцов и дедов. Мотив ненависти к войне.

В. Крупин «О войне». Дети и война. «…Вот все, что я могу рассказать о войне».








ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,

ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Тематический блок

Количество часов

Мир детства

1

Нравственность

3

Человек и семья

6

Рождественские рассказы

3

Человек и природа

4

Мама

4

Человек и искусство

3

Человек и общество

2

Человек и война

7

ИТОГО

34 часов



Учебно-методическое обеспечение.

1. Литература. 10—11 классы : рабочая программа / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова ; под ред. Б. А. Ланина. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 1142.

2. Литература: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2015.

3. Миронова Н.А. Литература в таблицах: 5 – 11 классы (справочные материалы) М., Астрель, 2015

4. Зинин С.А. Федеральный банк экзаменационных материалов 2016. Литература. Экзаменационные задания. М., Эксмо, 2018

5. Михайлов Е.В. ЕГЭ – 2018. Литература. Сдаем без проблем. М., Эксмо, 2018

6. Зинин С.А., Новикова Л.В., Марьина О.Б. Литература. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. М., ООО «ТИД», «Русское слово», 2018

7. ЕГЭ. Сдаем Единый государственный экзамен. Литература. 2-е издание «Дрофа» Федеральный институт педагогических измерений. М., 2019

8. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 10 – 11 классе. Урок за уроком. В 2-х частях М., ООО «ТИД» «Русское слово», 2018

9. Егораева Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе: XX век 10 – 11 класс М., ВАКО, 2016

10. Храмцова Р.Д. Материалы курса «Анализ поэтического текста в 5 – 11 классах» (лекции) М., Педагогический университет «Первое сентября», 2015.


11 класс

7. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Дата проведения


предметные

метапредметные

личностные

По плану

По факту


Мир детства (1 час)


1

Ю.Куранов. «Царевна».

1

Урок «открытия» нового знания

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Развитие уважительного отношения к русской классической литературе; осознание своей этнической принадлежности; формирование целостного мировоззрения.

Обзорная лекция

01.09

01.09


Нравственность (2ч+1ч)


2

Ю.Буйда. «Продавец добра».

1

Урок «открытия» нового знания

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; гуманистическое сознание.

Обзорная лекция

08.09

08.09


3

В.Крупин. «А ты улыбайся!»


1

Урок «открытия» нового знания

Знать биографические сведения об А.И. Куприне, содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием (формировать умение работать по алгоритму).

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при само­диагностике.

Личностные: формирование устойчивой моти­вации к активной деятельности в со­ставе пары, группы

Различные виды чтения; изложение с элементами сочинения; устное сообщение, работа с учебником и иллюстрациями; работа с таблицей.


15.09

15.09


4

Сочинение-рассуждение на тему: «Быть или не быть добру в этом мире?»

1

Урок развития речи

Знать структуру сочинения по прочитанному тексту. Уметь пользоваться художественным текстом при написании сочинения

Р: уметь формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность

К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Личностные: формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму ре­шения литературо­ведческой задачи

Составление плана, подбор материалов. Сочинение-рассуждение.

22.09

22.09


Человек и семья (5 ч+1ч)


5

А.Алексин «Подумаешь, птицы!»

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать биографические сведения об А.Алексине, содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со­держанием (формировать умение работать по алгоритму).

Регулятивные: применять метод информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при само­диагностике.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; гуманистическое сознание.


Различные виды чтения; изложение с элементами сочинения; устное сообщение, работа с учебником и иллюстрациями; работа с таблицей.


29.09

29.09


6-7

В.Солоухин «Под одной крышей». «Моченые яблоки».

2

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать биограф. сведения о В.Солоухине, содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литерат. персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом; анализировать и интерпретировать худож. произведение.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности

вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Различные виды чтения; изложение с элементами сочинения; устное сообщение, работа с учебником и иллюстрациями; работа с таблицей.


06.10

13.10

06.10

13.10


8

Философский мир А.Платонова. А.Платонов «Семен».

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осознает себя как граж­данина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Лексическая работа; интонирование, выразительное чтение, чтение наизусть; составление плана статьи учебника; комментарий к книжной выставке; подготовка сообщения.

20.10

20.10


9

Ю.Яковлев «Вратарь».

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать биограф. сведения о Ю.Яковлеве, содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литерат. персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом; анализировать и интерпретировать худож. произведение.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; гуманистическое сознание.


Лексическая работа; интонирование, выразительное чтение, чтение наизусть; составление плана статьи учебника; комментарий к книжной выставке; подготовка сообщения.

27.10

27.10


10

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бескорыстие?»

1

Урок развития речи

Знать структуру сочинения по прочитанному тексту. Уметь пользоваться художественным текстом при написании сочинения

Р: уметь формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность

К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Личностные: формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму ре­шения литературо­ведческой задачи

Составление плана, подбор материалов. Сочинение-рассуждение.

10.11

10.11


Рождественские рассказы (2ч+1ч)


11

Саша Черный. «Рождественский ангел».

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Осознает себя как граж­данина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Лексическая работа; интонирование, выразительное чтение, чтение наизусть; составление плана статьи учебника; комментарий к книжной выставке; подготовка сообщения.

17.11

17.11


12

В.Токарева. «Рождественский рассказ».

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Осознает себя как граж­данина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Лексическая работа; интонирование, выразительное чтение, чтение наизусть; составление плана статьи учебника; комментарий к книжной выставке; подготовка сообщения.

24.11

24.11


13

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?»

1

Урок развития речи

Знать структуру сочинения по прочитанному тексту. Уметь пользоваться художественным текстом при написании сочинения

Р: уметь формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность

К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Личностные: формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму ре­шения литературо­ведческой задачи

Составление плана, подбор материалов. Сочинение-рассуждение.

01.12

01.12


Человек и природа (3ч+1ч)


14

С.Георгиев «Собаки не ошибаются».

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Осознает себя как граж­данина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Лексическая работа; интонирование, выразительное чтение, чтение наизусть; составление плана статьи учебника; комментарий к книжной выставке; подготовка сообщения.

08.12

08.12


15

В. П. Астафьев.

«Царь – рыба».


1

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Осознает себя как граж­данина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Лексическая работа; интонирование, выразительное чтение, чтение наизусть; составление плана статьи учебника; комментарий к книжной выставке; подготовка сообщения.

15.12

15.12


16

И.С.Тургенев «Живые мощи», «Перепелка».

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; гуманистическое сознание.


Лексическая работа; интонирование, выразительное чтение, чтение наизусть; составление плана статьи учебника; комментарий к книжной выставке; подготовка сообщения.

22.12

22.12


17

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?»

1

Урок развития речи

Знать структуру сочинения по прочитанному тексту. Уметь пользоваться художественным текстом при написании сочинения

Р: уметь формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность

К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму ре­шения литературо­ведческой задачи

Составление плана, подбор материалов. Сочинение-рассуждение.

29.12

12.01


Мама (2ч+2ч)


18

В.Астафьев «Шинель без хлястика».

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Лексическая работа; интонирование, выразительное чтение, чтение наизусть; составление плана статьи учебника; комментарий к книжной выставке; подготовка сообщения.

12.01

19.01


19

Н.Тихонов. «Мать».


1

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Лексическая работа; интонирование, выразительное чтение, чтение наизусть; составление плана статьи учебника; комментарий к книжной выставке; подготовка сообщения.

19.01

26.01


20-21

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое материнская любовь?»

2

Урок развития речи

Знать структуру сочинения по прочитанному тексту. Уметь пользоваться художественным текстом при написании сочинения

Р: уметь формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность

К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму ре­шения литературо­ведческой задачи

Составление плана, подбор материалов. Сочинение-рассуждение.

26.01

02.02

02.02


Человек и искусство (1ч+2ч)


22

Ю.Буйда «Синдбад Мореход».

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Лексическая работа; интонирование, выразительное чтение, чтение наизусть; составление плана статьи учебника; комментарий к книжной выставке; подготовка сообщения.

09.02

02.03


23-24

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое настоящее искусство?»

2

Урок развития речи

Знать структуру сочинения по прочитанному тексту. Уметь пользоваться художественным текстом при написании сочинения

Р: уметь формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность

К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Формирование навыков индиви­дуального выпол­нения диагности­ческих заданий по алгоритму ре­шения литературо­ведческой задачи

Составление плана, подбор материалов. Сочинение-рассуждение.

16.02

02.03

02.03


Человек и общество (2часа)


25

В.Г.Распутин. «Байкал».

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Характеризовать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Знать особенности стиля писателя. Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению. Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (кратко, полно, тезисно), выступать с устным сообщением.

Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осознает себя как граж­данина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Различные виды чтения, в том числе наизусть; цитатный план, письменный ответ на вопрос; исследовательская работа с текстом; работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальных записей; работа с портретом.


09.03

09.03


26

А.И.Солженицын. «Захар-Калита».

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Знать: уникальность жизни и творчества А. Солженицына, основные темы и проблемы произведений писателя: тема духовной свободы, нравственной чистоты. Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией, видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению, передавать информацию адекватно поставленной цели (кратко, полно, тезисно), выступать с устным сообщением.

Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Осознает себя как граж­данина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Различные виды чтения, в том числе наизусть; цитатный план, письменный ответ на вопрос; исследовательская работа с текстом; работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальных записей; работа с портретом.


16.03

16.03


Человек и война (7ч)







27

Л.Пантелеев. «Гвардии рядовой».

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Понимать: Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). Основные тенденции современного литературного процесса. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа. Уметь выступать с устным сообщением.


П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Р.: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности.


Выразительное чтение; различные виды пересказа; тезисный план; исследовательская работа с текстом; дискуссия.

30.03

30.03


28

В.Крупин. «О войне».

1

Урок

усвоения

новых

знаний

П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Р.: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности.


Выразительное чтение; различные виды пересказа; тезисный план; исследовательская работа с текстом; дискуссия.

06.04

06.04


29-30

Алексиевич « У войны не женское лицо», « Цинковые мальчики».

2

Урок

усвоения

новых

знаний

П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Р.: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности.


Выразительное чтение; различные виды пересказа; тезисный план; исследовательская работа с текстом; дискуссия.

13.04

20.04

13.04

20.04


31-32

А.Фадеев. «Молодая гвардия».

2

Урок

усвоения

новых

знаний

П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Р.: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности.


Выразительное чтение; различные виды пересказа; тезисный план; исследовательская работа с текстом; дискуссия.

27.04

04.05

27.04

04.05


33

Современная

Литературная

ситуация:

реальность и

перспективы

(урок-обобщение).

1

Урок повторительно-

обобщающий


Характеризовать логику развития историко-литературного процесса на материале темы.

Уметь применять полученные знания при анализе и оценке художественных произведений. Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению.

Р: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

П: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материа­лах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания.

Осознает себя как граж­данина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Различные виды чтения, в том числе наизусть; цитатный план, письменный ответ на вопрос; исследовательская работа с текстом; работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальных записей; работа с портретом.


11.05

11.05


34

Резервный урок

1






18.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!