МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» город Спас-Деменск
Спас-Деменского района Калужской области
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения учителей естественно-научного цикла МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Спас-Деменск __________/ / Протокол № 1 от « » августа 2020 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Спас-Деменск ---------------/ / От « » августа 2020 г | «Утверждаю» Директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Спас-Деменск _______ / С.В. Васютина/ Приказ № от « » сентября 2020 г |
Рабочая программа по алгебре и началам анализа
(базовый уровень)
10-11 КЛАССЫ
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10-11 классов составлена на основе:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (п. 7, статья 32).
Программа по математике для 10-11 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования , примерной образовательной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Учебный план МКОУ СОШ №2
Авторской программы А.Г.Мордкович, Соответствует требованиям ФГОС и Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования к учебнику А.Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Учебник. – М.: Мнемозина, 2020; А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Задачник. – М.: Мнемозина, 2020.
Рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
По программе для общеобразовательных учреждений по учебному предмету Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2020) на изучение в 10 классе отводится 3 часа в неделю, в 11 классе - 3 часа в неделю. Итого 204 часа за 2 учебных года.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы среднего общего образования:
в личностном направлении:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать в их достижении;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, обще-национальных проблем.
в метапредметном направлении
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владение языковыми средствами — умение ясно, логичнои точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
в предметном направлении
сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин и их распределения
Планируемые результаты изучения курса алгебры и начал анализа 10-11 классы:
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира
Алгебра
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значение корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, тригонометрические функции, логарифмы;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
- решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
Начала математического анализа
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
- вычислять площадь криволинейной трапеции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
- решать рациональные, показательные, логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать для приближённого решения уравнений и неравенств графический метод;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-построения и исследования простейших математических моделей;
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчёта числа исходов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
- для анализа информации статистического характера.
Содержание курса алгебры и начал анализа в 10-11 классах:
10 класс
Числовые функции.
Определение числовой функции. Способы ее задания. Свойства функций. Обратная функция.
Тригонометрические функции.
Числовая окружность. Длина дуги единичной окружности. Числовая окружность на координатной плоскости. Синус и косинус. Тангенс и котангенс. Тригонометрические функции числового аргумента. Тригонометрические функции углового аргумента. Формулы приведения. Функция
, ее свойства и график. Функция
, ее свойства и график. Периодичность функций
. Построение графика функций
по известному графику функции
. Функции
, их свойства и графики.
Тригонометрические уравнения.
Первые представления о решении тригонометрических уравнений. Арккосинус. Решение уравнения
. Арксинус. Решение уравнения
Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений
.
Простейшие тригонометрические уравнения. Два метода решения тригонометрических равнений: введение новой переменной и разложение на множители. Однородные тригонометрические уравнения.
Преобразование тригонометрических выражений.
Синус и косинус суммы и разности аргументов. Формулы двойного аргумента. Формулы понижения степени. Преобразование сумм тригонометрических функций в произведение. Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы.
Производная.
Определение числовой последовательности и способы их задания. Свойства числовых последовательностей.
Определение предела последовательности. Свойства сходящихся последовательностей. Вычисление пределов последовательностей. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.
Предел функции на бесконечности. Предел функции в точке. Приращение аргумента. Приращение функции.
Определение производной. Алгоритм отыскания производной. Формулы дифференцирования. Правила дифференцирования. Дифференцирование функции
.
Уравнение касательной к графику функции. Алгоритм составления равнения касательной к графику функции
Применение производной для исследований функций на монотонность и экстремумы. Построение графиков функций. Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин.
11 класс
Степени и корни. Степенные функции.
Понятие корня n-й степени из действительного числа. Функции вида
, свойства и графики. Свойства корня n-й степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы. Обобщение понятия о показателе степени. Степенные функции, их свойства и графики.
Показательная и логарифмическая функции.
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства.
Понятие логарифма. Функция
, ее свойства и график. Свойства логарифмов. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства. Переход к новому основанию. Дифференцирование показательной и логарифмической функций.
Первообразная и интеграл.
Первообразная. Правила отыскания первообразных. Таблица основных неопределенных интегралов.
Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла. Понятие определенного интеграла. Формула Ньютона – Лейбница. Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла.
Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей. Статистическая обработка данных. Простейшие вероятностные задачи. Сочетания и размещения. Формула бинома Ньютона. Случайные события и их вероятности.
Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств.
Равносильность уравнений. Общие методы решения уравнений: замена уравнений
уравнением
разложение на множители, введение новой переменной, функционально-графический метод.
Решение неравенств с одной переменной. Равносильность неравенств, системы и совокупности неравенств, иррациональные неравенства, неравенства с модулями.
Системы уравнений. Уравнения и неравенства с параметрами.
Тематическое планирование по алгебре и началам анализа
10 класс
Номер урока | Содержание учебного материала | Коли- чество часов |
| Повторение | 4 |
| Глава 1. Числовые функции | 9 |
1-3 | §1. Определение числовой функции и способы ее задания. | 3 |
4-6 | §2. Свойства функций | 3 |
7 | §2. Свойства функций | 1 |
8-9 | §3. Обратная функция | 2 |
| Глава 2. Тригонометрические функции | 24 |
10-11 | §4. Числовая окружность | 2 |
12-14 | §5. Числовая окружность на координатной плоскости | 3 |
15 | Контрольная работа № 1«Числовые функции. Числовая окружность на координатной плоскости» | 1 |
16-18 | §6. Синус, косинус, тангенс и котангенс | 3 |
19-20 | §7. Тригонометрические функции числового аргумента | 2 |
21-22 | §8. Тригонометрические функции углового аргумента | 2 |
23-24 | §9. Формулы приведения | 2 |
25 | Контрольная работа № 2«Тригонометрические функции числового аргумента» | 1 |
26-27 | §10. Функция y = sin x, ее свойства и график | 2 |
28-29 | §11. Функция y = cos x, ее свойства и график | 2 |
30 | §12. Периодичность функций y = sin x, y = cos x | 1 |
31-32 | §13. Преобразование графиков тригонометрических функций | 2 |
33-34 | §14. Функции y = tg x, y = ctg x, их свойства и графики | 2 |
35 | Контрольная работа № 3« Тригонометрические функции их свойства и графики» | 1 |
| Глава 3. Тригонометрические уравнения | 12 |
36-37 | §15. Арккосинус. Решение уравнения cos x = a | 2 |
38-39 | §16. Арксинус. Решение уравнения sin x = a | 2 |
40 | §17. Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнения tg x = a, ctg x = a | 1 |
41-44 | §18. Тригонометрические уравнения | 4 |
45 | Контрольная работа № 4« Тригонометрические уравнения» Итоговый контроль за 1 полугодие. | 1 |
| Глава 4. Преобразование тригонометрических выражений | 13 |
46-49 | §19. Синус и косинус суммы и разности аргументов | 4 |
50-51 | §20. Тангенс суммы и разности аргументов | 2 |
52-54 | §21. Формулы двойного угла | 3 |
55-57 | §22. Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения | 3 |
58 | Контрольная работа № 5«Преобразование тригонометрических выражений» | 1 |
59-60 | §23. Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы | 2 |
| Глава 5. Производная | 28 |
61-62 | §24. Числовые последовательности и их свойства. Предел последовательности. | 2 |
63-64 | §25. Сумма бесконечной геометрической прогрессии | 2 |
65-67 | §26. Предел функции | 3 |
68-70 | §27. Определение производной | 3 |
71-73 | §28. Вычисление производной | 3 |
74 | Контрольная работа № 6 «Производная» | 1 |
75-77 | §29. Уравнение касательной к графику функции | 3 |
78-80 | §30. Применение производной для исследования функций | 3 |
81-83 | §31. Построение графиков функций | 3 |
84 | Контрольная работа № 7«Применение производной для исследования функций. Построение графиков функций» | 1 |
85-87 | §32. Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин | 3 |
88-90 | §32. Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин | 3 |
91 | Контрольная работа № 8 «Отыскание наибольших и наименьших значений величин» | 1 |
| Обобщающее повторение. | 12 |
92 | Тригонометрические функции | 1 |
93-94 | Тригонометрические уравнения | 2 |
95 | Преобразование тригонометрических выражений | 1 |
96 | Производная | 1 |
97 | Промежуточная аттестация за курс математики 10 класса | 1 |
98-102 | Обобщающее повторение: решение заданий из ЕГЭ | 5 |
| Итого: | 102 |
Тематическое планирование по алгебре и началам анализа
11 класс
Номер урока | Содержание учебного материала | Коли- чество часов |
| Глава 6. Степени и корни. Степенная функция | 18 |
1-2 | §33. Понятие корня n-й степени из действительного числа | 2 |
3-4 | §34. Функции вида , их свойства и графики | 2 |
5-7 | §35. Свойства корня n-й степени | 3 |
8 | Входной диагностический контроль | 1 |
9-11 | §36. Преобразование выражений, содержащих радикалы | 3 |
12 | Контрольная работа № 1 «Степени и корни» | 1 |
13-15 | §37. Обобщение понятия о показателе степени | 3 |
16-18 | §38. Степенные функции, их свойства и графики | 3 |
| Глава 7. Показательная и логарифмическая функции | 29 |
19-21 | §39. Показательная функция, ее свойства и график | 3 |
22-25 | §40. Показательные уравнения и неравенства | 4 |
26 | Контрольная работа № 2 «Показательная функция» | 1 |
27-28 | §41. Понятие логарифма | 2 |
29-31 | §42. Логарифмическая функция, ее свойства и график | 3 |
32-34 | §43. Свойства логарифмов | 3 |
35-37 | §44. Логарифмические уравнения | 3 |
38 | Контрольная работа № 3 «Логарифмическая функция» | 1 |
39-41 | §45. Логарифмические неравенства | 3 |
42-43 | §46. Переход к новому основанию логарифма | 2 |
44-46 | §47. Дифференцирование показательной и логарифмической функций | 3 |
47 | Контрольная работа № 4 «Логарифмические уравнения и неравенства» Итоговый контроль за 1 полугодие. | 1 |
| Глава 8. Первообразная и интеграл | 8 |
48-50 | §48. Первообразная | 3 |
51-54 | §49. Определенный интеграл | 4 |
55 | Контрольная работа № 5 «Первообразная и интеграл» | 1 |
| Глава 9. Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей | 15 |
56-58 | §50. Статистическая обработка данных | 3 |
59-61 | §51. Простейшие вероятностные задачи | 3 |
62-64 | §52. Сочетания и размещения | 3 |
65-66 | §53. Формула бинома Ньютона | 2 |
67-69 | §54. Случайные события и их вероятности | 3 |
70 | Контрольная работа № 6 «Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей» | 1 |
| Глава 10. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств | 20 |
71-72 | §55. Равносильность уравнений | 2 |
73-75 | §56. Общие методы решения уравнений. | 3 |
76-79 | §57. Решение неравенств с одной переменной | 4 |
80-81 | §58. Уравнения и неравенства с двумя переменными | 2 |
82-85 | §59. Системы уравнений | 4 |
86-89 | §60. Уравнения и неравенства с параметрами | 4 |
90 | Контрольная работа №7 «Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств» | 1 |
| Обобщающее повторение | 12 |
91 | Степени и корни | 1 |
92 | Степенные функции | 1 |
93 | Показательные функция, уравнения, неравенства | 1 |
94 | Логарифмические функция, уравнения, неравенства | 1 |
95 | Уравнения и неравенства | 1 |
96 | Системы уравнений и неравенств | 1 |
97-102 | Решение тренировочных заданий ЕГЭ | 6 |
| Итого: | 102 |