КГКУ «Центр содействия семейному устройству пгт Преображение»
Утвержден Утверждаю Ио директора КГКУ
методическим советом «Центр содействия семейному устройству пгт Преображение»
протокол № ______от______ ____________Сорокина Е.С
Программа дополнительного образования
«Занимательная экология»
(Для воспитанников 6 – 13 лет)
(Срок реализации 3 года)
Разработала
Морозова Любовь Александровна.
Воспитатель высшей категории.
п. Преображение
2016 – 2019 уч. год
-1-
Пояснительная записка.
Все, что нас окружает в пространстве и существует во времени, принято называть окружающим миром. Человек является частью этого мира и подчиняется общим закономерностям развития.
Окружающий нас мир — это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления.
Сегодня жизнь оказалась в опасности из-за неразумного, потребительского отношения человека к природе. Человеку необходимо научиться по-настоящему, принимать природу, относиться к ней бережно, ценить ее красоту и неповторимость.
Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры.
Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
С дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные
-2-
наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников и младших школьников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес детей, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду.
Наряду с теоретическими знаниями ребята получат практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности детей. Практические действия каждого в защиту природы необходимы ещё и потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд.
Программное содержание:
Цель программы:
Создать условия к формированию экологической культуры детей, основной чертой которой является ответственное отношение к природе. На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру.
В соответствии с поставленной целью формируются и задачи программы:
1.Обучающие:
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научиться применять на практике знания, полученные на занятиях.
-3-
2.Развивающие
-развивать у учащихся эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
-формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
-повышать общий интеллектуальный уровень детей;
-развивать коммуникативные способности каждого ребёнка, с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
3.Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Проблемная область программы:
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".
Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете
-4-
стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалий.
Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Человек должен знать, что можно и нужно, а что нельзя и опасно делать в нашем большом доме под названием Земля. В этом главный смысл экологического воспитания и образования.
Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став субъектом производства, окажется, глух к запоздалым усилиям привить ему нормы профессионально-экологической морали. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с дошкольного возраста.
Ценностные ориентиры содержания программы.
-Гуманизм.
-Демократизм.
-Научность.
-Преемственность и непрерывность в развитии детей, с учетом ее различных категорий.
-Многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечении эффективности воспитания экологической культуры у детей.
-5-
Методы используемые при реализации программы.
-теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии;
-групповые практические занятия;
-индивидуальные занятия (подготовка докладов, проектов, исследовательской деятельности);
-коллективные мероприятия по экологии (экологические конкурсы, викторины, экологические сказки, игры, беседы, праздники);
-участие в природоохранных акциях;
-книжные выставки;
-использование видео - аудиозаписей, электронной презентации,
-опыты, эксперименты, наблюдения.
Методы стимулирования деятельности и поведения.
-Сотрудничество,
-вовлечение в деятельность,
-доверие
-соревнование,
-поощрение ,
-самостоятельность,
-взаимовыручка,
-создание ситуации успеха,
-анализ выполненной работы
-6-
Программа «Наш дом голубая планета» обладает широкими возможностями, в ней я выделяю несколько компонентов, важных для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1 Физическое здоровье - состояние организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптациoнные peзервы.
2 Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу, которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию воспитанника.
3 Нравственное здоровье - система ценностей, установок и мотивов поведения детей в обществе. Нравственное здоровье основывается на общечеловеческих ценностях - добра, чести, достоинства, любви и красоты.
Воспитательно - образовательный процесс построен на развитие навыков поведения, позволяющих вести образ жизни, изучив данную программу, дети значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды, в которой они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в поселке, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
-принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей;
-принцип единого подхода к экологическому воспитанию со стороны педагогов, медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость воспитания экологического сознания.
-принцип дифференцированного и поэтапного характера экологического воспитания, предполагающего учет возраста детей, их психологической и моральной подготовленности к будущей жизни.
-7-
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-Познавательная.
-Игровая.
-Досуго - развлекательная.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
1 - уровень - приобретение воспитанниками устойчивых знаний
в области экологии.
-осознание нравственных ценностей жизни
2 - уровень - формирование таких качеств, как любознательность, усидчивость, коммуникабельность, организованность, ответственность.
3 - уровень - также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды, в которой они живут.
Условия реализации программы.
Содержание программы предполагает активное использование ТCO : видеофильмов, мульти-медийных проектов, наглядный и дидактический материал в соответствии с тематикой программы, использование учебной и художественной литературы. В практической части реализации программы предполагается активное участие в природоохранительных акциях, в создании цветочных клумб, альпинариев на территории детского дома. Программа предусматривает использование групповых и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, общение между сверстниками, коллективная форма обеспечивает подачу материала всей группе, где каждый воспитанник получает определенный багаж знаний и можно оценивать результаты своей работы, делать выводы и заключения, приобретая тем самым определенный жизненный опыт. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к каждому воспитаннику и тем самым обеспечивает и создает благоприятные условия для развития способностей и возможностей детей в условиях детского дома.
Для реализации программы привлекались все службы детского дома: медработники, психолог, администрация, социальный педагог.
-8-
Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы 1 год. Общее количество часов-18. 'Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью – 30 мин. для дошкольников, 40 мин для школьников.
Форма подведения итогов
Мониторинг, презентация, буклеты, рефлексия результатов.
Ожидаемые результаты
Дети будут знать:
связь между человеком и природой;
экологическую ситуацию в своем поселке;
исчезающие растения и животные своей местности;
правила поведения в природе.
Дети будут уметь:
работать со справочной литературой;
вести наблюдения в природе;
выполнять правила поведения в природе;
изготовлять кормушки для птиц;
оформлять результаты своей деятельности.
-9-
Литература:
1.Пашканг, К.В. Охрана природы /Под ред. К.В. Пашканга. - М.: Просвещение, 1983.
2.Плешаков, А.А. Природоведение: Программы общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2002.
3.Плешаков, А.А. Экология для младших школьников: Программы общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2002.
4.Плешаков, А.А. Природоведение: Учебник для 3 кл. нач. шк. / А.А. Плешаков // под ред. И.Д. Зверева. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2002.
5.Чижевский, А.Е. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология./ Авт.-сост. 6.А.Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997.
Календарно - тематический план экологической программы
«Занимательная экология»
| Тема занятий | часы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 | Сентябрь Вводное занятие «Что такое Экология». Презентация путешествие в природу. Охраняемые животные нашего края КВН Октябрь. Солнце и свет в нашей жизни – беседа. Опыты Луна и звезды – что это – познавательное занятие. Ноябрь Вода в жизни растений и животных. Рассказ воспитателя – презентация. Вода и здоровье. Личная гигиена. Практика, чтение Декабрь «Кто улетает, а кто остается» - Викторина. Мы друзья птиц. Изготовление кормушек. Январь Человек и животные. Жизнь среди людей. Познавательное занятие. Вечер загадок. Дикие и домашние животные. Февраль Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом - Беседа. Предсказание погоды по народным приметам наблюдения, Презентация. Март Презентация « Как рубашка в поле выросла» Исследовательская работа «Влияние тепла и света на комнатные растения» Апрель Человек часть живой природы. Познавательное занятие. Практическое занятие. Посадка семян на рассаду. Май Практическое занятие по подготовке почвы к посадке. Почему нужно защищать природу. Презентация. | 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час |
|