Рабочая программа по предмету «Литература» для 11 класса разработана на основе следующих документов и материалов:
Рабочая программа разработана на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (Авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2018).
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
На изучение литературы в 11 классе отводится 102 ч, то есть 3 часа в неделю, в том числе
Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века.
Сочинение по творчеству А.И. Куприна
Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Сочинение по творчеству М.А. Булгакова
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности |
личностные | предметные | метапредметные |
План | Факт |
Введение (1 ч) |
1 | | | Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. | Урок усвоения новых знаний | Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; гуманистическое сознание. | Понимать взаимосвязь литературы и общественной мысли с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние. Знать основные темы и проблемы русской литературы XX в.: тема свободы, духовно-нравственных исканий человека, нравственного идеала и «праведничества», борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека. Иметь представление о тенденциях русской литературы, дать толкование понятиям «Серебряный век», «модернизм», «декаданс». | П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения задач; Р: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Подготовка сообщения; запись основных положений лекции; формулирование значения терминов, отражающих литературного процесса. |
Литература первой половины XX -го века (38+3) |
2. | | | Обзор русской литературы первой половины XX -го века. | Урок усвоения новых знаний | В ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую филологическую науку, гуманизм, постепенно выстраиваемое собственное целостное мировоззрение; в трудовой сфере — трудолюбие, целеустремленность; настойчивость; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью; понимание ценности образования как средства развития культуры личности; осознание ведущих ценностей мировой культуры; проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; формирование способности к целеполаганию и проектированию собственной учебной деятельности. | Давать характеристику основным произведениям, знать писателей русской литературы первой половины XX в. «Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков Разноречивость тенденций в культуре «нового времени». Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Биографические сведения о И.А. Бунине, понимать особенности произведений, художественные тропы и фигуры, значение творчества писателя для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями. Понимать Бунинскую поэтику «остывших» усадеб и лирических воспоминаний, тему «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем», мотивы ускользающей красоты, преодолении суетного в стихии вечности, тему России, её духовных тайн и нерушимых ценностей. | Р: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной деятельности. П: сформированность представлений о литературе как части общечеловеческого гуманитарного знания; сформированность представлений о литературе как многофункциональной развивающейся системе; владение знаниями о биографии, творчестве писателей 19 века; сформированность умений филологического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности владение различными приемами редактирования текстов; осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста; сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера; умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка); сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики. М: умение вести диалог на учебные темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; умение строить монолог на заданную тему, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь учитывать; разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничеств; участие в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности | Различные виды чтения и пересказа; сложный план характеристики персонажа; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом; работа с портретом и иллюстрациями. |
3. | | | И. А. Бунин. Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею…» | Урок усвоения новых знаний |
4. | | | «Антоновские яблоки». | Урок усвоения новых знаний |
5. | | | «Господин из Сан-Франциско». | Урок усвоения новых знаний |
6. | | | «Чистый понедельник». «Легкое дыхание». | Урок усвоения новых знаний |
7. | | | М. Горький. Страницы жизни. «Старуха Изергиль». | Урок усвоения новых знаний | Биографические сведения о М. Горьком, понимать особенности романтических произведений, значение творчества писателя для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя. Видеть воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в рассказах-легендах, протест героя-одиночки против «бескрылого существования» в повести «Фома Гордеев», философско-этическую проблематику пьесы о людях «дна». Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению. | Чтение и различные виды пересказа; составление цитатного плана для характеристики образов; наблюдения над спецификой развития сюжета; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом (комплексный анализ). |
8. | | | «Фома Гордеев». | Урок усвоения новых знаний |
9. | | | «На дне» Особенности жанра и конфликта в пьесе. | Урок усвоения новых знаний |
10. | | | «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. | Урок усвоения новых знаний |
11. | | | Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. | Урок усвоения новых знаний |
12. | | | А.И. Куприн. | Урок усвоения новых знаний | Основные биографические сведения об А.И. Куприне, содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Различные виды чтения; изложение с элементами сочинения; устное сообщение, работа с учебником и иллюстрациями; работа с таблицей. |
13. | | | «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. | Урок усвоения новых знаний |
14. | | | «Поединок». | Урок усвоения новых знаний |
15. | | | «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. | Урок усвоения новых знаний |
16. | | | Л.Н. Андреев. «Иуда Искариот». «Жизнь Василия Фивейского». | Урок усвоения новых знаний | Биограф. сведения о Л.Н. Андрееве, содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литерат. персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом; анализировать и интерпретировать худож. произведение. |
17. | | | У литературной карты России. | Урок усвоения новых знаний | Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литерат. персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом. Уметь анализировать и интерпретировать худож. произведение. |
18. | | | РР Сочинение по творчеству А.И. Куприна, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева. | Урок развития речи | Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. | Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критическую статью. Составлять план творческой работы, отбирать материалы к сочинению. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания. | Пишут сочинение. |
19. | | | Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор). | Урок усвоения новых знаний | | Понимать истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса», художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Различать основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм). Знать основные биографические сведения о поэтах Серебряного века, содержание произведений, роль символики, новые понятия. Понимать истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Распознать глубину лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф. Анненского. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике Н.С. Гумилева. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян») Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Уметь анализировать стихи. Владеть монологическим устным и письменным ответом. | Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать е. и координировать е. с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | Различные виды чтения; изложение с элементами сочинения; устное сообщение, работа с учебником и иллюстрациями; работа с таблицей. |
20. | | | В. Брюсов. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта. | Урок усвоения новых знаний |
21. | | | «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. | Урок усвоения новых знаний |
22. | | | А. А. Блок. Жизнь и судьба поэта. | Урок усвоения новых знаний | Знать основные биографические сведения об А.А. Блоке. Понять, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока, увидеть значение образа России в творчестве поэта, идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать» Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Уметь анализировать стихи. Владеть монологическим устным и письменным ответом. | Различные виды чтения, в том числе наизусть; цитатный план, письменный ответ на вопрос; исследовательская работа с текстом; работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальных записей; работа с портретом. |
23. | | | Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». | Урок усвоения новых знаний |
24. | | | Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». | Урок усвоения новых знаний |
25. | | | Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения. | Повторительно- обобщающий урок |
26. | | | Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. | Урок усвоения новых знаний |
27. | | | Образ Христа и христианские мотивы в поэме. Споры по поводу финала. | Урок усвоения новых знаний |
28. | | | РР Сочинение по творчеству А. Блока. | Урок развития речи | Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. | Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критическую статью. Составлять план творческой работы, отбирать материалы к сочинению. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания. | Пишут сочинение. |
29-31. | | | Преодолевшие символизм. Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы и реализма. | Урок усвоения новых знаний | Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; гуманистическое сознание. | Различать основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм). Знать основные биографические сведения о поэтах Серебряного века, содержание произведений, роль символики, новые понятия. Понимать истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Распознать глубину лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф. Анненского. | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Р: уметь определять меры усвоения изученного материала. К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Л: Понимать связь литературного произведения с эпохой написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, определять элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. | Различные виды чтения, в том числе наизусть; цитатный план, тезисный план к устному сочинению; письменный ответ на вопрос; исследовательская работа с текстом; работа с учебником; комплексный анализ двух тематически близких стихотворений разных авторов; подготовка сообщения; прослушивание музыкальных записей; работа с портретом. |
32. | | | И.Ф. Анненский. Внутренний драматизм и исповедальность лирики. | Урок усвоения новых знаний |
33. | | | Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов. | Урок усвоения новых знаний | Знать жизненный и творческий путь, идейную и эстетическую позицию, основную проблематику творчества, своеобразие мастерства. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике Н.С. Гумилева. Уметь эмоционально отвечать по литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. |
34. 36. | | | А. А. Ахматова. Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Поэма А. А. Ахматовой «Реквием». | Урок усвоения новых знаний | Знать о личности и судьбе А. Ахматовой, ее творчестве, эстетических и этических принципах, глубоком психологизме ее произведений, особенности лирических произведений, худож. тропы и фигуры, роль символики в стихах, новые понятия, соотносить произведения с литератур. направл. эпохи, смысл названия произведения, образы, проблематику, худож. особенности поэмы. Уметь характеризовать особенности ранней лирики А. Ахматовой, характеризовать путь нравственных и духовных испытаний лирической героини, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом. |
37. | | | Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. | Урок усвоения новых знаний | Знать основные биографические сведения о М.А. Цветаевой, особенности лирических произведений, художественные тропы и фигуры. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, выразительно читать стихи наизусть. |
38. | | | Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. | Урок усвоения новых знаний |
39. | | | Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир. | Урок усвоения новых знаний |
40. | | | РР Сочинение по творчеству поэтов Серебряного века. | Урок развития речи | Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. | Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критическую статью. Составлять план творческой работы, отбирать материалы к сочинению. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания. | Пишут сочинение. |
41. | | | Короли смеха из журнала «Сатирикон». А. Аверченко. Темы и мотивы сатирической новеллистики. | Урок усвоения новых знаний | Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. | Понимать, как развивалась отечественная сатира в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дона Аминадо. Мастерство Аверченко в выборе приемов комического. Уметь эмоционально отвечать литературному тексту, анализировать явления, сцены и все произведение в целом, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, сопоставлять литературные персонажи, оценивать систему действующих лиц. Владеть монологическим устным и письменным ответом. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Различные виды чтения и пересказа; сложный план характеристики персонажа; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом; работа с портретом и иллюстрациями. |
42. | | | У литературной карты России. | Урок усвоения новых знаний | Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критическую статью. |
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (14+1) |
43-44. | | | Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. | Урок усвоения новых знаний | В ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую филологическую науку, гуманизм, постепенно выстраиваемое собственное целостное мировоззрение; в трудовой сфере — трудолюбие, целеустремленность; настойчивость; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью; понимание ценности образования как средства развития культуры личности; осознание ведущих ценностей мировой культуры; проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; формирование способности к целеполаганию и проектированию собственной учебной деятельности. | Давать общую характеристику литературного процесса. Литературные объединения. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов. поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного тип, выступать с устным сообщением. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. Владеть монологическим устным и письменным ответом. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Различные виды чтения, в том числе наизусть; цитатный план, письменный ответ на вопрос; исследовательская работа с текстом; работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальных записей; работа с портретом. |
45. | | | Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны». | Урок усвоения новых знаний |
46. | | | Развитие жанра Антиутопии. | Урок усвоения новых знаний | Понять оригинальность, самобытность художественного мира писателя. Знать основные биографические сведения о писателе, соотнести его произведение с литературными и историческими событиями эпохи. Знать, что такое утопия и антиутопия. Понимать, что прогресс знания, науки, техники – это еще не прогресс человечества. Роман «Мы» не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия. Подумать над актуальностью проблемы ответственности науки и людей науки перед обществом. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного тип, выступать с устным сообщением. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. Владеть монологическим устным и письменным ответом. |
47. | | | Юмористическая проза 20-х годов. | Урок усвоения новых знаний | Знать основные биографические сведения о писателе, соотнести его произведение с литературными и историческими событиями эпохи. Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного тип, выступать с устным сообщением. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. Владеть монологическим устным и письменным ответом. |
48. | | | В.В. Маяковский. Тема поэта и толпы в ранней лирике. | Урок усвоения новых знаний | Понимать тему поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», её образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Новаторство поэта в области художественной формы. Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного тип, выступать с устным сообщением. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. Владеть монологическим устным и письменным ответом. Уметь анализировать произведения, свободно используя конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, выразительно читать стихи наизусть. | Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. П: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информацию; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | Лексическая работа; интонирование, выразительное чтение, чтение наизусть; составление плана статьи учебника; комментарий к книжной выставке; подготовка сообщения. |
49. | | | Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике пота. | Урок усвоения новых знаний |
50. | | | Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Новаторство поэта в области художественной формы. | Урок усвоения новых знаний |
51. | | | Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. | Урок усвоения новых знаний |
52. | | | Поэмы. Проблематика, художественное своеобразие. | Урок усвоения новых знаний |
53. | | | С. А. Есенин. Природа родного края и образ Руси в лирике поэта. | Урок усвоения новых знаний | Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведений, роль символики, новые понятия. Уметь эмоционально отвечать по литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, выразительно читать стихи наизусть. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного тип, выступать с устным сообщением. | Лексическая работа; интонирование, выразительное чтение, чтение наизусть; составление плана статьи учебника; комментарий к книжной выставке; подготовка сообщения. |
54. | | | Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. | Урок усвоения новых знаний |
55. | | | Любовная тема в поэзии Есенина. | Урок усвоения новых знаний |
56. | | | Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. | Урок усвоения новых знаний |
57. | | | РР Сочинение по творчеству В.В. Маяковского и С.Е. Есенина. | Урок развития речи | Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. | Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критическую статью. Составлять план творческой работы, отбирать материалы к сочинению. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания. | Пишут сочинение. |
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов (21+2) |
58-59. | | | Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов. | Урок усвоения новых знаний | Осознает себя как гражданина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы. | Иметь представление о духовной атмосфере десятилетия и её отражении в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти. Знать общую характеристику литературного процесса. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению, находить информацию по заданной теме в источниках различного типа. Уметь выступать с устным сообщением. Владеть монологическим устным ответом. | Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Выразительное чтение; различные виды пересказа; тезисный план; работа с репродукциями и иллюстрациями; исследовательская работа с текстом; дискуссия; сочинение-рассуждение. |
60. | | | Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. | Урок усвоения новых знаний | Давать общую характеристику литературного процесса. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению, находить информацию по заданной теме в источниках различного типа. Уметь выступать с устным сообщением. Владеть монологическим устным ответом. |
61. | | | О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. | Урок усвоения новых знаний | Знать культурологические истоки творчества поэта. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Уметь выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль. Владеть навыками работы с различными источниками информации. |
62. | | | А.Н. Толстой. Роман «Петр Первый». | Урок усвоения новых знаний | Знать образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения. Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению, находить информацию по заданной теме в источниках различного типа. Уметь выступать с устным сообщением. Владеть монологическим устным ответом. |
63. | | | М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. | Урок усвоения новых знаний | Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, гражданская позицию активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение. | П: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; извлекать информацию, представленную в разных формах; владеть различными видами аудирования– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать е. с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание. | Составление комментария к фрагментам рассказа; характеристика фабулы и сюжета; анализ образов главных героев: Андрея Соколова и Вани; установление внутрипредметных и межпредметных связей; составление сложного плана для устного ответа и сочинения; работа с портретом, фотопортретами и иллюстрациями; формулирование выводов и определение художественной идеи рассказа. |
64. | | | Картины жизни донского казачества. | Урок усвоения новых знаний |
65. | | | Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. | Урок усвоения новых знаний |
66. | | | Роль и значение женских образов в художественной системе романа. | Урок усвоения новых знаний |
| | | Сложность и противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова. Художественно- стилистическое своеобразие романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». | Урок усвоения новых знаний |
| | | | |
67. | | | | |
68. | | | РР Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон». | Урок развития речи | Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. | Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критическую статью. Составлять план творческой работы, отбирать материалы к сочинению. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания. | Пишут сочинение |
69-70. | | | М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». «Роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. | Урок усвоения новых знаний | Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; гуманистическое сознание. | Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведения, особенности жанра и конфликта произведения, роль символики в романе. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение. Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критическую статью. Составлять план творческой работы, отбирать материалы к сочинению. Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта. Формулировать вопросы по тексту произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. Конспектировать литературно-критическую статью. Составлять план творческой работы, отбирать материалы к сочинению. | Р: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. П: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информацию; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | Работа с портретами писателя; выразительное чтение фрагментов повести; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом; работа с иллюстрациями; составление развернутых тезисов для характеристики образов; выявление основных элементов фабулы и сюжета повести; формулирование выводов; определение проблематики и художественной идеи повести; составление таблицы. |
71. | | | Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа. | Урок усвоения новых знаний |
72. | | | Нравственно- философское звучание ершалаимских» глав. | Урок усвоения новых знаний |
73. | | | Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе. | Урок усвоения новых знаний |
74. | | | Неразрывность связи любви и творчества в Проблематике романа. | Урок усвоения новых знаний |
75. | | | РР Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | Урок развития речи | Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания. | Пишут сочинение |
76. | | | Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. | Урок усвоения новых знаний | Осознает себя как гражданина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы. | Знать основные биографические сведения об авторе, содержание произведений, основные тезисы критических статей по теме, особенности жанра и конфликта произведений, роль символики, новые понятия. Уметь эмоционально отвечать по литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, выразительно читать стихи наизусть. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного тип, выступать с устным сообщением. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Лексическая работа; интонирование, выразительное чтение, чтение наизусть; составление плана статьи учебника; комментарий к книжной выставке; подготовка сообщения. |
77. | | | Роман «Доктор Живаго». | Урок усвоения новых знаний |
78-79. | | | А. П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А. П. Платонова «Котлован». | Урок усвоения новых знаний | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
80. | | | В. Набоков. «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев. | Урок усвоения новых знаний | Распознать черты чеховских «недотёп» в обывателях пансиона госпожи Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
Обзор литературы периода Великой Отечественной войны (5 ч) |
81-82. | | | Обзор литературы периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия. | Урок усвоения новых знаний | Воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. | Характеризовать основные темы и проблемы русской литературы в период Великой Отечественной войны: тема свободы, духовно-нравственных исканий человека, нравственного идеала, силы духа советского человека. Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа. Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи. | Р: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Выразительное чтение; различные виды пересказа; тезисный план; работа с репродукциями и иллюстрациями; исследовательская работа с текстом; дискуссия; сочинение-рассуждение. |
83. | | | А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. | Урок усвоения новых знаний | Знать о личности и судьбе А. Твардовского, его творчестве, эстетических и этических принципах, глубоком патриотизме его произведений. Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. Уметь эмоционально отвечать по литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, выразительно читать стихи наизусть, находить информацию по заданной теме в источниках различного тип, выступать с устным сообщением. |
84. | | | «По праву памяти» как поэма- исповедь. | Урок усвоения новых знаний |
85. | | | Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. | Урок усвоения новых знаний | Знать о личности и судьбе Н. А. Заболоцкого, его творчестве, эстетических и этических принципах. Исповедальный характер лирики. Уметь эмоционально отвечать по литературному тексту, анализировать стихи, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, выразительно читать стихи наизусть, находить информацию по заданной теме в источниках различного тип, выступать с устным сообщением. |
Литературный процесс 50-80 годов (14) |
86. | | | Обзор литературы второй половины XX века. Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. «Оттепель» 1953—1964 годов — рождение нового типа литературного движения. | Урок усвоения новых знаний | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | Понимать: Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). Основные тенденции современного литературного процесса. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа. Уметь выступать с устным сообщением. | П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Р.: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | Выразительное чтение; различные виды пересказа; тезисный план; работа с репродукциями и иллюстрациями; исследовательская работа с текстом; дискуссия; сочинение-рассуждение. |
87. | | | Урок усвоения новых знаний |
88-89. | | | «Городская» проза. «Деревенская» проза. | Урок усвоения новых знаний |
90. | | | Историческая романистика 60—80-х годов. | Урок усвоения новых знаний |
91. | | | Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. | Урок усвоения новых знаний |
92 | | | В. М. Шукшин. Колоритность и яркость героев-чудиков. | Урок усвоения новых знаний | Осознает себя как гражданина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы. | Знать о личности и судьбе В. М. Шукшина, его творчестве, эстетических и этических принципах. Уметь эмоционально отвечать по литературному тексту, анализировать рассказы, свободно использовать конкретные понятия теории литературы, составлять план и конспект лекции учителя, работать с материалами учебника, находить информацию по заданной теме в источниках различного тип, выступать с устным сообщением. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Различные виды чтения, в том числе наизусть; цитатный план, письменный ответ на вопрос; исследовательская работа с текстом; работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальных записей; работа с портретом. |
93. | | | Н. М. Рубцов. Основные темы и мотивы Лирики Рубцова. | Урок усвоения новых знаний | Знать: тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Уметь выразительно читать стихотворения, выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль, выразительно читать стихи наизусть. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного тип, выступать с устным сообщением. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
94. | | | В. П. Астафьев. «Царь-рыба». | Урок усвоения новых знаний | Понимать: символика названия повести и ее нравственная проблематика. Тема памяти и преемственности поколений. Утрата традиционных устоев народной жизни, обретение вместо них иллюзорных ценностей псевдокультуры. Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению, выступать с устным сообщением. | Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
95. | | | В. Г. Распутин. «Прощание с Матерой». | Урок усвоения новых знаний | Характеризовать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Знать особенности стиля писателя. Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению. Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (кратко, полно, тезисно), выступать с устным сообщением. | Р: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
96-97. | | | А. И. Солженицын. Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича». | Урок усвоения новых знаний | Знать: уникальность жизни и творчества А. Солженицына, основные темы и проблемы произведений писателя: тема духовной свободы, нравственной чистоты. Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией, видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению, передавать информацию адекватно поставленной цели (кратко, полно, тезисно), выступать с устным сообщением. | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
98. | | | В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. | Урок усвоения новых знаний | Характеризовать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования. Уметь выделять в тесте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним. Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению. Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (кратко, полно, тезисно). | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
99. | | | Новейшая русская проза и поэзия 80-90 годов. | Урок усвоения новых знаний | Воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. | Понять внутреннюю противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.). Видеть традицию и новаторство в иронической поэзии 80-90-х годов. Знать о новых литературных течениях. Знать изученные произведения, сведения по теории и истории литературы. Уметь применять полученные знания при анализе и оценке художественных произведений. Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению. | М: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. П: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. К: использует речь для регуляции своих действий; строит монологические высказывания. |
100. | | | Современная Литературная ситуация: реальность и перспективы (урок-обобщение). | Повторительно- обобщающий урок | Характеризовать логику развития историко-литературного процесса на материале темы. Уметь применять полученные знания при анализе и оценке художественных произведений. Уметь видеть главное в прочитанном тексте, аргументировано формулировать свое отношение к произведению. | |
101-102. | | | Резервные уроки | | | | | |
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибальной системе оценивания.
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.