Пояснительная записка
Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;
- Закон Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.03.2021 № 10 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16";
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»;
- Устав и локальные акты МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе примерных рабочих программ, разработанных к учебникам предметной линии «Полярная звезда». 5-11 классы. Базовый уровень: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев и др. – М.: Просвещение, 2020.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса для изучения курса географии в 5 классе:
Алексеев А.И. География. 5—6 классы: учебник для общеобразоват. организаций./ А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина. И др. – М.: Просвещение, 2020.
Николина В.В. Мой тренажёр. 5—6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций. /В.В. Николина – М.: Просвещение, 2020. ·
Есипова И.С. География. Атлас. 5—6 классы. / И.С. Есипова – М.: Просвещение, 2020.
4. Матвеев В.А.. География. Контурные карты. 6 класс. / В.А. Матвеев – М.: Просвещение, 2020.
5. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 5—6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. В. Николина, А. А. Королева, Н. В. Кучинова, М. Е. Юлова]. – М.: Просвещение, 2020.
Цель формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и Земли»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
В 6 классе отведено на изучение курса 35 часов (1 час в неделю).
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно - нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно - нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
Ценностные ориентации, отражающие их индивидуально - личностные позиции:
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающийся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;
-осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально - ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений о целостности и неоднородности планеты Земля, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карта как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Выпускник научится:
1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
1. работать с различными источниками географической информации и приборами;
2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
3. читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
4. строить простые планы местности;
5. создавать простейшие географические карты различного содержания;
6. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
7. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
8. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
9. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
10. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.
Содержание учебного предмета
Гидросфера – водная оболочка Земли (11 часов)
Вода на Земле. Части гидросферы Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направление морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органически ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира. Воды суши. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Практическая работа № 1 «Описание океана и моря по плану».
Практическая работа № 2 «Прокладывание маршрута по карте».
Практическая работа № 3 «Описание реки по плану».
Практическая работа №4 «Описание озера по плану».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 часов)
Атмосфера Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние Температуры. Изменение температуры с высотой. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты Наблюдения за погодой. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой.
Практическая работа № 5. «Определение среднесуточной температуря воздуха»
Практическая работа № 5 «Построение графика температур и розы ветров»
Практическая работа №7 «Расчёт относительной влажности воздуха».
Практическая работа №8 «Изучение информации о погоде».
Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Географическая оболочка Земли (5 часов)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Практическая работа №9 «Составление схемы основных видов культурных ландшафтов».
Повторение (4 часа)
Тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема | Количество часов | Вводимые понятия |
План. | Факт. |
1.Гидросфера – водная оболочка Земли (11 часов) |
1 | | | Состав и строение гидросферы. | 1 | Гидросфера. Мировой круговорот волы в природе. |
2 | | | Мировой океан (1) | 1 | Мировой океан. Моря. Заливы. Проливы. |
3 | | | Мировой океан (2). Практическая работа №1 «Описание океана и моря по плану». | 1 | Острова. Археологи. Полуострова. Рельеф дна океана. |
4 | | | Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа № 2 «Прокладывание маршрута по карте». | 1 | |
5 | | | Воды океана | 1 | Соленость и температура – свойства воды в океане. Айсберг. Волны. Цунами. Океанические течения. Приливы и отливы. |
6 | | | Реки – артерии Земли (1) | 1 | Речная система. Речной бассейн. Водораздел. Русло. Исток. Устье. Падение реки. Источник питания реки. |
7 | | | Реки - артерии Земли (2). Практическая работа № 3 «Описание реки по плану». | 1 | Режим реки – половодье, паводок, межень. Пороги. Водопады. |
8 | | | Озёра и болота. Практическая работа №4 «Описание озера по плану». | 1 | Озерная котловина. Пресные, соленый, сточные, бессточные озера. Озера – старицы. Ледниковые и запрудные озера. Водохранилища. Болота. Многолетняя мерзлота. |
9 | | | Подземные воды и ледники | 1 | Подземные воды. Водопроницамые и водоупорные породы. Межпластовые воды. Артезианские источники. Покровные и горные ледники. |
10 | | | Гидросфера и человек | 1 | Охрана гидросферы. |
11 | | | Обобщение знаний по теме: «Гидросфера». | 1 | |
2.Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 часов) |
12 | | | Состав и строение атмосферы. | 1 | Атмосфера. Тропосфера. Стратосфера. Озоновый слой. Оптические явления. |
13 | | | Тепло в атмосфере (1). | 1 | Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры (суточная, годовая) |
14 | | | Тепло в атмосфере (2). Практическая работа №5 «Определение средней суточной температуры воздуха». | 1 | Угол падения солнечных лучей. |
15 | | | Атмосферное давление | 1 | Атмосферное давление. Барометр. |
16 | | | Ветер. Практическая работа №6 «Построение графика температуры и розы ветров». | 1 | Ветер. Бриз. Роза ветров. Муссон. |
17 | | | Влага в атмосфере (1). | 1 | Абсолютная влажность. Относительная влажность. |
18 | | | Влага в атмосфере (2). Практическая работа №7 «Расчёт относительной влажности воздуха». | 1 | Облака. Атмосферные осадки. |
19 | | | Погода и климат | 1 | Погода. Воздушные массы. Климат. |
20 | | | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №8 «Изучение информации о погоде». | 1 | |
21 | | | Атмосфера и человек | 1 | Охрана атмосферы. Опасные атмосферные явления. |
22 | | | Обобщение знаний по теме «Атмосфера» | 1 | |
3.Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа) |
23 | | | Биосфера – земная оболочка. | 1 | Биосфера. Живые организмы. Круговорот веществ в биосфере. |
24 | | | Почвы | 1 | Почва. Плодородие. Перегной (гумус). |
25 | | | Биосфера – сфера жизни | 1 | Распределение живого вещества в биосфере. Значение биосферы для человека. Уязвимость биосферы. |
26 | | | Обобщение знаний по теме «Биосфера» | 1 | |
4.Географическая оболочка Земли (5 часов) |
27 | | | Географическая оболочка Земли | 1 | Географическая оболочка. Природный комплекс. Свойства географической оболочки –целостность, зональность, ритмичность. Широтная зональность. Природная зона. Высотная поясность. |
28 | | | Природные зоны Земли | 1 | Влажные экваториальные леса. Саванны. Пустыни. Степи. Широколиственные леса. Тайга. Тундра. Арктические и антарктические пустыни. |
29 | | | Культурные ландшафты. Практическая работа №9 «Составление схемы основных видов культурных ландшафтов». | 1 | Культурные ландшафт. Ландшафты – сельскохозяйственный, промышленный, городской. |
30 | | | Влияние человека на ландшафт. | 1 | |
31 | | | Обобщение знаний по теме «Географическая оболочка Земли». | 1 | |
Повторение (4 часа) |
32 | | | Повторение по теме: «Гидросфера». | 1 | |
33 | | | Повторение по теме: «Атмосфера». | 1 | |
34 | | | Повторение по теме: «Биосфера». | 1 | |
35 | | | Повторение. Итоговый урок | 1 | |
21