СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 6 класс 2022-2023 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка

Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая программа:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;

- Закон Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.03.2021 № 10 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16";

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»;

- Устав и локальные акты МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе примерных рабочих программ, разработанных к учебникам предметной линии «Полярная звезда». 5-11 классы. Базовый уровень: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев и др. – М.: Просвещение, 2020.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса для изучения курса географии в 5 классе:

  1. Алексеев А.И. География. 5—6 классы: учебник для общеобразоват. организаций./ А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина. И др. – М.: Просвещение, 2020.

  2. Николина В.В. Мой тренажёр. 5—6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций. /В.В. Николина – М.: Просвещение, 2020. ·

  3. Есипова И.С. География. Атлас. 5—6 классы. / И.С. Есипова – М.: Просвещение, 2020.

4. Матвеев В.А.. География. Контурные карты. 6 класс. / В.А. Матвеев – М.: Просвещение, 2020.

5. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 5—6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. В. Николина, А. А. Королева, Н. В. Кучинова, М. Е. Юлова]. – М.: Просвещение, 2020.

Цель формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и Земли»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

В 6 классе отведено на изучение курса 35 часов (1 час в неделю).

  1. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета.

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно - нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно - нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

Ценностные ориентации, отражающие их индивидуально - личностные позиции:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающийся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;

-осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально - ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Предметными результатами освоения основной образо­вательной программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необхо­димости для решения современных практических задач чело­вечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружа­ющей среды и рационального природопользования;

  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  3. формирование представлений о целостности и неоднородности планеты Земля, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических пара­метров;

  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карта как одного из «языков» международного общения;

  6. овладение основными навыками нахождения, использо­вания и презентации географической информации;

  7. формирование умений и навыков использования раз­нообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружаю­щей среды, адаптации к условиям территории проживания;

  8. создание основы для формирования интереса к даль­нейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Выпускник научится:

1.  использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2.  анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3.  находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4.  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5.  выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

7.  представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

8.  различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

9.  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

10.  проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

11.  оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

1. работать с различными источниками географической информации и приборами;

2.  ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

3.  читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

4.  строить простые планы местности;

5.  создавать простейшие географические карты различного содержания;

6.  моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

7.  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

8.  воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

9.  создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

10.  самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.

  1. Содержание учебного предмета

  1. Гидросфера – водная оболочка Земли (11 часов)

Вода на Земле. Части гидросферы Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направление морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органически ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира. Воды суши. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Практическая работа № 1 «Описание океана и моря по плану».

Практическая работа № 2 «Прокладывание маршрута по карте».

Практическая работа № 3 «Описание реки по плану».

Практическая работа №4 «Описание озера по плану».

  1. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 часов)

Атмосфера Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние Температуры. Изменение температуры с высотой. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты Наблюдения за погодой. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой.

Практическая работа № 5. «Определение среднесуточной температуря воздуха»

Практическая работа № 5 «Построение графика температур и розы ветров»

Практическая работа №7 «Расчёт относительной влажности воздуха».

Практическая работа №8 «Изучение информации о погоде».

  1. Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

  1. Географическая оболочка Земли (5 часов)

Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Практическая работа №9 «Составление схемы основных видов культурных ландшафтов».

Повторение (4 часа)




















  1. Тематическое планирование

п/п

Дата проведения

Тема

Количество часов

Вводимые понятия

План.

Факт.

1.Гидросфера – водная оболочка Земли (11 часов)

1



Состав и строение гидросферы.

1

Гидросфера. Мировой круговорот волы в природе.

2



Мировой океан (1)

1

Мировой океан. Моря. Заливы. Проливы.

3



Мировой океан (2). Практическая работа №1 «Описание океана и моря по плану».

1

Острова. Археологи. Полуострова. Рельеф дна океана.

4



Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа № 2 «Прокладывание маршрута по карте».

1


5



Воды океана

1

Соленость и температура – свойства воды в океане. Айсберг. Волны. Цунами. Океанические течения. Приливы и отливы.

6



Реки – артерии Земли (1)

1

Речная система. Речной бассейн. Водораздел. Русло. Исток. Устье. Падение реки. Источник питания реки.

7



Реки - артерии Земли (2). Практическая работа № 3 «Описание реки по плану».

1

Режим реки – половодье, паводок, межень. Пороги. Водопады.

8



Озёра и болота. Практическая работа №4 «Описание озера по плану».

1

Озерная котловина. Пресные, соленый, сточные, бессточные озера. Озера – старицы. Ледниковые и запрудные озера. Водохранилища. Болота. Многолетняя мерзлота.

9



Подземные воды и ледники

1

Подземные воды. Водопроницамые и водоупорные породы. Межпластовые воды. Артезианские источники. Покровные и горные ледники.

10



Гидросфера и человек

1

Охрана гидросферы.

11



Обобщение знаний по теме: «Гидросфера».

1


2.Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 часов)

12



Состав и строение атмосферы.

1

Атмосфера. Тропосфера. Стратосфера. Озоновый слой. Оптические явления.

13



Тепло в атмосфере (1).

1

Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры (суточная, годовая)

14



Тепло в атмосфере (2). Практическая работа №5 «Определение средней суточной температуры воздуха».

1

Угол падения солнечных лучей.

15



Атмосферное давление

1

Атмосферное давление. Барометр.

16



Ветер. Практическая работа №6 «Построение графика температуры и розы ветров».

1

Ветер. Бриз. Роза ветров. Муссон.

17



Влага в атмосфере (1).

1

Абсолютная влажность. Относительная влажность.

18



Влага в атмосфере (2). Практическая работа №7 «Расчёт относительной влажности воздуха».

1

Облака. Атмосферные осадки.

19



Погода и климат

1

Погода. Воздушные массы. Климат.

20



Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №8 «Изучение информации о погоде».

1


21



Атмосфера и человек

1

Охрана атмосферы. Опасные атмосферные явления.

22



Обобщение знаний по теме «Атмосфера»

1


3.Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа)

23



Биосфера – земная оболочка.

1

Биосфера. Живые организмы. Круговорот веществ в биосфере.

24



Почвы

1

Почва. Плодородие. Перегной (гумус).

25



Биосфера – сфера жизни

1

Распределение живого вещества в биосфере. Значение биосферы для человека. Уязвимость биосферы.

26



Обобщение знаний по теме «Биосфера»

1


4.Географическая оболочка Земли (5 часов)

27



Географическая оболочка Земли

1

Географическая оболочка. Природный комплекс. Свойства географической оболочки –целостность, зональность, ритмичность. Широтная зональность. Природная зона. Высотная поясность.

28



Природные зоны Земли

1

Влажные экваториальные леса. Саванны. Пустыни. Степи. Широколиственные леса. Тайга. Тундра. Арктические и антарктические пустыни.

29



Культурные ландшафты. Практическая работа №9 «Составление схемы основных видов культурных ландшафтов».

1

Культурные ландшафт. Ландшафты – сельскохозяйственный, промышленный, городской.

30



Влияние человека на ландшафт.

1


31



Обобщение знаний по теме «Географическая оболочка Земли».

1


Повторение (4 часа)

32



Повторение по теме: «Гидросфера».

1


33



Повторение по теме: «Атмосфера».

1


34



Повторение по теме: «Биосфера».

1


35



Повторение. Итоговый урок

1



21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!