Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций –
разработана на основании требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и федеральной образовательной программы среднего общего образования с учетом профессиональной направленности получаемой профессии/специальности среднего профессионального образования и является частью программы подготовки специалистов среднего звена или квалифицированных рабочих и служащих. Учебный предмет СОО02.03 Физика является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям), реализуемых на базе основного общего образования.
Учебный предмет СОО02.03 Физика предполагает межпредметную связь с предметами общеобразовательного и дисциплинами профессионального цикла и предусматривает: синхронизацию предметных, личностных метапредметных результатов с общими и профессиональными компетенциями, интенсивную подготовку, профессиональную направленность, практическую подготовку, включение прикладных модулей, применение передовых технологий обучения, в том числе технологий дистанционного и электронного обучения, интеграцию системно - деятельностного и компетентностного подходов в обеспечении единства процессов воспитания, развития и обучения.
Для учета специфики получаемой профессии/специальности в тематическом плане учебного предмета включено профессионально-ориентированное содержание в соответствии с рекомендациями по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования.
Освоение содержания данного учебного предмета обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Планируемые результаты освоения | Основные показатели оценки результата |
Личностные: (в соответствии с ФГОС с использованием примерной программы выбрать необходимое) | |
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности | –ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; –готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; –готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; –готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; –принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; –неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. |
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству)) ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | -российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; –уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); –формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; –воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. |
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | –гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; –признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; –мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; –интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; –готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; –приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; –готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. |
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | –нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; –принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; –способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; –формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); –развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. |
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | –мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; –готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; –экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; –эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. |
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | –ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; –положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. |
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | –уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, –осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; –готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; –потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; –готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. |
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | –физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. |
Метапредметные: (в соответствии с ФГОС с использованием примерной программы и распределением на три группы универсальных учебных действий (УУД). | |
Регулятивные универсальные учебные действия | Студент научится: –самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; –оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; –ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; –оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; -выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; –организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; –сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.- - |
Познавательные универсальные учебные действия | - Студент научится: –искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; –критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; –использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; –находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; –выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; –выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; –менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. - |
Коммуникативные универсальные учебные действия | - Студент научится: –осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; –при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); –координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; –развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; –распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. - |
Предметные: (ПР) | |
Выпускник освоит | ПР1 Умение объяснять и анализировать роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; ПР2 Умение характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия; ПР3 Умение понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий; ПР4 Умение владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств; ПР5 Умение самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности; ПР6 Умение самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты; ПР7 Умение решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с опорой как на известные физические законы, закономерности и модели, так и на тексты с избыточной информацией; ПР8 Умение объяснять границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; ПР9 Умение выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов; ПР10 Умение характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих проблем; ПР11 Умение объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств; ПР12 Умение объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки. |
3. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
Реализация учебного предмета предполагает наличие следующих учебных кабинетов / лабораторий / мастерских:
1. Персонального компьютера
2. Комплекта интерактивного мультимедийного оборудования
3. Комплектов приборов по электростатике, законам постоянного тока, магнитному полю; комплекта приборов по оптике
оборудования и технологического оснащения рабочих мест, определенных для проведения лабораторных и практических занятий:
1. Стендов для выполнения лабораторных и практических работ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Предметный результат | Объект контроля | Метод контроля |
ПР1; | Раздел 1. Тема 1.1 Раздел 2 Тема 2.1 ,2.2,2.3 Раздел 3 Тема 3.1,3.2,3.3,3.4,3.5 Раздел 4 Тема 4.1,4.2,4.3 Раздел 5 Тема 5.1,5.2,5.3 Раздел 6 Тема 6.1,6.2,6.3,6.4 | Физический диктант Тематические тесты направленностью Майнд- карты Практические работы Лабораторные работы Работа над индивидуальным проектом |
ПР2 | Раздел 1. Тема 1.1 Раздел 2 Тема 2.1 ,2.2,2.3 Раздел 3 Тема 3.1,3.2,3.3,3.4,3.5 Раздел 4 Тема 4.1,4.2,4.3 Раздел 5 Тема 5.1,5.2,5.3 Раздел 6 Тема 6.1,6.2,6.3,6.4 | Физический диктант Тематические тесты Решение качественных, расчетных практико- ориентированных задач с профессиональной направленностью Практические работы Майнд- карты Лабораторные работы Работа над индивидуальным проектом |
ПР3 | Раздел 1. Тема 1.1 Раздел 2 Тема 2.1 ,2.2,2.3 Раздел 3 Тема 3.1,3.2,3.3,3.4,3.5 Раздел 4 Тема 4.1,4.2,4.3 Раздел 5 Тема 5.1,5.2,5.3 Раздел 6 Тема 6.1,6.2,6.3,6.4 | Физический диктант Тематические тесты Решение качественных, расчетных практико- ориентированных задач с профессиональной направленностью Практические работы Майнд- карты Работа над индивидуальным проектом Лабораторные работы |
ПР 4 | Раздел 1. Тема 1.1 Раздел 2 Тема 2.1 ,2.2,2.3 Раздел 3 Тема 3.1,3.2,3.3,3.4,3.5 Раздел 4 Тема 4.1,4.2,4.3 Раздел 5 Тема 5.1,5.2,5.3 | Решение качественных, расчетных практико- ориентированных задач с профессиональной направленностью Работа над индивидуальным проектом Практические работы Лабораторные работы |
ПР 5 | Раздел 1. Тема 1.1 Раздел 2 Тема 2.1 ,2.2,2.3 Раздел 3 Тема 3.1,3.2,3.3,3.4,3.5 Раздел 4 Тема 4.1,4.2,4.3 Раздел 5 Тема 5.1,5.2,5.3 Раздел 6 Тема 6.1,6.2,6.3,6.4 | Физический диктант Тематические тесты Решение практико- ориентированных задач с профессиональной направленностью Практические работы Майнд- карты Работа над индивидуальным проектом Лабораторные работы |
ПР 6 | Раздел 1. Тема 1.1 Раздел 2 Тема 2.1 ,2.2,2.3 Раздел 3 Тема 3.1,3.2,3.3,3.4,3.5 Раздел 4 Тема 4.1,4.2,4.3 Раздел 5 Тема 5.1,5.2,5.3 Раздел 6 Тема 6.1,6.2,6.3,6.4 | Физический диктант Тематические тесты Практические работы Лабораторные работы |
ПР 7 | Раздел 1. Тема 1.1 Раздел 2 Тема 2.1 ,2.2,2.3 Раздел 3 Тема 3.1,3.2,3.3,3.4,3.5 Раздел 4 Тема 4.1,4.2,4.3 Раздел 5 Тема 5.1,5.2,5.3 Раздел 6 Тема 6.1,6.2,6.3,6.4 | Физический диктант Тематические тесты Решение качественных, расчетных практико- ориентированных задач с профессиональной направленностью Практические работы Майнд- карты Работа над индивидуальным проектом Лабораторные работы |
ПР 8 | Раздел 1. Тема 1.1 Раздел 2 Тема 2.1 ,2.2,2.3 Раздел 3 Тема 3.1,3.2,3.3,3.4,3.5 Раздел 4 Тема 4.1,4.2,4.3 Раздел 5 Тема 5.1,5.2,5.3 Раздел 6 Тема 6.1,6.2,6.3,6.4 | Физический диктант Тематические тесты Решение качественных, расчетных практико- ориентированных задач с профессиональной направленностью Практические работы Работа над индивидуальным проектом Майнд- карты Лабораторные работы |
ПР9 | Раздел 1. Тема 1.1 Раздел 2 Тема 2.1 ,2.2,2.3 Раздел 3 Тема 3.1,3.2,3.3,3.4,3.5 Раздел 4 Тема 4.1,4.2,4.3 Раздел 5 Тема 5.1,5.2,5.3 Раздел 6 Тема 6.1,6.2,6.3,6.4 | Решение практико- ориентированных задач с профессиональной направленностью Практические работы Майнд- карты Работа над индивидуальным проектом Лабораторные работы |
ПР10 | Раздел 2 Тема 2.1 ,2.2,2.3 Раздел 3 Тема 3.1,3.2,3.3,3.4,3.5 Раздел 4 Тема 4.1,4.2,4.3 Раздел 5 Тема 5.1,5.2,5.3 | Физический диктант Тематические тесты Решение качественных, расчетных практико- ориентированных задач с профессиональной направленностью Практические работы Майнд- карты Лабораторные работы |
Пр11 | Раздел 1. Тема 1.1 Раздел 2 Тема 2.1 ,2.2,2.3 Раздел 3 Тема 3.1,3.2,3.3,3.4,3.5 Раздел 4 Тема 4.1,4.2,4.3 Раздел 5 Тема 5.1,5.2,5.3 Раздел 6 Тема 6.1,6.2,6.3,6.4 | Решение практико- ориентированных задач с профессиональной направленностью Практические работы Майнд- карты Работа над индивидуальным проектом Лабораторные работы |
ПР12 | Раздел 1. Тема 1.1 Раздел 2 Тема 2.1 ,2.2,2.3 Раздел 3 Тема 3.1,3.2,3.3,3.4,3.5 Раздел 4 Тема 4.1,4.2,4.3 Раздел 5 Тема 5.1,5.2,5.3 Раздел 6 Тема 6.1,6.2,6.3,6.4 | Физический диктант Тематические тесты Решение качественных, расчетных практико- ориентированных задач с профессиональной направленностью Практические работы Работа над индивидуальным проектом Майнд- карты Лабораторные работы |