СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по функциональной грамотности для 3 класса

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МАОУ «СОШ г. Макарова»

Утверждаю:

Согласовано:

Рассмотрено:

Директор___________

№_________

Зам. директора по УВР

На заседании МО

_________________


__________________

Протокол №______от

«____»__________20__г.

«____» _________20__г.


«____» _________20__г.

Руководитель МО

______________(Ф.И.О.)





Календарно-тематическое планирование

По внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

для 3 класса

на 2023/2024 учебный год



Составлено учителем

Шелевая Дарья Сергеевна





















Г.Макаров,2023год


Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

  • СП 2.4.3648-20;

  • СанПиН 1.2.3685-21;

Цель курса: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.


Место курса в плане внеурочной деятельности: учебный курс предназначен для обучающихся 3х классов; рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год в каждом классе.


Содержание программы

Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность: особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.

Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.


Курс внеурочной деятельности включает в себя следующие темы:


  1. ЧГ «Про дождевого червяка»

  2. ЕНГ «Дождевые черви»

  3. ЧГ «Кальций»

  4. ЕНГ «Полезный кальций»

  5. ЧГ «Сколько весит облако»

  6. ЕНГ «Про облака»

  7. ЧГ «Хлеб всему голова»

  8. ЕНГ «Про хлеб и дрожи»

  9. ЧГ «Про мел»

  10. ЕНГ «Интересное вещество - мел»

  11. ЧГ «Про мыло»

  12. ЕНГ «Чем интересно мыло и как оно работает»

  13. ЧГ «История свечи»

  14. ЕНГ «Чем интересно мыло и как оно работает»

  15. ЧГ «Магнит»

  16. ЕНГ «Волшебный магнит»

  17. ФГ «Что такое бюджет?»

  18. МГ «Расходы и доходы бюджета»

  19. ФГ «Семейный бюджет»

  20. МГ «Панируем семейный бюджет»

  21. ФГ «Откуда в семье берутся деньги? Зарплата»

  22. МГ « Подсчитываем семейный доход»

  23. ФГ « «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные выплаты»

  24. МГ «Пенсия и пособия»

  25. ФГ «Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш»

  26. МГ «Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы»

  27. ФГ «На что тратятся семейные деньги? Виды расходов»

  28. МГ «Подсчитываем расходы»

  29. ФГ «На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи»

  30. МГ «Расходы и обязательные платежи»

  31. ФГ «Как сэкономить семейные деньги?»

  32. МГ «Подсчитываем сэкономленные деньги»

  33. ФГ Проверочная работа


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

–  овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

–  осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу;

– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование финансовых терминов;

– представление о семейных расходах и доходах;

– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

– представление о различных видах семейных доходов;

– представление о различных видах семейных расходов;

– представление о способах экономии семейного бюджета.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.







Тематическое планирование

Тема занятия

Форма проведения занятия

Количество часов, отводимых на освоение темы

ЦОР/ЭОР

Блок «Читательская грамотность»

1

Про дождевого червяка

Учебный диалог

Рабочий лист

1

http\school-collection.edu.ru



http://skazvikt.ucoz.ru/



http://www.openclass.ru/

2

Кальций

Учебный диалог

Рабочий лист

1

3

Сколько весит облако

Учебный диалог

Рабочий лист

1

4

Хлеб всему голова

Учебный диалог

Рабочий лист

1

http\school-collection.edu.ru



http://skazvikt.ucoz.ru/



http://www.openclass.ru/

5

Про мел

Учебный диалог

Рабочий лист

1

6

Про мыло

Практическая работа

1

7

История свечи

Учебный диалог

Рабочий лист

1

8

Магнит

Практическая работа

1

http\school-collection.edu.ru



http://skazvikt.ucoz.ru/



http://www.openclass.ru/

Блок «Естественно научная грамотность»

9

Дождевые черви

Практическая работа

1

10

Полезный кальций

Практическая работа

1

11

Про облака

Практическая работа

1

http\school-collection.edu.ru



http://skazvikt.ucoz.ru/



http://www.openclass.ru/

12

Про хлеб и дрожи

Практическая работа

1

13

Интересное вещество – мел

Практическая работа

1

14

Чем интересно мыло и как оно работает

Практическая работа

1

15

Про свечи

Практическая работа

1

16

Волшебный магнит

Практическая работа

1

http\school-collection.edu.ru



http://skazvikt.ucoz.ru/



http://www.openclass.ru/

Блок «Математическая грамотность»

17

Расходы и доходы бюджета

Практическая работа

1

18

Планируем семейный бюджет

Практическая работа

1

19

Подсчитываем семейный доход

Практическая работа

1

http\school-collection.edu.ru



http://skazvikt.ucoz.ru/



http://www.openclass.ru/

20

Пенсии и пособия

Практическая работа

1

21

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы

Практическая работа

1

22

Подсчитываем расходы

Практическая работа

1

http\school-collection.edu.ru



http://skazvikt.ucoz.ru/



http://www.openclass.ru/

23

Расходы и обязательные платежи

Практическая работа

1

24

Подсчитываем сэкономленные деньги

Практическая работа

1

Блок «Финансовая грамотность»

25

Что такое бюджет?

Синквейн

1

26

Семейный бюджет

Ролевая игра

1

http\school-collection.edu.ru



http://skazvikt.ucoz.ru/



http://www.openclass.ru/

27

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата

Кластер

1

28

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия

Практическая работа

1

29

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш

Ролевая игра

1

30

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов

Практическая работа

1

http\school-collection.edu.ru



http://skazvikt.ucoz.ru/



http://www.openclass.ru/

31

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи

Ролевая игра

1

32

Как сэкономить семейные деньги?

Проект

1

33

Проверочная работа

Самостоятельная работа

1