Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Касумкентская средняя общеобразовательная школа №1»
«Согласовано» Руководитель МО /С. А. Хаметова/ Протокол № 1 от «30» августа 2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «КСОШ №1» ______ /С. М. Селимова/ «15» сентября 2017г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «КСОШ №1» ___________ /З. М. Устаев/ Приказ № ____ от «___» ____________ 2017г. «15» сентября 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «русский язык»
для учащихся 8 класса
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
Хаметова Светлана Абдулвагидовна,
учитель русского языка
Учебно-тематический план
по учебному предмету «русский язык» (3 ч в неделю, всего 105 ч)
УМК Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
Разделы |
1. | Введение. | 1 ч. |
2. | Речь | 9 ч. |
3. | Повторение изученного в 5-7 классах | 7 ч. |
4. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. | 9 ч. |
5. | Двусоставное предложение. Главные члены предложения | 8 ч. |
6. | Второстепенные члены предложения. | 9 ч. |
7. | Односоставное предложение. | 14 ч. |
8. | Осложненное предложение. Однородные члены предложения. | 11 ч. |
9. | Обособленные члены предложения. | 19 ч. |
10. | Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. | 9 ч. |
11. | Повторение изученного в 8 классе. | 9 ч. |
| Всего: | 105 ч. |
Практическая часть |
Контрольные диктанты | 5 |
Контрольные изложения | 2 |
Контрольные сочинения.. | 3 |
Контрольные словарные диктанты | 7 |
Контрольные тесты | 2 |
Развитие речи | 18 |
Количество уроков с использованием ИКТ | 25 % |
Количество проектов | 2 |
Количество исследовательских работ | 2 |
Темы проектов, исследовательских работ,
социальных/учебных проб учащихся
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ, социальных/учебных проб | Сроки реализации |
| Информационно-исследовательский проект «Портрет одного слова» (с включением слова в широкий культурно-исторический контекст: этнографию, лексикографию, этимологию, словообразование, фразеологию, литературоведение) (1 группа) по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | |
| Информационно-исследовательский проект «Роль односоставных предложений в художественном тексте» по теме «Односоставное предложение» (2 группа) | |
| Исследовательская работа «Классификация словосочетаний» по теме «Синтаксис и пунктуация. Словосочетание» (1 группа) | |
| Исследовательская работа «Классификация основных стилей речи и их особенностей, определение принадлежности текста к функциональному стилю речи» по теме «Речь» (2 группа) | |
Календарно-тематический план
по учебному предмету «русский язык» (3 ч в неделю, всего 105 ч)
УМК Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой
№ урока | Наименование тем уроков | Дата проведения |
План | Корректировка |
1 триместр |
| Введение. Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. | | |
Речь |
| Развитие речи. Текст и его признаки. Типы речи. Способы и средства связи предложений. | | |
| Развитие речи. Стили речи. | | |
| Развитие речи. Разговорный язык, его жанры. | | |
| Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению (упр.47) | | |
| Развитие речи. Написание сжатого изложения | | |
| Анализ работ. Развитие речи. Научный стиль речи, его жанры: аннотация, рецензия, отзыв. | | |
| Развитие речи. Основные жанры официально-делового стиля речи. Их особенности. | | |
| Развитие речи. Публицистический стиль речи, его жанры: заметка, репортаж, очерк. | | |
| Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению в жанре рецензии, очерка или репортажа (по выбору учащихся) ( упр.58 или 98) | | |
Повторение изученного в 5-7 классах |
| Анализ работ. Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Тест. | | |
| Повторение. Морфемика и словообразование. Орфография. Тест. | | |
| Повторение. Морфология. Орфография. Тест | | |
| Повторение. Лексика и фразеология Контрольный словарный диктант (стр. 10, 24, 86) | | |
| Систематизация и обобщение по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». Подготовка к контрольному диктанту. | | |
| Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» с языковым анализом текста. | | |
| Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | | |
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. |
| Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. | | |
| Основные признаки и виды словосочетаний. | | |
| Виды связи слов в словосочетании. | | |
| Синонимичные словосочетания. Свободные и синтаксически несвободные словосочетания Синтаксический разбор словосочетания. Тест | | |
| Развитие речи. Классное сочинение о природе по предложенным словосочетаниям (упр. 135). | | |
| Анализ работ. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Интонация, логическое ударение. | | |
| Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Контрольный словарный диктант (стр.124, 151) | | |
| Предложения утвердительные и отрицательные. | | |
| Развитие речи. Комплексный анализ текста (стр. 124-126 или 152-154) (по выбору учащихся). | | |
Двусоставное предложение. Главные члены предложения. |
| Анализ работ. Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. | | |
| Главные члены предложения. Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое. Способы его выражения. | | |
| Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. | | |
| Составное именное сказуемое. Способы его выражения. | | |
| Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор сказуемого. Контрольный словарный диктант (стр. 194) | | |
| Систематизация и обобщение изученного по теме « Главные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту. Тест | | |
| Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» с языковым анализом текста. | | |
| Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | | |
Второстепенные члены предложения |
| Второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Способы его выражения. | | |
| Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. | | |
2 триместр |
| Дополнение. Способы его выражения. Виды дополнений. Тест | | |
| Развитие речи. Контрольное классное сочинение «Исторический памятник моего города» ( упр. 245) | | |
| Анализ работ. Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы их выражения. Письмо по памяти (упр.263) | | |
| Порядок слов в предложении. Контрольный словарный диктант (стр. 242) | | |
| Предложения распространенные и нераспространенные. Полные и неполные. Тест | | |
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | | |
| Контрольный тест по темам: «Словосочетание», «Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения». | | |
Односоставное предложение. |
| Анализ работ. Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений. | | |
| Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности. | | |
| Неопределенно-личные предложения и их особенности. | | |
| Обобщенно-личные предложения и их основное назначение. | | |
| Безличные предложения. Их структура и смысловые особенности. Тест | | |
| Развитие речи. Обучающее изложение с дополнительным заданием ( упр. 43) | | |
| Анализ работ. Назывные предложения. Их смысловые и структурные особенности. | | |
| Особенности строения полных и неполных предложений. | | |
| Синтаксический разбор односоставного и неполного предложения. Тест | | |
| Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. | | |
| Развитие речи. Контрольное сочинение по репродукциям картин русских художников (упр. 5 или 48) (по выбору учащихся) | | |
| Анализ работ. Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения». Подготовка к контрольному диктанту. | | |
| Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» с языковым анализом текста. | | |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | | |
Осложненное предложение. Однородные члены предложения. |
| Предложения осложненной структуры. Понятие об однородных членах предложения | | |
| Однородность главных членов предложения Однородные дополнения и обстоятельства | | |
| Однородные и неоднородные определения. | | |
| Запятая при однородных членах, связанных сочинительными союзами. | | |
| Отсутствие запятой при однородных членах, связанных сочинительными союзами. | | |
| Обобщающее слово при однородных членах предложения. Контрольный словарный диктант (стр. 48, 78) | | |
| Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них. Тест | | |
| Развитие речи. Контрольное сжатое изложение «История Суздаля» (стр.79-80) | | |
| Анализ работ. Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту. | | |
| Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» с языковым анализом текста. | | |
| Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | | |
Обособленные члены предложения. |
| Предложения с обособленными членами. | | |
| Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. | | |
| Обособленные согласованные определения. | | |
| Обособленные одиночные и распространенные согласованные определения. | | |
3 триместр |
| Обособленные несогласованные определения. | | |
| Необособленные одиночные и распространенные согласованные определения. | | |
| Развитие речи. Контрольное сочинение-рассуждение по отрывку из повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (упр. 93) | | |
| Анализ работ. Обособленные приложения. | | |
| Знаки препинания при обособленных приложениях. | | |
| Обособленные и необособленные приложения с союзом «как» | | |
| Обособленные обстоятельства. | | |
| Необособленные обстоятельства. | | |
| Повторение. Корни с чередованим гласных а-о. Обособленные дополнения. Тест | | |
| Повторение. Корни с чередованием гласных е-и. Понятие об уточняющих членах предложения. | | |
| Правописание корней с чередованием гласных. Обособление уточняющих членов предложения. Контрольный словарный диктант (стр. 117) | | |
| Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность. Тест | | |
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту. | | |
| Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» с языковым анализом текста. | | |
| Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | | |
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. |
| Повторение. Главные члены предложения. Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | | |
| Повторение. Второстепенные члены предложения. Предложения с вводными словами, знаки препинания при них. Значения вводных слов. | | |
| Повторение. Тире между подлежащим и сказуемым. Вводные предложения, их значения. Знаки препинания при вводных предложениях | | |
| Повторение. Односоставные предложения. Вставные конструкции. Знаки препинания при них. | | |
| Развитие речи. Классное сочинение по предложенному началу (упр. 135) | | |
| Анализ работ. Обращение, его функции и способы выражения. Знаки препинания при нем. Тест | | |
| Повторение. Лексика. Обращение как яркое выразительное средство языка. Контрольный словарный диктант (стр.135-136) | | |
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями». Синтаксический разбор простого предложения. | | |
| Контрольный тест по темам: «Односоставное предложение», «Предложения осложненной структуры» | | |
Повторение изученного в 8 классе |
| Анализ работ. Повторение. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. | | |
| Контрольное сжатое изложение по отрывку из книги И.Долгополова «Мастера: новеллы о художниках» ( упр. 150) | | |
| Анализ работ. Повторение. Двусоставное предложение. Главные члены предложения. | | |
| Повторение. Второстепенные члены предложения. | | |
| Повторение. Односоставное предложение. | | |
| Повторение. Однородные члены предложения | | |
| Повторение. Обособленные члены предложения. Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. | | |
| Защита проектов «Портрет одного слова» (с включением слова в широкий культурно-исторический контекст: этнографию, лексикографию, этимологию, словообразование, фразеологию, литературоведение) (1 группа) | | |
| Защита проектов «Роль односоставных предложений в художественном тексте» (2 группа) | | |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 «В» класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы программы Е.А.Быстрова, Ю.Н.Гостева, Л.В.Кибирева, Т.М.Воителева, Е.С.Антонова, Н.Н.Фаттахова, И.Р.Калмыкова).
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 8 «В» класса МБОУ «СОШ №9» Энгельсского муниципального района и составлена из расчета 3 ч. в неделю, 105 часов в год.
Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Поэтому содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Преподавание русского языка в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ; метод проектов; исследовательские работы обучающихся.
Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, проблемное обучение, тест-технологии, сотрудничество.
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС:
Знать:
- текст и его признаки, типы речи;
- средства и способы связи предложений в тексте;
- основные стили речи и их особенности;
- основные жанры разных стилей речи;
- признаки и виды словосочетаний, виды связи слов в словосочетании;
- основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц;
- предложения двусоставные и односоставные; главные члены предложения; морфологические способы выражения подлежащего; виды сказуемого;
- второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения;
- предложения осложненной структуры (с однородными и обособленными членами, с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями)
Уметь:
- классифицировать основные стили речи и их особенности, определять принадлежность текста к функциональному стилю речи, создавать письменные и устные высказывания разных жанров в зависимости от стиля речи;
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно строить и уместно употреблять предложения осложненной структуры;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простого предложения;
- применять коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании подробных и сжатых изложений, сочинений предложенного жанра, при создании устных высказываний.
Информационно-методическое обеспечение.
Учебно-методический комплект (УМК)
Быстрова Е.А., Воителева Т.М . Кибирева Л.В., Н.Н.Фаттахова. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: ООО «Русское слово» 2014
Литература для учителя
1. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации (5-8 классы). Саратов. «Лицей» 1998
2. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы. М.: «Экзамен» 2013
3. Колчанова С.С. Русский язык. 8 класс. Поурочные планы. Волгоград. Учитель. 2008
4. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5-9 классы. М.: Просвещение 2000
5. Малющкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.: «Сфера» 2012
6. Мизинина И., Тюрина. Трудности русской орфографии. Справочное пособие с мини-словарем трудных написаний. М.: ООО Н-ПРО 2005
7. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 8 класс. М.: Дрофа 2002
8. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: «Просвещение» 2002
9. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. Ростов-на-Дону. Легион. 2012
10. Никулина М.Ю. КИМы. Русский язык. 8 класс. М.: Экзамен 2014
11. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А.Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой/ М.: ООО «Русское слово - учебник» 2012
12. Руднева А.В. Русский язык. Весь школьный курс в схемах и таблицах. М.: Эксмо 2014
13. Сидорова Т.Л. Памятка по культуре речи. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2014
14. Соколова Г.П. Правописание НЕ и НИ. М.: Просвещение 1999
15. Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 8 классе. М.: Просвещение 2001
Литература для учащихся
1. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы. М.: «Экзамен» 2013
2. Малющкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.: «Сфера» 2012
3. Мизинина И., Тюрина. Трудности русской орфографии. Справочное пособие с мини-словарем трудных написаний. М.: ООО Н-ПРО 2005
4. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: «Просвещение» 2002
5. Никулина М.Ю. КИМы. Русский язык. 8 класс. М.: Экзамен 2014
6. Руднева А.В. Русский язык. Весь школьный курс в схемах и таблицах. М.: Эксмо 2014
7. Сидорова Т.Л. Памятка по культуре речи. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2014
Адреса электронных ресурсов
1.Презентации.
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка .
3. Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/
4.ЭОР для занятий по русскому языку :http://ininfo.mggu-sh.ru
5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА КОМПАКТ-ДИСКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. http://ruslit.metodist.ru
6. Каталог электронных образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
14