СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


МКОУ «Касумкентская СОШ №1»








Согласовано. Утверждаю

Руководитель МО._________ Зам. директора по УВР ________

___ _____ 2018 г. ___ ______ 2018 г.










Рабочая программа


по литературе в 10 классе

учителя


Хаметовой С.А.
















2017 – 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Программа рассчитана на 106 часов (3 часа в неделю).

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

Изучение курса литературы в 10-11 классах завершает школьное литературное образование. На завершающем этапе усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Учебники «Литература X1X века. 10 класс» (авторы В.И.Сахаров, С.А.Зинин) и «Русская литература XX века. 11 класс» (авторы В.А.Чалмаев. С.А.Зинин) базируются на программе старших классов С.А.Зинина и В.А.Чалмаева и завершают предметную вертикаль, выпущенную издательством «Русское слово» («Литература. Программа 5-11 классы»).

Структура программы старшей школы отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»). Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи») Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода.

Содержание курса литературы 10 класса наиболее полно и максимально объективно отражает литературный процесс второй половины X1X века. В содержательном отношении данный курс рассматривает, как заявлено в программе, «основные потоки русской литературы XIX - XX веков как высокое патриотическое и гуманистическое единство, в основе которого лежит любовь к России и человеку - главным и непререкаемым ценностям нашей культуры».

Литература первой половины XIX века представлена обзором творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, что позволяет расширить и углубить материал, изученный в 9 классе.

Литературный процесс второй половины XIX века представлен достаточно широко: творчеством А.Н. Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.Г.Чернышевского, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и др.

Цели изучения литературы на ступени среднего (полного) общего образования заключаются в следующем:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных жанров; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

В целом представленная программа литературного образования адресована ученику современной школы, человеку XXI века, наследующему духовный опыт великой русской культуры.



Домашние задания являются примерными и могут подлежать корректировке в зависимости от результата освоения обучающимися планируемого материала, но не нарушают требования САНПИНа.

Учебных дней (согласно годовому календарному учебному графику) – 206 дней.

Часов по программе – 105 часов.

Фактически (с учетом расписания) – 106 часов.

Лишние часы (1 час) будут направлены на повторение и обобщение материала.

5. СТРУКТУРА КУРСА


МОДУЛЬ (глава)

Количество часов

1

Вводный урок

1

2

Творчество А.С.Пушкина

6

3

Творчество М.Ю.Лермонтова

4

4

Творчество Н.В.Гоголя

3

5

Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

2

6

Литература и журналистика 50-80 годов XIX века

1

7

Творчество А.Н.Островского

9

8

Творчество И.А.Гончарова

6

9

Творчество И.С.Тургенева

9

10

Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

3

11

Творчество Н.А.Некрасова

9

12

Творчество Ф.И.Тютчева

4

13

Творчество А.А.Фета

5

14

Творчество Н.С.Лескова

2

15

Творчество М.Е.Салтыкова - Щедрина

5

16

Лирика А.К.Толстого

2

17

Творчество Л.Н.Толстого

15

18

Творчество Ф.М.Достоевского

8

19

Творчество А.П.Чехова

8

20

Зарубежная литература

2

21

Обобщение по курсу

2


Итого

106 часов






7. Рабочая программа

класс__10 А___ учитель Хаметова С.А.


урока


Дата


Тип урока

Тема урока

Цели и задачи урока

Теория

литературы

Опорные понятия

Развитие речи

Способы отслеживания результата

Д/З





Введение (1 час)




1


Лекция

Введение. «Прекрасное начало» (К истории рус­ской литературы XIX века)

Р/К Донская литература в едином русле общенационального литературного процесса

Познакомить учащихся со структурой учебника; дать представление об осо­бенностях русской литературы первой половины XIX века; на примерах показать значение русской литературы XIX века в развитии русского и мирового литературного процесса.

Классицизм сентимента­лизм, романтизм, реа­лизм

Составление тезисного плана

Составление тезисного плана

Конспект статьи учебника с.10-14, отве­тить на вопросы с. 14





Из литературы 1-й половины XIX века (15 часов)






А.С.Пушкин (6 часов)




2


Комбиниро­ванный урок

А С. Пушкин. Основные этапы творческой эволю­ции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность», стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Деревня».

Образно-тематическое богатство и художественное совер­шенство пушкинской лирики.

Продолжить знакомство с художест­венным миром А.С.Пушкина, раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в которой происходило становление поэта.

Ода, композиция, сюжет, лироэпическое произве­дение, вольнолюбивая поэзия

Выразительное чтение

План развернутого ответа «Основные темы лирики Пушкина»

Викторина

Знать содержание статьи учебника с 15- 27 ответить на вопросы 2,3 стр.50, подготовить сообщения «Лирика «южного» периода творчества А.С.Пушкина», «Пушкин в Михайловском»

3-4



Урок - практикум

Обращение к вечным вопросам че­ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность по­этического творчества, свобода художника, тайны природы и др.).

Анализ стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило…», «Вновь я посетил…», «Элегия».

Понять, что такое «философская лирика» и над какими проблемами размышляет поэт в своей философской лирике;

увидеть в стихах подкупающую искренность поэта, глубину и силу его чувств;

формировать навык публичного выступ­ления; отрабатывать навык комплекс­ного анализа текста

Философская лирика, послание, элегия, бал­лада, идиллия, романти­ческая поэма

Выразительное чтение

Словарная работа: философ, элегия

Письменные ответы на вопросы

С. 27-36, ответить на вопрос 4 с.50, анализ стихотворения

5-6


Урок - практикум

«Я думал стихами...» Тема призвания поэта в лири­ке Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.).

Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Сформировать навык сопоставительно­го анализа поэтического текста;

ответить на вопрос: в чем видит Пушкин предназначение поэта?

Философская тема в поэзии

Комплексный ана­лиз текста

Словарная работа: предназначение, статус

Анализ стихотворений

С.36-40, выучить наизусть по выбору учащихся «Пророк» или «Поэт»

7


Урок-

исследование

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.


Познакомить учащихся с содержанием поэмы «Медный всадник»;

формировать навык исследовательской работы над текстом

Поэма как лироэпический жанр, повесть

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».


Чтение наизусть

Комментированное чтение

Читать «Медный всадник», статья учеб­ника с 40-50, ответить на вопросы 6-7 с.51





М.Ю. Лермонтов (4 часа)



8


Лекция с элементами беседы

М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира.

Глубина философской проблематики и драматизм звуча­ния лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразде­ленной любви, невостребованности высокого поэтического да­ра в лермонтовской поэзии.

Продолжить знакомство с художест­венным миром М.Ю. Лермонтова, помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы;

расширить знания учащихся о лирическом герое, понять, каков лирический герой в поэзии Лермонтова.

Байронизм, богоборче­ская тема, «кольцевая композиция»

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермон­това

Викторина

Подготовка связного рассказа «Художественный мир Лермонтова»

Сообщение

Статья учебника с.53-61, выделить основные темы творчества поэта (письменно), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта

9


Урок- практикум

Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»)

Показать характерные особенности стихов о поэте и поэзии, помочь осознать причины трагического положения истинных поэтов в России 30-х годов 19 века;

сформировать навык сопоставительно­го анализа поэтического текста

Лирическая исповедь

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского роман­тизма в лермонтовской поэзии.

Комплексный ана­лиз текста

Сопоставительный анализ стихотворений

Анализ стихотворений;

статья учебника с.53-61

10


Урок-беседа

Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. «Я не унижусь пред то­бою…», «Молитва» и др.

Дать представление об особенностях любовной и патриотической лирики М.Ю.Лермонтова

«Интимный» патриотизм, духовная лирика

Миниатюра «Идеал, по мнению Лермонтова…»

Статья учебника с.65-72, выучить наи­зусть стихотворение по выбору учаще­гося, прочитать поэму «Демон»

11


Урок - практикум

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта.

Формировать навык комплексного ана­лиза текста

Философская поэма, романтическая поэма

Комплексный ана­лиз текста

Статья учебника с.72 - 78 (читать), ответить на вопросы 6,7 с.78-79





Н.В.Гоголь (3 часа)




12



Художественный мир Н.В. Гоголя.

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.

Продолжить знакомство с художест­венным миром Н.В.Гоголя;

открыть учащимся своеобразие Гоголя как писателя и человека, понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками;

познакомить учащихся с «Петербургскими повестями» Гоголя

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.


Сообщения

Статья учебника с.81-84 (читать), прочи­тать повесть «Невский проспект»

13


Урок-беседа

Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».

Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе

Познакомить учащихся с тематикой и проблематикой повести «Невский проспект»;

развивать представления учащихся о художественной манере Гоголя

Трагикомедия

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повес­тям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы)

Аспектный анализ текста

Статья учебника с.84- 89 (читать), ответить на вопросы 1,2 с. 106, прочитать повесть «Нос»

14


Лекция

Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судь­бе гоголевских героев.

Познакомить учеников с проблематикой и художественным своеобразием повести «Нос»;

развивать понятие о комическом

Гротеск


Учебник, с.89-95, ответить на вопросы 3, 4, 7 с.106-107

Самостоятельно изучить повесть «Ши­нель» (текст, критика),

15


Урок-

обобщение

Повторение и обобщение по теме «Из литературы

1-й половины XIX века»

Обобщить знания учащихся по творче­ству писателей 1-й половины XIX века



Подготовиться к защите проектов «Быт русского дворянства начала Х1Х века»

16


Урок-зачет, урок-проект

Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й поло­вины XIX века»

Способствовать развитию навыков публичного выступления;

обобщить знания учащихся по творчеству писате­лей 1-й половины XIX века


Мини-сочинение - размышление

Подготовить сообщения «Социально- политическая ситуация в России 2-й половины XIX века». «Крестьянский вопрос». «Литерату­ра и журналистика 50-80х г.г. XIX века»





Из литературы 2-й половины Х1Х века (85 часов)


17


Лекция

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос». Литература и журналистика 50-80х годов XIX века. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ке 1850—1860-х годов

Создать условия для осуществления межпредметных связей;

развивать представления учащихся о роли и месте журналистики в литера­турно-историческом процессе, форми­ровать аналитические навыки мышле­ния

Славянофильство и западничество; ниги­лизм, народничество, «почвенничество» «физиологический очерк», «чистое искусст­во», «антинигилистиче­ский роман»,

Уметь выделять основные мысли

Статьи учебника с.125-139 (читать), отвечать на вопрос 1 (устно), 2 (письменно) с. 139, прочитать комедию «Свои люди - со­чтемся» А.Н.Островского





А.Н. Островский (9 часов)



18


Комбиниро­ванный урок

А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купече­ства в пьесе «Свои люди - сочтемся!».

Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологи­ческой проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь ге­роев и ее характерологическая функция.

Раскрыть роль Островского в развитии русской драматургии и театра;

увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга;

познакомить с содержанием пьесы «Свои люди – сочтемся!»

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма­тургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Составление плана

Составление хронологической таблицы

Работа с текстом

Сочинение-рассуждение

(миниатюра)

Статья учебника

с. 141 - 146 (читать), с.153 – 157 (конспект), ответить на вопросы 3-5 с.173-174

19


Урок- практикум

Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира » города Калинова в дра­ме «Гроза».

Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы «Гроза», жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины;

развивать аналитические способности учащихся

Драма, система образов, семейно-бытовая драма, бытопись

Комплексный ана­лиз текста

Запись тезисов

Сочинение-миниатюра «В городе Калинове»

Статья учебника с.158-162 (читать), ответить на вопрос 6 (письменно) с. 174

20


Урок-беседа

Катерина и Кабаниха как два нравственных полю­са народной жизни.

Формировать навык сопоставительного анализа

Нравственная коллизия, речевая характеристика

Инсценировка

Составление плана

Статья учебника с. 162-165 (читать), выпи­сать из текста высказывания героинь, характеризующие их

21


Урок-

исследование

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

Формировать навык решения исследовательских задач

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.


Проблемный анализ текста

Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины, подготовиться к семинару. Подготовить компьютерный эскиз театральной афиши

22


Урок-семинар

Образ Катерины в свете критики.

«Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Формировать навык определения художественно-стилистических приемов создания образа героини


Портретная и рече­вая характеристика (описание)

Статья учебника с 165-171 (читать), составить цитатную характеристику Катерины

23


Урок-беседа

Роль второстепенных и внесценических персона­жей в драме «Гроза»

Формировать аналитические умения и навыки


Аспектный анализ текста

Сообщения

24


Лабораторная работа

Многозначность названия пьесы, символика деталей и специ­фика жанра.

Развивать умения работы со словарем; формировать аналитические навыки

«Говорящие» фамилии, имена

Выявление средств

художественной

выразительности

Тестирование

Статья учебника с 171-173 (читать), под­готовиться к сочинению

25


Урок разви­тия речи

Р/Р Подготовка к написанию классного сочине­ния по драме А.Н.Островского «Гроза»

Развивать навык написания сочинений разных жанров


Написание сочине­ния

Прочитать роман И.А.Гончарова «Об­ломов»

26


Урок разви­тия речи

Р/Р Написание классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»

Развивать навык написания сочинений разных жанров


Написание сочине­ния

Прочитать роман И.А.Гончарова «Об­ломов»





И.А. Гончаров (6 часов)




27


Урок- экскурсия

И.А. Гончаров. Личность и творчество.

Познакомить учащихся с жизнью и твор­чеством ИА. Гончарова

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Составление тезисов

Статья учебника с. 176-184 (конспект)

28


Урок-беседа

Роман «Обломов». Утро Обломова.

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.

Помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной;

развивать навыки работы с критической литературой.

Социально- философский роман, типический характер, автобиографизм

Выявление средств

художественной

выразительности

Статья учебника с 184-186 (читать), соста­вить сценарий «фильма» «Один день из жизни И.И.Обломова» (письменно)

29


Урок-беседа

Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в су­дьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.

Выяснить идейно-композиционное значение главы «Сон Обломов»;

показать роль детали в раскрытии психологии персонажей романа.

Утопия

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Тест

Комментированное чтение

Статья учебника с. 187-190, ответить на вопросы 3, 4 с.208-209

30


Урок-беседа

Любовная ис­тория как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».

Рассмотреть любовную историю героя как этап его внутренного самоопределения;

Выяснить роль образа Захара в характеристике «обломовщины»

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обло­мов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (режиссер Н. Михалков).

Аспектный анализ текста

Учебник, с.198-200,ответить на вопрос 5 с.209

31


Урок- практикум

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

Внутренняя противо­речивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характе­рами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.)

Формировать навык сопоставительного анализа


Портретная и рече­вая характеристика

Индивидуальная работа по карточкам

Статья учебника с.201 -202, ответить на вопрос 6 с.209

32


Урок-проект

Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И.Обломова»

Роман «Об­ломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Развивать творческое мышление, фор­мировать навык проектной деятельности

Говорящая деталь

Публичное выступ­ление

Тестирование

Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»





И.С.Тургенев (9 часов)




33


Заочная экскурсия

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ка как центральная тема цикла.

Продолжить знакомство с творчест­вом И.С.Тургенева, показать его сложную, противоречивую натуру, русскую душу

Очерк

Сочинение-миниатюра

Статьи учебника с 211-214 (конспект), с.215-222 (читать)

34


Лекция

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.

Развивать представления учащихся об эпохе, проследить, как эпоха отражается в романе;

раскрыть идейно-художественное своеобразие романа;

развивать навыки работы с текстом.

Нигилизм, социально- психологический роман

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе)

Комплексный ана­лиз текста

Комментированное чтение

Сбор материала по героям

Статья учебника с.234-237, ответить на вопрос З с.253, дать характеристику героев - «отцов» (письменно)

35


Урок - практикум

Мир «отцов» в романе.

Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.

Рассмотреть образ жизни русского дво­рянства на примере семьи Кирсановых

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев.

Аспектный анализ текста

Письменная работа

Статья учебника с.237-239 (читать), ответить на вопрос 4 с.254

36


Урок-

исследование

Нигилизм База­рова, его социальные и нравственно-философские истоки.

Р/К Роман П.Н.Краснова «Цареубийцы». Осуждение нигилизма и революционного экстремизма.

Познакомиться с понятием нигилизма, сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова, подвести к мысли о его разрушительном воздействии на личность

Тайный психологизм

Портретная и рече­вая характеристика

Словарная работа: нигилизм

Составить таблицу

Статья учебника с.240-247 (читать), ответить на вопрос 5 с.254, составить хронологическую таблицу жизни Базарова

37


Урок- практикум

Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

Ба­заров и Аркадий.

Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения

Создать условия для выявления про­блем внутреннего конфликта главного героя

Тайный психологизм

Портретная и рече­вая характеристика

Статьи учебника с.240-247 (читать), ответить на вопросы 5-6 с.254, закончить составление хронологической таблицы жизни База­рова

38


Урок- дискуссия

Философские итоги рома­на, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).


Помочь учащимся сформировать пред­ставление об актуальном философском значении романа в наше время; подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя

Вечные темы в литера­туре

Мини-сочинение «Почему роман Тургенева «Отцы и дети» так назван?»

Тестирование

Статья учебника 247-249 (читать), выучить отрывок наизусть (по желанию)

39


Урок вне­классного чтения

В/Ч Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева.

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на­ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Подготовка к сочинению.

Дать представление об особенностях жанра «стихотворения в прозе»

Стихотворение в прозе, лирическая проза

Чтение наизусть,

комментированное

чтение

Статья учебника с.250-253 (читать), подго­товиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики)

40


Урок разви­тия речи

Р/Р Работа над сочинением по творчеству И.С.Тургенева.

Развивать навык написания сочинения


Написание сочине­ния


41


Урок разви­тия речи

Р/Р Работа над сочинением по творчеству И.С.Тургенева.

Развивать навык написания сочинения


Написание сочине­ния

Познакомиться (обзорно) с романом Н.Г.Чернышевского «Что делать'?»





Н.Г.Чернышевский (3 часа)




42


Лекция

Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?»

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический от­клик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Познакомить учащихся с основными положениями эстетической теории Чернышевского

Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия, идеологический роман, научная фантастика

Составить вопросы к дискуссии

Статья учебника с.256-263 (конспект), подготовиться к дискуссии

43


Урок - дискуссия

Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоиз­ма»?»

«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.

Развивать навык публичного выражения собственного мнения

Разумный эгоизм, пропа­гандистский пафос

Внутрипредметные связи: традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Публичное выступление, диалогиче­ская речь

Перечитать «Четвертый сон Веры Пав­ловны»

44


Урок- практикум

Глава «Четвер­тый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произ­ведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологическо­го» романа Н.Г. Чернышевского.


Формировать навык комплексного ана­лиза

Литературная утопия

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Комментированное чтение, комплекс­ный анализ эпизода

Статья учебника 269-280 (читать), под­готовить сообщение





Н.А. Некрасов (9 часов)



45


Заочная экскурсия

Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества.

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасо­ва-лирика. Лирический эпос как фор­ма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта.

Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта, с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием

Опорные понятия: народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка.


Составление плана и конспекта

Статья учебника 283-287 (читать), со­ставить хронологическую таблицу жиз­ненного и творческого пути Н.А.Некрасова

46


Урок-беседа

Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.).

Формировать представление учащихся о народном характере поэзии Н.А.Некрасова

Рефрен, лирический пафос

Выявление средств

художественной

выразительности

Проверочная работа

Анализ стихотворений

Статья учебника 289-294 (читать)

47


Урок - практикум

Социальные и гражданские мотивы в лирике Не­красова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Ры­царь на час», «Пророк» и др.)

Раскрыть социальные и гражданские мотивы лирики Некрасова

Гражданская лирика

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова.

Выразительное чтение

Статья учебника с.303-310 (читать), выучить наизусть «Поэт и гражданин», прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо»

48


Урок-беседа

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и про­блематика.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказоч­но-мифологические приемы построения сюжета поэмы.

Познакомить учащихся с творческой историей поэмы; выявить особенности жанра, композиции, проблематики;

создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства

Лироэпическая поэма

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Чтение наизусть

Выразительное чтение

Творческие задания по группам

Статья учебника с.311 -313 (читать), составить маршрут поисков счастливого героями поэмы

49


Урок-практикум

Пред­ставители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.).

Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.).

Раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест против угнетателей, глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности.


Комментированное выразительное чтение

Закончить составление таблицы «В чем счастье и несчастье господ и мужиков»

50


Лабораторная работа

Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.

Определить истоки сильного характера русской женщины


Речевая и цитатная характеристики

Подготовить презентации «Народные песни в поэме», «Пословицы и поговор­ки на страницах поэмы», «Элементы сказки в поэме»

51


Урок-проект

Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.).

Р/К Книга Д.Л.Мордовцева «Накануне воли». Близость идейных позиций и художественных приемов писателя к авторам некрасовского лагеря.

Формировать навыки проектной дея­тельности

Фольклорный образ, фольклорный мотив, песенно-лирическая снова

Внутрипредметные связи: связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.


Выявление средств

художественной

выразительности

Написать мини-сочинение «Что мне понравилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

52


Урок-

обобщение

«Пел он воплощение счастия народного...»: фило­софские итоги некрасовского эпоса.

Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к свободе и счастью; как придает поэт смутному недовольству, зреющему в народе, остроту и силу социального звучания;

определить значимость творчества Н.А.Некрасова для русской литературы

'

Написание тезисов

Развернутый ответ на вопрос

Статья учебника с.322-325 (читать), подготовиться к сочинению

53


Урок разви­тия речи

Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочине­ния по творчеству Н.А. Некрасова.

Формировать навык написания сочине­ния


Написание сочине­ния

Написать сочинение по творчеству Н.А.Некрасова (на одну из предложен­ных тем)





Ф.И. Тютчев (4 часа)




54


Лекция

Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глуби­на и образная насыщенность. Развитие традиций русской ро­мантической лирики в творчестве поэта.

Познакомить учащихся с биографией Ф.И.Тютчева

Философская лирика, афористичность стиха

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Выразительное чтение и анализ стихов

Сообщение

Статья учебника (II) с.3-7 (читать), составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта

55


Урок - практикум

Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике.

(«Не то, что мните вы, природа...», «Полдень», «Тени сизые сме­сились» и др.).

Формировать у учащихся представле­ния об особенностях пейзажной лирики;

познакомить учащихся с особенностями философской лирики Тютчева;

освоить навыки анализа философской лирики

Стихотворная миниатю­ра

Устное словесное рисование, выра­зительное чтение

Статья учебника (II) с.7-17 (читать), подготовить творческие проекты «Жен­щины в жизни Ф.И.Тютчева»

56


Урок-проект

Тема трагического противостояния че­ловеческого «я» и стихийных сил природы. Драматизм зву­чания любовной лирики поэта.

Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева»

Познакомить учащихся с личной жизнью Тютчева и ее отражением в его поэтических произведениях;

формировать навык проектной деятель­ности

Лирический цикл

Выразительное чтение, публичное выступление

Статья учебника (II) с.17-27 (читать), наи­зусть стихотворение по выбору учаще­гося, анализ стихотворения

57


Урок - практикум

Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории.

Формировать навык критического мыш­ления;

проверить знания учащихся о Тютчеве и навыки анализа стихотворения.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.


Чтение наизусть

Тест, письменный анализ стихотворения

Статья учебника (II) с.28-30 (читать), подго­товить сообщение о жизни и творчестве А.А.Фета





А.А. Фет (5 часов)




58


Урок-беседа

А.А. Фет. Жизнь и творчество.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое бо­гатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного на­строения внутри и вовне человека.

Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества А.А. Фета;

раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета

Поэтическая «безглагольность»

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета


Сообщение

Статья учебника (II) с.33-39 (читать), ответить на вопросы 1-З с.50

59


Урок- практикум

Природа и человек в лирике Фета («Заря прощает­ся с землею...», «Это утро, радость эта. », «Учись у них - у дуба, у березы...» и др.).

Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Сформировать у учащихся представление об основных темах поэзии Фета

Лирический этюд

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.


Выразительное чтение, устное сло­весное рисование

Анализ стихов

Статья учебника (II) с.40-50 (читать), ответить на вопросы 4-6 с.50

60


Урок-концерт

Кра­сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта.

Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Я пришел к тебе с приве­том...» и др.).

Формировать у учащихся представле­ние об особенностях любовной лирики А.А.Фета

Лирический восторг, музыкальность стиха, романс

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.


Чтение наизусть

Подготовиться к зачетной работе по творчеству

Ф. И.Тютчева и А.А.Фета

61


Зачетная работа

Р/Р Зачетная работа по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Формировать умения и навыки анализа поэтического текста




62


Урок разви­тия речи

Р/Р Работа над сочинением по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Развивать навык написания сочинений


Написание сочине­ния

Познакомиться с творчеством К.Хетагурова





Н.С. Лесков (2 часа)




63


Лекция

Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь.

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов.

Формировать у учащихся представ­ление о жизненном и творческом пути Н.С.Лескова

Национальный колорит, стилизация

Словарная работа: повесть, очарованный, странник, праведник

Статья учебника (II) с.52-57(читать)

64


Урок-обзор

Тема «очарованной души» в повести «Очарован­ный странник».

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и гре­ховности, наивности и душевной глубины в русском националь­ном характере. Сказовый характер повествования, стилистиче­ская и языковая яркость «Очарованного странника».

Раскрыть смысл названия повести, особенности изображения русского национального характера;

формировать у учащихся навык ком­плексного анализа

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путеше­ствия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лескоского сказа.

Выявление средств художественной выразительности

Составление плана-характеристики

Тест

Статья учебника (II) с.63-70 (читать), ответить на вопросы 5-6 с.76





М.Е.Салтыков-Щедрин (5 часов)



65


Лекция

М.Е.Салтыков-Щедрин 0т Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика

Продолжить знакомство с творчест­вом великого сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина;

раскрыть особенности художественного мира писателя-сатирика

Сатира, гротеск

Составление конспекта

Сообщение

Статья учебника с.73-83 (читать), ответить на

вопросы 6-8 с.76

66


Урок- практикум

«История одного города». Образы градоначальни­ков и проблема народа и власти в романе-летописи.

Дать учащимся представление о романе «История одного города»;

формировать навык критического мыш­ления

Сатирический роман - хроника

Портретные харак­теристики

Анализ текста

Письменный ответ на вопрос

67


Урок- дискуссия

Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа.

Р/К «Атаманы» А.Петровского как пример следования салтыковским традициям в донской литературе.

Формировать навык ведения диалога

Аллегория, абсурд

Диалог

Статья учебника (II) с.63-70 (читать), ответить на вопросы 6-8 с.76

68


Урок- практикум

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление про­блем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обы­вательской психологии, рабского начала в человеке («Премуд­рый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действи­тельности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина

Продолжить изучение «Сказок для де­тей изрядного возраста» с позиции взрослой личности, сравнить впечатле­ния от прочтений;

раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Выявление средств художественной выразительности

Составление схемы

Словарная работа:

гротеск

Статья учебника (II) с.97-105,105- 107 (читать), ответить на вопросы 8-10 с.107-108, придумать сюжет сказку на современ­ную тему в традициях Салтыкова Щедрина

69


Урок разви­тия речи

РР Подготовка к домашнему сочинению «Сказ­ка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Развивать навык творческого мышления


Написание автор­ской сказки

Подготовить сообщение о жизни и твор­честве А.К.Толстого





А.К.Толстой (2 часа)




70


Урок-беседа

А.К.Толстой. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. («Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревни­вом взоре...» и др.).

Познакомить учащихся с основными этапами творческого пути А.К.Толстого

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня.

Внутрипредметные связи: сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Выразительное чтение

Статья учебника (II) с. 110-127, ответить на вопросы 1-2, выучить наизусть стихотворе­ние по выбору

71


Урок-беседа

Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. («Прозрач­ных облаков спокойное движенье...», «Когда при­рода вся трепещет и сияет...» и др.).

Познакомить учащихся с творчеством А.К.Толстого

Притча-присказка

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Чтение наизусть

Читать роман Л.Н.Толстого «Война и мир»





Л.Н.Толстой (15 часов)




72


Заочная экскурсия

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

История создания и авторский замысел романа- эпопеи «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского рома­на-эпопеи: масштабность изображения исторических собы­тий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий.

Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, его биографией и мировоззрением;

познакомить учащихся с историей создания романа, раскрыть его своеобразие;

формировать навык аналитической деятельности учащихся

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; исто­рико-философская концепция.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»

Составление схемы-конспекта

Статья учебника (II) с. 129-140, подгото­вить сообщение об истории создания романа «Война и мир»

73


Урок-беседа

Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» люби­мых героев автора. Художественно-философское осмысление сущ­ности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

Показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт Болконского и Безухова с этим обществом;

выявить идейно-художественные особенности изображения войны;

формировать у учащихся верные пред­ставления о патриотизме


Комментированное чтение

Анализ эпизодов

Индивидуальные карточки

Проверочная работа

Статья учебника (II) с. 146-151 (читать) мини-сочинение-размышление «Что такое патриотизм»

74


Урок- практикум

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болкон­ских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Формировать у учащихся представле­ние о романе «Война и мир» как о романе - семейной хронике;

на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни


Комментированное чтение

Анализ эпизода

Статья учебника (II) с. 156-159, соста­вить генеалогические списки семейств, упоминаемых в романе

75


Урок- практикум

Этапы духовного самосовершенствова­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни;

формировать у учащихся навык сопос­тавительного анализа

Внутренний монолог

Речевая и портрет­ная характеристики


Статья учебника (II) с.159-164, выучить отрывок наизусть (по желанию)

76


Семинар

Наташа Ростова и женские образы в романе.

Формировать у учащихся представле­ние о роли женских образов в романе «Война и мир»

«Диалектика души», словесная пластика

Комментированное чтение

Подготовить творческие проекты «Ах, этот бал»

77


Урок- практикум

Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

Формировать навык сопоставительного анализа

Антитеза

Сопоставительный анализ

Составление таблицы

Закончить сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона

78


Урок-практикум

Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.

Р/К Традиции Толстого в изображении войны 1812 года в романе Д.Л.Мордовцева «Двенадцатый год».

Формировать навык комплексного ана­лиза эпизода;

проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю, раскрыть их слабость и силу

Авторское отступление

Комментированное чтение, анализ эпизода

Статья учебника (II) с. 176-183, (читать)

79


Урок-беседа

«Мысль народная» как идейно-художественная основа тол­стовского эпоса. Фено­мен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в рома­не.

Формировать навык аспектного анализа;

проследить изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями;

обобщить роль народа в истории, отношение автора к народу


Аспектный анализ

Викторина

Статья учебника (II) с.171-176, произве­сти анализ письменно

80


Урок- практикум

Платон Каратаев: русская картина мира. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

Формировать у учащихся представле­ние о мудрости русского народа; проследить изображения народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории


Цитатная, речевая характеристика

Сочинение-миниатюра

Мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?»

81


Урок-

исследование

Философия вещей в романе «Война и мир»

Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев;

формировать исследовательские навы­ки учащихся

Деталь

Выявление средств выразительности

Проверочная работа

Подготовиться к семинару

82


Семинар

Нравственно-философские итоги романа. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Подго­товка к сочинению.

Познакомить учащихся с литературной критикой, отзывами о романе; формиро­вать у них представление о значении романа для русской и мировой литера­туры;

раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого


Цитата

Чтение и комментирование эпизодов


Статья учебника (II) с. 183-185, подгото­виться к тестированию

83


Урок контроля

Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого

Выявить уровень усвоения программно­го материала



Подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источни­ками)

84


Урок разви­тия речи

Р/Р Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Формировать навыки творческого мыш­ления учащихся


Подбор цитат, вы­держек из текста


85


Урок разви­тия речи

Р/Р Написание классного сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Развивать навык написания сочинения


Написание сочине­ния

Подготовиться к защите проектов «Ах, этот бал...»

86


Урок-проект

Защита творческих проектов «Ах, этот бал...»

Формировать навык проектной и иссле­довательской деятельности


Публичное выступ­ление

Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»





Ф.М. Достоевский (8 часов)




87


Лекция

Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.


Познакомиться с биографией Ф.М.Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея

Составление хронологической таблицы

Сообщения

Статья учебника с.203-214 (читать)

88


Урок-беседа

Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоз­дания в романе.

Показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои;

формировать представление у учащих­ся о своеобразии авторской идеи рома­на

Детективный роман, идеологический роман, философский роман



89


Урок- практикум

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

Показать, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;

формировать навык критического мыш­ления

Полифония

Составление тези­сов

Работа с текстом

Творческая работа

90


Урок- практикум

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова;

формировать навык аналитической деятельности

Идея «сверхчеловека»

Комментированное чтение

Индивидуальная работа по карточкам

Подготовиться к семинару «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова»

91


Семинар

Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблема­тики романа.

Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления; показать, какую власть над человеком может иметь теория, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий;

выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова;

формировать навык публичного выступ­ления

Герой-двойник

Внутрипредметные связи: сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека»)

Публичное выступ- пение

Комментированное чтение

Пересказ эпизодов

Письменные ответы на вопросы

Пересказ эпизодов

92


Урок-портрет

Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка».

Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; формировать представление учащихся о нравственных идеалах автора


Устное словесное описание

Работа по карточкам

Подготовиться к семинару «Роман «Преступление и наказание»: за и про­тив»

93


Семинар

Нравственно-фило­софский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.


Выяснить, что же помешало Раскольникову жить по его теории, почему герой «сделал явку с повинной»; осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне

Евангельские мотивы

Диалог, монолог

Пересказ и анализ эпизодов

Тест

Подготовиться к сочинению (составле­ние тезисов, работа с источниками)

94


Урок разви­тия речи

Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочине­ния по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Формировать навык написания сочине­ний разных жанров


Написание сочинения

Написать сочинение по роману «Пре­ступление и наказание»





А.П.Чехов (7 часов)




95


Лекция

Жизнь и творчество А.П. Чехова. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова.

Р/К Таганрог – родина А.П.Чехова, источник многих тем, сюжетов и образов его произведений.

Продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова


Составление хронологической таблицы

Сообщения

Прочитать рассказы «Человек в футля­ре», «Крыжовник»

96

97


Урок- практикум

Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»)

Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и пробле­ма «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.

Развивать представления учащихся о теме «маленького человека» в творчест­ве А.П.Чехова;

рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов

Чеховская деталь, лири­ческая проза, подтекст

Викторина

Беседа

Индивидуальные сообщения

Прочитать рассказ «Ионыч»

98


Лабораторная работа

Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чехов­ской прозы.

Выявить смысл заглавия рассказа; раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе


Работа со словаря­ми

Комментированное чтение

Прочитать комедию «Вишневый сад»

99


Урок- практикум

Своеобразие образной системы и конфликта коме­дии «Вишневый сад».

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче­ское и драматическое начала в пьесе.

Помочь учащимся уловить чеховское восприятие жизни, почувствовать художественное своеобразие пьесы;

формировать навык комплексного ана­лиза

Лирическая комедия, внутреннее действие, интрига

Чтение по ролям

Анализ эпизодов пьесы

Составление плана

Подготовить презентации «Спектакль по Чехову» об историях прижизненных постановок по мотивам произведений Чехова

100-101


Урок- практикум

Фигуры героев - «недо­теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

Рассмотреть систему образов пьесы, выяснить способы создания образов; проанализировать художественную природу главного образа пьесы;

формировать речеведческие компетенции учащихся


Инсценировка

Мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из главных героев?»

102


Урок- проект

Чехов и театр. Защита творческих проектов «Спек­такль по Чехову».

Выявить значение творчества Чехова для русского театра


Публичное выступ­ление

Прочитать Г. де Мопассан. «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо. «Пьяный корабль».





Зарубежная литература 2-й половины XIX века (2 час)


103

104


Урок вне­классного чтения

В/Ч Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом». А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».

Познакомить учащихся с лучшими об­разцами зарубежной литературы XIX века

Новелла

Комментированное чтение, выразитель­ное чтение

Повторить материал за весь курс лите­ратуры 10 класса, ответить на вопросы с.284-285

Подготовиться к зачетному уроку





Заключение (2 часа)




105-106


Обобщающий урок

Урок контроля

Обобщение материала историко-литературного курса.

Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века.

Повторить и обобщить материал за курс литературы 10 класса; выявить уровень соответствия знаний, умений и навыков учащихся требовани­ям образовательного стандарта


Сочинение - размышление

Программа летнего чтения






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!