Руководитель МО._________ Зам. директора по УВР ________
___ _____ 2018 г. ___ ______ 2018 г.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Программа рассчитана на 106 часов (3 часа в неделю).
Изучение курса литературы в 10-11 классах завершает школьное литературное образование. На завершающем этапе усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.
Литература первой половины XIX века представлена обзором творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, что позволяет расширить и углубить материал, изученный в 9 классе.
Литературный процесс второй половины XIX века представлен достаточно широко: творчеством А.Н. Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.Г.Чернышевского, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и др.
В целом представленная программа литературного образования адресована ученику современной школы, человеку XXI века, наследующему духовный опыт великой русской культуры.
Домашние задания являются примерными и могут подлежать корректировке в зависимости от результата освоения обучающимися планируемого материала, но не нарушают требования САНПИНа.
№ урока | Дата | Тип урока | Тема урока | Цели и задачи урока | Теория литературы Опорные понятия | Развитие речи | Способы отслеживания результата Д/З |
| | | | Введение (1 час) | | | |
1 | | Лекция | Введение. «Прекрасное начало» (К истории русской литературы XIX века) Р/К Донская литература в едином русле общенационального литературного процесса | Познакомить учащихся со структурой учебника; дать представление об особенностях русской литературы первой половины XIX века; на примерах показать значение русской литературы XIX века в развитии русского и мирового литературного процесса. | Классицизм сентиментализм, романтизм, реализм | Составление тезисного плана | Составление тезисного плана Конспект статьи учебника с.10-14, ответить на вопросы с. 14 |
| | | | Из литературы 1-й половины XIX века (15 часов) | |
| | | | А.С.Пушкин (6 часов) | | | |
2 | | Комбинированный урок | А С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность», стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Деревня». Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. | Продолжить знакомство с художественным миром А.С.Пушкина, раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в которой происходило становление поэта. | Ода, композиция, сюжет, лироэпическое произведение, вольнолюбивая поэзия | Выразительное чтение План развернутого ответа «Основные темы лирики Пушкина» Викторина | Знать содержание статьи учебника с 15- 27 ответить на вопросы 2,3 стр.50, подготовить сообщения «Лирика «южного» периода творчества А.С.Пушкина», «Пушкин в Михайловском» |
3-4 | | Урок - практикум | Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Анализ стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило…», «Вновь я посетил…», «Элегия». | Понять, что такое «философская лирика» и над какими проблемами размышляет поэт в своей философской лирике; увидеть в стихах подкупающую искренность поэта, глубину и силу его чувств; формировать навык публичного выступления; отрабатывать навык комплексного анализа текста | Философская лирика, послание, элегия, баллада, идиллия, романтическая поэма | Выразительное чтение Словарная работа: философ, элегия | Письменные ответы на вопросы С. 27-36, ответить на вопрос 4 с.50, анализ стихотворения |
5-6 | | Урок - практикум | «Я думал стихами...» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии. | Сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста; ответить на вопрос: в чем видит Пушкин предназначение поэта? | Философская тема в поэзии | Комплексный анализ текста Словарная работа: предназначение, статус | Анализ стихотворений С.36-40, выучить наизусть по выбору учащихся «Пророк» или «Поэт» |
7 | | Урок- исследование | Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. | Познакомить учащихся с содержанием поэмы «Медный всадник»; формировать навык исследовательской работы над текстом Поэма как лироэпический жанр, повесть Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник». | | Чтение наизусть Комментированное чтение | Читать «Медный всадник», статья учебника с 40-50, ответить на вопросы 6-7 с.51 |
| | | | М.Ю. Лермонтов (4 часа) | | |
8 | | Лекция с элементами беседы | М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. | Продолжить знакомство с художественным миром М.Ю. Лермонтова, помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы; расширить знания учащихся о лирическом герое, понять, каков лирический герой в поэзии Лермонтова. | Байронизм, богоборческая тема, «кольцевая композиция» Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова | Викторина Подготовка связного рассказа «Художественный мир Лермонтова» | Сообщение Статья учебника с.53-61, выделить основные темы творчества поэта (письменно), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта |
9 | | Урок- практикум | Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт») | Показать характерные особенности стихов о поэте и поэзии, помочь осознать причины трагического положения истинных поэтов в России 30-х годов 19 века; сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста | Лирическая исповедь Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии. | Комплексный анализ текста Сопоставительный анализ стихотворений | Анализ стихотворений; статья учебника с.53-61 |
10 | | Урок-беседа | Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др. | Дать представление об особенностях любовной и патриотической лирики М.Ю.Лермонтова | «Интимный» патриотизм, духовная лирика | Миниатюра «Идеал, по мнению Лермонтова…» | Статья учебника с.65-72, выучить наизусть стихотворение по выбору учащегося, прочитать поэму «Демон» |
11 | | Урок - практикум | Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта. | Формировать навык комплексного анализа текста | Философская поэма, романтическая поэма | Комплексный анализ текста | Статья учебника с.72 - 78 (читать), ответить на вопросы 6,7 с.78-79 |
| | | | Н.В.Гоголь (3 часа) | | | |
12 | | | Художественный мир Н.В. Гоголя. Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. | Продолжить знакомство с художественным миром Н.В.Гоголя; открыть учащимся своеобразие Гоголя как писателя и человека, понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками; познакомить учащихся с «Петербургскими повестями» Гоголя | Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория. Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. | | Сообщения Статья учебника с.81-84 (читать), прочитать повесть «Невский проспект» |
13 | | Урок-беседа | Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе | Познакомить учащихся с тематикой и проблематикой повести «Невский проспект»; развивать представления учащихся о художественной манере Гоголя | Трагикомедия Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы) | Аспектный анализ текста | Статья учебника с.84- 89 (читать), ответить на вопросы 1,2 с. 106, прочитать повесть «Нос» |
14 | | Лекция | Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. | Познакомить учеников с проблематикой и художественным своеобразием повести «Нос»; развивать понятие о комическом | Гротеск | | Учебник, с.89-95, ответить на вопросы 3, 4, 7 с.106-107 Самостоятельно изучить повесть «Шинель» (текст, критика), |
15 | | Урок- обобщение | Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века» | Обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX века | | | Подготовиться к защите проектов «Быт русского дворянства начала Х1Х века» |
16 | | Урок-зачет, урок-проект | Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века» | Способствовать развитию навыков публичного выступления; обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX века | | Мини-сочинение - размышление | Подготовить сообщения «Социально- политическая ситуация в России 2-й половины XIX века». «Крестьянский вопрос». «Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века» |
| | | | Из литературы 2-й половины Х1Х века (85 часов) | |
17 | | Лекция | Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос». Литература и журналистика 50-80х годов XIX века. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов | Создать условия для осуществления межпредметных связей; развивать представления учащихся о роли и месте журналистики в литературно-историческом процессе, формировать аналитические навыки мышления | Славянофильство и западничество; нигилизм, народничество, «почвенничество» «физиологический очерк», «чистое искусство», «антинигилистический роман», | Уметь выделять основные мысли | Статьи учебника с.125-139 (читать), отвечать на вопрос 1 (устно), 2 (письменно) с. 139, прочитать комедию «Свои люди - сочтемся» А.Н.Островского |
| | | | А.Н. Островский (9 часов) | | |
18 | | Комбинированный урок | А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция. | Раскрыть роль Островского в развитии русской драматургии и театра; увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга; познакомить с содержанием пьесы «Свои люди – сочтемся!» | Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя). Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского. | Составление плана Составление хронологической таблицы Работа с текстом | Сочинение-рассуждение (миниатюра) Статья учебника с. 141 - 146 (читать), с.153 – 157 (конспект), ответить на вопросы 3-5 с.173-174 |
19 | | Урок- практикум | Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза». | Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы «Гроза», жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины; развивать аналитические способности учащихся | Драма, система образов, семейно-бытовая драма, бытопись | Комплексный анализ текста Запись тезисов | Сочинение-миниатюра «В городе Калинове» Статья учебника с.158-162 (читать), ответить на вопрос 6 (письменно) с. 174 |
20 | | Урок-беседа | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. | Формировать навык сопоставительного анализа | Нравственная коллизия, речевая характеристика | Инсценировка Составление плана | Статья учебника с. 162-165 (читать), выписать из текста высказывания героинь, характеризующие их |
21 | | Урок- исследование | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. | Формировать навык решения исследовательских задач | Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест. | Проблемный анализ текста | Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины, подготовиться к семинару. Подготовить компьютерный эскиз театральной афиши |
22 | | Урок-семинар | Образ Катерины в свете критики. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев). | Формировать навык определения художественно-стилистических приемов создания образа героини | | Портретная и речевая характеристика (описание) | Статья учебника с 165-171 (читать), составить цитатную характеристику Катерины |
23 | | Урок-беседа | Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза» | Формировать аналитические умения и навыки | | Аспектный анализ текста | Сообщения |
24 | | Лабораторная работа | Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. | Развивать умения работы со словарем; формировать аналитические навыки | «Говорящие» фамилии, имена | Выявление средств художественной выразительности | Тестирование Статья учебника с 171-173 (читать), подготовиться к сочинению |
25 | | Урок развития речи | Р/Р Подготовка к написанию классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза» | Развивать навык написания сочинений разных жанров | | Написание сочинения | Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» |
26 | | Урок развития речи | Р/Р Написание классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза» | Развивать навык написания сочинений разных жанров | | Написание сочинения | Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» |
| | | | И.А. Гончаров (6 часов) | | | |
27 | | Урок- экскурсия | И.А. Гончаров. Личность и творчество. | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством ИА. Гончарова | Опорные понятия: образная типизация, символика детали. | Составление тезисов | Статья учебника с. 176-184 (конспект) |
28 | | Урок-беседа | Роман «Обломов». Утро Обломова. Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. | Помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой. | Социально- философский роман, типический характер, автобиографизм | Выявление средств художественной выразительности | Статья учебника с 184-186 (читать), составить сценарий «фильма» «Один день из жизни И.И.Обломова» (письменно) |
29 | | Урок-беседа | Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. | Выяснить идейно-композиционное значение главы «Сон Обломов»; показать роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. | Утопия Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова. | Тест Комментированное чтение | Статья учебника с. 187-190, ответить на вопросы 3, 4 с.208-209 |
30 | | Урок-беседа | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». | Рассмотреть любовную историю героя как этап его внутренного самоопределения; Выяснить роль образа Захара в характеристике «обломовщины» | Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (режиссер Н. Михалков). | Аспектный анализ текста | Учебник, с.198-200,ответить на вопрос 5 с.209 |
31 | | Урок- практикум | Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.) | Формировать навык сопоставительного анализа | | Портретная и речевая характеристика Индивидуальная работа по карточкам | Статья учебника с.201 -202, ответить на вопрос 6 с.209 |
32 | | Урок-проект | Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И.Обломова» Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин). | Развивать творческое мышление, формировать навык проектной деятельности | Говорящая деталь | Публичное выступление | Тестирование Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» |
| | | | И.С.Тургенев (9 часов) | | | |
33 | | Заочная экскурсия | Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла. | Продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева, показать его сложную, противоречивую натуру, русскую душу | Очерк | Сочинение-миниатюра | Статьи учебника с 211-214 (конспект), с.215-222 (читать) |
34 | | Лекция | Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. | Развивать представления учащихся об эпохе, проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом. | Нигилизм, социально- психологический роман Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе) | Комплексный анализ текста Комментированное чтение Сбор материала по героям | Статья учебника с.234-237, ответить на вопрос З с.253, дать характеристику героев - «отцов» (письменно) |
35 | | Урок - практикум | Мир «отцов» в романе. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. | Рассмотреть образ жизни русского дворянства на примере семьи Кирсановых | Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев. | Аспектный анализ текста | Письменная работа Статья учебника с.237-239 (читать), ответить на вопрос 4 с.254 |
36 | | Урок- исследование | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Р/К Роман П.Н.Краснова «Цареубийцы». Осуждение нигилизма и революционного экстремизма. | Познакомиться с понятием нигилизма, сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова, подвести к мысли о его разрушительном воздействии на личность | Тайный психологизм | Портретная и речевая характеристика Словарная работа: нигилизм | Составить таблицу Статья учебника с.240-247 (читать), ответить на вопрос 5 с.254, составить хронологическую таблицу жизни Базарова |
37 | | Урок- практикум | Евгений Базаров: протагонист или антигерой? Базаров и Аркадий. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения | Создать условия для выявления проблем внутреннего конфликта главного героя | Тайный психологизм | Портретная и речевая характеристика | Статьи учебника с.240-247 (читать), ответить на вопросы 5-6 с.254, закончить составление хронологической таблицы жизни Базарова |
38 | | Урок- дискуссия | Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича). | Помочь учащимся сформировать представление об актуальном философском значении романа в наше время; подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя | Вечные темы в литературе | Мини-сочинение «Почему роман Тургенева «Отцы и дети» так назван?» | Тестирование Статья учебника 247-249 (читать), выучить отрывок наизусть (по желанию) |
39 | | Урок внеклассного чтения | В/Ч Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева. Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений. Подготовка к сочинению. | Дать представление об особенностях жанра «стихотворения в прозе» | Стихотворение в прозе, лирическая проза | Чтение наизусть, комментированное чтение | Статья учебника с.250-253 (читать), подготовиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики) |
40 | | Урок развития речи | Р/Р Работа над сочинением по творчеству И.С.Тургенева. | Развивать навык написания сочинения | | Написание сочинения | |
41 | | Урок развития речи | Р/Р Работа над сочинением по творчеству И.С.Тургенева. | Развивать навык написания сочинения | | Написание сочинения | Познакомиться (обзорно) с романом Н.Г.Чернышевского «Что делать'?» |
| | | | Н.Г.Чернышевский (3 часа) | | | |
42 | | Лекция | Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?» «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». | Познакомить учащихся с основными положениями эстетической теории Чернышевского | Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия, идеологический роман, научная фантастика | Составить вопросы к дискуссии | Статья учебника с.256-263 (конспект), подготовиться к дискуссии |
43 | | Урок - дискуссия | Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?» «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. | Развивать навык публичного выражения собственного мнения | Разумный эгоизм, пропагандистский пафос Внутрипредметные связи: традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?». | Публичное выступление, диалогическая речь | Перечитать «Четвертый сон Веры Павловны» |
44 | | Урок- практикум | Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского. | Формировать навык комплексного анализа | Литературная утопия Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?». | Комментированное чтение, комплексный анализ эпизода | Статья учебника 269-280 (читать), подготовить сообщение |
| | | | Н.А. Некрасов (9 часов) | | |
45 | | Заочная экскурсия | Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. | Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта, с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием | Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка. | Составление плана и конспекта | Статья учебника 283-287 (читать), составить хронологическую таблицу жизненного и творческого пути Н.А.Некрасова |
46 | | Урок-беседа | Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.). | Формировать представление учащихся о народном характере поэзии Н.А.Некрасова | Рефрен, лирический пафос | Выявление средств художественной выразительности | Проверочная работа Анализ стихотворений Статья учебника 289-294 (читать) |
47 | | Урок - практикум | Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.) | Раскрыть социальные и гражданские мотивы лирики Некрасова | Гражданская лирика Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. | Выразительное чтение | Статья учебника с.303-310 (читать), выучить наизусть «Поэт и гражданин», прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо» |
48 | | Урок-беседа | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. | Познакомить учащихся с творческой историей поэмы; выявить особенности жанра, композиции, проблематики; создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства | Лироэпическая поэма Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова. | Чтение наизусть Выразительное чтение Творческие задания по группам | Статья учебника с.311 -313 (читать), составить маршрут поисков счастливого героями поэмы |
49 | | Урок-практикум | Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). | Раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест против угнетателей, глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности. | | Комментированное выразительное чтение | Закончить составление таблицы «В чем счастье и несчастье господ и мужиков» |
50 | | Лабораторная работа | Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. | Определить истоки сильного характера русской женщины | | Речевая и цитатная характеристики | Подготовить презентации «Народные песни в поэме», «Пословицы и поговорки на страницах поэмы», «Элементы сказки в поэме» |
51 | | Урок-проект | Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Р/К Книга Д.Л.Мордовцева «Накануне воли». Близость идейных позиций и художественных приемов писателя к авторам некрасовского лагеря. | Формировать навыки проектной деятельности | Фольклорный образ, фольклорный мотив, песенно-лирическая снова Внутрипредметные связи: связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией. | Выявление средств художественной выразительности | Написать мини-сочинение «Что мне понравилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо» |
52 | | Урок- обобщение | «Пел он воплощение счастия народного...»: философские итоги некрасовского эпоса. Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. | Показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к свободе и счастью; как придает поэт смутному недовольству, зреющему в народе, остроту и силу социального звучания; определить значимость творчества Н.А.Некрасова для русской литературы | ' | Написание тезисов | Развернутый ответ на вопрос Статья учебника с.322-325 (читать), подготовиться к сочинению |
53 | | Урок развития речи | Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Н.А. Некрасова. | Формировать навык написания сочинения | | Написание сочинения | Написать сочинение по творчеству Н.А.Некрасова (на одну из предложенных тем) |
| | | | Ф.И. Тютчев (4 часа) | | | |
54 | | Лекция | Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. | Познакомить учащихся с биографией Ф.И.Тютчева | Философская лирика, афористичность стиха Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева. | Выразительное чтение и анализ стихов | Сообщение Статья учебника (II) с.3-7 (читать), составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта |
55 | | Урок - практикум | Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. («Не то, что мните вы, природа...», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.). | Формировать у учащихся представления об особенностях пейзажной лирики; познакомить учащихся с особенностями философской лирики Тютчева; освоить навыки анализа философской лирики | Стихотворная миниатюра | Устное словесное рисование, выразительное чтение | Статья учебника (II) с.7-17 (читать), подготовить творческие проекты «Женщины в жизни Ф.И.Тютчева» |
56 | | Урок-проект | Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Драматизм звучания любовной лирики поэта. («Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева» | Познакомить учащихся с личной жизнью Тютчева и ее отражением в его поэтических произведениях; формировать навык проектной деятельности | Лирический цикл | Выразительное чтение, публичное выступление | Статья учебника (II) с.17-27 (читать), наизусть стихотворение по выбору учащегося, анализ стихотворения |
57 | | Урок - практикум | Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. | Формировать навык критического мышления; проверить знания учащихся о Тютчеве и навыки анализа стихотворения. | Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент. | Чтение наизусть | Тест, письменный анализ стихотворения Статья учебника (II) с.28-30 (читать), подготовить сообщение о жизни и творчестве А.А.Фета |
| | | | А.А. Фет (5 часов) | | | |
58 | | Урок-беседа | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. | Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества А.А. Фета; раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета | Поэтическая «безглагольность» Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета | | Сообщение Статья учебника (II) с.33-39 (читать), ответить на вопросы 1-З с.50 |
59 | | Урок- практикум | Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта. », «Учись у них - у дуба, у березы...» и др.). Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника. | Сформировать у учащихся представление об основных темах поэзии Фета | Лирический этюд Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание. | Выразительное чтение, устное словесное рисование | Анализ стихов Статья учебника (II) с.40-50 (читать), ответить на вопросы 4-6 с.50 |
60 | | Урок-концерт | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Я пришел к тебе с приветом...» и др.). | Формировать у учащихся представление об особенностях любовной лирики А.А.Фета | Лирический восторг, музыкальность стиха, романс Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета. | Чтение наизусть | Подготовиться к зачетной работе по творчеству Ф. И.Тютчева и А.А.Фета |
61 | | Зачетная работа | Р/Р Зачетная работа по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | Формировать умения и навыки анализа поэтического текста | | | |
62 | | Урок развития речи | Р/Р Работа над сочинением по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | Развивать навык написания сочинений | | Написание сочинения | Познакомиться с творчеством К.Хетагурова |
| | | | Н.С. Лесков (2 часа) | | | |
63 | | Лекция | Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь. Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. | Формировать у учащихся представление о жизненном и творческом пути Н.С.Лескова | Национальный колорит, стилизация | Словарная работа: повесть, очарованный, странник, праведник | Статья учебника (II) с.52-57(читать) |
64 | | Урок-обзор | Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника». | Раскрыть смысл названия повести, особенности изображения русского национального характера; формировать у учащихся навык комплексного анализа | Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия. Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Межпредметные связи: язык и стиль лескоского сказа. | Выявление средств художественной выразительности Составление плана-характеристики | Тест Статья учебника (II) с.63-70 (читать), ответить на вопросы 5-6 с.76 |
| | | | М.Е.Салтыков-Щедрин (5 часов) | | |
65 | | Лекция | М.Е.Салтыков-Щедрин 0т Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика | Продолжить знакомство с творчеством великого сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина; раскрыть особенности художественного мира писателя-сатирика | Сатира, гротеск | Составление конспекта | Сообщение Статья учебника с.73-83 (читать), ответить на вопросы 6-8 с.76 |
66 | | Урок- практикум | «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. | Дать учащимся представление о романе «История одного города»; формировать навык критического мышления | Сатирический роман - хроника | Портретные характеристики Анализ текста | Письменный ответ на вопрос |
67 | | Урок- дискуссия | Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа. Р/К «Атаманы» А.Петровского как пример следования салтыковским традициям в донской литературе. | Формировать навык ведения диалога | Аллегория, абсурд | Диалог | Статья учебника (II) с.63-70 (читать), ответить на вопросы 6-8 с.76 |
68 | | Урок- практикум | «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина | Продолжить изучение «Сказок для детей изрядного возраста» с позиции взрослой личности, сравнить впечатления от прочтений; раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина | Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония. Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.). | Выявление средств художественной выразительности Составление схемы Словарная работа: гротеск | Статья учебника (II) с.97-105,105- 107 (читать), ответить на вопросы 8-10 с.107-108, придумать сюжет сказку на современную тему в традициях Салтыкова Щедрина |
69 | | Урок развития речи | РР Подготовка к домашнему сочинению «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина» | Развивать навык творческого мышления | | Написание авторской сказки | Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого |
| | | | А.К.Толстой (2 часа) | | | |
70 | | Урок-беседа | А.К.Толстой. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. («Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...» и др.). | Познакомить учащихся с основными этапами творческого пути А.К.Толстого | Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня. Внутрипредметные связи: сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина. | Выразительное чтение | Статья учебника (II) с. 110-127, ответить на вопросы 1-2, выучить наизусть стихотворение по выбору |
71 | | Урок-беседа | Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. («Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Когда природа вся трепещет и сияет...» и др.). | Познакомить учащихся с творчеством А.К.Толстого | Притча-присказка Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого. | Чтение наизусть | Читать роман Л.Н.Толстого «Война и мир» |
| | | | Л.Н.Толстой (15 часов) | | | |
72 | | Заочная экскурсия | Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. История создания и авторский замысел романа- эпопеи «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий. | Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, его биографией и мировоззрением; познакомить учащихся с историей создания романа, раскрыть его своеобразие; формировать навык аналитической деятельности учащихся | Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция. Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир» | Составление схемы-конспекта | Статья учебника (II) с. 129-140, подготовить сообщение об истории создания романа «Война и мир» |
73 | | Урок-беседа | Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». | Показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт Болконского и Безухова с этим обществом; выявить идейно-художественные особенности изображения войны; формировать у учащихся верные представления о патриотизме | | Комментированное чтение Анализ эпизодов Индивидуальные карточки | Проверочная работа Статья учебника (II) с. 146-151 (читать) мини-сочинение-размышление «Что такое патриотизм» |
74 | | Урок- практикум | «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. | Формировать у учащихся представление о романе «Война и мир» как о романе - семейной хронике; на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни | | Комментированное чтение Анализ эпизода | Статья учебника (II) с. 156-159, составить генеалогические списки семейств, упоминаемых в романе |
75 | | Урок- практикум | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев. | Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни; формировать у учащихся навык сопоставительного анализа | Внутренний монолог | Речевая и портретная характеристики | Статья учебника (II) с.159-164, выучить отрывок наизусть (по желанию) |
76 | | Семинар | Наташа Ростова и женские образы в романе. | Формировать у учащихся представление о роли женских образов в романе «Война и мир» | «Диалектика души», словесная пластика | Комментированное чтение | Подготовить творческие проекты «Ах, этот бал» |
77 | | Урок- практикум | Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. | Формировать навык сопоставительного анализа | Антитеза | Сопоставительный анализ Составление таблицы | Закончить сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона |
78 | | Урок-практикум | Уроки Бородина. Анализ сцен сражения. Р/К Традиции Толстого в изображении войны 1812 года в романе Д.Л.Мордовцева «Двенадцатый год». | Формировать навык комплексного анализа эпизода; проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю, раскрыть их слабость и силу | Авторское отступление | Комментированное чтение, анализ эпизода | Статья учебника (II) с. 176-183, (читать) |
79 | | Урок-беседа | «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. | Формировать навык аспектного анализа; проследить изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями; обобщить роль народа в истории, отношение автора к народу | | Аспектный анализ Викторина | Статья учебника (II) с.171-176, произвести анализ письменно |
80 | | Урок- практикум | Платон Каратаев: русская картина мира. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. | Формировать у учащихся представление о мудрости русского народа; проследить изображения народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории | | Цитатная, речевая характеристика Сочинение-миниатюра | Мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?» |
81 | | Урок- исследование | Философия вещей в романе «Война и мир» | Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев; формировать исследовательские навыки учащихся | Деталь | Выявление средств выразительности | Проверочная работа Подготовиться к семинару |
82 | | Семинар | Нравственно-философские итоги романа. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. Подготовка к сочинению. | Познакомить учащихся с литературной критикой, отзывами о романе; формировать у них представление о значении романа для русской и мировой литературы; раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого | | Цитата Чтение и комментирование эпизодов | Статья учебника (II) с. 183-185, подготовиться к тестированию |
83 | | Урок контроля | Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого | Выявить уровень усвоения программного материала | | | Подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источниками) |
84 | | Урок развития речи | Р/Р Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | Формировать навыки творческого мышления учащихся | | Подбор цитат, выдержек из текста | |
85 | | Урок развития речи | Р/Р Написание классного сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | Развивать навык написания сочинения | | Написание сочинения | Подготовиться к защите проектов «Ах, этот бал...» |
86 | | Урок-проект | Защита творческих проектов «Ах, этот бал...» | Формировать навык проектной и исследовательской деятельности | | Публичное выступление | Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» |
| | | | Ф.М. Достоевский (8 часов) | | | |
87 | | Лекция | Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. | Познакомиться с биографией Ф.М.Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества | Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея | Составление хронологической таблицы | Сообщения Статья учебника с.203-214 (читать) |
88 | | Урок-беседа | Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. | Показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; формировать представление у учащихся о своеобразии авторской идеи романа | Детективный роман, идеологический роман, философский роман | | |
89 | | Урок- практикум | Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. | Показать, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; формировать навык критического мышления | Полифония | Составление тезисов Работа с текстом | Творческая работа |
90 | | Урок- практикум | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. | Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова; формировать навык аналитической деятельности | Идея «сверхчеловека» | Комментированное чтение Индивидуальная работа по карточкам | Подготовиться к семинару «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова» |
91 | | Семинар | Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. | Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления; показать, какую власть над человеком может иметь теория, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий; выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова; формировать навык публичного выступления | Герой-двойник Внутрипредметные связи: сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека») | Публичное выступ- пение Комментированное чтение Пересказ эпизодов | Письменные ответы на вопросы Пересказ эпизодов |
92 | | Урок-портрет | Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка». | Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; формировать представление учащихся о нравственных идеалах автора | | Устное словесное описание Работа по карточкам | Подготовиться к семинару «Роман «Преступление и наказание»: за и против» |
93 | | Семинар | Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. | Выяснить, что же помешало Раскольникову жить по его теории, почему герой «сделал явку с повинной»; осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне | Евангельские мотивы | Диалог, монолог Пересказ и анализ эпизодов | Тест Подготовиться к сочинению (составление тезисов, работа с источниками) |
94 | | Урок развития речи | Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | Формировать навык написания сочинений разных жанров | | Написание сочинения | Написать сочинение по роману «Преступление и наказание» |
| | | | А.П.Чехов (7 часов) | | | |
95 | | Лекция | Жизнь и творчество А.П. Чехова. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Р/К Таганрог – родина А.П.Чехова, источник многих тем, сюжетов и образов его произведений. | Продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова | | Составление хронологической таблицы | Сообщения Прочитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» |
96 97 | | Урок- практикум | Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник») Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. | Развивать представления учащихся о теме «маленького человека» в творчестве А.П.Чехова; рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов | Чеховская деталь, лирическая проза, подтекст | Викторина Беседа Индивидуальные сообщения | Прочитать рассказ «Ионыч» |
98 | | Лабораторная работа | Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы. | Выявить смысл заглавия рассказа; раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе | | Работа со словарями Комментированное чтение | Прочитать комедию «Вишневый сад» |
99 | | Урок- практикум | Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. | Помочь учащимся уловить чеховское восприятие жизни, почувствовать художественное своеобразие пьесы; формировать навык комплексного анализа | Лирическая комедия, внутреннее действие, интрига | Чтение по ролям Анализ эпизодов пьесы Составление плана | Подготовить презентации «Спектакль по Чехову» об историях прижизненных постановок по мотивам произведений Чехова |
100-101 | | Урок- практикум | Фигуры героев - «недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. | Рассмотреть систему образов пьесы, выяснить способы создания образов; проанализировать художественную природу главного образа пьесы; формировать речеведческие компетенции учащихся | | Инсценировка | Мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из главных героев?» |
102 | | Урок- проект | Чехов и театр. Защита творческих проектов «Спектакль по Чехову». | Выявить значение творчества Чехова для русского театра | | Публичное выступление | Прочитать Г. де Мопассан. «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо. «Пьяный корабль». |
| | | | Зарубежная литература 2-й половины XIX века (2 час) | |
103 104 | | Урок внеклассного чтения | В/Ч Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом». А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». | Познакомить учащихся с лучшими образцами зарубежной литературы XIX века | Новелла | Комментированное чтение, выразительное чтение | Повторить материал за весь курс литературы 10 класса, ответить на вопросы с.284-285 Подготовиться к зачетному уроку |
| | | | Заключение (2 часа) | | | |
105-106 | | Обобщающий урок Урок контроля | Обобщение материала историко-литературного курса. Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века. | Повторить и обобщить материал за курс литературы 10 класса; выявить уровень соответствия знаний, умений и навыков учащихся требованиям образовательного стандарта | | Сочинение - размышление | Программа летнего чтения |