Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Примерной программы основного общего образования.
Федерального перечня учебников (от 28.12.18 № 345 с изменениями в соответствии с приказом №249 от 18.05.2020г)
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю). Предмет «История» в 9 классе изучает два курса: курс «Всеобщая история» (история Нового времени) 28 часов, «История России» изучается 40 часов, - предполагается последовательное изучение двух курсов.
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний, что позволяет:
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающегося через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, ответ на уроке выставляется в классный журнал.
Всеобщая история. История Нового времени: 1800-1900
Введение.
От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация — обновление, изменение традиционного общества за счёт заимствования системы ценностей, признанных как приоритетные для современного этапа развития мира. Модернизация с позиции теории эшелонированного развития капитализма. Дальнейшее углубление экономических процессов, связанных с промышленным переворотом. Завершение в Англии аграрной революции. Развитие машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Паровоз. Железнодорожное строительство. Изобретения Эванса, Тревитика. Автомобиль Г. Форда. Дорожное строительство. Братья Монгольфье, Ж. Шарль: создание аэростата. Средний класс. Пороки капитализма: эксплуатация женского и детского труда. Женское движение. Человек в системе капиталистических отношений. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Технический прогресс и повседневность. Городской рельсовый путь. Распространение периодической печати. Газета в городе. Зингер: бытовая швейная машина. Строительство новой Европы Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. От Франции революционной к Франции буржуазной. Революционер на троне. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Разгром империи Наполеона. Французское общество во времена империи. Франция и Англия. Поход в Россию. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских государств. Вступление союзников в Париж. Реставрация Бурбонов. Сто дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок. Новая идеология и система международных отношений. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Противоречия и социальные реформы. Германия: на пути к единству. Германский союз. Экономика, политика и борьба за объединение Германии. Влияние событий во Франции и Италии на политическую ситуацию в Германии. Победа революционного восстания в Берлине. Франкфуртский парламент. Поражение революции. Дальнейшая модернизация страны во имя её объединения. Вильгельм I и «железный канцлер» Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии и Австрии за лидерство среди немецких государств. Австро-прусская война. Сражение при Садове. Образование Северогерманского союза. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Раздробленность Италии согласно Венскому конгрессу. Экономическое отставание Италии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Юнкерство и крестьянство. Монополистический капитализм и его особенности в Германии. Бисмарк и внутренняя оппозиция. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» О. Бисмарка — прогрессивные для Европы социальные реформы. Вильгельм II в стремлении к личной власти. От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Национализм. Подготовка к войне. Реформы радикалов. Развитие коррупции во власти. Социальные движения. Франция — колониальная империя. Первое светское государство среди европейских государств. Реваншизм и подготовка к войне. Италия: время реформ и колониальных захватов. Цена объединения Италии. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Роль государства в индустриализации страны. Особенности монополистического капитализма в Италии. «Мирное экономическое проникновение». Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра Дж. Джолитти. Переход к реформам. Внешняя политика. Колониальные войны. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Господство старых порядков. Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское соглашение: преобразование империи Габсбургов в двуединую монархию АвстроВенгрию. Политическое устройство Австро-Венгрии. Две Америки США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США — страна от Атлантики до Тихого океана. «Земельная» и «золотая» лихорадки — увеличение потока переселенцев. Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Фермер — идеал американца. Плантаторский Юг. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Конфликт между Севером и ЮгомПревращение Китая в полуколонию индустриальных держав. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Индия — жемчужина британской короны. Влияние Ост-Индской компании на развитие страны. Колониальная политика Британской империи в Индии. Насильственное вхождение Индии в мировой рынок. Изменение социальной структуры. Восстание сипаев (1857—1859). Индийский национальный конгресс (ИНК). Балгангадхар Тилак. Традиционное общество на африканском континенте. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия: необычные судьбы для африканского континента. Восстания гереро и готтентотов. Европейская колонизация Африки. Тема 6. Международные отношения: обострение противоречий Международные отношения: дипломатия или войны? Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Политическая карта мира начала XX в. — карта противостояния. Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Предпосылки Первой мировой войны. Смена военно-политических союзов. Франко-русский союз и Антанта. Соглашение 1904 г. Англо-русская конвенция 1907 г. Окончательное формирование Антанты. Повторение по курсу. Обобщающее повторение курса XIX в.: модернизация как фактор становления индустриального общества. От революций к реформам и интересам личности.
Александровская эпоха: государственный либерализм Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия. Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй. Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение. Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение. Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны. Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.
Николаевская эпоха: государственный консерватизм Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления. Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Парижский мир и конец венской системы международных отношений. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.
Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы. Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски. «Народное самодержавие» Александра III Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления. Особенности экономического развития страны в 1880—1890-е гг. Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период. Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма. Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма. Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера.. Россия в начале ХХ в.: кризис империи
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в. Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация. Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика. Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905—1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости. Общество и власть после революции 1905—1907 гг. Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий. Реформы П. А. Столыпина и их значение. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей. Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий. Серебряный век русской культуры Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа. Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
- понимание роли социально активной личности в истории; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности и способы решения познавательных задач; осуществлять самоконтроль и самооценку. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания; вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, объективную трудность и собственные возможности решения;
• локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени.
• используя историческую карту, характеризовать социально- экономическое и политическое развитие России в Новое время
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиции автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего края, города и т.д.
№ п/п | Содержание (раздела, темы) | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Дата |
Предметные УУД | УУД личностные, метапредметные | план | факт |
1 | Вводный урок | 1 | Вводный | Научатся: актуализировать и систематизировать информацию по изученному курсу; характеризовать особенности отдельных тем и понятий, процессов, явлений: в политике, экономике, социальной жизни, культуре. Получат возможность научиться: решать проблемные задания. | Личностные УУД Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе. Метапредметные УУД адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей; выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности. | 02.09 | |
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ Глава 1 «Начало индустриальной эпохи» |
| Экономическое развитие в 19-20 вв | 1 | Открытие нового знания | Научатся сравнивать промышленную революцию, проходившую в странах Европы, используя учебник и дополнительную литературу. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей алгоритм действий | 03.09 | |
| Меняющееся общество | 1 | Комбинированный | Научатся раскрывать значение понятий: демографическая революция, мобильность, пауперизм | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | 09.09 | |
| Век демократизации «Великие идеологии» | 1 | Комбинированный | Научатся раскрывать значение поня-тий: демократизация, парламентская республика, президентская республика раскрывать значение поня-тий: идеология, либералы. консерваторы, социалисты, анархисты, марксизм | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей алгоритм действий | 10.09 | |
| Образование и наука | 1 | Комбинированный | Научатся раскрывать значение понятий: романтизм, натурализм, критический реализм. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | 16.09 | |
| 19 век в зеркале художественных исканий | 2 | Комбинированный | Научатся работать с дополнительными источниками. Сравнивать мировоззрение человека в разное время. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | 17.0923.09 | |
| Повседневная жизнь и мировосприятие человека 19 век | 1 | Комбинированный | Научатся раскрывать значение понятий: романтизм, натурализм, критический реализм. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | 24.09 | |
| Повторительно-обобщающий урок по главе «Начало индустриальной эпохи» | 1 | Урок контроля | | | 30.09 | |
Глава 2 «Страны Европы и США в первой половине 19 века» |
| Консульство и Империя | 1 | Открытие новго знания | Научатся раскрывать значение понятий: консул, консульство, кодекс. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей алгоритм действий | 01.10 | |
| Франция в первой половине 19 века: от Реставрации к Империи | 2 | Комбинированный | Научатся оценивать роль личности в истории. Высказывать суждение, почему только в 1813-1815 гг. войска европейских государств сумели переломить ход войны с Наполеоном. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | 07.10 | |
| Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы | 1 | Комбинированный | Научатся раскрывать значения понятий:парламент, гражданское общество, хартия, чартизм, «мастерская мира», утопия, утопический социализм. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей алгоритм действий | 08.10 | |
| «От Альп до Сицилии»: объединение Италии | 1 | Комбинированный | Научатся раскрывать значения понятий: карбонарий, амнистия. Давать оценку исторических личностей (Гарибальди, Кавур). | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | 14.10 | |
| Германия в первой половине 19 века | 1 | Комбинированный | Научатся раскрывать значения понятий: бундестаг, ландтаги. . Работать с исторической картой. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | 15.10 | |
| Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине 19 века | 1 | Комбинированный | Научатся систематизировать материал об основных проявлениях политического и экономического кризиса Османской империи в течение XIX в. в форме таблицы или тезисов; раскрывать процесс распада Османской империи, используя текст и историческую карту учебника | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей алгоритм действий | 21.10 | |
| США до середины 19 века: рабовладение, демократия и экономический рост | 1 | Комбинированный | Научатся составлять политический портрет Авраама Линкольна, Объяснять значение понятий и терминов «плантационное хозяйство», «иммиграция», конфедерация | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | 22.10 | |
| Повторительно- обобщающий урок по главе «Страны Европы и США в первой половине 19 века» | 1 | Урок контроля | | | 28.10 | |
Глава 3 «Азия, Африка и Латинская Америка» |
| Страны Азии в 19 веке-нач. 20 в. | 1 | Урок открытия нового знания | Научатся объяснять значение понятий и терминов «интервенция», «сипаи», «Индийский национальный конгресс» Объяснять причины и последствия «опиумных» войн Англии и Китая; | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | 29.10 | |
| Африка в 19 веке-нач 20 вв | 1 | Комбинированный | Научатся показывать на карте колониальные владения европейских держав в Африке | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей алгоритм действий | 11.12 | |
| Латинская Америка: нелёгкий груз независимости | 1 | Комбинированный | Научатся объяснять причины, которые способствовали освобождению народов Латинской Америки от колониальной зависимости; | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | 12.11 | |
Глава 4 «Страны Европы и США во втор. пол 20-го века» | | |
| Великобритания до Первой мировой войны | 1 | Комбинированный | Доказывать, что реформирование — неотъемлемая часть курса английского парламента. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе | 18.11 | |
| Франция: вторая и Третья Республика | 1 | Комбинированный | Научатся выявлять и обозначать последствия Франко-прусской войны для французских города, деревни | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | 19.11 | |
| Германия на пути к Европейскому лидерству | 1 | Комбинированный | Научатся давать оценку правления Вильгельма11 | Определяют свою личностную позицию | 25.11 | |
| Автро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны | 1 | Комбинированный | Научатся ббъяснять причины революционной ситуации в Австрийской империи. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | 26.11 | |
| Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 | Комбинированный | Научатся объяснять причины отставания экономики Италии от ведущих европейских стран. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе | 02.12 | |
| США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры» | 1 | Комбинированный | Научатся объяснять причины неравномерности развития страны и конфликта между Севером и Югом. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | 03.12 | |
| Международные отношения в 19 веке – начале 20 в. | 1 | Комбинированный | Научатся работать с картой в ходе изучения особенностей международных отношений в эпоху Нового времени. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе | 09.12 | |
| Повторительно-обобщающий урок по главе 3,4 | 1 | Комбинированный | | | 10.12 | |
ИСТОРИЯ РОССИИ Глава 1 «Россия в эпоху правления Александра 1» |
| Введение. Россия и мир на рубеже 18-19 вв. | 1 | Комбинированный | Научатся активизировать знания по курсу истории России первой половины XIX в.. Планировать деятельность по изучению истории России XIX в. развитии экономики, положении отдельных слоев населения. | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | 16.12 | |
| Александр 1: начало правления. Реформы М.М. Сперанского | 1 | Комбинированный | Предметные: научится давать оценку реформаторским планам Александра 1 в первые годы его правления. | Метапредметные УУД: Р.:принимать решение в проблемной ситуации П.: определять хронологические рамки определенного исторического отрезка К.: продуктивно взаимодействовать со сверстниками Личностные УУД: Давать оценку роли личности в истории | 17.12 | |
| Внешняя политика Александра 1 в 1801-1802 | 1 | Комбинированный | Предметные: научится перечислять основные события внешней политики России в указанный период и анализировать их значение | Метапредметные УУД: Р.: осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; П.: видеть развитие общественных процессов , работать с письменными историческими источниками; К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Личностные УУД: проявлять ответственное отношение к учению | 23.12 | |
| Контрольная работа | 1 | Урок контроля | | | 24.12 | |
| Отечественная война 1812 г. | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Анализировать причины, основной ход событий, итоги и значение Отечественной войны 1812 года | Метапредметные УУД: Р.: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; П.: Работать с исторической картой Европы. К.: устанавливать и сравнивать разные точки зрения Личностные УУД: выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор | 13.01 | |
| Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра 1 в 1813-1825 гг | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Работать с картой, определять причины, ход событий, основные битвы, итоги и последствия внешней политики России в указанный период времени. | Метапредметные УУД: Р.:устанавливать причинно-следственные связи, П.: связывая исторические факты и понятия в целостную картину К.: находить общее решение отвечающие общим целям Личностные УУД: Высказывать свое мнение относительно роли личности человека в истории | 14.01 | |
| Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1813-1825 гг | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Давать общую оценку внутренней политики Александра 1 | Метапредметные УУД: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: связывая исторические факты и понятия в целостную картину, работать с исторической картой К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные УУД: Понимать важность реформирования всех сфер общества. | 20.01 | |
| Социально-экономическое развитие страны в первой четверти 19 в. | 1 | Комбинированный | Предметные: Давать общую оценку национальной политики Александра 1 в многонациональной Российской империи | Метапредметные УУД: Р.: осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; П.: видеть развитие общественных процессов, работать с письменными историческими источниками; К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Личностные УУД: Учиться толерантному отношению к представителям различных национальностей и конфессий | 21.01 | |
37 | Общественное движение при Александре 1. Выступление декабристов | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Объяснять проявление капиталистических тенденций в экономике России в первой четверти 19 века | Метапредметные УУД: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией Личностные УУД: Высказывать собственное мнение по вопросу о причинах социального неравенства в обществе. | 27.01 | |
| Повторительно-обобщающий урок по главе «Россия в эпоху Александра 1» | 1 | Урок контроля | | | 28.01 | |
Глава 2. «Правление Николая 1» |
| Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая 1 | 1 | Урок открытия нового знания | Предметные: научится Понимать основные тенденции во внутренней политике Николая 1 и смена вектора развития страны после правления Александра1 | Метапредметные УУД: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах); Личностные УУД: Критически мыслить, выделять причинно – следственные связи | 03.02 | |
| Социально-экономическое развитие страны во второй четверти 19 в. | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Осознавать проявление кризиса феодально – крепостнической системы в указанный период | Метапредметные УУД: П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно; Р.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; Личностные УУД: Проводить сравнительный анализ | 04.02 | |
| Общественное движение при Общественное движение при Николае 1 | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Объяснять суть теории официальной народности; анализировать отличительные черты основных типов общественного движения при Николае 1 | Метапредметные УУД: П. – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). К.: задавать вопросы, вырабатывать решения); Р. - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; Личностные УУД: Систематизации полученной информации, ориентации на результат в процессе учебной деятельности | 10.02 | |
| Внешняя политика Николая 1. Кавказская война 1817-1864 гг. Крымская война гг. | 1 | Комбинированный | | | 11.02 | |
| Культурное пространство России в первой половине 19 в.: наука и образование/художественная культура народов России | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Анализировать причины, основной ход событий, итоги и значение кавказской войны 1817 – 1864 гг | Метапредметные УУД: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные УУД: Воспитывать в себе гражданскую «Я-позицию». | 17.02 | |
| Повторительно-обобщающий урок по главе «Правление Николая 1» | 1 | Урок контроля | | | 18.02 | |
| Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Объяснять суть процесса индустриализации и особенности промышленного переворота в России и причины ограничения его масштабов. | Метапредметные УУД: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией Личностные УУД: Проводить сравнительный анализ и устанавливать причинно – следственные связи | 24.02 | |
| Александр 2: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Анализировать причины, содержание и сущность и значение реформы | Метапредметные УУД: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные УУД: Пониманию важности реформирования в историческом процессе | 25.02 | |
| Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Объяснять суть основных либеральных реформ в период правления Александра Второго и их значения в истории России | Метапредметные УУД: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные УУД: презентации знаний, умений и навыков полученных в ходе изучения темы. | 03.03 | |
| Социально-экономическое развитие страны в прореформенный период | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Определять влияние реформ на развитие экономики страны | Метапредметные УУД: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: умению самостоятельно планировать Личностные УУД: осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений | 04.03 | |
| Общественное движение при Александре 2 и политика правительства | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Определять основные направления и характер общественного движения в пореформенный период | Метапредметные УУД: Р.: умению самостоятельно планировать пути достижения целей, П.: определять понятия К.: владеть устной и письменной речью Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях | 10.03 | |
| Национальная и религиозная политика Александра 2. Национальный вопрос в Европе и в России | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Определять основные направления национальной и религиозной политики Александра Второго | Метапредметные УУД: П. давать определение понятиям; К.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; Р.: – определять цель, проблему в учебной деятельности; Личностные УУД: вырабатывать собственные мировоззренческие позиции | 11.03 | |
| Внешняя политика Александра 2. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Анализировать восстановление международного престижа России дипломатическим и военным путем | Метапредметные УУД: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные УУД: Формировать гражданскую «Я-позицию» и чувство сопричастности Родине | 17.03 | |
| Контрольная работа | 1 | Урок контроля | | | 18.03 | |
Глава 4 «Россия в 1880-1890-е гг.» |
| Александр 3: особенности внутренней политики | 1 | Комбинированный | Предметные: научится анализировать причины, суть и значение основных контрреформ во время правления Александра Третьего | Метапредметные УУД: П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно; Р.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; Личностные УУД: Формировать собственное мнение относительно теории «официальной народности». | 07.04 | |
| Перемены в экономике и социальном строе | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Анализировать особенности социальной структуры общества второй половины 19 века | Метапредметные УУД:П. доказывать, делать выводы, определять понятия К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Р.: – работать по плану, сверяясь с целью; Личностные УУД: Преобразовывать графически изложенную информацию в текст | 08.04 | |
| Общественное движение в 1880-х-первой половин 1890-х гг. | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Определять основные направления и характер общественного движения в указанный период | Метапредметные УУД: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные УУД: осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений | 14.04 | |
| Внешняя политика Александра 3 | 1 | Комбинированный | Предметные: Определять основные направления национально – конфессиональной политики 1880 – 1890 гг | Метапредметные УУД: П. – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). К.: задавать вопросы, вырабатывать решения); Р. - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; Личностные УУД: Толерантному отношению к представителям других религиозных конфессий | 15.04 | |
| Повторительно-обобщающий урок по главе 4 «Россия в 1880-1890 гг.» | 1 | Урок контроля | | | 21.04 | |
Глава 5. «Россия в начале 20 в» |
| Россия и мир на рубеже 19-20 вв.: динамика и противоречия развития | 1 | Урок открытия нового знания | Предметные: Анализировать на каком уровне находилась экономика России в начале 20 века; перечислять изменения, которые происходили в социальной структуре общества в указанный период | Метапредметные УУД: Р.:владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и П.: строить логическое рассуждение, работать с большими текстами К.: работать в группе Личностные УУД: осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции | 22.04 | |
| Социально-экономическое развитие страны на рубеже 19-20 вв | 1 | Комбинированный | Предметные: научится оценивать социально – экономическое развитие России в начале 20 века | Метапредметные УУД: П: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, Р: определять цель, проблему в учебной деятельности; К.: излагать своё мнение Личностные УУД: Осознавать роль отдельной личности в истории государства | 28.04 | |
| Николай 2: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 | 1 | Комбинированный | Предметные: Характеризовать политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг | . Метапредметные УУД: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Личностные УУД: выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях и отвечать за свой выбор | 29.04 | |
| Внешняя политика Николая 2. Русско-японская война 190-1905 гг. | 1 | Комбинированный | Предметные: Описывать причины, основные события, итоги и значение русско – японской войны 1904 – 1905 гг. | Метапредметные УУД: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией Личностные УУД: выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях и отвечать за свой выбор | 05.05 | |
| Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 | 1 | Комбинированный | Предметные: научится определять причины, повод, характер, основные события , итоги и значение революции 1905 – 1907 гг. | Метапредметные УУД: П: находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; Р: определять цель, проблему в учебной деятельности; К: излагать своё мнение Личностные УУД: Вырабатывать критическое мышление | 06.05 | |
| Социально- экономические реформы П.А. Столыпина | 1 | Комбинированный | Предметные: научится оценивать вклад деятельности Столыпина в социально – экономическое развитие России в начале 20 века | Метапредметные УУД: П: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, Р: определять цель, проблему в учебной деятельности; К.: излагать своё мнение Личностные УУД: Осознавать роль отдельной личности в истории государства | 12.05 | |
| Политическое развитие страны в 1907-1914 гг. | 1 | Комбинированный | Предметные: научится определять основной вектор политического развития в указанный период | Метапредметные УУД: Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени. П.: преобразовывать модели и схемы для решения хронологических задач К.: оперировать знаковыми системами Личностные УУД: Высказывать собственное мнение относительно методов политической борьбы | 13.05 | |
| Повторительно-обобщающий урок по главе «Россия в начале 20 вв» | 1 | Комбинированный | Предметные: научится Анализировать особенности социальной структуры общества второй половины 19 века | Метапредметные УУД:П. доказывать, делать выводы, определять понятия К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Р.: – работать по плану, сверяясь с целью; Личностные УУД: Преобразовывать графически изложенную информацию в текст | 19.05 | |
| Итоговая контрольная работа. | 1 | Урок контроля и оценки | Предметные: Описывать причины, основные события, итоги и значение русско – японской войны 1904 – 1905 гг. | Метапредметные УУД: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией Личностные УУД: выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях и отвечать за свой выбор | 20.05 | |
Итого: 66 часов Резерв: 2 часа |