СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 3 класс. Окружающий мир.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 3 класс. Окружающий мир.»

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с законом « Об образовании в РФ», основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Образовательной программы начального общего образования и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : учебник : в 2 ч. Ч. 1. / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс, 2012.

2. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Моё Отечество») : учебник : в 2 ч. Ч. 2. / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова, С. В. Тырин. – М. : Баласс, 2012.

3. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

4. Харитонова, Н. В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Моё Отечество») / Н. В. Харитонова, Е. В. Сизова, Е. И. Стойка. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

5. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : методические рекомендации для учителя / Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. С. Кузнецова. – М. : Баласс, 2010.

6. Родыгина, О. А. Окружающий мир. 3 класс. («Моё Отечество») : методические рекомендации для учителя / О. А. Родыгина, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М. : Баласс, 2010.

Общая характеристика учебного предмета


Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на до­стижение следующих задач:

развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о че­ловеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эколо­гической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Технологии:

  • Технология продуктивного чтения

  • Технология проблемно-диалогического обучения

  • Технология оценивания учебных успехов учащегося

Формы:

  • Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;

  • Образовательное путешествие;

  • Творческая мастерская;

  • Познавательная лаборатория;

  • Конференции;

  • Исследование;

  • Презентация;

  • Проектирование;

  • Диагностика;

  • Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;

  • Домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов;

  • Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны, олимпиады, предметные недели, кружки.)

Описание места учебного предмета
в учебном плане

  • Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 3 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

  • В том числе:

  • – на написание контрольных работ – 3 ч;

  • – проведение экскурсий – 1 ч;

  • – для создания проектов – 4 ч.

  • На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру, и с учетом стандарта реализуется программа базового уровня.

  • С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты),что представлено в схематической форме ниже.

  • Характеристика проекта:

  • – по числу участников (индивидуальный);

  • – по длительности (среднесрочный);

  • – по предметному содержанию (монопредметный);

  • – по внешнему виду деятельности (информационный, исследовательский, практико-ориентированный, практический).

Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: учащиеся 3 «_А_» класса увлечены предметом, любят проводить исследования различных видов. С первого класса изучают дополнительную литературу, это помогает углубить и расширить знания ребят по данному предмету. Учащиеся класса активно работают в группах над созданием проектов, умело используют справочную литературу, используют Интернет-ресурсы, грамотно ведут учебную дискуссию, контролируют и оценивают работу.

Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета

  • Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранение и приумножение ее богатства.

  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

  • Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

  • Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

  • Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

  • Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

  • Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, осознанном желании служить Отечеству.

  • Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Содержание учебного предмета


«Обитатели Земли» часть 1

Введение. Вещества – 4 часа

Оболочка планеты, охваченная жизнью – 6 часов

Экологическая система -9 часов

Живые участники круговорота веществ -15 часов

«Моё Отечество» часть 2

Введение. Отправляемся в путешествие – 5 часов

Времена Древней Руси, Московского государства, Российской Империи, Советской России и СССР – 21 час

Современная Россия -8 часов (включая часы по выбору учителя (4 ч).


В рамках базисного плана стандарта материал по ОБЖ включен в другие предметы, в частности в «Окружающий мир» (в основном). Поскольку он входит в минимум содержания, то автоматически изучается в рамках самого предмета «Окружающий мир».


С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время системно-деятельностный, личностно- ориентированный подходы, которые определяют задачи обучения:

– помочь младшему школьнику воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт;

– гуманно относиться к природе как среде существования человека и источнику существования жизни на Земле;

– гуманно относиться к личности и оказывать помощь в её самоопределении в обществе.

Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития естественнонаучных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Предмет «Окружающий мир» как часть системы начального образования, призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального – в особенности и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по «Окружающему миру» отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.

Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира – планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуются экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, таблиц, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.

Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей, развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме.

В зоне внимания также находятся анализ научного текста, составление описательных и сюжетных рассказов, пересказ текстов. Не нужно формально подходить к процессу запоминания научной информации, которая представлена в Обязательном минимуме содержания основной образовательной программы по окружающему миру. Важно, чтобы ученик мог определить главную мысль научного текста, выразить в связной речи научную информацию, раскрыть свое понимание понятия или термина.

Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.

Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума содержания основной образовательной программы по окружающему миру – умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.).

Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат формирование содержания специального раздела стандарта «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью ребенка.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3−4 классах являются формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3–4 классах является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.




Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе

Личностные результаты

Метапредметные результаты


Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.




Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений.


Предметные результаты

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

по году определять век, место события в прошлом;

отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.








































Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 3 классе

«Обитатели Земли»

п/п

Количество часов

Наименование разделов и тем

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата




предметные

личностные

метапредметные


план

факт

4часа

Тела и вещества


Приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;

приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;



Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.


Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

с. 2




Из чего состоит вещество

с. 3–4




Что такое энергия

с. 9–12,

№ 6




Превращение энергии

с. 13–14




6 часов

ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ


Где обитают живые организмы

объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.


Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно опеделять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.


Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

с. 15–18, № 4




Большой круговорот веществ

с. 19–23, № 2, 3




Живые участники круговорота веществ

с. 24–28, № 5




Обмен веществ в организме

с. 29–32, № 7




Как живые организмы запасают энергию Солнца

с. 34–36, № 4




Контрольная работа









9 часов

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА


Жизнь экосистемы



Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную

информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

с. 37–40, № 3




Почва – важнейшая часть экосистемы



с. 41–43, № 4




Экосистема озера



с. 44–47,

№ 5




Экосистема болота



с. 48–51, № 5, 6




Экосистема луга



с. 52–55, № 8




Лесные производители



с. 56–58, № 7




Потребители и разрушители экосистемы леса



с. 59–62,

№ 4






Экосистема поля



с. 63–66,


№ 4




Аквариум – маленькая искусственная экосистема



с. 72–76, № 5




15 часов


ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ




Животные маленькие и большие



Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её

обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

с. 6–7




Маленькие рыцари



с. 8–11,

№ 3




Первый шаг из моря на сушу



с. 12–17, № 6




На суше – как дома



с. 18–22, № 7




Пернатые изобретатели



с. 23–26, № 6, 7




Наши братья



с. 27–32, № 9




Осторожно: животные



с. 33–38, № 8




Прирождённые разрушители



с. 39–43





Экскурсия в краеведческий музей



с. 44–47, № 8




Экскурсия в лес, луг, озеро



с. 48–51,

№ 5, 6




Как нам жить в дружбе с природой



с. 52–55




Контрольная работа









Обобщение по теме.








Обобщение по теме.








Итоговый урок







Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 3 классе «Моё Отечество»


35

5 часов

Введение. Отправляемся в путешествие.

Узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении

с. 3–7 (учебник);

с. 2, № 3

(тетрадь)




36


Живая связь времён


отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;





ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила

проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

с. 8–11 (учебник);

с. 4, № 8

(тетрадь)



37


Как считать время

с. 8–11 (учебник);

с. 4, № 8

(тетрадь)



38


С чего начинается Родина

с. 12–17 (учебник);

с. 5, № 9

(тетрадь)



39


Память о прошлом

с. 18–21 (учебник);

с. 6, № 12

(тетрадь)




21 час

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР


40


Как на Руси появилось государство.

по году определять век, место события в прошлом;

отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте

поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.


Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

с. 24–31 (учебник);

с. 9, № 16

(тетрадь)



41


Как на Руси появилось государство.

с. 32–38 (учебник);

с. 10, № 18 (тетрадь)



42


«Золотые ворота» в Древнюю Русь

с. 39–45 (учебник);

с. 11, № 20

(тетрадь)



43


За землю Русскую!



с. 46–53 (учебник);

с. 13,

№ 23, 24

(тетрадь)



44


«Слово о погибели Русской земли»



границы и столицу



с. 54–63 (учебник);

с. 15, № 28

(тетрадь)



45


От Древней Руси к единой России




с. 3–7 (учебник);

с. 18, № 33

(тетрадь



46


Земля и люди Московского государства




c. 8–14 (учебник);

с. 19, № 34

(тетрадь)



47


Москва златоглавая




с.15–19 (учебник);

с. 22, № 41

(тетрадь)






48


«Хуже грозного царя только междуцарствие»




2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к


Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один

с. 20–25



49


Повторение.


С.26



50


Контрольная работа №1





51


Пётр Великий

с. 27–31 (учебник);

с. 25, № 45

(тетрадь)



52


Власть и народ в Российской империи




с. 26,

№ 46, 47

(тетрадь)



53


Как Россия у Европы

«училась»

прошлому, настоящему родной страны.



шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники

с. 32–35 (учебник);

с. 27, № 49

(тетрадь)



54


«Гроза двенадцатого года»



информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.


с. 36–40 (учебник);

с. 28, № 52

(тетрадь)

с. 41–44



55


Император-освободитель









с. 29, № 54

(тетрадь)



56


Россия в огне.




с.45–48 (учебник);

с. 31, № 57

(тетрадь)




57


Россия в огне.




с. 4–12 (учебник);

с. 34,

№ 60, 61

(тетрадь)



58


«К светлому будущему»




с. 13–18

(учебник);

с. 35, № 64

(тетрадь)



59


«Вставай, страна огромная»




с. 19–24



60


«Через тернии к звездам»




с. 25-28,36,

№ 66, 67

(тетрадь)




8 часов

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

61


Я – гражданин России



Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Высказывать свою точку зрения и пытаться её

обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.




с. 10–12

(учебник);

с. 42, № 74

(тетрадь)



62


Власть народа



с.13–17

(учебник);

с. 45, № 80

(тетрадь)




63


Кто в государстве самый главный



с. 18–21

(учебник);

с. 47, № 83

(тетрадь)



64


Народы России



с. 22–26

(учебник);

с. 49, № 86

(тетрадь)



65


Наш общий дом



с. 27–30

(учебник);

с. 50, № 88

(тетрадь)



66


Как нам жить?




с.31–35

(учебник);

с. 51, № 90

(тетрадь



67


Повторение.








68


Контрольная работа №2










Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для реализации цели и задач обучения окружающему миру по данной программе используется УМК по окружающему миру издательства «Баласс».

Обучение по окружающему миру обеспечивается учебниками и пособиями:

  • А.А. Вахрушев, О.В. Бурский «Обитатели Земли» (1 часть). Учебник 3,класс;

  • А.А. Вахрушев, О.В. Бурский «Моё Отечество» (2часть). Учебник 3,класс;

  • А.А. Вахрушев, О.В. Бурский «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Обитатели Земли», 3-й класс;

  • Е.В.Сизова, Н.В.Харитонова «Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Моё Отечество», 3-й класс;

  • Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. «Рабочая тетрадь» к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса.

  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Рабочая тетрадь» к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса.

  • О.А. Тимофеева «Окружающий мир.3 класс. Обитатели Земли: система уроков по учебнику А.А.Вахрушева»

Наглядные пособия:

  1. натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

  2. гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

  3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

  4. изобразительные наглядные пособия;

  5. географические карты;

  6. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Измерительные приборы: весы, термометр, сантиметровые линейки, мензурки.

Экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д.

Набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.).