Село Советский Дар, Азовский район, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сов-Дарская основная общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Сов-Дарская ООШ
Приказ от __30.08.2018__________ № _85________
Подпись руководителя ________ФИО
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _______ _____Информатике_____________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
___________основное общее образование_____9 класс____________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов _65______
Составитель: учитель Калинин Артем Николаевич (категория - соответствие занимаемой должности)_________
(ФИО)
Программа разработана на основе
Учебник Л. Л. Босова. Москва «Бином» 2014г.
_____________________________________________________________________________________________
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2018-2019 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 9 класса предназначена для изучения информатики в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательную программу среднего (основного) общего образования. Срок реализации программы 1 год.
Программа составлена на основе: Основной образовательной программы ООО МБОУ Сов-Дарской ООШ (БУП-2004) , учебного плана МБОУ Сов-Дарской ООШ на 2017-2018 г. в соответствии с БУП 2004.
Количество часов: по учебному плану составляет — 67 часов, по программе — 65 часов , 2 часа в неделю
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Программой предусмотрено проведение:
-Контрольных работ – 4,
-Итоговая контрольная работа - 1.
Лист корректировки рабочей программы
урока | Класс | По программе | По КТП | Причина корректировки | Способ корректировки | Количество часов |
66,67, | 9 класс | 67 | 65 | Праздничные дни.02.05 09.05 | За счет часов резерва | 2 |
2.Тематическое планирование по курсу 9 класс «Информатика и ИКТ»
№ п/п | Разделы и тема | Количество часов |
1 | Математические основы информатики | 13 |
2 | Моделирование и формализация | 8 |
3 | Основы алгоритмизации | 9 |
4 | Начала программирования | 16 |
5 | Обработка числовой информации в электронных таблицах | 6 |
6 | Коммуникационные технологии | 9 |
7 | Повторение | 4 |
| Всего | - 65
|
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока по программе | № урока в теме | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Тема урока |
| | 13ч | | | Раздел 1. Математические основы информатики |
| 1 | 1ч | 03.09 | | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. |
| 2 | 1ч | 06.09 | | Общие сведения о системах счисления |
| 3 | 1ч | 10.09 | | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика |
| 4 | 1ч | 13.09 | | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления |
| 5 | 1ч | 17.09 | | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. |
| 6 | 1ч | 20.09 | | Представление целых чисел |
| 7 | 1ч | 24.09 | | Представление вещественных чисел |
| 8 | 1ч | 27.09 | | Высказывание. Логические операции. |
| 9 | 1ч | 01.10 | | Построение таблиц истинности для логических выражений |
| 10 | 1ч | 04.10 | | Свойства логических операций. |
| 11 | 1ч | 08.10 | | Решение логических задач |
| 12 | 1ч | 11.10 | | Логические элементы |
| 13 | 1ч | 15.10 | | Контрольная работа №1 по теме «Математические основы информатики». |
| | 8ч | | | Раздел 2. Моделирование и формализация |
| 1 | 1ч | 18.10 | | Анализ контрольной работы. Моделирование как метод познания |
| 2 | 1ч | 22.10 | | Знаковые модели |
| 3 | 1ч | 25.10 | | Графические модели |
| 4 | 1ч | 08.11 | | Практическая работа. Табличные модели |
| 5 | 1ч | 12.11 | | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. |
| 6 | 1ч | 15.11 | | Система управления базами данных |
| 7 | 1ч | 19.11 | | Создание базы данных. Запросы на выборку данных. |
| 8 | 1ч | 22.11 | | Контрольная работа № 2 по теме «Моделирование и формализация» |
| | 9ч | | | Раздел 3. Основы алгоритмизации |
| 1 | 1ч | 26.11 | | Анализ контрольной работы. Алгоритмы и исполнители |
| 2 | 1ч | 29.11 | | Практическая работа. Способы записи алгоритмов |
| 3 | 1ч | 03.12 | | Объекты алгоритмов |
| 4 | 1ч | 06.12 | | Алгоритмическая конструкция «следование». |
| 5 | 1ч | 10.12 | | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Сокращённая форма ветвления. |
| 6 | 1ч | 13.12 | | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. |
| 7 | 1ч | 17.12 | | Цикл с заданным условием окончания работы. Цикл с заданным числом повторений. |
| 8 | 1ч | 20.12 | | Практическая работа. Конструирование алгоритмов. Алгоритмы управления |
| 9 | 1ч | 24.12 | | Контрольная работа №3 по теме «Основы алгоритмизации». |
| | 16ч | | | Раздел 4. Начала программирования |
| 1 | 1ч | 27.12 | | Анализ контрольной работы. Общие сведения о языке программирования Паскаль |
| 2 | 1ч | 14.01 | | Организация ввода и вывода данных |
| 3 | 1ч | 17.01 | | Программирование как этап решения задачи на компьютере |
| 4 | 1ч | 21.01 | | Практическая работа. Программирование линейных алгоритмов |
| 5 | 1ч | 24.01 | | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. |
| 6 | 1ч | 28.01 | | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. |
| 7 | 1ч | 31.01 | | Практическая работа. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. |
| 8 | 1ч | 04.02 | | Программирование циклов с заданным числом повторений. |
| 9 | 1ч | 07.02 | | Практическая работа. Различные варианты программирования циклического алгоритма. |
| 10 | 1ч | 11.02 | | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. |
| 11 | 1ч | 14.02 | | Вычисление суммы элементов массива |
| 12 | 1ч | 18.02 | | Практическая работа. Последовательный поиск в массиве |
| 13 | 1ч | 21.02 | | Сортировка массива |
| 14 | 1ч | 25.02 | | Сортировка массива |
| 15 | 1ч | 28.02 | | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль |
| 16 | 1ч | 04.03 | | Контрольная работа №4 по теме «Начала программирования». Проверочная работа. |
| | 6ч | | | Раздел 5. Обработка числовой информации в электронных таблицах |
| 1 | 1ч | 07.03 | | Анализ контрольной работы. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. |
| 2 | 1ч | 11.03 | | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. |
| 3 | 1ч | 14.03 | | Встроенные функции. Логические функции. |
| 4 | 1ч | 18.03 | | Практическая работа. Сортировка и поиск данных. |
| 5 | 1ч | 21.03 | | Практическая работа. Построение диаграмм и графиков. |
| 6 | 1ч | 01.04 | | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа. |
| | 9ч | | | Раздел 6. Коммуникационные технологии |
| 1 | 1ч | 04.04 | | Локальные и глобальные компьютерные сети |
| 2 | 1ч | 08.04 | | Как устроен Интернет. |
| 3 | 1ч | 11.04 | | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. |
| 4 | 1ч | 15.04 | | Практическая работа. Всемирная паутина. Файловые архивы. |
| 5 | 1ч | 18.04 | | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. |
| 6 | 1ч | 22.04 | | Практическая работа. Технологии создания сайта. |
| 7 | 1ч | 25.04 | | Содержание и структура сайта. |
| 8 | 1ч | 29.04 | | Оформление сайта. Практическая работа. Размещение сайта в Интернете. |
| 9 | 1ч | 06.05 | | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии |
| | 4ч | | | Раздел 7. Повторение |
| 1 | 1ч | 13.05 | | Подготовка к итоговой контрольной работе |
| 2 | 1ч | 16.05 | | Итоговая контрольная работа |
| 3 | 1ч | 20.05 | | Анализ контрольной работы |
| 4 | 1ч | 23.05 | | Обобщающее повторение по всему курсу |
4.Перечень учебно-методического комплекта учителя:
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 9». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php)
Операционные системы Windows XP, Linux
Пакет офисных приложений MS Office 2007, OpenOffice
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса: в 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Примерная программа для общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ в 8-9 классах, к учебному комплекту для 8-9 классов (Л.Л. Босова, А.Ю. Босова )
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 9 класса: в 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php)
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
5.Критерии оценки учебной деятельности по информатике и ИТК.
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
- оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета ______________ Ф.И.О
МБОУ ООШ № ___ подпись
От _________ 20 ___ года № ____ ____ _______ 20 ___ года
дата
____________ ____________
Подпись руководителя МС
Ф.И.О
Приложение №1
Контрольные работы по информатике 9 класс см. Контрольно-измерительные материалы 9 класс О. Н. Масленникова.