СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности по геометрии для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Село Советский Дар, Азовский район, Ростовская область

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сов-Дарская основная общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)



«Утверждаю»

Директор МБОУ Сов-Дарская ООШ

Приказ от __30.08.2018__________ № __85______

Подпись руководителя ________ФИО

Печать




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _внеурочной деятельности_ курс «Практическая геометрия» ____

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

_______________________8 класс_____________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов __34________


Составитель: учитель Калинин Артем Николаевич (категория - соответствие с занимаемой должности)_________

Программа разработана на основе

Учебник Л. С. Анатасян, В. Ф. Бутузов и др. Москва «Просвещение» 2017 г.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)





2018-2019 г.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Практическая геометрия» в рамках внеурочной деятельности по предмету «геометрия» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных).

Рабочая программа курса «Практическая геометрия» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

Для работы по данной программе используется учебник для общеобразовательных организаций «геометрия– 7-9» авторов: Л. С. Анатасян, В. Ф. Бутузов и др.

Согласно учебному плану на изучение курса «Практическая геометрия» в 8 классе отводится 35 ч из расчета 1 ч в неделю. По программе 34 ч.

Данная программа разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 8 классов.

Занятия содержат исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя соответствующую работу.

Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

- в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

- в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

- в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.


Задачи:

Обучающие:

  • научить правильно применять математическую терминологию;

  • подготовить учащихся к участию в олимпиадах;

  • совершенствовать навыки счёта, применения формул, различных приемов;

  • научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Воспитательные:

  • формировать навыки самостоятельной работы;

  • воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;

  • формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

  • воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;

  • развивать у детей вариативность мышления, воображение, фантазии, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Программа способствует:

  • развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;

  • созданию условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

  • выявлению одаренных детей;

  • развитию интереса к математике.


В основу составления программы положены следующие педагогические принципы:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

  • доброжелательный психологический климат на занятиях;

  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

  • оптимальное сочетание форм деятельности;

  • доступность.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса внеурочной деятельности

У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

  • умение контролировать процесс и результат математической деятельности;

  • первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные:

1) Регулятивные.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять план и последовательность действий;

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  • предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;

  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

2) Познавательные.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

  • выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;

  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

3) Коммуникативные.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;

  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


Предметные

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

  • уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

  • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.


Лист корректировки рабочей программы


№ урока

Класс

По программе

По КТП

Причина корректировки

Способ корректировки

Количество часов

35

8 класс

35

34

Праздничные дни. 01.05

За счет часов резерва

1

2. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид урока

Дата

План

Факт


Тема 1. Элементы математической логики. Теория чисел.

7




Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна.

1

Беседа-лекция,

05.09


Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними.

1

Беседа.

12.09


Задачи на комбинации и расположение.

1

Комбинированный урок

19.09


Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач.

1

Викторина

26.09


Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители.

1

Практикум

03.10


Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах.

1

Практикум

10.10


Графы в решении задач. Принцип Дирихле.

1

Комбинированный урок

17.10



Тема 2. Геометрия многоугольников.

9




Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции.

1

Беседа.

24.10


Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части.

1

Практикум

07.11


Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула.

1

Урок-игра

14.11


Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора.

1

Мультимедиа-урок

21.11


Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии.

1

Беседа

28.11


Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи.

1

Урок-игра

05.12


Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи.

1

Комбинированный урок

12.12


О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение.

1

Комбинированный урок

19.12


Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований.

1

Лекция

26.12



Тема 3. Геометрия окружности

4




Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи.

1

Мультимедиа-урок

16.01


Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах.

1

Комбинированный урок

23.01


Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах.

1

Практикум

30.01


Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование.

1

Лекция

06.02



Тема 4. Теория вероятностей.

4




Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности.

1

Беседа

13.02


Геометрическая вероятность.

1

Викторина

20.02


Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.

1

Комбинированный урок

27.02


Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.

1

Комбинированный урок

06.03


Работа над проектом. Как провести исследование. Работа с источниками информации.

1

Консультация

13.03



Тема 5. Уравнения и неравенства.

6




Уравнения с параметрами – общие подходы к решению.

1

Лекция

20.03


Разложение на множители.

1

Комбинированный урок

03.04


Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена,  деление «уголком»

1

Комбинированный урок

10.04


Решение уравнений и неравенств.

1

Практикум

17.04


Решение уравнений и неравенств.

1

Викторина

24.04


Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем.

1

Практикум

08.05



Тема 6. Проекты.

3




Работа над проектами.

1

Консультация

15.05


Защита проектов.

1

Защита проекта

22.05


Защита проектов. Заключительное занятие.

1

Конференция, викторина «Своя игра»

29.05



3.Особенности оценки индивидуального проекта.

Отметки «5», «4», «3», «2» по проекту не выставляются. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. В целях мотивации нужна оценка проекта через голосование: ученикам выдаются бюллетени, на которых они пишут фамилию, имя обучающегося, чей проект больше понравился. Возможна оценка проектов по номинациям: креативность ( оригинальность ) ; информационность ; художественность; аккуратность и т. д.

Обучающиеся, добившиеся особых результатов в выполнении проекта, отмечаются дипломами, грамотами, подарками, при этом должен быть поощрен каждый обучающийся, выполнявший проект. Для этого необходимо выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.

Работа над проектом осуществляется согласно следующих этапов:

Подготовительный этап. Подготовка к разработке проекта осуществляется на занятии со всеми детьми класса. Учитель отбирает возможные темы и предлагает ученикам выбрать понравившуюся тему проекта для самостоятельной работы. При этом, над одним проектом могут работать сразу несколько учеников. Темы могут быть предложены и обучающимися. На этом этапе происходит установление сотрудничества учителя и обучающихся, высказываются идеи и гипотезы по методам решения проблемы в проекте. Обучающиеся входят в состояние заинтересованности задачей, задают вопросы. Учитель актуализирует проблему и выводит мышление учеников на поисковый уровень.

Этап планирования. На занятии обучающиеся под руководством учителя обговаривают план действий по выполнению проекта. Возможно объединение обучающихся в команды для выполнения коллективного проекта. Учитель выслушивает идеи детей, подсказывает, как найти источники сбора материала и методы его обработки. Дополнительно проговариваются требования к оформлению результатов работы. Если проект объемный, заранее готовится литература, которой могут воспользоваться дети, определяет области поисковой деятельности.

Этап исследования. Детьми совместно со взрослыми (педагогами, родителями) производится сбор и уточнение информации. Дети делятся результатами собранных материалов. Происходит развитие познавательной активности, самостоятельности. Обучающиеся в группах, а затем в классе совместно уточняют, как будет представлен проект: выставка, презентация, отчет, альбом, видеофильм, мероприятие и др.

Этап оформления материалов. Обучающиеся под руководством учителя, родителей оформляют результаты в соответствие с принятыми правилами.

Требования к оформлению технического(конструкторского); познавательного или информационного; социального проектов:

Титульный лист: тема проекта(его тип), оборудование, данные об авторе проекта.

2лист-план действий обучающегося по подготовке проекта,

3лист-продукт проектной деятельности: рисунок, театрализация сказки, газета, сценарий , учебное пособие, опорные карточки по теме, разработка памяток, кукольные постановки, чертеж, ролевая игра, реклама, доклад-информация, буклет и т.д.; презентация ( не более 7-10 слайдов)

Требования к оформлению исследовательского проекта (виды: презентация, схема-модель, доклад):

1.Тема в виде вопросительного предложения; данные об авторе проекта.

2.Актуальность(зачем изучается эта тема?)

3.План действий .

4.Информация.

5.Вывод или «Мое маленькое открытие»

Этап презентации. Это своеобразная защита проекта. Происходит демонстрация продукта работы, небольшое индивидуальное или коллективное выступление детей с рассказом как именно они работали над проектом. Каждый обучающийся выполняет свою роль при защите проекта, получает оценку своего труда.

Памятка для обучающихся, защищающих проект.

  • Огласите название вашего проекта, объясните, почему вы выбрали эту тему.

  • Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут.

  • Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.

  • Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.

  • Употребляйте только понятные вам термины.

  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).

  • Старайтесь ответить на все вопросы обучающихся по своему проекту.

  • На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

  • Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

  • После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.

  • Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

В ходе презентации ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

Этап рефлексии. Проводится анализ выполнения проекта в коллективе обучающихся: успехи и неудачи, их причины. Обучающиеся участвуют в обсуждении проектов, осуществляют устную самооценку.

Проводится анализ достижения поставленной цели. Учитель делает акцент на успехах обучающихся. Только при прохождении всех этапов работы над проектом могут быть достигнуты положительные результаты.


Список используемой литературы

      1. Учебник Л. С. Анатасян, В. Ф. Бутузов и др. Москва «Просвещение» 2017 г.

      2. Глейзер Г.И. История математики в школе 7–8 кл.: Пособие для

учителей / Г.И. Глейзер.– М.:Просвещение,1982

      1. Гусев В.А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. Под ред. С.И. Шварцбурда, М.:Просвещение, 1977

      2. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000.

      3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя.- М.:Просвещение, 2001

      4. Криволапова Н.В. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. -М.: Просвещение. 2012.

      5. Майер Р.А. История математики. Курс лекций. Ч.1, Ч. 2. Красноярск, 2001, 2006.

      6. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / глав. ред. М.Д Аксёнов. - М.: Аванта + , 2002.

      7. .

Интернет ресурсы:

http://fgosreestr.ru/ Реестр примерных образовательных программ (ФГОС)

http://school.znanika.ru/ - страница электронной школы «Знаника».

http://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru/zadachi/2016goda русская страница конкурсов для школьников.

http://www.yaklass.ru/ страница образовательного проекта «Я-класс»

http://www.unikru.ru/ страница «Мир конкурсов от уникум» . Центр интеллектуальных и творческих состязаний.

http://nsportal.ru/ страницы учительского портала Социальной сети работников образования

http://www.rosolymp.ru/ Всероссийская олимпиада школьников материалы, результаты.

«РАССМОТРЕНО»

на заседании педагогического совета

Протокол № _____ от ______20____ г.



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР _____________ А.М.Хмара (подпись) ____ _________ 20___ г (дата)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!