СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности курс "Шахматы" 1-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Село Советский Дар, Азовский район, Ростовская область

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сов-Дарская основная общеобразовательная школа


(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)




«Утверждаю»


Директор МБОУ Сов-Дарская ООШ


Приказ от __30.08.2018___ № _85___


Подпись руководителя ______ФИО


Печать







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по __Внеурочной деятельности _курс «Шахматы»__

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

_______________________1-4 класс_____________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов __129________


Составитель: учитель Калинин Артем Николаевич (категория - соответствие с занимаемой должности)_________

(ФИО)

Программа разработана на основе

Авторской программы Пожарский В. А.. «Шахматы- начальная школа» для учащихся 1-4 классов

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)










2018-2019 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Шахматы» в рамках внеурочной деятельности разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных).

Рабочая программа курса «Шахматы» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

Программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы «Шахматы - начальная школа» под редакцией В. А. Пожарского для учащихся 1-4 классов, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.

Программа «Шахматы» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся 1-4 классов.

Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки. Срок освоения программы – 4 года.

Количество часов: по учебному плану составляет — 131 часов, по программе — 129 часа , 1 часа в неделю.


Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.


Задачи:

  • - создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

  • - формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

  • - воспитывать потребность в здоровом образе жизни.



Личностные и метапредметные результаты освоения

курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

  • Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

  • Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания








Лист корректировки рабочей программы


№ урока

Класс

По программе

По КТП

Причина корректировки

Способ корректировки

Количество часов








33,34

3 класс

34

32

Праздничные дни. 02.05, 10.05


За счет часов резерва

2


4 класс







1 класс






2.Календарно-тематическое планирование. 1 год обучения (1 класс)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Вид урока

Дата

План

факт


Раздел 1. Шахматная доска.

4




1

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля.

1

Беседа

04.09


2

Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.

1

Практикум

11.09


3

Линии на шахматной доске. Диагонали.

1

Комбинированный урок

18.09


4

Центр шахматной доски.

1

Обсуждение

25.09



Раздел 2. Шахматные фигуры.

2




5

Шахматные фигуры. Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

1

Беседа

02.10


6

Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур.

1

Комбинированный урок

09.10



Раздел 3. Начальная расстановка фигур.

1




7

Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией.

1

Беседа

16.10



Раздел 4. Ходы и взятие фигур.

17




8

Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

1

Комбинированный урок

23.10


9

Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

1

Урок-игра

13.11


10

Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие.

1

Практикум

20.11


11

Слон. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

1

Обсуждение

27.11


12

Ладья против слона.

1

Комбинированный урок

04.12


13

Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие.

1

Практикум

11.12


14

Ферзь. Ферзь – тяжелая фигура.

1

Комбинированный урок

18.12


15

Ферзь против ладьи и слона.

1

Комбинированный урок

25.12


16

Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие.

1

Беседа

15.01


17

Конь. Конь – легкая фигура.

1

Комбинированный урок

22.01


18

Конь против ферзя, ладьи, слона.

1

Практикум

29.01


19

Пешка. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие

1

Обсуждение

05.02


20

Пешка. Взятие на проходе. Превращение пешки.

1

Комбинированный урок

19.02


21

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

Урок-игра

26.02


22

Король. Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие.

1

Практикум

05.03


23

Король против других фигур.

1

Беседа

12.03



Раздел 5. Цель шахматной партии.

6




24

Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

1

Беседа

19.03


25

Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

1

Практикум

02.04


26

Мат. Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.

1

Комбинированный урок

09.04


27

Мат. Мат в один ход.

1

Комбинированный урок

16.04


28

Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций.

1

Практикум

23.04


29

Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

1

Комбинированный урок

30.04



Раздел 6. Игра всеми фигурами из начального положения.

3




30

Шахматная партия. Начало шахматной партии. Короткие шахматные партии

1

Беседа

07.05


31

Проект «История шахмат»

1

Комбинированный урок

14.05


32

Защита проекта

1

Творческий отчет

21.05


2.Календарно-тематическое планирование. 2 год обучения (2 класс)


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Вид урока

Дата

План

факт


Раздел 1. Краткая история шахмат

5




Повторение пройденного материала. Рождение шахмат. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

1




Повторение пройденного материала. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.

1




Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу.

1




Выдающиеся шахматисты нашего времени.

1




Шахматные правила. Этика шахматной борьбы.

1





Раздел 2. Шахматная нотация

7




Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.

1




Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.

1




Шахматная нотация. Краткая и полная шахматная нотация.

1




Шахматная нотация. Краткая и полная шахматная нотация.

1




Шахматная нотация. Запись шахматной партии/

1




Шахматная нотация. Запись шахматной партии.

1




Шахматная нотация. Запись шахматной партии.

1





Раздел 3. Ценность шахматных фигур

7




Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.

1




Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

1




Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

1




Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

1




Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

1




Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

1




Способы защиты. Игровая практика.

1





Раздел 4. Техника матования одинокого короля

5




Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля, «линейный» мат.

1




Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

1




Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.

1




Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

1




Техника матования одинокого короля. Решение заданий.

1





Раздел 5. Достижение мата без жертвы материала

5




Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.

1




Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата.

1




Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.

1




Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1




Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода.

1





Раздел 6. Обобщение

3




Повторение материала. Повторение основных вопросов курса.

1




Проект «Выдающиеся шахматисты нашего времени»

1




Защита проекта

1





2. Календарно-тематическое планирование. 3 год обучения (3 класс)


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Вид урока

Дата

План

факт


Раздел 1. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии

5




Повторение пройденного материала. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

1

Беседа

06.09


Повторение пройденного материала. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.

1

Комбинированный урок

13.09


Повторение пройденного материала. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.

1

Комбинированный урок

20.09


Повторение пройденного материала. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля.

1

Обсуждение

27.09


Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и трехходовые партии.

1

Комбинированный урок

04.10



Раздел 2. Основы дебюта

13




Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон.

1

Беседа

11.10


Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1

Комбинированный урок

18.10


Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

1

Урок-игра

25.10


Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита.

1

Практикум

08.11


Основы дебюта. «Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек».

1

Урок-игра

15.11


Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты.

1

Комбинированный урок

22.11


Основы дебюта. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).

1

Практикум

29.11


Основы дебюта. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

1

Комбинированный урок

06.12


Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Правила рокировки.

1

Комбинированный урок

13.12


Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки?

1

Практикум

20.12


Основы дебюта. Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

1

Комбинированный урок

27.12


Основы дебюта. Классификация дебютов. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

1

Комбинированный урок

17.01


Как изучать дебюты. Тренировка в разыгрывании дебюта.

1

Беседа

24.01



Раздел 3. Основы миттельшпиля

5




Основы миттельшпиля. Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

1

Беседа

31.01


Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле.

1

Обсуждение

07.02


Основы миттельшпиля. Тактические приемы. Двойной удар.

1

Комбинированный урок

14.02


Основы миттельшпиля. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

1

Урок-игра

21.02


Основы миттельшпиля. Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.

1

Практикум

28.02



Раздел 4. Основы эндшпиля

9




Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

1

Беседа

07.03


Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

1

Обсуждение

14.03


Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

1

Практикум

21.03


Основы эндшпиля. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата».

1

Комбинированный урок

04.04


Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

1

Комбинированный урок

11.04


Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

1

Практикум

18.04


Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля.

1

Комбинированный урок

25.04


Проект «Основы эндшпиля».

1

Комбинированный урок

16.05


Защита проекта

1

Творческий отчет

23.05





2.Календарно-тематическое планирование. 4 год обучения (4 класс)


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Вид урока

Дата

План

факт


Раздел 1. Шахматная партия

3




Повторение пройденного материала. Еще о трех стадиях шахматной партии.

1

Беседа

04.09


Виды преимущества в шахматах.

1

Комбинированный урок

11.09


Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.

1

Комбинированный урок

18.09



Раздел 2. Анализ и оценка позиции

4




Правила игры в миттельшпиле.

1

Беседа

25.09


Анализ и оценка позиции. Элементы оценки позиции.

1

Обсуждение

02.10


Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. Решение задач

1

Комбинированный урок

09.10


Анализ и оценка позиции. Практическое занятие.

1

Практикум

16.10



Раздел 3. Шахматная комбинация

24




Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. Понятие о шахматной комбинации.

1

Беседа

23.10


Шахматная комбинация. Пути поиска комбинации.

1

Урок-игра

13.11


Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения.

1

Комбинированный урок

20.11


Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения.

1

Практикум

27.11


Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки.

1

Комбинированный урок

04.12


Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки.

1

Комбинированный урок

11.12


Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

1

Практикум

18.12


Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.

1

Комбинированный урок

25.12


Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема перекрытия.

1

Комбинированный урок

15.01


Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.

1

Беседа

22.01


Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема «рентгена». Тема «батареи».

1

Урок-игра

29.01


Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

1

Беседа

05.02


Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения.

1

Обсуждение

12.02


Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения.

1

Комбинированный урок

19.02


Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты.

1

Урок-игра

26.02


Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки.

1

Практикум

05.03


Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия.

1

Практикум

12.03


Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства.

1

Беседа

19.03


Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.

1

Обсуждение

02.04


Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

1

Практикум

09.04


Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.

1

Комбинированный урок

16.04


Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах.

1

Комбинированный урок

23.04


Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте.

1

Практикум

30.04


Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

1

Комбинированный урок

07.05



Раздел 4. Обобщение

2




Проект «Шахматные комбинации»

1

Творческий отчет

14.05


Защита проекта

1

Беседа

21.05


3.Особенности оценки индивидуального проекта.

Отметки «5», «4», «3», «2» по проекту не выставляются. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. В целях мотивации нужна оценка проекта через голосование: ученикам выдаются бюллетени, на которых они пишут фамилию, имя обучающегося, чей проект больше понравился. Возможна оценка проектов по номинациям: креативность ( оригинальность ) ; информационность ; художественность; аккуратность и т. д.

Обучающиеся, добившиеся особых результатов в выполнении проекта, отмечаются дипломами, грамотами, подарками, при этом должен быть поощрен каждый обучающийся, выполнявший проект. Для этого необходимо выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.

Работа над проектом осуществляется согласно следующих этапов:

Подготовительный этап. Подготовка к разработке проекта осуществляется на занятии со всеми детьми класса. Учитель отбирает возможные темы и предлагает ученикам выбрать понравившуюся тему проекта для самостоятельной работы. При этом, над одним проектом могут работать сразу несколько учеников. Темы могут быть предложены и обучающимися. На этом этапе происходит установление сотрудничества учителя и обучающихся, высказываются идеи и гипотезы по методам решения проблемы в проекте. Обучающиеся входят в состояние заинтересованности задачей, задают вопросы. Учитель актуализирует проблему и выводит мышление учеников на поисковый уровень.

Этап планирования. На занятии обучающиеся под руководством учителя обговаривают план действий по выполнению проекта. Возможно объединение обучающихся в команды для выполнения коллективного проекта. Учитель выслушивает идеи детей, подсказывает, как найти источники сбора материала и методы его обработки. Дополнительно проговариваются требования к оформлению результатов работы. Если проект объемный, заранее готовится литература, которой могут воспользоваться дети, определяет области поисковой деятельности.

Этап исследования. Детьми совместно со взрослыми (педагогами, родителями) производится сбор и уточнение информации. Дети делятся результатами собранных материалов. Происходит развитие познавательной активности, самостоятельности. Обучающиеся в группах, а затем в классе совместно уточняют, как будет представлен проект: выставка, презентация, отчет, альбом, видеофильм, мероприятие и др.

Этап оформления материалов. Обучающиеся под руководством учителя, родителей оформляют результаты в соответствие с принятыми правилами.

Требования к оформлению технического(конструкторского); познавательного или информационного; социального проектов:

Титульный лист: тема проекта(его тип), оборудование, данные об авторе проекта.

2лист-план действий обучающегося по подготовке проекта,

3лист-продукт проектной деятельности: рисунок, театрализация сказки, газета, сценарий , учебное пособие, опорные карточки по теме, разработка памяток, кукольные постановки, чертеж, ролевая игра, реклама, доклад-информация, буклет и т.д.; презентация ( не более 7-10 слайдов)

Требования к оформлению исследовательского проекта (виды: презентация, схема-модель, доклад):

1.Тема в виде вопросительного предложения; данные об авторе проекта.

2.Актуальность(зачем изучается эта тема?)

3.План действий .

4.Информация.

5.Вывод или «Мое маленькое открытие»

Этап презентации. Это своеобразная защита проекта. Происходит демонстрация продукта работы, небольшое индивидуальное или коллективное выступление детей с рассказом как именно они работали над проектом. Каждый обучающийся выполняет свою роль при защите проекта, получает оценку своего труда.

Памятка для обучающихся, защищающих проект.

  • Огласите название вашего проекта, объясните, почему вы выбрали эту тему.

  • Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут.

  • Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.

  • Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.

  • Употребляйте только понятные вам термины.

  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).

  • Старайтесь ответить на все вопросы обучающихся по своему проекту.

  • На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

  • Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

  • После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.

  • Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

В ходе презентации ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

Этап рефлексии. Проводится анализ выполнения проекта в коллективе обучающихся: успехи и неудачи, их причины. Обучающиеся участвуют в обсуждении проектов, осуществляют устную самооценку.

Проводится анализ достижения поставленной цели. Учитель делает акцент на успехах обучающихся. Только при прохождении всех этапов работы над проектом могут быть достигнуты положительные результаты.


Список используемой литературы

  1. Сухин И.Г. Программа курса «Шахматы - школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений. Обнинск: духовное возрождение, 2010г.

  2. Пожарский В. А. Программа курса «Шахматы-начальная школа» 2015г.

  3. http://chess.cs.msu.su.










СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета ______________ Ф.И.О

МБОУ ООШ № ___ подпись

От _________ 20 ___ года № ____ ____ _______ 20 ___ года

дата

____________ ____________

Подпись руководителя МС

Ф.И.О



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!