СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности курс "Увлекательная математика"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Село Советский Дар, Азовский район, Ростовская область

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сов-Дарская основная общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)



«Утверждаю»

Директор МБОУ Сов-Дарская ООШ

Приказ от __30.08.2018__________ № __85______

Подпись руководителя ________ФИО

Печать




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _внеурочной деятельности_ курс «Увлекательная математика» ____

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

_______________________6,8 класс_____________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов __32________


Составитель: учитель Калинин Артем Николаевич (категория - соответствие с занимаемой должности)_________ (ФИО)

Программа разработана на основе

Учебник Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. Москва «Просвещение» 2017 г.

__________________________________________________________________

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)





2018-2019 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Увлекательная математика» в рамках внеурочной деятельности по предмету «математика» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных).

Рабочая программа курса «Увлекательная математика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

Для работы по данной программе используется учебники для общеобразовательных организаций «математика– 6» авторов: Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, «алгебра– 8» авторов: Ю. М.Колягин, М. В. Ткачёва. Согласно учебному плану на изучение курса «Увлекательная математика» в 6,8 классе отводится 35 ч из расчета 1 ч в неделю. По программе 32 ч.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Основная цель курса внеурочной деятельности:

- создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности, формирование устойчивого интереса к предмету математика


Задачи курса:

Обучающие:

  • Научить правильно применять математическую терминологию;

  • Совершенствовать навыки счёта;

  • Научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Воспитательные:

  • Формировать навыки самостоятельной работы;

  • Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;

  • Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

  • Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

  • Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;

  • Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса внеурочной деятельности

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;

- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;

- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

Познавательные УУД:

- умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;

- умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы;

- умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);

- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.

Коммуникативные УУД:

- развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;

- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);

- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;

- умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах;


Лист корректировки рабочей программы

№ урока

Класс

По программе

По КТП

Причина корректировки

Способ корректировки

Количество часов

35

6 класс

35

32

Праздничные дни. 08.03, 03.05 10.05


За счет часов резерва

3


2.Календарно-тематическое планирование.

6 класс «Увлекательная математика»

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Вид урока

Дата

план

факт

1

Раздел 1. Из истории математики

6




1.1

1

Арифметика каменного века

1

Диалог

07.09


1.2

2

Числа начинают получать имена

1

Комбинированный урок

14.09


1.3

3

Загадка числа «7»

1

Обсуждение

21.09


1.4

4

Живая счетная машина

1

Практикум

28.09


1.5

5

Дюжины и гроссы

1

Обсуждение

05.10


1.6

6

Математика Вавилона

1

Комбинированный урок

12.10


2

Раздел 2. Великие математики

6




2.1

7

Пифагор и его школа

1

Практикум

19.10


2.2

8

Архимед

1

Беседа

26.10


2.3

9

Задачи на переливание жидкостей

1

Практикум

09.11


2.4

10

Мухаммед из Хорезма

1

Диалог

16.11


2.5

11

Развитие математики в России

1

Диалог

23.11


2.6

12

Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика»

1

Комбинированный урок

30.11


3

Раздел 3. Из науки о числах

9




3.1

13

Открытие нуля

1

Диалог

07.12


3.2

14

Число Шахеризады

1

Комбинированный урок

14.12


3.3

15

Любопытные свойства натуральных чисел

1

Обсуждение

21.12


3.4

16

Признак делимости на 11

1

Практикум

28.12


3.5

17

Числа счастливые и несчастливые

1

Обсуждение

18.01


3.6

18

Арифметические ребусы

1

Урок-игра

25.01


3.7

19

Некоторые приемы быстрого счета

1

Практикум

01.02


3.8

20

Числовые головоломки

1

Практикум

08.02


3.9

21

Арифметическая викторина

1

Урок-игра

15.02


4

Раздел. 4 Логика в математике

6




4.1

22

Учимся правильно рассуждать

1

Диалог

22.02


4.2

23

В математике «не», «и», «или»

1

Урок-игра

01.03


4.3

24

Понятия «следует», «равносильно»

1

Обсуждение

15.03


4.4

25

Составные части математических высказываний

1

Практикум

22.03


4.5

26

Верные и неверные высказывания

1

Обсуждение

05.04


4.6

27

Необходимые и достаточные условия

1

Комбинированный урок

12.04


5

Раздел 5. Геометрические головоломки

5




5.1

28

Головоломка Пифагора

1

Диалог

19.04


5.2

29

Удивительные луночки

1

Комбинированный урок

26.04


5.3

30

Колумбово яйцо

1

Обсуждение

17.05


5.4

31

Работа над творческими проектами

1

Практикум

24.05


5.5

32

Защита проектов

1

Защита проекта

31.05




3.Особенности оценки индивидуального проекта.

Отметки «5», «4», «3», «2» по проекту не выставляются. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. В целях мотивации нужна оценка проекта через голосование: ученикам выдаются бюллетени, на которых они пишут фамилию, имя обучающегося, чей проект больше понравился. Возможна оценка проектов по номинациям: креативность ( оригинальность ) ; информационность ; художественность; аккуратность и т. д.

Обучающиеся, добившиеся особых результатов в выполнении проекта, отмечаются дипломами, грамотами, подарками, при этом должен быть поощрен каждый обучающийся, выполнявший проект. Для этого необходимо выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.

Работа над проектом осуществляется согласно следующих этапов:

Подготовительный этап. Подготовка к разработке проекта осуществляется на занятии со всеми детьми класса. Учитель отбирает возможные темы и предлагает ученикам выбрать понравившуюся тему проекта для самостоятельной работы. При этом, над одним проектом могут работать сразу несколько учеников. Темы могут быть предложены и обучающимися. На этом этапе происходит установление сотрудничества учителя и обучающихся, высказываются идеи и гипотезы по методам решения проблемы в проекте. Обучающиеся входят в состояние заинтересованности задачей, задают вопросы. Учитель актуализирует проблему и выводит мышление учеников на поисковый уровень.

Этап планирования. На занятии обучающиеся под руководством учителя обговаривают план действий по выполнению проекта. Возможно объединение обучающихся в команды для выполнения коллективного проекта. Учитель выслушивает идеи детей, подсказывает, как найти источники сбора материала и методы его обработки. Дополнительно проговариваются требования к оформлению результатов работы. Если проект объемный, заранее готовится литература, которой могут воспользоваться дети, определяет области поисковой деятельности.

Этап исследования. Детьми совместно со взрослыми (педагогами, родителями) производится сбор и уточнение информации. Дети делятся результатами собранных материалов. Происходит развитие познавательной активности, самостоятельности. Обучающиеся в группах, а затем в классе совместно уточняют, как будет представлен проект: выставка, презентация, отчет, альбом, видеофильм, мероприятие и др.

Этап оформления материалов. Обучающиеся под руководством учителя, родителей оформляют результаты в соответствие с принятыми правилами.

Требования к оформлению технического(конструкторского); познавательного или информационного; социального проектов:

Титульный лист: тема проекта(его тип), оборудование, данные об авторе проекта.

2лист-план действий обучающегося по подготовке проекта,

3лист-продукт проектной деятельности: рисунок, театрализация сказки, газета, сценарий , учебное пособие, опорные карточки по теме, разработка памяток, кукольные постановки, чертеж, ролевая игра, реклама, доклад-информация, буклет и т.д.; презентация ( не более 7-10 слайдов)

Требования к оформлению исследовательского проекта (виды: презентация, схема-модель, доклад):

1.Тема в виде вопросительного предложения; данные об авторе проекта.

2.Актуальность(зачем изучается эта тема?)

3.План действий .

4.Информация.

5.Вывод или «Мое маленькое открытие»

Этап презентации. Это своеобразная защита проекта. Происходит демонстрация продукта работы, небольшое индивидуальное или коллективное выступление детей с рассказом как именно они работали над проектом. Каждый обучающийся выполняет свою роль при защите проекта, получает оценку своего труда.

Памятка для обучающихся, защищающих проект.

  • Огласите название вашего проекта, объясните, почему вы выбрали эту тему.

  • Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут.

  • Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.

  • Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.

  • Употребляйте только понятные вам термины.

  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).

  • Старайтесь ответить на все вопросы обучающихся по своему проекту.

  • На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

  • Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

  • После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.

  • Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

В ходе презентации ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

Этап рефлексии. Проводится анализ выполнения проекта в коллективе обучающихся: успехи и неудачи, их причины. Обучающиеся участвуют в обсуждении проектов, осуществляют устную самооценку.

Проводится анализ достижения поставленной цели. Учитель делает акцент на успехах обучающихся. Только при прохождении всех этапов работы над проектом могут быть достигнуты положительные результаты.

Список используемой литературы

  1. «Математика 6 » Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций /Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина.-М.: Просвещение, 2015г.

  2. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М.: Просвещение, 2013.

  3. Тихомиров В.М. Великие математики прошлого и их великие теоремы. М.: МЦНМО, 2010.

  4. Мочалов Л.П. 400 игр, головоломок и фокусов. – М.: НТЦ Университетский, 2009.

  5. Кордемский, А.А. Удивительный мир чисел. М.: Просвещение, 2012.

  6. Е.Л. Мардахаева « Занятия математического кружка» 5 класс, Москва, «Мнемозина» 2013.

  7. Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2013.

  8. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов/С.С.Минаева – М.: Издательсвто «Экзамен», 2010.

  9. Математика 5-6 кл. Устные упражнения./ С.С.Минаева – М.: Просвещение , 2011.

  10. Алгебра: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Ю. М. Колягин. М. В. Ткачева.: Просвещение, 2017

  11. Алгебра. 8 класс. Дидактические материалы. Методические рекомендации./И.Е. Феоктистов.-3-е изд., чтер._М.:Мнемозина, 2014.



«РАССМОТРЕНО»

на заседании педагогического совета

Протокол № _____ от _______20____ г.



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР _____________ А.М.Хмара (подпись) ____ _________ 20___ г (дата)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!