Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов ( 7 - 10 лет). Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин. Программа рассчитана на 4 года.
В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.
№ | Дата | | Тема | Содержание занятий |
1 | | | Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
2 | | | «Числовой» конструктор | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. |
3 | | | Геометрия вокруг нас | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. |
4 | | | Волшебные переливания | Задачи на переливание. |
5-6 | | | В царстве смекалки | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информациии выпуск математической газеты (работа в группах). |
| |
7 | | | «Шаг в будущее» | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркетыи мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструи- рование». |
8-9 | | | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладываниенескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
10 | | | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
11-12 | | | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
| |
13 | | | Математические фокусы | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобыв ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. |
14 | | | Математические игры | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). |
15 | | | Секреты чисел | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)тремя одинаковыми цифрами. |
16 | | | Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. |
17 | | | Математическое путешествие | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимныйконтроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + 150= 670 |
18 | | | Выбери маршрут | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотоекольцо» России, города-герои и др. |
19 | | | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
20-21 | | | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
| |
22 | | | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи надоказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
23 | | | Геометрический калейдоскоп | Конструирование многоугольников из заданных элементов.Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображенияна части; заданного в уменьшенном масштабе. |
24 | | | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
25 | | | Разверни листок | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
26-27 | | | От секунды до столетия | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит заодну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успеваетсделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. |
| |
28 | | | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). |
29 | | | Конкурс смекалки | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. |
30 | | | Это было в старину | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» |
31 | | | Математические фокусы | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначноечисло. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. |
32-33 | | | Энциклопедия математических развлечений | Составление сборника занимательных заданий. Использованиеразных источников информации (детские познавательные журналы,книги и др.). |
34 | | | Математический лабиринт | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
| Итого: 34 ч |
№ | Наименование раздела | Содержание |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. |
2 | Мир занимательных задач. | Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. |
3 | Геометрическая мозаика. | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
№ | Дата | Тема | Содержание занятий |
1 | | Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
2 | | Числа-великаны | Как велик миллион? Что такое гугол? |
3 | | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не- достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
4 | | Кто что увидит? | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
5 | | Римские цифры | Занимательные задания с римскими цифрами. |
6 | | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). |
7 | | Секреты задач | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). |
8 | | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах) |
9 | | Математический марафон | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». |
10-11 | | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
|
12 | | Выбери маршрут | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояниямежду городами и сёлами. |
13 | | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи. |
14 | | Математические фокусы | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколькопоследовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. |
15-17 | | Занимательное моделирование | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмныхфигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
|
|
18 | | Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. |
19 | | Какие слова спрятаны в таблице? | Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой. |
20 | | «Математика — наш друг!» | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и заданияпо проверке готовых решений, в том числе неверных. |
21 | | Решай, отгадывай, считай | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядомстоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,можно использовать скобки. |
22-23 | | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах). |
|
24 | | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). |
25-26 | | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в видетаблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составомусловия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение буквв условной записи. |
|
27 | | Математические фокусы | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. |
28-29 | | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи. |
30 | | Блиц-турнир по решению задач | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющихнесколько решений. |
31 | | Математическая копилка | Математика в спорте. Создание сборника числового материала длясоставления задач |
32 | | Геометрические фигуры вокруг нас | Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа).Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? |
33 | | Математический лабиринт | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
34 | | Математический праздник | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число». |
Итого: 34 ч |
- Участие обучающихся в школьном , муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.
- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах.
-Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.
-Выпуск стенгазет.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1.Используемая литература (книгопечатная продукция) |
1. | 1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 3.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008. 4.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви- тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7. 5. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001. 7.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975. 8. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 9. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал. |
2. Печатные пособия |
2. | Демонстрационные таблицы по темам. 1.Таблицы для начальной школы. Математика: ВЕЛИЧИНЫ,ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ. |
4. Технические средства обучения |
3 | ПК Мультимедийный проектор |
4. | Интернет-ресурсы |
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php— образовательныепроекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. 2. http://konkurs-kenguru.ru— российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 3. http://4stupeni.ru/stady— клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 4. http://www.develop-kinder.com— «Сократ» — развивающие игрыи конкурсы. 5. http://puzzle-ru.blogspot.com— головоломки, загадки, задачии задачки, фокусы, ребусы. 6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе. 7.http://ru.wikipedia.org/w/index.-энциклопедия 8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |