СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу История России для 6-9 классов, составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования (ФГОС ООО).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА

на заседании МС

Протокол №

от «24» августа 2018 г.


ПРИНЯТА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Протокол №

от «27» августа 2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«МенчерепскаяСОШ»

__________ Я. С. Курбатова

«01» сентября 2018 г.

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«ИСТОРИЯ РОССИИ»

для 6-9 классов













Составитель:

Вершинина Альбина Евгеньевна

учитель истории



























1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера;

  • (для слабослышащих) способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умениеорганизовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работатьиндивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

  • (для слабослышащих) владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи.


Предметные результаты:

  • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

  • овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

  •  формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

  •  формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

  •  развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

  •  воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

  • 2.Содержание учебного предмета

  • От Древней Руси к Российскому государству

  • Введение

  • Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

  • Народы и государства на территории нашей страны в древности

  • Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.

  • Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

  • Восточная Европа в середине I тыс. н. э.

  • Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

  • Образование государства Русь

  • Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

  • Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

  • Русь в конце X – начале XII в.

  • Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

  • Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

  • Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

  • Культурное пространство

  • Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

  • Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

  • Русь в середине XII – начале XIII в.

  • Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

  • Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

  • Русские земли в середине XIII - XIV в.

  • Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).

  • Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.

  • Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

  • Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

  • Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.

  • Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

  • Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

  • Культурное пространство

  • Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

  • Формирование единого Русского государства в XV веке

  • Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

  • Культурное пространство

  • Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

  • Региональный компонент

  • Наш регион в древности и средневековье.

  • Россия В XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке.

  • Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

  • Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.

  • Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

  • Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

  • Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.

  • Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

  • Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

  • Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.

  • Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

  • Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

  • Смута в России

  • Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т. ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

  • Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

  • Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

  • Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

  • Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

  • Россия в XVII веке

  • Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

  • Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

  • Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

  • Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

  • Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.

  • Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с ЗапорожскойСечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.

  • Культурное пространство

  • Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

  • Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.

  • Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, АлевизФрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

  • Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

  • Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

  • Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.

  • Региональный компонент

  • Наш регион в XVI – XVII вв.

  • Россия в конце XVII - XVIII вв: от царства к империи

  • Россия в эпоху преобразований Петра I

  • Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

  • Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

  • Экономическая политика.

  • Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

  • Социальная политика

  • Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).

  • Реформы управления

  • Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

  • Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

  • Церковная реформа.

  • Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.

  • Оппозиция реформам Петра I

  • Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

  • Внешняя политика.

  • Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой.Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.

  • Преобразования Петра I в области культуры

  • Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

  • Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

  • Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

  • После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»

  • Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э. Бирона, А.И. Остермана, А.П. Волынского, Б.Х. Миниха в управлении и политической жизни страны.

  • Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

  • Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.

  • Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. Участие в Семилетней войне.

  • Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.

  • Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I

  • Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

  • Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.

  • Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

  • Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.

  • Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.

  • Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

  • Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин и А.А.Безбородко.

  • Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

  • Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

  • Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Действия эскадры Ф.Ф. Ушакова в Средиземном море.

  • Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

  • Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Н.И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

  • Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

  • Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

  • Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р. Дашкова.

  • М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

  • Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.

  • Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

  • Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

  • Народы России в XVIII в.

  • Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.

  • Россия при Павле I

  • Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».

  • Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года.

  • Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

  • Региональный компонент

  • Наш регион в XVIII в.

  • Российская империя в XIX – начале XX вв.

  • Россия на пути к реформам (1801–1861)

  • Александровская эпоха: государственный либерализм

  • Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.

  • Отечественная война 1812 г.

  • Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

  • Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

  • Николаевское самодержавие: государственный консерватизм

  • Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.

  • Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

  • Крепостнический социум. Деревня и город

  • Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.

  • Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

  • Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

  • Пространство империи: этнокультурный облик страны

  • Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.

  • Формирование гражданского правосознания.

  • Основные течения общественной мысли

  • Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.

  • Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.

  • Россия в эпоху реформ

  • Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

  • Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.

  • Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.

  • «Народное самодержавие» Александра III

  • Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.

  • ространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

  • Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность

  • Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.

  • Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

  • Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

  • Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.

  • Этнокультурный облик империи

  • Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

  • Формирование гражданского общества и основные направления

  • общественных движений

  • Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.

  • Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

  • Кризис империи в начале ХХ века

  • На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.

  • Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.

  • Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.

  • Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма

  • Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».

  • Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.

  • «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.

  • Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.

  • Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.

  • Общество и власть после революции

  • Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.

  • Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.

  • «Серебряный век» российской культуры

  • Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.

  • Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.

  • Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

  • Региональный компонент

  • Наш регион в XIX в.

  • 3.Тематическое планирование

    • № п\п

    • Тема

    • Кол-во часов

    • 6 класс

    • 1

    • Введение

    • 1

    • 2

    • Народы и государства на территории нашей страны в древности

    • 2

    • 3

    • Восточная Европа в середине I тыс. н. э.

    • 1

    • 4

    • Образование государства Русь

    • 3

    • 5

    • Русь в конце X – начале XII в.

    • 6

    • 6

    • Культурное пространство

    • 3

    • 7

    • Русь в середине XII – начале XIII в.

    • 2

    • 8

    • Русские земли в середине XIII - XIV в.

    • 3

    • 9

    • Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.

    • 1

    • 10

    • Русские земли в середине XIII - XIV в

    • 3

    • 11

    • Культурное пространство

    • 1

    • 12

    • Формирование единого Русского государства в XV веке

    • 4

    • 13

    • Культурное пространство

    • 2

    • 14

    • Региональный компонент

    • 1

    • 15

    • Повторение

    • 1

    • 7 класс

    • 1

    • Повторение

    • 1

    • 2

    • Россия В XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке.

    • 15

    • 3

    • Смута в России

    • 5

    • 4

    • Россия в XVII веке

    • 8

    • 5

    • Культурное пространство

    • 3

    • 6

    • Региональный компонент

    • 1

    • 7

    • Повторение

    • 1

    • 8 класс

    • 1

    • Повторение

    • 1

    • 2

    • Россия в конце XVII - XVIII вв: от царства к империи

    • Россия в эпоху преобразований Петра I

    • 14

    • 3

    • Повторение

    • 1

    • 4

    • После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»

    • 4

    • 5

    • Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II

    • 9

    • 6

    • Россия при Павле I

    • 2

    • 7

    • Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

    • 1

    • 8

    • Региональный компонент

    • 1

    • 9

    • Повторение

    • 1

    • 9 класс

    • 1

    • Повторение

    • 1

    • 2

    • Российская империя в XIX – начале XX вв.Россия на пути к реформам (1801–1861)

    • Александровская эпоха: государственный либерализм

    • 8

    • 3

    • Николаевское самодержавие: государственный консерватизм

    • 5

    • 4

    • Крепостнический социум. Деревня и город

    • 2

    • 5

    • Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

    • 5

    • 6

    • Пространство империи: этнокультурный облик страны

    • 3

    • 7

    • Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли

    • 6

    • 8

    • Повторение

    • 1

    • 9

    • Россия в эпоху реформ. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

    • 7

    • 10

    • «Народное самодержавие» Александра III

    • 3

    • 11

    • Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность

    • 3

    • 12

    • Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

    • 4

    • 13

    • Этнокультурный облик империи

    • 2

    • 14

    • Формирование гражданского общества и основные направления

    • общественных движений

    • 4

    • 15

    • Кризис империи в начале ХХ века

    • 4

    • 16

    • Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма

    • 4

    • 17

    • Общество и власть после революции

    • 2

    • 18

    • «Серебряный век» российской культуры

    • 2

    • 19

    • Региональный компонент

    • 1

    • 20

    • Повторение

    • 1

    • УТВЕРЖДАЮ

    • Директор МБОУ

    • «Менчерепская СОШ»

    • Я. С. Курбатова____________

    • Приказ №____

    • «____» сентября 2018г.

  • КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  • УРОКОВ истории

  • УЧИТЕЛЬ Вершинина Альбина Евгеньевна

  • КЛАСС 5-8

  • КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 – 6 класс (1 час в неделю)

  • 34 – 7 класс (1час в неделю)

  • 34 – 8 класс (1час в неделю)

  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА 2018-2019 уч. год.

  • СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования

  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: реализуется на основе УМК под руководством Торкунова А. В. учебника рекомендованного Министерством образования и науки РФ. 6, 7, 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений \Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Стефанович П. С., Токарева А. Я. «История России» М.: Просвещение, 2017 г.

  • Календарно-тематическое планирование составлено учителем: Вершининой А. Е.

  • 6 класс

    • № п\п

    • № в теме

    • Дата

    • Тема урока

    • Количество часов

    • Примечание

    • От Древней Руси к Российскому государству

    • Введение (1)

    • 1.

    • 1

    • Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории.

    • Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

    • 1

    • Народы и государства на территории нашей страны в древности (2)

    • 2.

    • 1

    • Заселение территории нашей страны человеком. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э.

    • 1

    • 3.

    • 2

    • Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств.

    • 1

    • Восточная Европа в середине I тыс. н. э. (1)

    • 4.

    • 1

    • Славянская прародина, происхождение и расселение славян.Хозяйство, общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Отношения с соседями.

    • 1

    • Образование государства Русь (3)

    • 5.

    • 1

    • Становление Древнерусского государства: начало династии Рюриковичей;дань и полюдье, первые русские князья.

    • 1

    • 6.

    • 2

    • Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле.

    • 1

    • 7.

    • 3

    • Правление князя Владимира. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

    • 1

    • Русь в конце X – начале XII в. (6)

    • 8.

    • 1

    • Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого.

    • 1

    • 9.

    • 2

    • Ярослав Мудрый. Древнерусское право: Русская Правда.

    • 1

    • 10

    • 3

    • Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь, церковные уставы.

    • 1

    • 11.

    • 4

    • Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения.

    • 1

    • 12.

    • 5

    • Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

    • 1

    • 13.

    • 6

    • Крупнейшие города Руси.Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече.

    • 1

    • Культурное пространство (3)

    • 14.

    • 1

    • Русь в культурном контексте Евразии. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

    • 1

    • 15.

    • 2

    • Древнерусская культура: письменность, иконопись, архитектура. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

    • 1

    • 16.

    • 3

    • Повторительно-обобщающий урок «Русь IX-XIIвв.»

    • Русь в середине XII – начале XIII в. (2)

    • 17.

    • 1

    • Формирование системы земель – самостоятельных государств. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

    • 1

    • 18.

    • 2

    • Формирование региональных центров культуры.

    • 1

    • Русские земли в середине XIII - XIV в. (3)

    • 19.

    • 1

    • Монгольская империя и изменение политической карты мира. Завоевания Чингисхана и его потомков.

    • 1

    • 20.

    • 2

    • Походы Батыя на Восточную Европу. Судьбы русских земель после монгольского нашествия.

    • 1

    • 21.

    • 3

    • Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой.

    • 1

    • Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. (1)

    • 22.

    • 1

    • Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура.

    • 1

    • Русские земли в середине XIII - XIV в (3)

    • 23.

    • 1

    • Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

    • 1

    • 24.

    • 2

    • Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества.

    • 1

    • 25.

    • 3

    • Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Роль православной церкви в ордынский период русской истории.

    • 1

    • Культурное пространство (1)

    • 26.

    • 1

    • Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XVIв.в.

    • 1

    • Формирование единого Русского государства в XV веке (4)

    • 27.

    • 1

    • Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XVв. Московское княжество в первой половине XVв.

    • 1

    • 28.

    • 2

    • Распад Золотой орды и его последствия.

    • 1

    • 29.

    • 3

    • Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства.

    • 1

    • 30

    • 4

    • Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя.

    • 1

    • Культурное пространство (2)

    • 31.

    • 1

    • Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси).

    • 1

    • 32.

    • 2

    • Развитие культуры единого Русского государства.Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

    • 1

    • Региональный компонент (1)

    • 33

    • 1

    • История нашего края.

    • 1

    • Повторение (1)

    • 34

    • 1

    • Итоговое повторение.

    • 1

  • 7 класс

    • № п\п

    • № в теме

    • Дата

    • Тема урока

    • Количество часов

    • Примечание

    • Повторение (1)

    • 1.

    • 1

    • Повторение по темам 6 класса

    • 1

    • Россия В XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке. (15)

    • 2.

    • 1

    • Мир и Россия в начале эпохи географических открытий.

    • 1

    • 3.

    • 2

    • Территория, население и хозяйство России начале XVIв.

    • 1

    • 4.

    • 3

    • Формирование единых государств в Европе и России.

    • 1

    • 5.

    • 4

    • Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Укрепление великокняжеской власти.

    • 1

    • 6.

    • 5

    • Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

    • 1

    • 7.

    • 6

    • Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти.

    • 1

    • 8.

    • 7

    • Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г.

    • 1

    • 9.

    • 8

    • Принятие Иваном IV царского титула. Реформы Избранной рады. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.

    • 1

    • 10

    • 9

    • Внешняя политика России во II половине XVI в.

    • 1

    • 11.

    • 10

    • Внешняя политика России во II половине XVI в.

    • 1

    • 12.

    • 11

    • Социальная структура российского общества. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Многонациональный состав населения Русского государства.

    • 1

    • 13.

    • 12

    • Русская Православная церковь и государство. Положение других конфессий.

    • 1

    • 14.

    • 13

    • Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Результаты и последствия опричнины.

    • 1

    • 15.

    • 14

    • Россия в конце XVI в. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

    • 1

    • 16.

    • 15

    • Царь Федор Иванович. Правление Бориса Годунова. Пресечение царской династии Рюриковичей.

    • 2

    • Смута в России (5)

    • 17.

    • 1

    • Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика БорисаГодунова.

    • 1

    • 18.

    • 2

    • Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

    • 1

    • 19.

    • 3

    • Царь Василий Шуйский. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов.

    • 1

    • 20.

    • 4

    • Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Подъем национально-освободительного движения. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

    • 1

    • 21.

    • 5

    • Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Итоги и последствия Смутного времени.

    • 1

    • Россия в XVII веке (8)

    • 22.

    • 1

    • Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны.Роль патриарха Филарета в управлении государством.

    • 1

    • 23.

    • 2

    • Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя.

    • 1

    • 24.

    • 3

    • Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

    • 1

    • 25.

    • 4

    • Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

    • 1

    • 26.

    • 5

    • Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Внешняя торговля.

    • 1

    • 27.

    • 6

    • Социальная структура российского общества. Городские восстания середины XVII в.

    • 1

    • 28.

    • 7

    • Восстание Степана Разина.

    • 1

    • 29.

    • 8

    • Внешняя политика России в XVII в.

    • 1

    • Культурное пространство (3)

    • 30.

    • 1

    • Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия.Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли.

    • 1

    • 31.

    • 2

    • Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.

    • 1

    • 32.

    • 3

    • Архитектура, живопись, литература. Развитие образования и научных знаний.

    • 1

    • Региональный компонент (1)

    • 33.

    • 1

    • Наш регион в XVI – XVII вв.

    • 1

    • Повторение (1)

    • 34.

    • 1

    • Итоговое повторение.

    • 1

  • 8 класс

    • № п\п

    • № в теме

    • Дата

    • Тема урока

    • Количество часов

    • Примечание

    • Повторение (1)

    • 1.

    • 1

    • Повторение по темам 7 класса

    • 1

    • Россия в конце XVII - XVIII вв: от царства к империи

    • Россия в эпоху преобразований Петра I (15)

    • 2.

    • 1

    • Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

    • 1

    • 3.

    • 2

    • Предпосылки Петровских реформ.

    • 1

    • 4.

    • 3

    • Начало царствования Петра I, борьба за власть.Первые шаги на пути преобразований. Сподвижники Петра I.

    • 1

    • 5

    • 4

    • Северная война.

    • 1

    • 6

    • 5

    • Провозглашение России империей.

    • 1

    • 7.

    • 6

    • Реформы управления.

    • 1

    • 8.

    • 7

    • Экономическая политика Петра I.

    • 1

    • 9.

    • 8

    • Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах.

    • 1

    • 10.

    • 9

    • Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).

    • 1

    • 11.

    • 10

    • Церковь и церковная реформа. Положение традиционных конфессий.

    • 1

    • 12.

    • 11

    • Социальные движения в первой четверти XVIII в. Оппозиция реформам.

    • 1

    • 13.

    • 12

    • Изменения в духовной сфере. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы.

    • 1

    • 14.

    • 13

    • Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства.

    • 1

    • 15.

    • 14

    • Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

    • 1

    • 16.

    • 15

    • Повторительно-обобщающий урок «Россия в эпоху преобразований Петра I»

    • 1

    • После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» (4)

    • 17.

    • 1

    • Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм.

    • 1

    • 18.

    • 2

    • Россия при Анне Иоановне: внутренняя и внешняя политика.

    • 1

    • 19.

    • 3

    • Россия при Елизавете Петровне: внутренняя и внешняя политика.

    • 1

    • 20.

    • 4

    • Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.

    • 1

    • Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II (9)

    • 21.

    • 1

    • Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России.

    • 1

    • 22.

    • 2

    • Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крепостное право.

    • 1

    • 23.

    • 3

    • Промышленность в городе и деревне. Внутренняя и внешняя торговля.

    • 1

    • 24.

    • 4

    • Социальная структура российского общества. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи.

    • 1

    • 25.

    • 5

    • Обострение социальных противоречий. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

    • 1

    • 26.

    • 6

    • Национальная и религиозная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование черты оседлости.

    • 1

    • 27.

    • 7

    • Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Участие России в разделах Речи Посполитой.

    • 1

    • 28.

    • 8

    • Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Действия эскадры Ф.Ф. Ушакова в Средиземном море.

    • 1

    • 29.

    • 9

    • Расселение колонистов в Новороссии, Крыму, Поволжье и других регионах.

    • 1

    • Россия при Павле I (2)

    • 30.

    • 1

    • Усиление бюрократического и полицейского характера государства, личной власти императора при Павле I. Ограничение дворянских привилегий

    • 1

    • 31.

    • 2

    • Внешняя политика Павла I

    • Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (1)

    • 32.

    • 1

    • Перемены в повседневной жизни российских сословий.

    • 1

    • Региональный компонент (1)

    • 33

    • 1

    • Наш регион в XVIII в.

    • 1

    • Повторение (1)

    • 34.

    • 1

    • Итоговое повторение

    • 1

  • 9 класс

    • Тема урока

    • Количество часов

    • Повторение (1)

    • 1.

    • Повторение тем 8 класса

    • 1

    • Российская империя в XIX – начале XX вв.

    • Россия на пути к реформам (1801–1861)

    • Александровская эпоха: государственный либерализм (8)

    • 2.

    • Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы.

    • 1

    • 3.

    • Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.

    • 1

    • Отечественная война 1812 г.

    • 4.

    • Военные действия России до 1812г.: война с Францией 1805-1807г.г., война со Швецией 1809г., война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г.

    • 1

    • 5.

    • Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в.

    • 1

    • 6.

    • Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

    • 1

    • 7.

    • Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию.

    • 1

    • 8.

    • Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

    • 1

    • 9.

    • Повторительно-обобщающий урок по теме «Александровская эпоха».

    • 1

    • Николаевское самодержавие: государственный консерватизм (5)

    • 10.

    • Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни.

    • 1

    • 11.

    • Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг.

    • 1

    • 12

    • Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства. 1

    • 1

    • 13.

    • Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе.

    • 1

    • 14.

    • Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

    • 1

    • Крепостнический социум. Деревня и город (2)

    • 15.

    • Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество.

    • 1

    • 16.

    • Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Городское самоуправление.

    • 1

    • Культурное пространство империи в первой половине XIX в. (5)

    • 17.

    • Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи.

    • 1

    • 18.

    • Золотой век русской литературы.

    • 1

    • 19.

    • Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура.

    • 1

    • 20.

    • Развитие науки и техники. Школы и университеты. Народная культура.

    • 1

    • 21.

    • Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

    • 1

    • Пространство империи: этнокультурный облик страны (3)

    • 22.

    • Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов.

    • 1

    • 23.

    • Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг.

    • 1

    • 24.

    • Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.

    • 1

    • Формирование гражданского правосознания.

    • Основные течения общественной мысли (6)

    • 25.

    • Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности.

    • 1

    • 26.

    • Эволюция дворянской оппозиционности. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей.

    • 1

    • 27.

    • Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.

    • 1

    • 28.

    • Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения.

    • 1

    • 29.

    • Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен.

    • 1

    • 30.

    • Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при Николае I»

    • 1

    • Повторение (1)

    • 31.

    • Повторение по темам I полугодия.

    • 1

    • Россия в эпоху реформ

    • Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация (7)

    • 32.

    • Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община.

    • 1

    • 33.

    • Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления.

    • 1

    • 34.

    • Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.

    • 1

    • 35.

    • Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны.

    • 1

    • 36.

    • Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

    • 1

    • 37.

    • Присоединение Средней Азии. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.

    • 1

    • 38.

    • Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при Александре II»

    • 1

    • «Народное самодержавие» Александра III (3)

    • 39.

    • Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы».

    • 1

    • 40.

    • Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.

    • 1

    • 41.

    • Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

    • 1

    • Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность (3)

    • 42.

    • Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Дворяне-предприниматели.

    • 1

    • 43.

    • Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города.

    • 1

    • 44.

    • Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

    • 1

    • Культурное пространство империи во второй половине XIX в. (4)

    • 45.

    • Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни

    • 1

    • 46.

    • Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Народная, элитарная и массовая культура

    • 1

    • 47.

    • Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки

    • 1

    • 48.

    • Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство. Общественная значимость художественной культуры.

    • 1

    • Этнокультурный облик империи (2)

    • 49.

    • Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны.

    • 1

    • 50.

    • Народы Российской империи во второй половине XIX в. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

    • 1

    • Формирование гражданского общества и основные направления

    • общественных движений (4)

    • 51.

    • Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.

    • 1

    • 52.

    • Идейные течения и общественное движение.

    • 1

    • 53.

    • Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Политический терроризм.

    • 1

    • 54.

    • Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

    • 1

    • Кризис империи в начале ХХ века (4)

    • 55.

    • На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.

    • 1

    • 56.

    • Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт.

    • 1

    • 57.

    • Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения.

    • 1

    • 58.

    • Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.

    • 1

    • Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма (4)

    • 59.

    • Николай II и его окружение. Оппозиционное либеральное движение.

    • 1

    • 60.

    • Предпосылки Первой российской революции. Развитие революции по нарастающей.

    • 1

    • 61.

    • Формирование многопартийной системы. Российский парламентаризм. Советы и профсоюзы.

    • 1

    • 62.

    • Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.

    • 1

    • Общество и власть после революции (2)

    • 63.

    • Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты.

    • 1

    • 64.

    • Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Общественный и социальный подъем. Обострение международной обстановки.

    • 1

    • «Серебряный век» российской культуры (2)

    • 65.

    • Новые явления в художественной литературе и искусстве. Развитие народного просвещения.

    • 1

    • 66.

    • Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

    • 1

    • Региональный компонент (1)

    • 67.

    • Наш регион в XIX в.

    • 1

    • Повторение (1)

    • 68.

    • Итоговое повторение.

    • 1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!