СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Мировой Художественной Культуре для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы  по Мировой художественной культуре.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА

на заседании МС

Протокол №

от «24» августа 2018 г.


ПРИНЯТА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Протокол №

от «27» августа 2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«МенчерепскаяСОШ»

__________ Я. С. Курбатова

«01» сентября 2018 г.

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Мировая художественная культура»

для 10-11 класса



















Составитель:

Вершинина Альбина Евгеньевна

учитель истории и обществознания





























Пояснительная записка

Рабочая программа по Мировой художественной культуре (МХК) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы по Мировой художественной культуре.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логики ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценивать ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества предоставляет учащимся начерпываемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а даже для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса МХК напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатленных в ярких образах.Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель-слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и освоения ими элементарных приемов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская культура) рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что дает возможность по достоинству оценить ее масштаб и общекультурную значимость.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

- в 10 классе на 34 учебных часов;

- в 11 классе на 34 учебных часов.

Цели и задачи учебного предмета:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций.в этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» га этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе созданных в иной знаковой системе – «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту:

  • требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов;

  • освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;

  • овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «знать-понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «уметь» включает требования, основанные на более сложных

видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определенной эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видах искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетической потребности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Содержание учебного предмета

10 класс (34 часа)

Понятие художественной культуры. Возникновение слова культура (лат. –возделывание). Культура и натура. Натура как мир природный, независимый от человека. Культура как воздействие человека на натуру (природу). Материальная культура (техника), усиливающая телесные способности человека. Интеллектуальная культура (наука) как приложение умственных способностей человека. Художественная культура (искусство) как выражение эмоциональных переживаний человека. Разнообразие мира искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино, фото, дизайн). Изобразительные виды искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика)

Наскальная живопись. Изготовление орудий труда как граница между животным и человеком. Название археологических эпох по материалу орудий: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), железный век, бронзовый век. Особенность пещерных изображений палеолита. Составные части краски. Охра - естественные минеральные краски (желтые, оранжевые, красные, коричневые, зеленые). Изменение мировоззрения в неолите – человек становится центром мира. Центральное положение человека в неолитических пещерных рисунках. Использование рисунков для передачи целых сообщений (пиктография).

Мегалитическая архитектура. Жилище человека как область «своего» в окружении «чужого». Палеолитическое жилище из природных материалов. Появление в позднем неолите искусственных сооружений из кирпича-сырца и мегалитов . три типа мегалитов. Круг и квадрат как основные фигуры планов мегалитических сооружений. Стоечно-балочная конструкция, ее составные части и распределение в ней силы тяжести. Важность точного расстояния между опорами.

Погребальные и храмовые комплексы Древнего Египта. Представление египтян о загробной жизни (Египет земной и Дуат). Ориентирование всей египетской культуры по солнцу и Нилу (западный и восточный берега, плодородная долина и пустыня как царство жизни и царство смерти). Принцип коридора в географическом положении Египта и в его архитектуре (улицы городов, дороги процессий, путь умершего к гробнице, путь солнечного божества навстречу верующим в храме). Сохранение личности в заупокойном культе Древнего Египта (бальзамирование, портретная статуя – вместилище), портретная запасная голова, живописные изображения на пеленах мумии, портретные изображения на дощечках (фаюмский портрет). Суд Осириса. Абибос, Саккара, Гиза – основные районы захоронений. Основные компоненты заупокойного комплекса и их назначение. Сфинкс, его облик и назначение. Этапы развития формы пирамиды в Древнем царстве. Комплекс Великих пирамид Гизы (Хеопса, Хефрена и Микерина). Их расположение и ориентация.

Рельефы, росписи и скульптура Древнего Египта. Рельеф и его виды: плоский, углубленный, выпуклый, барельеф, горельеф. Древнеегипетский рельеф как грань между миром живых и миром мертвых. «Архаический способ» обработки материала в Древнем Египте (скалывание прямыми гранями). Кубическая статуя. Взаимодействие скульптуры и архитектуры: зависимость статуи от масштаба архитектуры, место скульптуры и ее освещение. Основные места расположения скульптуры в храме (аллея сфинксов, пилоны, гипостильный зал, святилище, сераб – молельная, погребальная камера). Понятие монументальной скульптуры и колоссы Нового царства. Древнеегипетский скульптурный канон. Влияние скульптуры на организацию пространства вокруг нее. Фронтальное выстраивание пространства в Древнем Египте. Цвет в древнеегипетской скульптуре (инкрустация глаз, тонирование фигур).

Город и зиккурат в Междуречье. Географические особенности Междуречья: отсутствие леса и камня, частые разливы рек, и как следствие, необходимость строить из глины и на возвышенностях. Древнейшие глинобитные и тростниковые постройки, обмазанные глиной. Изобретение и применение сырцового кирпича. Город: стихийная застройка, канализация, крепостные стены вокруг всего города, вокруг административного центра и вокруг храмового участка. Вавилон – первая в истории Древнего мира попытка продуманной перепланировки большого города.

Буддийские и индуистские храмы и монастыри Индии.Искусство древнейших Индийских цивилизаций (Мохенджодаро и Хараппа). Понятие мелкой пластики. Глиптика – искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Храмовый комплекс Аджанты. Храмы индуизма, форма храма.

Китайский дом, дворец, храм. Возникновение городов при династии Шан-Инь. Правильная планировка, деревянный дворец правителя. Упорядоченность архитектуры в свети философии Конфуция (упорядоченность всей жизни человека и государства). Принципы строительства традиционного китайского здания.

Классический древнегреческий храм и его ордерная структура. Архитектурное сооружение как модель мира. Отражение социального аспекта в плане здания и духовной основы – в вертикальной конструкции. Понятие тектоники как художественного образа конструкции (отличие «как сделано» от «как выглядит»). Понятие ордена как системы пропорций. Соотношение цветных и белых частей храма, использование цветных материалов при строительстве.

Этапы развития древнегреческой скульптуры. Организация объёма как основная функция скульптуры. Трехмерность скульптуры. Лепка и резьба. Материал скульптора (камень, глина, гипс, дерево, слоновая кость).архаические статуи в честь победителей Олимпийских игр.

Греческая керамика и ее роспись. Керамика как один из признаков эпохи неолита. Участие в создании керамического изделия четырех стихий (земля, воздух, вода, огонь). Формы античной керамики: сосуды, керамические плиты для облицовки стен, вотивные таблички, круглая керамическая скульптура, бытовые предметы.

Особенности древнеримской архитектуры. Основные конструкции. Тосканский ордер –римский вариант дорического. Социальный смысл купола и арки. Основные виды сооружений.

Древнеримская скульптура от каноп этрусков до скульптурного портрета. Период становления основных форм древнеримской скульптуры. Римский скульптурный портрет в период расцвета ( I-II вв. н. э.). Чередование периодов идеализации облика и реалистичности портрета. Кризис римской скульптуры.

Византийские храмы, их структура и украшение (икона, мозаика). Обзор типов византийских храмов: базилика, центрический храм, крестово-купольный храм, скальный храм. Развитие базилики. Центральный Византийский храм (круглый или восьмиугольный, перекрытый куполом) как архитектурное наследие римской культуры. Скальные и пещерные храмы для монахов, отшельников и особо строгих монастырей.

Романская архитектура (собор и крепость). Формирование романской архитектуры на стыке античных римских, византийских и местных европейских традиций. Ощущение всех архитектурных сооружений как крепостных и возрастание конструктивной роли стены в романской культуре. Феодальный замок как крепость. Использование римских лагерных стоянок для организации пространства средневекового замка. Расположение замка на возвышенности. Монастырь как отдельная форма жизни средневекового общества. Резкое различие суровой внешности романского храма и его обильного декора внутри как различия «земной доли» и 2царства Божьего».

Григорианский хорал и католическая месса (происхождение, смысл, структура). Принцип простоты в аскетической культурной музыке раннего средневековья в антифоне (песни, в котором чередуется звучание двух хоров) и респонсории (чередование хора и солиста). Деятельность в началеVII в. папы Григория I Великого, и создание под его руководством «Григорианского антифонария» - сборника духовных хоралов. Манера исполнения мессы – пение и речитание (полуразговор).

Основные особенности мусульманской архитектуры. Глинобитная или сложенная из сырцового кирпича стена как основная конструктивная форма мусульманской архитектуры. Структурная ячейка среднеазиатского города – замкнутый двор, образованный четырьмя стенами. Пространство традиционного города. Система охлаждения интерьеров водой, текущей по наклонной мраморной плите. Традиционные городские сады.

Готический собор, его конструкция и интерьер. Изменение функции городского (домского) собора и необходимость в строительстве сооружений способных сместить практически все население города. Появление в XIII в. новой конструкции собора. Каноническая композиция западного фасада готического храма. Пламенеющая готика. Кирпичная готика в Германии и псевдоготика XVIII-XIX вв.

Каменное зодчество Древней Руси и символика православного храма. Традиция строительства жилых помещений из дерева и каменных храмовых сооружений в Древней Руси. Организация строительных дружин в Древней Руси. Мастер, хитрец издатель. Глина как основной материал зодчего. Постепенная эволюция крепостной основы храма в простуючетырехстенку, а византийского купола – в луковичное покрытие. Архитектурные школы Древней Руси.

Развитие русской иконописи от Богоматери Владимирской до парсуны. Труд русского иконописца как аскетического практика. Последовательная работа над иконописным образом. Основные иконографические типы (изводы) русской иконописи. Русские иконописные школы. Русская икона XVI-XVII вв. появление светских мотивов. Превращение иконы в парсуну.

Развитие архитектуры итальянского Возрождения. Возрождение как новое художественное мировоззрение. Основные черты архитектуры итальянского Возрождения. Обильное использование строительного раствора в строительстве. Три основных периода архитектуры итальянского Возрождения. Формирование к концу XVI в. двух основных архитектурных школ.

Треченто в живописи. Тесная связь живописи раннего Возрождения с архитектурным пространством. Готические традиции, в недрах которых формировалась живопись раннего Возрождения. Постепенное формирование основных принципов европейской картины.

Поиски идеала в творчестве Рафаэля. Рождение Рафаэля в семье художника Джованни Санти. Обучение профессии у отца и работы с ним в качестве подмастерья. Частое изображение мадонн в работах Д. Санти. Работа над «Сикстинской мадонной» по заказу монастыря св. Сикста в Пьяченце.

Многогранность таланта Леонардо да Винчи. Учеба Леонардо да Винчи в мастерской А. Верроккио и первые самостоятельные работы. Научная разработка Леонардо да Винчи теория живописи для преподавания в Миланской академии художеств, и выдвижение искусства перспективы на первое место в обучении, как средства создания на плоскости иллюзии пространства. Картины «Святая Анна», «Иоанн креститель», «Мона Лиза» как философский итог творчества Леонардо да Винчи.

Творчество Микеланджело. Многогранность таланта Микеланджело (скульптор, живописец, архитектор, поэт). Работа Микеланджело над росписью Сикстинскоой капеллы в Ватикане. Отход от скульптуры и живописи в поздний период и обращение к архитектуре.

Высокий Ренессанс в Венеции. Расположение города в архипеллаге, насчитывающем более ста островов. Собор Святого Марка – символ города и центр общественной жизни появление в Венеции масляных красок по рецепту Я ванЭйка.

Музыка Возрождения. Разнообразие и гармоническое сочетание разнообразных элементов как основа музыкальных композиций Возрождения. Появление новой среды бытовой музыки (городской слушатель, любительское музицирование). Многообразие видов песен в итальянской музыке: каччия (охотничья песня), баллата (танцевальная песня), фротолла (городская песнь толпы), виланелла (крестьянская песня). Мадригал – вершина хоровой песенности Возрождения.

Гравюра и протестанский настольный алтарь (А. Дюрер и П. Брейгель Старший). Воспитание Дюрер в семье золотых дел мастера. Поездки в Италию и стремление овладеть новым, научным видением мира. Изучение природы и человека. Освоение системы перспективной живописи. Внимание к пропорциям человеческого тела. Работа Дюрера над гравюрами. Выражение реалистического мировоззрения в гравюре. Традиционное изготовление гравюр в два этапа художником и резчиком, потеря при этом авторского художественного стиля.

Мавританская культура. Мавританский стиль как искусство стран Магриба (Северной и Северо-западной Африки) и южной Испании, занятой мусульманами. Прихотливое сочетание в мавританском стиле художественных традиций Арабского халифата, испанских и западноеропейских. Абсолютное доминирование архитектуры в мавританской культуре. Выдающиеся памятники архитектуры – соборная мечеть в Кордове и дворец Альгамбра в Гранаде.

Театр Возрождения в Англии (В. Шекспир). Необычайная популярность представителей моралитэ в Англии XIV – XV вв. Появление в моралитэ светских персонажей (ум, наука, природа, гражданский порядок, община, узурпация и т. п.).появление интерлюдии – «игры между» любыми действующими лицами, как пьесы чисто светского характера. Начало творческого пути В. Шекспира – актерство, переписывание ролей, переделка пьес.источники сюжетов в пьесах Шекспира: современная итальянская новелла, биографии греческих и римских деятелей, английские средневековые хроники. Лондонский театр «Глобус».

Шатровые и столпные русские храмы, русское узорочье. Превращение Руси в могущественное централизованное государство со столицей в Москве. Государственное строительство больших пятиглавых храмов как демонстрация могущества. Строительство на посадские средства небольших одноглавых храмов (без внутренних столбов). Строительство каменных храмов на месте бывших деревянных, и перенесение в них форм, свойственных деревянному зодчеству.

11 класс (34 часа)

Итальянское барокко (архитектура, интерьеры, скульптура, фонтаны). Барокко – художественный стиль, зародившийся в конце XVI в. в Италии и распространившийся по странам Западной Европы. Контрастность и динамичность, напряженность и иллюзорность – черты, свойственные всем произведениям искусства стиля барокко.

Опера барокко. Действие как основной элемент музыкального и театрального искусств и как естественная основа синтеза. Эмоциональная насыщенность, приподнятость действия в музыкальном театре. Основные певческие голоса в оперном искусстве (бас, баритон, тенор, контральто, меццо-сопрано, сопрано, сопрано лирическое, сопрано драматическое, сопрано колоратурное) и их выразительные возможности.

Оратория, кантата «страсти». Фуга (И. С. Бах и Г. Ф. Гендель). Одновременное зарождение оперы, оратория кантаты в начале XVII в. Основное различие оперы и оратория – опера показывает событие, оратория рассказывает о нем. Типичные музыкальные формы в оратории (речитатив, ансамбли, хоры).оратории Генделя как яркий образ жанра. «Страсти» как храмовое действо на сюжет страданий и смерти Христа. И. С. Бах как вершина развития немецких ораториальных страстей. Возникновение термина «кантата» в противоположность «сонате» для отличия вокальной музыки от инструментальной.

Садово-парковое искусство (парки итальянские, французские, английские). Садово-парковое творчество как стремление человека окружить себя искусственной (безопасной) природой. Тесная связь основных типов садово-парковых ансамблей с ландшафтом. Возникновение «итальянского парка» на гористом западном побережье Апенинского полуострова.барочное садово-парковое искусство во Франции. Ансамбль Версаля (А. Ленотр). «Английский» пейзажный парк. Объединение различных типов парков в русской классической усадьбе.

Фламандское барокко (П. П. Рубенс). Школа «итало-фламандских» мастеров, складывающихся во Фландрии в XVII в – сочетание итальянской техники живописи с местными природными и социальными условиями. Творчество П. П. Рубенса – вершина фламандской живописи XVIIв. Мастерская и ученики Рубенса – предмет зависти других художественных школ.

Голландское барокко (Рембрандт и «малые голландцы»). Возникновение голландской школы живописи в первые годы XVIIв. Вместе с новым государством. Влияние идей Реформации на художественный быт Голландии. Рембрандт – «художник идей» в голландской живописи XVII в.

Архитектура русского барокко (Д. Трезини, Б. Растрелли, Д. Ухтомский и др.).прославление монархического государства – главная тема русского архитектурного барокко. Государство как главный заказчик грандиозных строительных проектов. Создание государственных учреждений, ведающих плановым строительством (Комиссия Санкт-Петербургского строения и Московская сенатская контора). Д. Трезини как главный помощник Петра I в строительстве начального Петербурга. Б. Растрелли – выдающийся архитектор русского барокко середины XVIII в.

Особенности живописи классицизма и рококо (Н. Пуссен и А. Ватто). Формирование единого французского государства вов торой половине XVII в. могущественной абсолютистской державы. Классицизм как выражение абсолютных идеалов в художественной культуре. Камерность, интимность стиля рококо. Большая связь ее с бытом. Основное выражение стиля в прикладном искусстве, мебели, интерьере, костюме. Дробность прихотливо изогнутых форм, ажурность, сложность орнамента, асимметрия – основные черты формы в искусстве рококо. Проявление пристального интереса к изображению тонких интимных переживаний, к любовным, эротическим сюжета. А. Ватто – яркий представитель живописи рококо.

Классический театр (Корнель, Расин, Мольер). Возникновение классического театра в учебных заведениях, где стремились воссоздать античные пьесы. Определение достоинства новых произведений не успехом у публики, но единственно мнением избранных ценителей («исправление народного вкуса по древним образцам»). Стремление Корнеля и Расина превратить театр в «школу нравов». Преодоление Мольером классицистических условностей и создание ярких характеров, действующих в реальных жизненных современных ситуациях.

Мастера русского архитектурного классицизма (В. Баженов, М. Казаков). Активная урбанизация России во второй половине XVIII в. и появление новых типов общественных зданий (присутственные места, суды, казначейства, дворянские и купеческие собрания). Рост российского образования и культуры, необходимость в возведении театров, музеев, университетов. Основные заказчики архитектора – государство. Новые идеалы архитекторов классицизма, сформулированные В. Баженовым в надписи на закладной доске Кремлевского дворца: «К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа». Попытки классицистической реконструкции Москвы. Формирование крупных городских ансамблей в Петербурге.

Театр французского просвещения (Бомарше, бульварные театры). Дальнейшее развитие европейского театра накануне революции. Комедии Бомарше – острая социальная сатира. Образ Фигаро и его развитие в трилогии Бомарше. Сочетание классических формы и реалистического наполнения образов. Музыкальные воплощения пьес Бомарше.

Опера и симфония Просвещения (К. Глюк, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Старания либреттистов (А. Дзено, П. Метастазио) внеслив оперу барокко строгость и упорядоченность. Возникновение классицистической оперы-сериа в XVIII в. Оперная реформа К. В. Глюка («Ифегения в Авлиде», «Орфейл»). Оперное творчество В. Моцарта как вершина оперы Просвещения.

Жанр портрета в живописи, русский парадный и интимный портрет (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский). «Личное» и «индивидуальное в человеке и передача в портрете черт личности портретируемого, его «социального лица». Постепенное освоение живописцами цельности человеческого лица: глаза – губы – нос – щеки – неподвижное целостное лицо – живое лицо в движении (иконописные образы, портреты Итальянского Возрождения). Типы портретов конца XVIII-XIX вв.

Мастера русского скульптурного портрета (Ф. Шубин, Э. Фальконе, М. Козловский). Традиционное восприятие круглой скульптуры на Руси как языческого идола (болвана). Развитие в Перми, Вологде, Московском крае искусства полихромной деревянной скульптуры в XVII-XVIII вв. Канонизированный образ императора-победителя достигшего вершины славы, родившийся в первой половине века (Б. К. Растрелли) и неуспокоенный образ-устремление второй половины века (Э. Фальконе). Мраморные бюсты Ф. Шубина как тонкая разработка портретной скульптуры. Человек во всем многообразии жизненного и духовного облика в скульптурных портретах Ф. Шубина. Постоянная борьба и сочетание черт барокко и классицизма в скульптуре М. Козловского. Преодоление сухой классицистической реальности в античных статуях Козловского.

Русские столичные, провинциальные и крепостные театры. Разнообразие форм театральной жизни в РоссииXVIII в. – театр придворный, школьный, народный, университетский, государственный публичный, театр частных антреприз, крепостной театр. Открытие в началеXVIII в. «немецких театров» в Москве и Петербурге. Появление в середине века государственных публичных театров в Петербурге (Русский публичный театр, театр наЦарицыном лугу) и Москве (Университетский театр с первой профессиональной труппой, Петровский театр). Городские и загородные крепостные театры (Шереметьева, Юсупова, Воронцова). Появление первых выдающихся русских актеров из крепостных трупп (П. И. Ковалева-Жемчугова) и трупп «охочих комедиантов» (Ф. Г. Волков).

Академизм и романтизм в живописи и скульптуре (Ж. Давид, Д. Энгр, Э. Делакруа, Ф. Гойя). Ж. Л. Давид как основоположник и признанный лидер «революционного классицизма», основанного на просветительских идеях культа разума и «естественного чувства», воспитание у зрителей моральных качеств и гражданских добродетелей. Промежуточное положение Д. Энгра между классицизмом его учителя Ж. Л. Давида и нарождающимся романтическим мироощущением. Творчество Ф. Гойи как окончательное освобождение живописи от норм академического классицизма, не допускающих в искусство злободневные социальные, политические и психологические проблемы.

Романтическая опера (К. Вебер, Р. Вагнер). Вырастание немецкой романтической оперы из общей романтической традиции начала XIXв.Гофман как создатель первой немецкой романтической оперы («Ундина»). Национальные сказочно-легендарные сюжеты как основа для первых романтических опер. Р. Вагнер – кульминация европейского оперного романтизма.

М. Глинка и пути развития русской музыки. Творчество М. И. Глинки как начало мирового признания русской композиторской школы. Народно-песенные истоки музыкального языка Глинки. Традиции Венской классической школы в творчестве Глинки. Оперы Глинки «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» как начало периода русской оперной классики.

Реализм в западно-европейской живописи (Ж. Милле, Г. Курбе, О. Домье). Работа группы художников в деревне Барбизон близ леса Фонтенбло. Создание ими пейзажных этюдов на открытом воздухе (лишь доработка пейзажа в мастерских) и рождение французской пленэрной живописи. Сближение с барбизонцами Ф. Милле. Путь Милле от тонких по настроению портретов, мифологических композиций и галантных сцен в духе Ф. Буше к изображению повседневной крестьянской жизни. Творчество Г. Курбе – первая манифестация принципов реализма в живописи. Реалистическое отражение социальной и политической истории Франции между революцией 1830 г. и Парижской коммуной 1871 г. в творчестве О. Домье.

Реалистическая опера (Жд.Верди, Ж. Бизе, Ш. Гуно). Различные стороны музыкального реализма второй половины XIXв. Стремление Дж. Верди к воплощению в опере драмы сильной, простой, значительной. Реализм французской «лирической оперы» в произведениях Ш. Гуно. Творчество Ж. Бизе – вершина оперного реализма («Кармен»).

Импрессионизм в живописи, литературе, музыке. Перенесение позитивистских идей о главенстве факта с общественных идей в самую суть восприятия художником мира («отражаю только то, что непосредственно наблюдаю»). Открытие импрессионистами темы города как самостоятельной, независимой ни от чего, ценности. Отражение импрессионистических идей в поэзии нарождающегося символизма (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо).

Жанр бытовой картины (П. Федотов). Формирование жанра русской бытовой картины в 40-х гг. XX в.. офицерская служба П. Федотова и редкие посещения классов Академии художеств. Пристальный интерес к бытовым реалиям.

Академизм и антиакадемизм в русской живописи («Передвижники»). К. П. Брюллов – гений компромисса между идеалами классицистической школы и новыми веяниями романтической живописи в русском искусстве («Последний день Помпеи»). Объединение московских и петербуржских художников в Товарищество передвижных художественных выставок в 1870 г. (Г. Мясоедов, В. Перов, Н. Ге, И. Крамской, А. Саврасов, И. Шишкин). Устройство выставок «передвижников» по городам России.

Разнообразие жанров в русской живописи (марина, портрет, пейзаж, батальный и исторический жанры). Разнообразие жанров в русской живописи 70-80-х гг. ХХв. Как отражение многообразия взглядов на русскую историю и современность, на человека и природу. Пристальный интерес к евангельским сюжетам в творчестве Н. Н. Ге. Этнографическое описание Востока в полотнах В. В. Верещагина (серии посвященные Туркестану и Индии). Творчество И. Е. Репина – вершина русской и европейской реалистической живописи. Творчество В. И. Сурикова – вершина русской исторической живописи.

Разнообразие творческих интересов композиторов «Могучей кучки». Возникновение творческого содружества русских (петербуржских) композиторов в конце 50-х начале 60-х гг. ХIХ в. (М. Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков).

Национальное и интернациональное в творчестве П. И. Чайковского. Творчество П. И Чайковского как отражение практически всех тенденций в русской духовной жизни 70-х – 90-х гг. XIXв. Основные события жизненного пути композитора. Симфония в творчестве Чайковского как «исповедь души», как «лиричнейшая из всех музыкальных форм». Основные черты оперного творчества Чайковского. Введение в романс оперных приемов драматургического развития.

Стиль модерн (Ф. Шехтель). Конструктивизм в архитектуре (Ле Корбюзье, советская архитектура). Идеи и принципы архитектуры начала ХХ в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. леКорбузье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма. Русский модерн и его национальные черты. Органическое единство архитектуры с окружающей средой.

Разнообразие русской живописи начала ХХ в. (христианская живопись, реализм, жанровая и мифологическая живопись). Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича «Аналитическое искусство». П. Филонова, В. Татлин – основоположник живописного конструктивизма.

Постимпрессионизм живописи (П. Сезан, П. Гоген, В. ванГок, А. Тулуз-Лотрек). Развитие традиций импрессионизма в творчестве младших последователей. Натюрморты Сезанна. Мир таетра в работах Тулуз-Лотрека. Мир экзотики в картинах Гогена. Трагический творческий путь Ван Гога.

Направления зарубежного модернизма (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм). Разнообразие художественных направлений изобразительного искусства. Программность искусства ХХ в. (манифесты и декларации художников). Мастера зарубежной живописи.

Абстракционизм и сюрреализм как особые направления модернизма. Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали.

Русский режиссерский театр. История развития русского театра ХХ в., система Станиславского, творчество Фокина, Мейерхольда, Таирова. Современные театры, их деятельность. Мастера современного отечественного театра.

Искусство кинематографа. От волшебного фонаря до новейших спецэффектов. Самый молодой вид искусства и его влияние на умы человечества. Братья Люмьеры. Эпоха великого немого кино. Путь русского и советского кинематографа.

Поиски в русской музыке рубежа веков: религиозно-философская (С. Танеев), национально-романтическая (С. Рахманинов), национально-конструктивистская (И. Стравинский), символическая (А. Скрябин). Творчество С. Прокофьева и Д. Шостаковича. Традиции романтизма и символизма в творчестве А. Н. Скрябина. Темы-символы в «Поэме экстаза», фортепианных прелюдиях и сонатах. Глубин проникновения в мир человеческих чувств и эмоций. Традиции символизма и романтизма в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке.

Тематическое планирование

№ п\п

Тема

количество часов


10 класс

11 класс

1

Художественная культура Древнего мира

14


2

Художественная культура Средневековья

7


3

Художественная культура Возрождения

12


4

Итоговый урок

1


5

Художественная культура Нового времени


26

6

Художественная культура конца XIX-XX вв.


8


Итого

34

34



Материально-техническое обеспечение

Балакина Т.И. История отечественной культуры. Ч. 1-2. - М., 2015.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство - М 2016

Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2001.

Культурология / Под ред. А.А. Радугина. - М., 2013. ЭСУН (электронное средство учебного назначения), разработанное к учебникам МХК для 10 и 11 классов и одобренное Министерством образования и науки РФ («Кирилл и Мефодий», «Дрофа», 2003г).

Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.

Иллюстрированные альбомы с репродукциями памятников архитектуры и произведений художников

Мировая художественная культура. Энциклопедия школьника














































УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Менчерепская СОШ»

Я. С. Курбатова____________

Приказ №____

«____» сентября 2018г.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ Мировой художественной культуры

УЧИТЕЛЬ Вершинина Альбина Евгеньевна

КЛАСС 10-11

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 10 класс – 34

11 класс - 34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА 2018-2019 уч. год.

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: Федерального Компонента Государственного Стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по мировой художественной культуре

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Примерная программа основного общего образования по мировой художественной культуре Федеральный компонент государственного стандарта. «Мировая художественная культура: От истоков до ХVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: От ХVII века до современности. 11 класс» / Г. И. Данилова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.

























Календарно-тематическое планирование составлено учителем: Вершининой А. Е.


10 класс


№ п\п


Тема урока

Количество часов


Художественная культура Древнего Мира – 14 часов



Первобытность 3 - часа


1

Понятие художественной культуры

1

2

Наскальная живопись

1

3

Мегалитическая архитектура

1


Древний Египет – 2 часа


4

Погребальные и храмовые комплексы Древнего Египта

1

5

Рельефы, росписи и скульптура Древнего Египта

1


Междуречье – 1 час


6

Город и зиккурат в Междуречье

1


Древняя и средневековая Индия – 1 час


7

Буддийские и индуистские храмы и монастыри Индии

1


Древний и средневековый Китай – 1час


8

Китайский дом, дворец, храм

1


Культура Древней Греции – 3 часа


9

Классический древнегреческий храм и его ордерная структура

1

10

Этапы развития древнегреческой скульптуры

1

11

Греческая керамика и ее роспись

1


Культура Древнего Рима – 2 часа


12

Особенности древнеримской архитектуры

1

13

Древнеримская скульптура отканон этрусков до скульптурного портрета

1

14

Зачет по теме: «Художественная культура Древнего мира»

1


Художественная культура Средневековья – 7 часов



Культура Византии в IV-XI вв. – 1 час


15

Византийские храмы, их структура и украшение (икона, мозаика)

1


Романский стиль в западноевропейской культуре – 2 часа


16

Романская архитектура (собор, крепость)

1

17

Григорианский хорал и католическая месса (происхождение, смысл, структура)

1


Культура мусульманского мира – 1 час


18

Основные особенности мусульманской архитектуры

1


Стиль готики в западноевропейской культуре – 1 час


19

Готический собор, его конструкция и интерьер

1


Русская культура XI-XV вв. – 2 часа


20

Каменное зодчество Древней Руси и символика православного храма

1

21

Развитие русской иконописи от Богоматери Владимирской до парсуны. Зачет по теме: «Художественная культура Средневековья»



Художественная культура возрождения – 12 часов



Культура итальянского Возрождения – 8 часов


22

Развитие архитектуры итальянского Возрождения

1

23

Треченто в живописи

1

24

Поиски идеала в творчестве Рафаэля

1

25

Многогранность таланта Леонардо да Винчи

1

26

Творчество Микеланджело

1

27

Высокий Ренессанс в Венеции

1

28

Музыка Возрождения

1


Культура «Северного Возрождения» в Германии и Нидерландах – 1 час


29

Гравюра и протестантский настольный алтарь (А. Дюрер и П. Брейгель Старший)

1


Возрождение в Испании – 1 час


30

Мавританская культура

1


Английское Возрождение – 1 час


31

Театр Возрождения в Англии (В. Шекспир)

1

32

Зачет по теме: «Художественная культура Возрождения»

1


Русская культура в XVI-XVIIвв. – 1 час


33

Шатровые и столпные русские храмы, русское узорочье

1

34

Культурные традиции родного края.









11 класс


№ п\п


Тема урока

Количество часов


Художественная культура Нового времени – 26 часов


1

Итальянское барокко (архитектура, интерьеры, скульптура, фонтаны)

1

2

Опера барокко

1

3

Оратория, кантата, «страсти». Фуга (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель)

1

4

Садово-парковое искусство (парки итальянские, французские, английские)

1

5

Фламандское барокко (П. П. Рубенс)

1

6

Голландское барокко (Рембрандт и «малые голландцы»)

1

7

Архитектура русского барокко (Д. Трезини, Б. Растрелли, Д. Ухтомский и др.)

1

8

Особенности живописи классицизма и рококо (Н. Пуссен, А. Ватто)

1

9

Классический театр (Корнель, Расин, Мольер)

1

10

Мастера русского архитектурного классицизма (В. Баженов, М. Казаков)

1

11

Театр французского Просвещения (Бомарше, бульварные театры)

1

12

Опера и симфония Просвещения (К. Глюк, Й. Гайдн, В. Моцарт.Л. Бетховен)

1

13

Жанр портрета в живописи, русский парадный и интимный портрет (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский)

1

14

Мастера русского скульптурного портрета (Ф. Шубин, Э Фальконе, М. Козловский)

1

15

Русские столичные, провинциальные и крепостные театры

1

16

Академизм и романтизм в живописи и скульптуре (Ж. Давид, Д. Энгр, Э. Делакруа, Ф. Гойя)

1

17

Романтическая опера (К. Вебер, Р. Вагнер)

1

18

М. Глинка и пути развития русской музыки

1

19

Реализм в западноевропейской живописи (Ж. Милле, Г. Курбе, О. Домье)

1

20

Реалистическая опера (Дж. Верди, Ж. Бизе, Ш. Гуно)

1

21

Импрессионизм в живописи, литературе, музыке

1

22

Жанр бытовой картины в России (П. Федотов)

1

23

Академизм и антиакадемизм в русской живописи («Передвижники»)

1

24

Разнообразие жанров в русской живописи (марина, портрет, пейзаж, батальный и исторический жанры)

1

25

Разнообразие творческих интересов композиторов «Могучей кучки»

1

26

Национальное и интернациональное в творчестве П. И. Чайковского

1


Художественная культура конца XIX-XX вв. – 8 часов


27

Стиль модерн (Ф. Шехтель). Конструктивизм в архитектуре (Ле Корбюзье, советская архитектура)

1

28

Разнообразие в русской живописи начала века (христианская живопись, реализм, жанровая и мифологическая живопись)

1

29

Постимпрессионизм живописи (П. Сезанн, В. Ван Гог, А. Тулуз-Лотрек)

1

30

Направления зарубежного модернизма (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм)

1

31

Абстракционизм и сюрреализм как особые направления модернизма

1

32

Русский режиссерский театр

1

33

Искусство кинематографа

1

34

Поиски русской музыки рубежа веков: религиозно-философская (С. Танеев), национально-романтическая (С. Рахманинов), национально-конструктивистская (И. Стравинский), символическая (А. Скрябин). Творчество С. Прокофьева и Д. Шостаковича

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!